Финансирование информационно-консультационной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 04:31, доклад

Описание

Высокая социально-экономическая значимость и эффективность информационно-консультационной деятельности доказана историческим опытом функционирования службы во многих странах мира. Однако важно учитывать, что устойчивое и эффективное функционирование службы, а также ее поступательное развитие невозможны без организации рационального финансирования ее деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Финансирование ИКС.doc

— 881.00 Кб (Скачать документ)

Подготовка качественной заявки - процесс творческий и трудоемкий, требующий специальных знаний и большого опыта. К выполнению заявки обычно привлекаются профессионалы, способные обеспечить конкурентоспособный уровень документа.

Гранты не являются подарком, который можно использовать по своему усмотрению. Они предполагают исключительно целевое использование выделяемых финансовых средств по определенным заранее правилам. Требования к заявке на проект и правила использования средств формулируются заказчиком и публикуются в конкурсном объявлении.

Примерами грантов могут служить многие программы и проекты: TACIS (Техническая помощь СНГ), Европейского Союза, Британского Ноу-Хау Фонда (British Know-How Fund), Датской консультационной службы (DAAS), Германского правительства и другие.

Спонсоры (частные лица, коммерческие фирмы) помогают, как правило, развитию уже существующих направлений, фирм, организаций и служб, доказавших эффективность своей работы и целевое использование ранее выделенных средств, Побудительными мотивами для спонсоров, финансирующих деятельность информационно-консультационных служб, могут быть:

-          реализация личной внутренней потребности в оказании помощи сельским товаропроизводителям, проявление деятельного патриотизма и т.п.;

-          желание создать благоприятный имидж своей компании;

-          стремление снизить собственную налогооблагаемую базу доходов.

Иногда за спонсорской помощью может скрываться прямой или косвенный финансовый интерес. Например, если сельские товаропроизводители (клиенты службы) одновременно являются реальными или потенциальными поставщиками продукции для спонсора, то финансовая помощь службе позволит увеличить объемы производства, повысить качество продукции, или снизить затраты и цены, а это, в свою очередь, приведет к росту доходов самого спонсора.

Каждая служба, в какой стране она бы не работала, старается максимально использовать все перечисленные источники финансирования. И структура приходной части бюджета зависит от конкретных экономических и политических условий. В одних странах (США, отдельные земли Германии и другие) наибольшую долю занимают деньги государственного бюджета, в других (Англия, Шотландия, Голландия и другие) преобладают коммерческие поступления от продажи услуг.

Все перечисленные источники финансируют непосредственно деятельность реально существующих и официально оформленных ИКС. В то же время информационная и консультационная деятельность осуществляется не только этими службами. Часто консультации и информационные услуги оказываются и другими государственными и негосударственными организациями (исследовательские институты, учебные заведения, статистические управления, вычислительные центры, аналитические лаборатории и т.д.), коммерческими компаниями и ассоциациями товаропроизводителей.

Для этих целей государственные организации используют бюджетные средства (в том числе налоговые поступления от юридических и физических лиц, акцизы, пошлины и др.).

Негосударственные организации финансируют свою информационно-консультационную деятельность за счет дотаций, которые они получают от государства или извне страны, из средств, выплачиваемых государством (либо собственным, либо иностранным «государством-донором») за выполнение заказов по контрактам, а также из полученных грантов, спонсорских средств коммерческих компаний, желающих создать себе благоприятный имидж.

Коммерческие компании, которые продают товаропроизводителям средства производства и/или покупают их продукцию, также применяют распространение сельскохозяйственных знаний в интересах собственного бизнеса. Таким образом, косвенно финансируется консультационная деятельность (но не службы).

Ассоциации товаропроизводителей оплачивают консультационные услуги из своих членских взносов, либо из субсидий государства.

Возможны различные сочетания вышеописанных вариантов. Например, зарплата консультантам государственной службы выплачивается из бюджета, другие текущие расходы покрываются, фермерской ассоциацией; а коммерчески ориентированный кооператив или компания-поставщик может «бесплатно» выслать специализированный журнал своим членам или клиентам, поскольку его издание уже оплачено в другой форме.

8.3. Особенности финансирования из различных источников

Каждый из источников финансирования имеет не только различия в их формировании, но и специфические направления использования, а также особые случаи применения. Рассмотрим основные из таких случаев в разрезе некоторых источников.

Государственное финансирование информационно-консультационной деятельности осуществляется в основном в следующих ситуациях:

I. Когда общество в целом извлекает относительно большую выгоду от распространения сельскохозяйственных знаний, чем отдельные сельские товаропроизводители.

II. В случаях такого распространения сельскохозяйственных знаний, которое может осуществляться государством лучше или дешевле, чем кем-либо другим.

III. Когда финансируемые государственные программы развития сельского хозяйства и АПК могут осуществляться более эффективно, если они скомбинированы с деятельностью консультационной службы.

IV. Когда частные предприятия недостаточно обеспечивают необходимые общественные выгоды.

В первую очередь, государство заинтересовано финансировать те виды информационно-консультационной деятельности, которые приносят больше выгод обществу в целом, чем отдельным участникам в совокупности. Например, возможны следующие варианты финансирования деятельности по консультированию товаропроизводителей в области применения удобрений:

а) оплата государством консультаций отдельному фермеру или хозяйству для получения ими дополнительного урожая (или дохода);

в) финансирование проводимого ИКС обучения групп фермеров или агрономов хозяйств оптимальным методам использования удобрений.

Во втором случае в состав таких групп, как правило, включаются представители передовых хозяйств (неформальные лидеры), примеру которых в дальнейшем могут последовать и другие хозяйства, не включенные в состав групп для обучения. Таким образом, новые знания получают более широкое распространение и, в конечном итоге, общий эффект существенно возрастает. В данном случае начинает работать мультипликативный эффект от использования примера для подражания.

Очевидно, что конечные выгоды в расчете на единицу потраченных государством финансовых средств в этих двух случаях будет различным, и во втором - общество значительно выиграет от мультипликативного эффекта.

Учитывая, что для отдельных участников информация о рациональном применении удобрений была частным имуществом, путем ее распространения через неформальных лидеров, она становится скорее общественным благом. При этом простая передача этой информации (без демонстрации достижений лидеров) будет менее эффективной, поскольку она не даст лидерам возможность наглядно показать своим соседям, что те могут получить более высокие доходы, внося удобрения в необходимом количестве и в оптимальные сроки.

Имеется много исследований, доказывающих, что финансирование исследований в аграрной сфере и консультационной деятельности обычно дает большую отдачу. Высокая рентабельность производства сельскохозяйственной продукции в странах с развитой ИКС означает, что инвестиции в эту сферу сокращают удельные затраты на производство продовольственных товаров, а это в свою очередь ведет к снижению потребительских цен и дает товаропроизводителям дополнительные возможности выхода на мировой рынок. Государству это к тому же облегчает задачу поддержки цен на сельскохозяйственную продукцию.

Показателен пример изменений в производстве молока в Индии во время широкого распространения информационно-консультационной деятельности. В период между 1978 и 1993 годами производство молока в стране увеличилось более чем в два раза. При этом реальные розничные цены на молоко сократились на 1/3. Главным фактором снижения затрат и, соответственно, цен явились приобретенные фермерами новые знания и навыки в сфере производства, переработки и реализации продукции, что, в конечном итоге, принесло значительную пользу потребителям и обществу в целом.

Второй случай, когда требуется государственное финансирование ИКС, возникает при таком распространении сельскохозяйственных знаний, которое может осуществляться государством лучше и дешевле, чем кем-либо другим.

Одним из главных аргументов проводящейся в последние годы приватизации государственных консультационных служб во многих странах мира является то, что они часто страдают бюрократическими болезнями. Многие эксперты отмечают, что по этой причине государственные консультационные службы, особенно в развивающихся странах, выполняют свои задачи неэффективно. Однако это не опровергает того, что отдельные функции ИКС могут лучше выполняться государственной службой, чем частными консультантами.

Государственная служба призвана помочь развитию всей отрасли и даже общества в целом, тогда как частная консультационная фирма помогает конкретным товаропроизводителям увеличивать их доход. Без перспективы увеличения доходов товаропроизводитель не согласится оплачивать консультационные услуги, что влияет на выбор консультационных методов и определение целевых аудиторий. Например, очень эффективной для внедрения улучшенных технологий, производственных процессов и инноваций может быть демонстрация. Но частной консультационной службе, ориентированной на извлечение дохода, труднее будет использовать этот метод, так как это усложняет получение платы за передачу знаний каждому клиенту в отдельности.

В отличие от государственных ИКС, которые обычно поощряют передачу информации, частная консультационная фирма готова работать лично с каждым клиентом, и не заинтересована в такой передаче и не побуждает товаропроизводителей распространять полученные знания. В данной ситуации в отношении общественной эффективности государственная ИКС может оказаться дешевле и лучше, чем частная консультационная фирма.

Государственные программы развития сельского хозяйства могут быть более эффективными при подключении к их выполнению консультационной службы. В частности, многие государства, осуществляя инвестиционные программы, например, ирригационные, тем самым стимулируют развитие сельскохозяйственного производства. Такие проекты направлены на увеличение производства и доходов производителей. Чем скорее и эффективнее они используют эти возможности, тем выше будет доходность вложений в систему орошения. А ИКС, со своей стороны, собственными средствами может научить заинтересованных товаропроизводителей быстро и эффективно использовать новые предоставляющиеся возможности. Именно поэтому Индийское правительство, которое в конце прошлого века реализовало крупный ирригационный проект в провинции Тамил-Наду, в течение нескольких лет финансировало программу распространения сельскохозяйственных знаний из бюджета самого инвестиционного проекта. Распространение сельскохозяйственных знаний по рациональному использованию орошаемых земель было включено в ирригационный проект как отдельный компонент.

Если интересы общества не могут быть обеспечены частными консультационными фирмами или консультационными отделами частных компаний, возникает еще один случай, когда государство должно финансировать ИКС. Например, многие консультации по защите растений проводятся компаниями, продающими пестициды. Не стоит рассчитывать, что они будут учить товаропроизводителей снижать дозу внесения их препаратов, применяя интегрированную систему борьбы с вредителями, которая позволяет уменьшить использование химических средств. В такой ситуации государство может профинансировать программу распространения информации об интегрированной системе борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур, если такая необходимость возникнет по причине требований охраны окружающей среды.

Часто целью государственной политики является повышение уровня жизни сельского населения. Коммерческим компаниям и частным консультационным фирмам, цель которых состоит в максимизации прибыли, не выгодно работать с бедными клиентами, не способными в достаточной мере оплатить информационно-консультационные услуги. С другой стороны, распространение сельскохозяйственных знаний среди бедных товаропроизводителей может стать способом увеличения их благосостояния. Поэтому в целях реализации своей политики государство должно дотировать или полностью оплачивать консультации таким целевым группам.

Как показывает мировая практика, финансирование ИКС государством оказывается эффективным в том случае, если сельские товаропроизводители видят, что цели государственной аграрной политики, содействие в реализации которой оказывает служба, соответствуют их интересам.

Стимулируя изменения, которые нравятся товаропроизводителям, консультанты могут вступить в конфликт со своими работодателями, которые стремятся реализовать цели государственной аграрной политики.

В Европейских странах в послевоенное время главной целью было увеличение сельскохозяйственного производства. Теперь, когда эта цель достигнута, государство стремится предотвратить перепроизводство сельскохозяйственных продуктов и серьезно занимается проблемами охраны окружающей среды, вызванными интенсивным сельскохозяйственным производством. Поэтому государство требует от своего аппарата (в том числе от консультантов) проводить политику, направленную на охрану окружающей среды. В то же время реализация такой политики в большинстве случаев ведет к снижению доходов хозяйств. Таким образом, возникает противоречие между интересами государства и товаропроизводителя. Служба, непосредственно подчиненная органам государственной власти, неспособна снять данное противоречие. Это явилось одной из причин широкой приватизации ИКС многих стран Европы в последние два десятилетия.

Информация о работе Финансирование информационно-консультационной службы