Финансирование информационно-консультационной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 04:31, доклад

Описание

Высокая социально-экономическая значимость и эффективность информационно-консультационной деятельности доказана историческим опытом функционирования службы во многих странах мира. Однако важно учитывать, что устойчивое и эффективное функционирование службы, а также ее поступательное развитие невозможны без организации рационального финансирования ее деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Финансирование ИКС.doc

— 881.00 Кб (Скачать документ)

За последние два десятилетия во многих странах мира произошел переход от преимущественно бюджетного к полностью хозрасчетному (или коммерческому) финансированию. Процесс перехода оказался сложным и болезненным не только для товаропроизводителя, но и для самой службы. Продолжительность переходного периода составила в среднем 7-12 лет (до этого службы финансировались из бюджета в течение 50-70 лет), и в некоторых странах он до сих пор не завершен. В результате перевода информационно-консультационных услуг на платную основу бремя затрат было переложено с бюджета государства на плечи товаропроизводителя. В то же время в большинстве из этих стран с целью финансовой поддержки товаропроизводителя были введены дополнительные льготы и дотации. В результате налогоплательщик, пополняющий бюджет, формально ничего не выиграл и ничего не проиграл.

В чем же смысл введения платы за услуги ИКС, если в финансовом отношении все остается на своих местах, а происходит лишь перераспределение средств с одних статей на другие? Дело в том, что перевод службы на хозрасчет предполагает сокращение непроизводительных затрат, повышение ответственности консультанта за качество предоставляемых услуг и, в конечном итоге, существенное повышение эффективности работы службы. И это действительно подтверждается на практике. Однако при этом не следует забывать, что далеко не за все услуги товаропроизводитель готов платить. Простая логика подсказывает, что платить следует за те услуги, которые дадут возможность получить как можно больший дополнительный доход или избежать дополнительных потерь. Поэтому консультации и другие услуги, связанные с решением, например, социальных, экологических и некоторых других проблем остаются, как правило, вне сферы деятельности служб, работающих на коммерческой основе. Для того чтобы служба была заинтересована помогать клиентам решать эти проблемы, во многих странах правительства дают соответствующий заказ службе и финансируют выполнение этих работ из государственного бюджета.

Кроме того, не все товаропроизводители могут оплатить услуги консультантов в силу своего слабого финансового положения. И в этом случае государство часто оказывает поддержку. Например, в Шотландии реализуется государственная программа поддержки (в т.ч. консультационной) так называемых крофтеров (crofters) - фермеров, ведущих традиционное, низкоэффективное хозяйство в отдаленных и труднодоступных районах (северная часть страны, острова, горные территории). Цель программы -удержать население в этих районах, не допустить безработицы, сохранить национальные традиции, самобытную культуру. Лишь на первый взгляд программа кажется благотворительной акцией государства. Простые расчеты позволяют сделать вывод, что отсутствие такой программы привело бы к существенным (гораздо более высоким, чем стоимость самой программы) потерям в результате роста безработицы, сокращения туризма и т.п.

Приходная часть бюджета консультационных служб может формироваться за счет поступлений от реализации различных видов услуг. Перечень видов услуг ИКС обычно представляются в виде сборника. Например, для консультаций по экономическим вопросам он может выглядеть следующим образом:

Информация об услугах информационно-консультационного центра

№ п/п

Наименование услуги

Стоимость, руб.

Примечания

1

Совершенствование организации бухгалтерского учета

 

 

 

 

1.1

Оптимизация организационной структуры службы бухгалтерского учета

 

 

 

 

1.2

Оптимизация учетной политики.

 

 

 

 

1.3

Разработка рабочего плана счетов

 

 

 

 

 

и т.д.

 

 

 

 

1.8.

Описание постановки учета по разделам

 

 

 

 

2.

Налоговое консультирование

 

 

 

 

2.1.

Текущий налоговый консалтинг

 

 

 

 

2.2.

Налоговое планирование

 

 

 

 

2.3.

Юридическая поддержка в налоговых спорах

 

 

 

 

3.

Инвестиционное консультирование

 

 

 

 

3.1.

Разработка схем и сопровождение лизинговых операций

 

 

 

 

 

и т.д.

 

 

 

 

 

Формы оплаты этих услуг также могут быть различны:

-          прямая оплата разовых услуг;

-          оплата выполнения договоров на набор конкретных услуг;

-          подписка на абонентное обслуживание;

-          прямая продажа программного обеспечения, информации, печатной и другой продукции.

Помимо продажи услуг непосредственно товаропроизводителю возможно выполнение службой заказов правительства, государственных и общественных организаций, частных фирм и спонсоров- При этом важно, чтобы эти задания не противоречили основным принципам деятельности ИКС.

Как уже отмечалось выше, одним из главных принципов финансирования ИКС является принцип окупаемости затрат на услуги. Этот принцип тесно связан с понятием самоокупаемости.

Самоокупаемость как метод финансирования означает возмещение текущих затрат и износа основных средств за счет полученных доходов. Выручка от реализации работ и услуг должна обеспечивать каждому безубыточно работающей службе получение доходов, достаточных для покрытия текущих затрат. Но поскольку затраты являются элементом цены, то служба должна добиваться, чтобы себестоимость не превышала цены, формируемой на рынке консультационных услуг.

В этой связи информационно-консультационные службы рассчитывают точку безубыточности, при которой выручка покрывает произведенные затраты. При расчете затрат на услуги учитываются:

-          затраты на оплату труда за время, проведенное в хозяйстве;

-          транспортные затраты (включая время);

-          затраты на оплату труда за время, проведенное в офисе;

-          стоимость материалов;

-          стоимость лабораторных услуг;

-          стоимость сторонних услуг;

-          прочие и накладные расходы.

При проведении расчетов необходимо разграничивать условно постоянные и переменные затраты.

Условно постоянные затраты не находятся в непосредственной зависимости, например, от количества производимых работ, услуг. Они вызваны необходимостью финансирования расходов на содержание основных фондов, оплату коммунальных услуг, рекламу, расходов на содержание управленческого персонала, аренду помещений и оборудования и др.

Условно переменные затраты изменяются в зависимости от количества, например, работ, услуг. Это затраты на приобретение материалов, оплату труда консультанта и части технического персонала и др.

Разберем методику определения точки безубыточности на примере расчета минимальной цены на разработку оптимальных рационов кормления половозрастных групп животных для сельскохозяйственных предприятий.

Допустим, районная информационная служба предлагает сельскохозяйственным предприятиям услугу по расчету оптимальных рационов. Данная работа является одной из трех основных для районного ИКЦ. Отнесенные на нее условно-постоянные затраты в расчете на календарный год представлены в табл.8.1.

Таблица 8.1

Расчет условно-постоянных затрат на услугу (расчет рационов)

Виды затрат

Стоимость, руб.

Аренда (или амортизация) помещений

10000

Амортизация офисного оборудования

2500

Коммунальные расходы

8000

Прочие расходы (включая накладные)

3500

Итого

24000

 

Оценка условно-переменных затрат представлена табл. 8.2.

Таблица 8.2

Расчет условно-переменных затрат на расчет рационов

Виды затрат

Затраты в расчете на 1 рацион, руб.

Оплата труда консультанта

81,00

Оплата труда техперсонала

33,75

Стоимость материалов

12,00

Прочие расходы

13,25

Итого

140,00

Информация о работе Финансирование информационно-консультационной службы