Финансирование информационно-консультационной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 04:31, доклад

Описание

Высокая социально-экономическая значимость и эффективность информационно-консультационной деятельности доказана историческим опытом функционирования службы во многих странах мира. Однако важно учитывать, что устойчивое и эффективное функционирование службы, а также ее поступательное развитие невозможны без организации рационального финансирования ее деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Финансирование ИКС.doc

— 881.00 Кб (Скачать документ)


Глава 8. Финансирование информационно-консультационной службы

Высокая социально-экономическая значимость и эффективность информационно-консультационной деятельности доказана историческим опытом функционирования службы во многих странах мира. Однако важно учитывать, что устойчивое и эффективное функционирование службы, а также ее поступательное развитие невозможны без организации рационального финансирования ее деятельности.

8.1. Понятие финансирования. Основные принципы финансирования ИКС

Под финансированием информационно-консультационной службы понимается совокупность взаимосвязанных действий, направленных на финансовое обеспечение собственно информационно-консультационной, а также организационной деятельности службы.

Совокупность действий можно разделить на пять основных направлений:

-          привлечение бюджетных средств;

-          исследование внутренних возможностей и подготовка собственных денежных средств для финансирования деятельности службы;

-          исследование финансового рынка и получение заемных денежных средств;

-          поиск и привлечение денежных средств из других источников (гранты, спонсоры и т.п.);

-          поиск и подготовка материализованных активов во всех формах (материально-технические ресурсы, здания, оборудование, товары и т.п.) для использования в качестве вклада в текущую и инвестиционную деятельность службы.

Принципы финансирования ИКС рассматриваются в единой системе, но при этом отражают различные стороны деятельности службы. К основным принципам можно отнести:

-          соответствие целям и задачам ИКС;

-          ориентация на конечный результат;

-          окупаемость затрат на услуги.

Если главная цель ИКС заключается в оказании помощи товаропроизводителям в процессе выбора и принятия управленческих решений, то и при выборе форм и методов финансирования службы следует руководствоваться именно интересами клиентов. При этом необходимо иметь в виду, что клиенты службы, как правило, неоднородны по своим интересам. Большинство товаропроизводителей нацелены на получение максимального дохода от своей деятельности. Однако отдельные клиенты или их группы могут иметь и другие цели: сохранение жизненного уклада, социальное развитие местного сообщества, создание благоприятной окружающей среды и т.п.

Конечный результат функционирования службы является производным и выражается через результаты деятельности сельского товаропроизводителя. В то же время интересы самой службы могут вступать в некоторое противоречие с интересами клиентов (особенно в случае платности услуг). То есть деятельность службы может быть направлена на реализацию своих собственных коммерческих интересов путем извлечения необоснованных дополнительных доходов. Это опасный для службы путь, так как неизбежно ведет к потере доверия клиента и, как следствие, к самоликвидации.

При решении вопроса о выборе источников и об условиях финансирования необходимо ориентироваться на конечные результаты, предпочтительные для клиента. В то же время не следует забывать и об интересах самой службы. Если интересы службы не будут учитываться, то не будет и достаточных финансовых ресурсов для ее развития, А это, в свою очередь, может привести к сокращению и даже сворачиванию ее деятельности, что в конечном итоге скажется отрицательно на результатах деятельности клиентов.

Другими словами, необходимо оптимально сочетать интересы всех участников информационно-консультационной деятельности, имея в виду максимальный общий конечный результат.

Следует искать и (или) создавать такие условия финансирования, которые способствовали бы полному возмещению текущих и инвестиционных затрат. Возмещение затрат не предполагает перевод информационно-консультационной деятельности на оказание исключительно платных для клиентов услуг. Затраты могут возмещаться за счет бюджетного финансирования, целевых государственных программ, спонсорской помощи, грантов и других источников финансирования. При финансовом планировании необходимо осуществлять поиск и сочетать все возможные источники, в которых условия финансирования в совокупности смогут обеспечить своевременное восполнение затраченных средств (текущая или операционная деятельность) и, при необходимости, расширение деятельности и развитие службы (инвестиционная деятельность).

8.2. Источники финансирования

В большинстве стран мира консультационная служба создавалась инициативой государства и долгое время содержалась за счет налогоплательщиков. Разнообразие источников финансирования консультационных служб возникло не так давно и, главным образом, в результате приватизации государственных организаций и возрастающей роли коммерческих компаний, занимавшихся научными исследованиями и распространением знаний в аграрной сфере.

Источники финансирования различают по происхождению капитала:

-          прямое бюджетное финансирование (федеральный, региональный и местный бюджеты);

-          государственные и негосударственные программы и проекты, в том числе организованные на конкурсной основе;

-          хозрасчетные поступления от оказания платных услуг;

-          прочие источники финансирования.

Как хорошо известно из мировой практики, сельское хозяйство часто является дотационной отраслью. Государственное финансирование информационно-консультационной службы можно рассматривать как одну из многочисленных форм дотаций, особенно на стадии ее формирования. Причем данная форма предполагает не только простое перераспределение бюджетных средств, она направлена на развитие отрасли с целью повышения ее эффективности и последующего наполнения бюджета за счет роста абсолютного размера налогооблагаемой базы и самих налогов. Другими словами, вложение средств в формирование и развитие ИКС предусматривает соответствующую отдачу. Мировой опыт создания подобных служб подтверждает высокую степень окупаемости данных вложений: как показали исследования, средняя внутренняя норма доходности (IRR) инвестиций в создание ИКС составляет около 40%.'

Прямое бюджетное финансирование. Бюджетные средства, как говорит история, являются основой финансирования информационно-консультационных служб (особенно в периоды их формирования, становления и первоначального развития). За счет государственных средств производятся следующие работы:

-          создается материально-техническая база службы;

-          создается методическая, научно-исследовательская и информационная база службы;

-          осуществляется широкомасштабная первоначальная подготовка консультантов и специалистов службы;

-          формируется информационная сеть и система взаимосвязей со всеми организациями-участниками (научно-исследовательские институты, информационно-вычислительные центры, лаборатории, торговые организации и оптовые рынки, частные. консультационные фирмы и т.д.)

Прямое бюджетное финансирование осуществляется из специально выделенной строки бюджета соответствующего уровня.

Бюджеты разных уровней по отношению к ИКС выполняют различные функции:

1) за счет общенационального (федерального) бюджета осуществляются:

-          программы развития АПК общенационального значения (продовольственная безопасность страны, охрана окружающей среды, конкурентоспособность АПК), в которых служба принимает участие, включая целевые комплексные программы развития самой ИКС;

-          создание и развитие материально-технической базы федеральных органов управления службой, центральных институтов службы;

-          создание информационных и глобальных компьютерных систем, а также оснащение региональных служб необходимым системообразующим оборудованием;

-          разработка и актуализация общенациональных баз данных;

-          подготовка и переподготовка кадров для ИКС федерального и регионального уровней;

2) за счет средств региональных бюджетов осуществляются:

-          программы развития АПК регионов, в которых региональные службы принимают участие, включая программы создания и развития самих региональных служб (идентификация проблем и потребностей АПК и непосредственно товаропроизводителей, разработка и анализ способов их решения и т.п.);

-          создание и развитие материально-технической и информационной базы региональных (и частично районных) ИКЦ;

-          разработка и актуализация региональных баз данных, адаптация и распространение прикладных программных продуктов;

-          подготовка и переподготовка кадров ИКС районного (и частично регионального) уровня;

-          текущие расходы региональных (частично районных) институтов службы;

3) за счет средств местных бюджетов осуществляются:

-          создание и развитие материально-технической и информационной базы районной службы (совместно с региональным бюджетом);

-          финансирование (при поддержке регионального бюджета) текущих затрат районной службы.

Как видно из направлений использования средств, чем выше уровень иерархии (федеральный бюджет), тем выше доля капитальных вложений в структуре бюджетных средств, и, наоборот, чем ниже уровень иерархии (районный уровень), тем больше доля текущих затрат. По мере становления и последующего развития службы структура бюджетных средств может изменяться. Если в начале процесса, когда преобладают капитальные затраты (см. рис. 8.1), основное финансовое бремя ложится на федеральный (частично региональный) бюджет, то в дальнейшем, когда возрастает доля текущих затрат, их финансирование осуществляется в большей мере из районного и регионального бюджетов.

Рис. 8.1. Динамика структуры затрат на создание и функционирование ИКС

 

Целевые государственные и негосударственные программы и проекты. На государство возлагается решение социальных, экологических и многих других проблем развития, в том числе развития АПК и сельских территорий. Реализация соответствующих мероприятий, как правило, не приводит непосредственно к увеличению финансовых выгод товаропроизводителей. Государство же, заинтересованное в решении этих проблем, дает соответствующий заказ информационно-консультационным службам и финансирует выполнение этих работ из бюджета соответствующей целевой программы или проекта. При этом возможно выделение средств на конкурсной основе, когда несколько служб претендуют на выполнение соответствующего заказа.

В качестве заказчика могут выступать и негосударственные организации (ассоциации производителей или потребителей, общественные фонды и т.п.), заинтересованные в осуществлении своих программ с помощью ИКС. При выполнении таких заказов необходимо помнить о недопустимости возникновения противоречий между интересами этих организаций и клиентов службы, а также о соблюдении основных принципов информационно-консультационной деятельности.

Хозрасчетные поступления. Хозрасчетные поступления предполагают получение службой платы от клиента за выполненные работы и услуги. На платной основе обычно (если не предусмотрен другой источник финансирования) выполняются следующие виды услуг:

-          финансовые, технологические, маркетинговые и другие консультации, направленные на увеличение доходов клиента;

-          ведение бухгалтерской отчетности для клиентов;

-          проведение различного рода экономических расчетов (например, анализ хозяйственной деятельности и финансового состояния клиентов);

-          планирование производственно-экономической деятельности хозяйств, включая составление бизнес-планов инвестиционных проектов;

-          распространение прикладного программного обеспечения;

-          снабжение информацией о рынках ресурсов, технологий, сельскохозяйственной продукции и т.п.;

-          обучение и повышение квалификации товаропроизводителей;

-          распространение печатной и видео-продукции;

-          проведение лабораторных исследований (почв, кормов, качества продукции и т.д.) при наличии соответствующей базы;

-          посреднические услуги, не противоречащие основным принципам работы службы (например, переадресация клиента к другим консультационным фирмам или консультантам узкого профиля для получения специальных частных консультаций).

Прочие источники финансирования. Среди прочих внешних источников особое место занимают гранты и спонсорская помощь. Эти два источника имеют существенные различия, несмотря на то, что и те и другие предоставляются на бесплатной и безвозмездной основе.

Гранты обычно предоставляются в начале становления службы для того, чтобы дать первый толчок, запустить процесс с расчетом на дальнейшее его самостоятельное развитие. Средства на гранты выделяются в основном специальными фондами, правительствами, международными финансовыми институтами, а также общественными организациями зарубежных стран. Как правило, с помощью грантов финансируются пилотные проекты ограниченного действия во времени и по степени влияния на всю систему в целом. А делается это с целью показать на конкретном примере преимущества информационно-консультационной службы, заинтересовать правительство и общество в поддержке развития этого направления, дать ему первоначальный толчок. При реализации пилотных проектов особое внимание уделяется чистоте эксперимента. Это необходимо для того, чтобы получить достоверные результаты, гарантирующие получение планируемого эффекта при дальнейшем их распространении за пределами эксперимента.

Гранты в отличие от спонсорской помощи предоставляются на конкурсной основе. В случае объявления тендера конкурсанты должны к установленной тендерными условиями дате представить соответствующим образом оформленную заявку. Заявка, как правило, включает описание цели и задач проекта, основных результатов, которые предполагается получить в ходе реализации проекта, мероприятий и видов деятельности, которые обеспечат достижение планируемых результатов, возможных рисков, а также финансовых, материальных и трудовых ресурсов, необходимых для выполнения всех намеченных мероприятий.

Информация о работе Финансирование информационно-консультационной службы