Финансы предприятия: сущность, функции, принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 14:32, лекция

Описание

Предмет финансов – экономические, организационные, правовые и социальные аспекты финансирования и кредитования предприятий применительно к периоду трансформации украинской экономики.

Содержание

1.Предмет, объект и задачи курса
2.Общая концепция финансов предприятия
3.Функции финансов предприятия
4.Предпринимательская деятельность – основа финансов предприятия
5.Принципы и роль финансов предприятия

Работа состоит из  1 файл

конспект краткий Финансы.doc

— 515.50 Кб (Скачать документ)

      в его рамках применяются в основном те управленческие инструменты, которые в нынешних условиях наиболее эффективны в устранении временных финансовых затруднений и решении других текущих проблем фирмы;

      главное в антикризисном управлении – ускоренная и действенная реакция на существенные изменения внешней среды на основе заранее разработанной программы альтернативных вариантов, предусматривающих различные трансформации в этой сфере в зависимости от ситуации;

      в основе антикризисного управления лежит процесс постоянных и последовательных инноваций во всех звеньях и областях действий предприятия;

      антикризисное управление нацелено на то, что даже в сложной ситуации, в которой оказалось предприятие (скажем на грани банкротства), можно было ввести в действие такие управленческие и финансовые механизмы, которые позволили бы выбраться из трудностей с наименьшими для предприятия потерями.

Механизм антикризисного управления предприятием состоит из следующих основных подсистем:

1)     подсистема диагностики финансового состояния и оценки перспектив развития бизнеса предприятия;

2)     подсистема маркетинга;

3)     подсистема финансов;

4)     подсистема антикризисной инвестиционной политики;

5)     подсистема управления персоналом;

6)     подсистема производственного менеджмента;

7)     подсистема организации ликвидации  или реструктуризации предприятия.

Важной является система контроля и раннего обнаружения признаков предстоящей кризисной ситуации. Укажем основные моменты.

1. Серьезным предупреждением грядущего неблагополучия предприятия является отрицательная реакция партнеров по бизнесу, поставщиков, кредиторов, банков, потребителей продукции на те или иные мероприятия, проводимые предприятием, и их предложения. В этом смысле показательными являются всевозможные реорганизации предприятия (организационные, структурные, открытие или закрытие подразделений предприятий, филиалов, дочерних фирм, их слияние), частая и необоснованная смена поставщиков, выход на новые рынки, рискованная закупка сырья и материалов и другие изменения в стратегии предприятия. Другим существенным признаком, также контролируемым кредиторами, является изменение в структуре управления и атмосфере, царящей в верхних слоях управления. Крах предприятий, как правило, начинается с конфликтов в высшем руководстве предприятием.

2. Другой блок ранних признаков банкротства включает в себя характер изменений финансовых показателей деятельности предприятия, своевременность и качество представления финансовой отчетности и проведения аудиторских проверок. Предметом тщательного наблюдения здесь являются: задержки с предоставлением бухгалтерской отчетности и ее качество, что может свидетельствовать либо о сознательных действиях, либо о низком уровне квалификации персонала. Во всяком случае, и то и другое может говорить специалисту о неэффективности финансового управления; изменения в статьях бухгалтерского баланса со стороны пассивов и активов и нарушения определенной их пропорциональности; увеличение или уменьшение материальных запасов, что может свидетельствовать либо о заинтересованности, либо о возможной неспособности предприятия выполнять свои обязательства по поставкам; увеличение задолженности предприятия поставщикам и кредиторам; уменьшение доходов предприятия и падение прибыльности фирмы, обесценение акций предприятия, установление предприятием нереальных (высоких или низких) цен на свою продукцию.

Оздоровление финансового положения предприятия как составная часть управления кризисными состояниями и банкротством предполагает целевой выбор наиболее эффективных средств стратегии и тактики, необходимых для конкретного случая и конкретного предприятия. Средства стратегии и тактики антикризисного управления должны эффективно сочетаться и дополнять друг друга. Сложность этой проблемы состоит в том, что, с одной стороны, стратегические решения, направленные на предотвращение кризиса, должны быть приняты и реализованы на ранних стадиях управления, когда процесс движения к кризису еще не приобрел кумулятивного характера и поэтому еще не стал необратимым. С другой стороны, решения, принимаемые на ранних стадиях, базируются, как правило, на весьма слабых и потому не всегда достоверных сигналах о возникновении неблагополучных тенденций.   

Тактические решения, в отличие от стратегических, принимаются на основе более полной и точной информации, отражающей актуальное (по состоянию на данный момент) состояние производственной системы. Однако времени для коренной перестройки деятельности предприятия с целью предотвращения кризиса либо очень мало, либо совсем нет. Речь в этом случае идет либо о чрезвычайных мерах по недопущению кризиса, которые еще возможно реализовать в короткий период, либо о мерах, направленных на выход из кризиса, который уже наступил. Тактические (оперативные) мероприятия по выходу из кризиса могут быть как защитными (сокращение расходов, закрытие подразделений, сокращение персонала, сокращение производства и сбыта), так и наступательными (активные маркетинговые исследования, высокие цены на продукцию, использование внутренних резервов, модернизация, совершенствование управления). Оперативные мероприятия по выходу из кризиса состоят в установлении текущих убытков, выявлении внутренних резервов, привлечении специалистов, кадровых изменениях, получении кредитов, укреплении дисциплины.

Стратегические мероприятия заключаются в анализе и оценке положения предприятия, изучении производственного потенциала, разработке производственных программ, политики доходов, инноваций, разработке общей концепции финансового оздоровления предприятия.

Основным сводным документом финансового оздоровления предприятия является бизнес-план, в котором анализируются процессы изменения предприятия, показывается, каким образом руководство предприятия намерено преодолеть кризисную ситуацию, возникшую на предприятии, наметить конкретные пути предотвращения банкротства.

Одним из способов улучшения экономического положения предприятия в настоящее время является реорганизация – слияние, присоединение, разделение, преобразование. Реструктуризация – необходимый регулирующий процесс, направленный на адаптацию предприятия к рыночным условиям, который позволяет предприятию восстановить эффективность и конкурентоспособность, повысить прибыльность и инвестиционную привлекательность.

2. Нормативное регулирование кризисного состояния предприятия

 

Конституционное и законодательное закрепление всех форм собственности и организационно-правовых способов осуществления предпринимательской деятельности, ограничение государственного вмешательства в деятельность субъектов предпринимательства посредством контроля соблюдения ими законодательства и уплатой налогов, ряд других рыночных методов воздействия на экономические отношения потребовали введения более действенных видов защиты нарушенных имущественных прав и интересов участников хозяйственной деятельности и возмещения причиненного им материального ущерба. В настоящее время в Украине достаточно широко распространено такое явление, как невозможность для некоторых лиц выполнить после установленного срока взятые на себя обязательства перед кредиторами, особенно денежные. Положение осложняется еще и тем, что неплатежеспособность прогрессирует на фоне общей экономической нестабильности. Существующая в Украине экономическая ситуация требует наличия действенных методов решения проблем, связанных с неплатежеспособностью субъектов предпринимательства. Внедрение рыночных принципов регулирования хозяйственной деятельности не могло не возродить в хозяйственно-правовой практике такой  институт права, как банкротство, или признание несостоятельным. В нынешних условиях деятельности предприятий  знание руководителями некоторых правил и особенностей практики применения законодательства всегда поможет избежать нежелательных последствий, угрожающих их будущему.

В систему банкротства цивилизованного типа входят не только предприятия и связанные с ними всевозможными обязательствами партнеры (кредиторы, поставщики), но и органы государственной власти. Органы государственной власти должны обеспечить функционирование организационного, судебного (правового) и социального обеспечения системы банкротства. Одним из основных органов, осуществляющих регулирование кризисного состояния предприятия в Украине, является Агентство по вопросам предупреждения банкротства предприятий и организаций, созданное в соответствии с Указом Президента Украины от 17.06.96 г. № 435/96 «О создании Агентства по вопросам предупреждения банкротства предприятий и организаций».

Банкротство – необходимый инструмент рыночной экономики, а также комплексный правовой институт, состоящий из норм как материального, так и процессуального права. В процессе банкротства важна сбалансированность интересов должника и кредиторов, предоставление самому должнику возможности принять участие в процедуре банкротства с согласия кредиторов. Следование такой модели предполагает решение в юридических рамках экономической задачи финансового оздоровления должника и лишь в случае невозможности такого оздоровления – признание должника банкротом, продажа его имущества, а затем и ликвидация (если после погашения всех долгов у банкрота не остается имущества, достаточного для функционирования).

Действующий до 1 января 2000 года Закон Украины «О банкротстве» от 14.05.92 г. № 2343-XII вряд ли можно было назвать нормативным актом, полностью соответствующим требованиям, выдвигаемым практикой решения указанных выше проблем. Попыткой улучшить законодательное регулирование вопросов банкротства (несостоятельности, неплатежеспособности) является принятие Верховной Радой Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О банкротстве» от 30.06.99 г. № 784-XIV, которым полностью изменена редакция Закона «О банкротстве». В новой редакции этот Закон именуется как «Закон Украины «О возобновлении платежеспособности должника или признании его банкротом» (далее Закон). Закон структурирован таким образом, что почти половина его текста посвящена предотвращению банкротства субъектов предпринимательской деятельности, его досудебным и судебным санационным процедурам, четвертая часть – особенностям применения положений к отдельным субъектам хозяйствования:  градообразующим и особенно опасным предприятиям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, страховым организациям и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также гражданам-предпринимателям, и лишь 15,5 % - относительно ликвидации должника, признанного арбитражным судом банкротом.

Согласно новому Закону под неплатежеспособностью подразумевается «неспособность субъекта предпринимательской деятельности выполнить после наступления установленного срока их уплаты денежные обязательства перед кредиторами, в том числе по заработной плате, а также выполнить обязательства по уплате налогов и сборов (обязательных платежей) не иначе как через восстановление платежеспособности» (ст. 1). Особенно важно то, что в состав денежных обязательств должника не зачисляются неустойки и некоторые другие обязательства должника. 

В соответствии со ст. 1 Закона «банкротство – признанная арбитражным судом неспособность должника возобновить свою платежеспособность и удовлетворить признанные судом требования кредиторов не иначе как через применение ликвидационной процедуры». 

В соответствии со ст. 6 Закона первым из внешних признаков банкротства является окончание трехмесячного срока со дня, установленного для погашения должником бесспорных требований кредиторов. Кстати, такой же срок предусмотрен соответствующим законодательством России и Беларуси. Вторым признаком банкротства является достижение совокупной задолженностью должника по бесспорным требованиям кредиторов уровня в триста минимальных заработных плат. Появление этого признака в отечественном законодательстве о банкротстве является одним из наиболее заметных новшеств, следствием которого будет гарантия сохранения деловой репутации предприятия, поскольку действовавший ранее Закон “О банкротстве” позволял запустить судебный механизм банкротства при наличии долга хотя бы в размере 1 копейки. Даже после признания по результатам процедуры банкротства должника свободным от долгов страдала деловая репутация предприятия, которое по постановлению суда получало клеймо “банкрота”. Одновременно, это нововведение не мешает кредиторам объединить свои бесспорные требования к должнику с целью инициирования возбуждения производства по делу о банкротстве должника (ст. 7 Закона).

Согласно ст. 5 из состава субъектов банкротства исключаются:

      казенные предприятия;

      предприятия, являющиеся объектами права коммунальной собственности, если относительно их исключительно на пленарном заседании соответствующего совета органов местного самоуправления приняты решения об этом;

      в части санации или ликвидации – предприятия, являющиеся объектами права государственной собственности, не подлежащие приватизации, до исключения их в установленном порядке из перечня таких объектов.

              Новой редакцией дополнительно указано, что субъектами банкротства не могут быть обособленные подразделения юридических лиц (филиалы, представительства, отделения). 

              Оставляя в стороне вопросы арбитражного производства по делам о признании банкротом, стоит остановиться на процедуре, применение которой позволяет избежать неблагоприятного для должника исхода арбитражного процесса. Этой процедурой является санация (возобновление платежеспособности) должника. Новая редакция существенно изменила и детализировала санационную процедуру, применяемую к должнику.

Санация – это оздоровление, «лечение» должника, оказавшегося в тяжелом финансово-экономическом положении. Существует понятие как внесудебной (досудебной), так и судебной санации должника. Особенностью судебной санации можно назвать контроль кредиторов должника за проведением комплекса мероприятий по финансово-экономическому оздоровлению последнего, возобновлению его платежеспособности и предотвращению банкротства. При проведении внесудебной (досудебной) санации должника роль кредиторов также значительна, но инициатором мероприятий по финансовому оздоровлению должника выступает либо он сам, либо (для государственных предприятий или предприятий со значительной долей участия государства в уставном фонде – а такой признается доля, превышающая 25 %) государственный орган по вопросам банкротства.

Досудебная санация – система мер по восстановлению платежеспособности должника, которые может осуществлять владелец имущества (орган, уполномоченный  управлять имуществом) должника, инвестор, в целях предотвращения банкротства должника путем реорганизационных, организационно-хозяйственных, управленческих, инвестиционных, технических, финансово-экономических правовых мер в соответствии с законодательством до начала возбуждения производства по делу о банкротстве (ст. 1).

Судебная санация – система мер, осуществляемых во время производства по делу о банкротстве в целях предупреждения признания должника банкротом и его ликвидации, направленная на оздоровление финансово-хозяйственного положения должника, а также удовлетворение в полном объеме или частично требований кредиторов путем кредитования, реструктуризации предприятия, долгов и капитала и (или) изменение организационно-правовой и производственной структуры должника (ст. 1).

Информация о работе Финансы предприятия: сущность, функции, принципы