Финансирование информационно-консультационной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 04:31, доклад

Описание

Высокая социально-экономическая значимость и эффективность информационно-консультационной деятельности доказана историческим опытом функционирования службы во многих странах мира. Однако важно учитывать, что устойчивое и эффективное функционирование службы, а также ее поступательное развитие невозможны без организации рационального финансирования ее деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Финансирование ИКС.doc

— 881.00 Кб (Скачать документ)

 

Условие безубыточности определяется следующей формулой

P∙N=C+V∙N,

где   Р –  минимальная цена на услугу (набор услуг), обеспечивающая безубыточность;

С – условно-постоянные затраты (табл. 8.1);

V – условно-переменные затраты на расчет одного рациона (табл. 8.2);

N – количество расчетов рационов за год.

Если среднее число расчетов, выполняемых в районном ИКЦ за год составляет примерно 400, а условно-постоянные и условно-переменные затраты определены, то по формуле условия безубыточности можно рассчитать минимальную цену на услугу:

Таким образом, чтобы окупить свои расходы на услуги по расчету рационов во втором году реализации региональной программы ИКС, обслуживая примерно 3 хозяйства (350-450 расчетов), служба должна установить цену на услугу в размере 200 руб. (без НДС). Цена ниже точки безубыточности (самоокупаемости) принесет убытки, цена выше - дополнительную прибыль.

Легко заметить, что увеличение числа выполняемых расчетов при тех же затратах, будет обеспечивать превышение поступлений над затратами, что создает условия не только для самофинансирования ИКС, начиная со 2-го года, но и для ее развития.

Так к концу третьего года проекта каждый районный ИКЦ должен обслуживать по 8-9 хозяйств и выполнять в среднем около 1200 расчетов за полгода. Если цена одного расчета останется неизменной, то на развитие службы можно получать до 120 тыс. рублей за год.

Поступления: 200 руб./расчет ∙ 2400 расчетов за год = 480 000 руб.

Условно-переменные затраты: 140 руб. /расчет ∙ 2400 расчетов = 336 000 руб.

Условно-постоянные затраты: 24 000 руб.

Всего затрат: 336 000 + 24000 = 360 000 руб.

Средства на развитие службы: 480 000 - 360 000 = 120 000 руб.

Если же будет принято решение о снижении цены для привлечения большего числа клиентов, то при той же нагрузке, минимальная цена определяется на уровне 150 руб. за один расчет (без НДС):

Поступления = Всего затрат = 360 000 руб.

Цена одного расчета = 360 000 руб. / 2400 расчетов в год = 150 руб./расчет.

Если в случае необходимости (отсутствие платежеспособного спроса или целенаправленная ценовая политика) информационно-консультационная служба устанавливает цену на услугу ниже себестоимости, то есть два варианта: либо она несет убытки, либо покрывает разницу между ценой и себестоимостью за счет дотаций или субсидий. Такие дотации или субсидии выделяются, как правило, государством. Из государственного бюджета, могут создаваться специальные централизованные фонды поддержки сельских товаропроизводителей. В условиях государственного регулирования экономики можно поддерживать самоокупаемость предприятий через выделение бюджетных ассигнований, установление цен, торговых надбавок и наценок, внутри- и межотраслевое перераспределение денежных средств. Однако возможности поддержки производителей через бюджет ограничены. Поддержка должна оказываться сельхозпроизводителям, предприятиям, производящим социально значимую продукцию или относящимся к естественным монополиям. Косвенным образом сельские товаропроизводители могут поддерживаться через дотирование информационно-консультационных услуг. При этом предполагается целевое и эффективное использование бюджетных средств.

Возмещение расходов за счет получаемых доходов за платные услуги возможно лишь в том случае, когда есть достаточный и платежеспособный спрос на эти услуги, а цены устанавливаются на основе соотношения спроса и предложения.

Для контроля за соблюдением принципа самоокупаемости финансовая служба ИКС составляет сметы затрат, нормирует расходование ресурсов, устанавливает конкретные задания по набору услуг, их объему и качеству, снижению трудоемкости работ.

Формула расчета точки безубыточности может модифицироваться в зависимости, например, от сложности расчета условно-переменных затрат. Разберем эти особенности на примере определения минимальной цены на подписку на информационный бюллетень. Пусть районная ИКС ежеквартально (4 раза в год) выпускает информационный бюллетень в количестве 250 экземпляров (по числу клиентов). Средний объем выпуска составляет 50 стр. Произведем расчет условно-постоянных затрат на издание журнала в целом за год (табл. 8.3).

Таблица 8.3

Расчет размера условно-постоянных затрат регионального центра ИКС, отнесенных на информационный бюллетень (в расчете на год)

Виды затрат

Количество

Цена,руб.

Сумма, руб.

Оплата труда

3 чел.

15000

45000

Аренда (амортизация) помещений

12 кв.м

250

3000

Амортизация офисного оборудования и множительной техники

2 ПК

3000

6000

Коммунальные расходы

Х

5000

5000

Прочие расходы

Х

11000

11000

Итого

Х

X

70000

 

Особенностью при расчете условно-переменных затрат на издание бюллетеня является их дифференциация в расчете на 1 экземпляр и на 1 страницу (табл. 8.4). Например, затраты на переплет зависят от количества тиража, а расходы на бумагу – от общего объема страниц во всем тираже.

Таблица 8.4

Расчет условно-переменных затрат на информационный бюллетень

Виды затрат

Руб. в расчете

на 1 экз.

на 1 стр.

Тиражирование и брошюровка

2

0,19

оплата труда техперсонала

1

0,04

амортизация минитипографии

X

0,05

бумага

X

0,1

переплет

1

X

Распространение

4,5

X

оплата труда техперсонала

1

X

почтовые расходы

3,5

X

Прочие расходы

0,5

0,01

Итого

7

0,20

 

Формула условия безубыточности приобретет вид:

P ∙ Q = C+V1 ∙Q+V2 ∙ G,

где Р – минимальная цена 1 экземпляра, обеспечивающая безубыточность;

С – условно-постоянные затраты всего за год (табл.8.3);

V1 – условно-переменные затраты в расчете на 1 экземпляр (табл. 8.4);

V2 – условно-переменные затраты в расчете на 1 страницу (табл. 8.4);

Q – общий годовой тираж (количество экземпляров за весь год = N ∙ S = 250 ∙ 4= 1000, где N - число клиентов-подписчиков, S – количество выпусков бюллетеня в год);

G – количество страниц в 1 экземпляре (50).

Данная формула позволяет определить минимальную цену бюллетеня при заданном количестве страниц:

При этом цена годовой подписки составит 87 руб. ∙ 4 выпуска в год = 348 руб.

Аналогично первому примеру в данном случае можно рассчитать минимальное количество подписчиков при фиксированной цене на журнал. Пусть цена установлена в размере 100 руб. Тогда число подписчиков может быть снижено до 211 (вместо 250 при цене 87 руб.):

Если служба по какой-либо причине планирует определенный уровень рентабельности по отдельному виду оказываемых услуг, то соответствующая цена (при фиксированном количестве услуг или клиентов) рассчитывается по следующей формуле:

где Pr - цена на услугу, соответствующая r - уровню рентабельности;

R - фиксированный уровень рентабельности, выраженный в долях и увеличенный на единицу.

И, наоборот, при фиксированной цене на услугу можно определить необходимое количество клиентов (Nr), обеспечивающее требуемый уровень рентабельности (r):

Результаты расчетов по определению цен и количества клиентов-подписчиков при различных уровнях рентабельности представлены в табл. 8.5.

Таблица 8.5

Минимальная цена и количество подписчиков на информационный бюллетень при различных уровнях рентабельности

 

 

Уровень рентабельности (r)

1

1,1

1,2

1,3

1,4

Минимальная цена (Pr) при фиксированном числе подписчиков (N=250)

87

95,7

104,4

113,1

121,8

Минимальное число подписчиков (Nr) при P=100

211

232

253

274

295

 

Необходимость установления цен для различных уровней рентабельности, как правило, связана с потребностями служб в дополнительных средствах для развития своей деятельности, инвестиций и расширения набора предоставляемых услуг. Прибыль, полученная от превышающих точку безубыточности цен, направляется на накопление и используется в соответствии с принципом самофинансирования.

Самофинансирование в широком смысле – это финансовая стратегия управления фондами денежных средств предприятий в целях накопления капитала, достаточного для финансирования расширенного воспроизводства. Самофинансирование организаций ИКС, как и для любых других предприятий, обеспечивается нормой накопления капитала и доходности. В некоммерческих службах норма накопления формируется из источников, не связанных с получением платы за услуги с клиентов.

Окупаемость затрат и возможность накопления капитала в значительной мере определяются соотношением выручки и затрат.

Важнейшим финансовым показателем для деятельности ИКС является объем выручки (поступлений от реализации работ, услуг). Поступления должны (как минимум) покрывать все затраты Организации, а размер поступлений находится в прямой зависимости от цен на информационно-консультационные услуги.

8.5. Финансовые планы службы

Финансирование информационно-консультационной деятельности представляет собой один из важнейших элементов работы службы, от которого часто в определяющей мере зависит успех ее функционирования и развития. Именно поэтому особое значение приобретает внимательное отношение со стороны самой ИКС к рациональному планированию затрат и поступлений, а также к организации финансовой деятельности службы.

Планированию подлежит как текущая финансовая деятельность, так и инвестиционная. В обоих случаях планируются как поступления, так и расходы службы. Агрегированная схема движения финансовых потоков в системе информационно-консультационной службы представлена на рис. 8.2.

Рис. 8.2. Направления основных финансовых потоков в информационно-консультационной службе

 

Здесь же мы ограничимся лишь построением финансовых планов (бюджетов) текущей деятельности службы, не рассматривая процесс первоначального создания службы.

Финансовые планы разрабатываются как для отдельных мероприятий, которые периодически проводятся службой, так и по текущей деятельности службы в целом на определенный временной период (например, в форме годового бюджета).

Годовой бюджет службы любого уровня и любой формы организации (модели) состоит из приходной (по источникам финансирования) и расходной (по статьям затрат) частей. На различных уровнях (районный, региональный, федеральный) бюджеты различаются как по источникам, так и по составу затрат.

Информация о работе Финансирование информационно-консультационной службы