Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 09:43, курсовая работа
Инвестиционная деятельность отечественных предприятий в современных условиях является одним из основных факторов развития, и обеспечения стабильности национальной экономики. В стратегическом аспекте увеличение инвестиций и, прежде всего, инвестиций в основной капитал промышленности выступает ключевым звеном, определяющим возможности решения всего комплекса проблем развития экономики.
В последние несколько лет инвестиционная ситуация в экономике улучшилась, но эти позитивные изменения не приняли характер устойчивой тенденции. Ситуация с долгосрочным кредитованием в основной капитал промышленности по-прежнему характеризуется существенным кругом проблем институционального, отраслевого, регионального и ресурсного характера. Значительный износ основных средств, технологическая отсталость производственного комплекса требуют капитальных вложений.
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы кредитования. 5
1.1. Понятие долгосрочного кредитования. Виды. 5
1.2. Проблемы и перспективы долгосрочного кредитования. 12
Глава 2. Деятельность ЗАО «ВТБ-24» и работа с клиентами. 22
2.1. Организационная структура ЗАО «ВТБ-24». 22
2.2. Финансовые, кредитные, операционные риски. 55
2.3. Анализ деятельности ЗАО «ВТБ-24» за 2010-2011 года. 59
Глава 3. Предложения и рекомендации по совершенствованию клиентоориентированной политики. 75
Заключение. 88
Формирование перечня потенциальных клиентов. Основными факторами при определении критериев для выбора приоритетов в работе с клиентами являются инвестиционные потребности компаний, а также характеристики отраслей и компаний с точки зрения привлекательности для финансирования и вероятности инициирования сделок.
Таблица 11. Процесс оценки результатов работы.
Подход к работе с клиентами. Целью работы является определение перечня компаний со значимым потенциалом интересных для банка сделок, а также реальной возможностью участия в них для банка. В ходе анализа должны учитываться следующие факторы:
1. Потенциальный объем бизнеса:
- объемы продаж, обеспеченные экспортной выручкой;
- отраслевая принадлежность;
- участие на рынках капитала;
- финансовое состояние компании;
- объем возможных сделок в предстоящие три года;
- возможности и
2. Возможности банка по работе с клиентом:
- конкурентная ситуация;
- история взаимоотношений с
клиентом (объем бизнеса по
- структура собственности
- навыки, знания и репутация банка в отрасли;
- способность банка предложить продукты, отвечающие потребностям клиентов.
В рамках данной работы необходимо использовать все источники информации о клиентах, которыми располагает банк. Список приоритетных клиентов является закрытым, то есть предполагается, что инвестиционно-банковское направление не будет работать с другими клиентами, если только не будет определено, что возможна исключительно привлекательная сделка, или у банка не образуются временно не задействованные ресурсы, которые не могут быть включены в работу с приоритетными клиентами. Список должен периодически корректироваться и обновляться. Результатом работы будет перечень предполагаемых приоритетных клиентов с описанием общего объема возможного бизнеса с каждым из них.
Разработка детального плана работы с клиентами. Для каждого приоритетного клиента определяется сотрудник инвестиционно-банковского направления, ответственный за организацию работы с данной компанией. В его задачи входит подготовка детального плана работы с клиентами.
Таблица 12. План работы с клиентами.
Базовая информация о клиенте |
Юридическая и организационная структуры, основные аффилированные компании, структура собственности, основные участия. Основные финансовые показатели (в динамике за несколько лет). Описание бизнеса и стратегии клиента: - краткое описание отрасли и
конкурентной позиции клиента
(основные тенденции, - основные стратегические инициативы, предпринятые в прошлом; - цели и задачи клиента (рост, прибыльность, география и т.д.); - основные инициативы в области
использования инвестиционно- - важные вопросы/проблемы для
клиента (изменение структуры
собственности, необходимость - прочая важная информация |
Конкурентная позиция банка и потребности клиента |
Описание истории Анализ проигранных сделок (если применимо). Оценка общего объема бизнеса с клиентом (доходы для банков) и доли банка в прошлом. Ожидаемые потребности клиента. Ожидаемый общий объем бизнеса с клиентом и доля банка (на три года вперед). Описание отношений трех наиболее сильных конкурентов с клиентом (включая их отношения с основными руководителями). Описание отношений банка с клиентом (по продуктам и в целом) |
Организация клиента и подход к работе |
Предпочтительная форма Перечень руководителей В идеале необходимо перечислить основных текущих руководителей и «следующее поколение». Описание подхода к |
Ресурсы банка, выделяемые на взаимодействие с клиентом |
Перечень сотрудников банка, отвечающих за взаимодействие с клиентом (включая ИБ, корпоративный и другие бизнесы), степень участия (процент времени) и т.д. Роли и ответственность, цели по отношениям с конкретными руководителями и т.д. |
Цели банка по работе с данным клиентом |
Количественные показатели (объем доходов, доля банка в бизнесе клиента, количество предложений о сделках, процент выигранных сделок, количество сделок, которые прошли без участия банка). Отношения с руководителями (количество встреч с руководителями, темы для обсуждения) |
Планирование конкретных сделок |
Описание возможных сделок, их состояния. Конкретные шаги по реализации (встречи, темы для обсуждения, участники, желаемые результаты и т.д.) |
Выявление приоритетов и оценка эффективности работы с клиентами. План работы с клиентами служит основой для постоянного процесса мониторинга работы с клиентами и уточнения ее приоритетов и целей. Предполагаются два этапа подобной работы:
- текущий мониторинг. Ответственный за работу с клиентами сотрудник представляет текущие результаты работы и согласовывает с руководителем ИБ-направления следующие шаги и приоритеты. На данном этапе также контролируется исполнение планов работы с клиентом и при необходимости проводится их корректировка;
- ежегодная оценка эффективности работы с клиентами. В рамках этой процедуры производятся сопоставление достигнутых результатов с плановыми и планирование дальнейшей работы с клиентом. Важной отличительной особенностью является вовлечение в процесс оценки клиентов (организация встреч для обсуждения результатов взаимодействия в течение года).
По итогам мониторинга проводятся оценка результатов деятельности соответствующих сотрудников и планирование результатов работы всего направления на следующий год.
Анализ и корректировка работы с клиентами. Как неоднократно упоминалось выше, успех ИБ-направления будет зависеть от создания эффективной организации и навыков активной работы по инициированию сделок. Таким образом, в рамках банка создаются две организации продаж: для инвестиционно-банковских продуктов и для продуктов коммерческого банка. Ниже описаны необходимые механизмы координации их деятельности по четырем направлениям: распределение полномочий по продуктам, подход к работе с различными категориями клиентов, передача друг другу информации о возможных сделках, общие системы информации о клиентах.
Распределение полномочий по продуктам между ИБ-направлением и другими подразделениями банка. Особенно важно обеспечить координацию между различными клиентскими подразделениями банка.
Основными продуктами инвестиционно-банковского направления на первоначальных этапах его развития являются продукты структурированного финансирования (проектное финансирование, синдицированное кредитование, лизинг и т.д.).
Поскольку данные продукты являются относительно более сложными и требуют большего времени на проработку и организацию, чем продукты коммерческого банка, в интересах повышения эффективности деятельности банка в целом необходимо обеспечить, чтобы подобные сделки велись соответствующим специализированным подразделением банка. В частности, с учетом того, что на сегодняшний день банки предлагают клиентам кредитные продукты различной сложности, необходимо четкое распределение полномочий по продуктам с элементами кредитования.
К компетенции инвестиционно-
- денежный лимит сделки;
- или одно из следующих условий:
- синдикация части сделки другим финансовым институтам;
- использование лизинговых продуктов;
- решающая роль экономики финансируемого проекта, а не финансового состояния клиента в целом в обеспечении финансовых потоков сделки, включая все сделки с ограниченным регрессом по отношению к спонсорам.
Данные критерии должны периодически пересматриваться и корректироваться с учетом практики работы банка.
Координация работы по привлечению клиентов. Координация работы по привлечению клиентов между инвестиционно-банковским и корпоративным направлениями необходима для обеспечения наиболее эффективного взаимодействия банка со своими клиентами.
Следует дифференцировать форму координации в зависимости от степени приоритетности клиентов для обоих бизнесов банка. В этих целях руководителями инвестиционно-банковского и корпоративного направлений формируются перечни трех категорий клиентов:
- взаимно приоритетные (т.е. входящие в перечень 20 наиболее приоритетных клиентов);
- взаимно важные (т.е. входящие в перечень 100 наиболее приоритетных клиентов);
- прочие клиенты.
Перечень формируется один раз в год в рамках планирования работы с клиентами и периодически обновляется (по мере необходимости или раз в квартал).
В отношении взаимно приоритетных клиентов (не более 20) предполагается совместная разработка клиентов, включающая в себя:
- подготовку совместных планов
по работе с клиентами (один
раз в год, периодически
- совместные встречи с
- ведение «зеркальной»
Ответственность за организацию совместной
работы с клиентами возлагается
на руководителей инвестиционно-
В отношении взаимно важных клиентов (не более 80) координация деятельности инвестиционно-банковского и корпоративного направлений проводится по мере необходимости, в частности:
- клиентские менеджеры
- по итогам каждого контакта
с клиентом (встречи, содержательные
телефонные разговоры)
- клиентские менеджеры
Как и в случае с взаимно приоритетными
клиентами, ответственность за организацию
совместной работы с клиентами лежит
на руководителях инвестиционно-
В отношении прочих клиентов необходимости в какой-либо координации работы между инвестиционно-банковским и корпоративным направлениями нет.
Обмен информацией о возможных сделках. В целях обеспечения эффективного обмена информацией и стимулирования перекрестных продаж между инвестиционно-банковским и корпоративным направлениями следует применить систему премирования клиентских менеджеров за передачу информации о возможных сделках другим подразделениям банка. При этом должен предусматриваться дифференцированный подход к различным категориям клиентов:
- для взаимно приоритетных клиентов обмен информацией о возможных сделках является обязательным. Клиентский менеджер, предоставивший информацию о сделке, премируется даже в случае, если сделка была в итоге проиграна банком. Клиентский менеджер не премируется, если сделка не была в итоге реализована клиентом вообще;
- для всех остальных клиентов, включая взаимно важных, обмен информацией о сделках не является обязательным. Предоставивший информацию о сделке клиентский менеджер премируется, только если сделка реализуется банком.