Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 04:31, доклад
Высокая социально-экономическая значимость и эффективность информационно-консультационной деятельности доказана историческим опытом функционирования службы во многих странах мира. Однако важно учитывать, что устойчивое и эффективное функционирование службы, а также ее поступательное развитие невозможны без организации рационального финансирования ее деятельности.
Бюджетное финансирование деятельности государственных служб может осуществляться из федерального, регионального и местного бюджетов. Обычно применяется сочетание всех трех или хотя бы двух из этих источников. В первую очередь это вызвано соображениями целесообразности и эффективности, поскольку хотя бы частичное использование для этих целей, например, местного бюджета (помимо регионального и федерального) предполагает заинтересованность непосредственных налогоплательщиков в качестве оказываемых услуг. Тем не менее бюджетное финансирование не означает прямого подчинения службы органам управления АПК. Мировая практика знает примеры, когда регламентация взаимоотношений между государственными органами и службой обеспечивала ее относительную независимость.
Финансирование коммерческими компаниями. Главной целью коммерческих компаний, поставляющих ресурсы сельхозтоваропроизводителям, является извлечение прибыли от своей деятельности. Логично ожидать, что они будут вкладывать деньги в распространение сельскохозяйственных знаний, только в том случае, если убедятся, что это будет способствовать достижению их цели.
Обычно компания, реализующая какие-либо товары, заинтересована в правильном применении своей продукции. Например, пестицид не будет действовать, если он используется не по назначению или внесен не вовремя. Товаропроизводитель, использующий пестициды неправильно, не получит ожидаемого эффекта и может посоветовать своим коллегам не применять эти средства, что в конечном итоге приведет к снижению объемов реализации пестицидов и потере доходов компании. Именно поэтому компания заинтересована обучать клиентов рациональному использованию произведенной продукции.
Компании-поставщики ресурсов заинтересованы в том, чтобы сельскохозяйственное производство было эффективным. Логика здесь простая - чем богаче клиент, тем выше у него возможности для дальнейшего развития и тем больше и более дорогих ресурсов он покупает.
Любая фирма может рассчитывать на получение прибыли только в том случае, если она ориентирована на исследования соответствующего сегмента рынка и способна эффективно реагировать на его потребности. В связи с этим часто возникает необходимость обучения товаропроизводителей методам получения продукции такого качества (и количества), которые востребованы рынком.
В течение длительного времени сельское хозяйство не только России , но и многих других стран производило главным образом продукты массового потребления. В других отраслях экономики были разработаны стандарты качества, с помощью которых производители стремились составить образ того, что их продукт исключителен, имеет более высокие качества, чем у конкурентов. Этим обосновывались более высокие цены на их продукцию. Подобная тенденция сейчас наблюдается в производстве продуктов питания, особенно для таких рыночных ниш как производство экологически чистой продукции. Чтобы быть способным гарантировать качество такого продукта, коммерческая компания стремится управлять всей цепочкой от производителя до потребителя, потому что в каждом ее звене может произойти что-нибудь, что снизит качество продукта. Например, голландская фирма "Campina", построившая в Ступино (Московская область) завод по производству йогуртов, организовала финансирование инвестиционных проектов в хозяйствах сырьевой зоны завода, направленных на увеличение объемов и повышение качества молока. Для этого потребовались консультации специалистов различного профиля (по кормопроизводству, технологиям содержания животных и т.п.), а также помощь в разработке бизнес-планов инвестиционных проектов с целью получения дешевых кредитов на их осуществление.
При коммерчески ориентированном сельскохозяйственном производстве и банки, и некоторые коммерческие компании заинтересованы в том, чтобы сельскохозяйственные предприятия (их партнеры) функционировали успешно. Вероятность того, что товаропроизводитель сможет вернуть ссуду банку, зависит от того, действительно ли ссуда была вложена в выгодное дело и без чрезмерно высокого риска. Многие банки поняли, что им выгодно консультировать своих клиентов по инвестиционным решениям и иногда даже по другим аспектам управления хозяйством.
Финансирование ассоциациями товаропроизводителей. Крупные и влиятельные ассоциации сельских товаропроизводителей выполняют две главных роли:
1. Коллективное влияние на правительство и другие принимающие решения институты различными доступными им способами и средствами.
2. Поддержка своих членов в тех сферах, где они не обладают специализированными знаниями. Например, фермерская ассоциация может выполнять роль представителя своих членов в конфликте с государством по поводу правил землепользования или налогообложения.
Часто бывает трудно доказать фермерам или сельскохозяйственным товаропроизводителям, что им выгодно быть членом ассоциации, которая является, в свою очередь, членом организации, представляющей их на самом (или более) высоком уровне. Для самой фермерской ассоциации очень важно убедить товаропроизводителей платить за членство, поскольку именно взносы членов являются основным источником финансирования ее деятельности. Этого можно достичь, обеспечивая членов индивидуальной помощью, то есть, выполняя вторую роль. Такая помощь может проводиться при распространении сельскохозяйственных знаний, но фермерская ассоциация должна найти нишу в сельскохозяйственных знаниях и информационной системе, где она сможет иметь конкурентное преимущество перед другими организациями. В разных странах эти ниши различны.
В Дании, например, фермерские ассоциации долгое время играли важную роль в консультациях по промышленным технологиям.
Фермерские ассоциации в Нидерландах уделяют много внимания юридическому консультированию по оформлению хозяйств в наследство. В последние годы, однако, консультационные службы голландских фермерских ассоциаций превратились в конкурирующие консультационные фирмы, такие как приватизированная государственная служба DLV, Ассоциации производителей некоторых видов продукции могут играть полезную роль в предоставлении технического и экономического консультирования своим членам.
Финансирование частной консультационной деятельности. Для частной консультационной деятельности главной особенностью финансирования является ее платная основа. Консультанты, предоставляющие платные информационно-консультационные услуги, существовали во многих странах в течение длительного времени и всегда составляли конкуренцию бесплатным консультациям, оказываемым государственными и другими ИКС.
Частные консультанты или фирмы стараются занять определенную нишу на рынке консультационных услуг. Например, они предоставляют услуги, которые государственные службы предоставить не могут или считают это по каким-либо причинам нецелесообразным. Как правило, частные консультанты обладают специальными знаниями в конкретных отраслях, и это приобретает особую значимость с углублением специализации сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В ходе проведенной в последние годы во многих странах мира широкой приватизации государственных консультационных организаций рынок консультационных услуг быстро разросся. В нескольких странах государственные ИКС были преобразованы в коммерческие консультационные фирмы. Преобразование потребовало кардинальных изменений в образе мышления у штатных сотрудников. Это был довольно болезненный процесс для многих консультантов, и далеко не каждый смог адаптироваться к новым условиям. В Нидерландах, например, более 60% консультантов были заменены главным образом потому, что они не могли принести достаточно прибыли их фирме.
Частные консультационные фирмы занимаются своим бизнесом ради получения дохода, который они могут получить, главным образом, за консультации по специфическим проблемам. Сельские товаропроизводители более склонны оплачивать такие услуги, по которым у них нет опыта, например, помощь в разработке бизнес-плана и принятии решений относительно инвестиций. В то же время частные консультанты (фирмы) практически не могут позволить себе работу даже с перспективными товаропроизводителями, если те неплатежеспособны в данный момент времени.
Консультационные фирмы, в отличие от государственных, могут обращаться к сферам, не связанным или лишь косвенно связанным с сельским хозяйством, особенно, если они видят возможности получения дохода: например, консультирование муниципалитета относительно поддержания городских парков и т.п.
Многие приватизированные государственные ИКС могут быть рентабельны, если они заключили контракт с государством на информационно-консультационную деятельность по проблемам, которые государство считает важными, например, использование химических препаратов. В некоторых странах Центральной Европы государство дает фермерам ваучер (чек), который они могут использовать для частичной оплаты затрат частных ИКС. В Венгрии введение этих ваучеров привело к учреждению множества мелких консультационных фирм, но чеки, принятые от фермеров, оплачивались только фирмам, имеющим сертификат Министерства сельского хозяйства. Для получения такого сертификата сотрудникам этих фирм необходимо пройти специальные обучающие курсы, чтобы можно было гарантировать их квалификацию.
В странах, где фермеры должны выплачивать налоги, бухгалтеры, которые помогают заполнять налоговые декларации, выполняют и функции частных консультантов, поскольку они ведут записи и расчеты, которые используются в процессе совершенствовании системы управления хозяйством. Подобные частные консультационные службы также составляют бизнес-планы, требуемые банком для рассмотрения заявки на получение кредита.
Финансирование негосударственными организациями. Существует большое количество разновидностей негосударственных организаций, которые могут быть разнородными по своим целям, структуре, мотивации и т.п. Поэтому их трудно классифицировать. Негосударственной может быть организация, связанная с церковью, которая из религиозных побуждений стремится улучшить благосостояние бедных людей. Это может быть и группа предпринимателей, которые зарабатывают себе на жизнь, занимаясь выполнением государственных заказов по распределению дотаций или раздачей средств иностранных благотворителей малообеспеченным людям. Негосударственная организация может представлять собой группу личностей, которые по политическим причинам хотят повысить общественную роль малообеспеченных групп населения, чтобы завоевать их поддержку на выборах и т.п.
Поводом для финансирования информационно-консультационных услуг через негосударственные организации часто служит стремление избежать неэффективной работы с государственным бюрократическим аппаратом. Так, часто международные организации выделяют гранты для развития консультационной деятельности с условием их использования не аппаратом управления АПК, но и не коммерческими структурами.
Проведенный обзор особенностей финансирования ИКС из различных источников уже на этом этапе позволяет сделать отдельные выводы.
Во многих странах наблюдается развитие разнообразных систем распространения сельскохозяйственных знаний, из которых только часть обеспечивается или финансируется государством. Коммерческие компании или негосударственные организации, тоже вовлекаются в обеспечение и финансирование ИКС. Сами товаропроизводители через собственные ассоциации также могут помочь финансировать службу. При этом требуется координация между всеми участниками информационно-консультационной деятельности и организация их сотрудничества.
Сложно защищать исключительно государственное финансирование распространения сельскохозяйственных знаний (т.е. использование бюджетных ресурсов), если выгоду от него получают только товаропроизводители. Однако, в большинстве ситуаций общество в целом получает значительные выгоды от деятельности консультационных служб, поскольку это один из самых дешевых способов обеспечения рациональности решений, принимаемых товаропроизводителями. В результате общество может избежать излишнего расхода ресурсов, повысить качество продукции, производимой в стране, и объем этого производства, поднять уровень продовольственной безопасности за счет замещения импорта и т.д.
ИКС, финансируемая государством, вероятно, лучше направляет свои действия в общественно полезном направлении, которое рынок вряд ли сможет обеспечить. Такая деятельность включает относительно более широкую, а не специфическую, ориентированную на сиюминутное повышение доходов передачу знаний.
Кроме того, можно сделать несколько дополнительных выводов:
- платить за распространение сельскохозяйственных знаний, вероятно, должен тот, кто получает основные выгоды, вызванные увеличением эффективности сельскохозяйственного производства;
- в странах с самым высоким уровнем продуктивности производительность труда в сельском хозяйстве более чем в 100 раз выше, чем в странах с самым низким уровнем продуктивности (Всемирный Банк, 1998). Распространение сельскохозяйственных знаний в странах с высокими нормами продуктивности должно финансироваться совершенно иначе, чем в странах с низким уровнем продуктивности;
- в странах, где ценовая политика вызывает перепроизводство сельскохозяйственной продукции, нельзя рассчитывать, что государство будет оплачивать деятельность ИКС, чтобы увеличить сельскохозяйственное производство; в этих случаях важнее обеспечить снижение затрат;
- тип финансирования системы распространения сельскохозяйственных знаний влияет на то, перед кем консультанты несут ответственность. Это зависит от того, в чьих интересах они стремятся действовать: определенной группы товаропроизводителей, государственной политики, политических деятелей, директоров/акционеров своей организации или прочих;
- информационно-консультационные услуги по разъяснению государственной политики также могут финансироваться через частные, негосударственные службы, ассоциации фермеров и т.п. Но при этом товаропроизводители должны быть уверены, что следование советам позволит увеличить их производительность и доходы, если не немедленно, то в обозримом будущем.
8.4. Самоокупаемость и ценообразование на платные услуги ИКС
Мировая практика функционирования информационно-консультационных служб свидетельствует о том, что для их финансирования, как правило, используется одновременно несколько источников. И даже государственные службы не отказываются (если это не противоречит их уставу и принципам деятельности) от привлечения дополнительных средств за счет продажи части своих услуг.
Финансирование части затрат за счет поступлений от продаж информационно-консультационных услуг является стратегически важной как для давно существующей, так и для только начинающей свою деятельность службы. Если для действующей службы продажа услуг обеспечивает пополнение бюджета и в значительной степени определяет ее финансовое состояние, то для молодой службы поступления от реализации услуг могут оказаться существенным подспорьем в процессе ее создания, что открывает дополнительные перспективы для ее эффективной деятельности и жизнестойкости в будущем.
Информация о работе Финансирование информационно-консультационной службы