Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 23:00, курс лекций
Понятие «контроль» является составной частью понятия «управление», которое, в свою очередь, вытекает из сущности власти и государства.
Контроль — неотъемлемая часть системы регулирования, одна из форм обратной связи, благодаря которой субъект, управляющий системой, получает необходимую информацию о ее действительном состоянии, что позволяет ему правильно оценивать фактически сделанное, выявлять отклонения от цели и связанные с этим нежелательные последствия. Анализ результатов контроля позволяет вскрыть ранее неизвестные возможности и резервы системы, эффективность использования ею управленческих решений. Получая такую информацию, субъект управления имеет все предпосылки для правильной оценки движения управляемой системы к поставленным целям и принятия необходимых корректирующих действий.
2. КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА.
2.1. Конспект лекций.
Тема 1. Финансовый контроль в рыночной экономике
Контроль — неотъемлемая часть системы регулирования, одна из форм обратной связи, благодаря которой субъект, управляющий системой, получает необходимую информацию о ее действительном состоянии, что позволяет ему правильно оценивать фактически сделанное, выявлять отклонения от цели и связанные с этим нежелательные последствия. Анализ результатов контроля позволяет вскрыть ранее неизвестные возможности и резервы системы, эффективность использования ею управленческих решений. Получая такую информацию, субъект управления имеет все предпосылки для правильной оценки движения управляемой системы к поставленным целям и принятия необходимых корректирующих действий.
Контрольная функция так же, как и распределительная, внутренне присуща финансам. Основу контрольной функции финансов составляет движение финансовых ресурсов. Эта функция действует так же объективно, как и распределительная. Благодаря контрольной функции финансов появляется возможность «сигнализировать» о течении распределительного процесса, о складывающихся стоимостных пропорциях в обществе, о соотношении между различными фондами финансовых ресурсов.
Обе функции между собой тесно взаимосвязаны. С одной стороны, распределительная функция всегда действует одновременно с контрольной, так как бесконтрольное распределение приведет к диспропорциям в распределительном процессе. С другой стороны, объектом контрольной функции является распределительный процесс.
Контрольная функция финансов в единстве с другой функцией - распределительной позволяет отслеживать движение финансовых ресурсов на всех этапах их образования, распределения и использования, контролировать и управлять процессами, одновременно выявляя эффективность конечного результата.
Объектами являются денежные отношения, возникающие в связи с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства (и его организаций) и их использованием на удовлетворение нужд государства и всего общества.
Задачами ГФК являются: проверка полноты выполнения обязательств физических и юридических лиц перед государством; соблюдение органами государственной власти, юридическими и физическими лицами требований финансового законодательства; контроль за целевым, эффективным и рациональным использованием государственных средств; анализ финансового состояния государственных организаций и др.
Осуществляют финансовый контроль субъекты контроля: специальные государственные контрольные органы. Права, обязанности и ответственность данных субъектов контроля регламентированы, в том числе и законодательными органами.
Функции государственного финансового контроля:
-функцию
предупреждения финансовых
Классификация государственного финансового контроля представлена на рис.1.
Тема 2. Содержание государственного финансового контроля.
Таблица 1
Формы финансового контроля
Признак классификации | Формы финансового контроля |
Время проведения контроля | Предварительный, текущий, последующий |
Направление воздействия субъекта на объект контроля | Внешний, внутренний |
Место проведения контроля | Камеральный, выездной |
Полнота охвата проверяемого материала (информации) | Сплошной, выборочный |
Характер источников контроля | Документальный, фактический |
Периодичность проведения контроля | Систематический, периодический, единовременный |
Полнота охвата проверяемых вопросов | Комплексный, тематический, встречный |
Повторяемость изучения источников контроля | Первичный, повторный, дополнительный |
По времени осуществления контрольных действий выделяют:
-
предварительный контроль –
-
текущий контроль, который также
называют оперативным,
-
последующий контроль – ему
подлежат итоги формирования
и использования финансовых
Рис. 2.
Методы проведения государственного
финансового контроля.
Система организации государственного финансового контроля представлена на рис. 3.
Рис.3.
Система организации
государственного финансового
контроля.
Аудиторские проверки
Особенность данной классификации состоит в том, что в ней отведено место новому методу государственного финансового контроля - аудиту эффективности бюджетных расходов, который представляет собой современный метод ГФК, роль которого непрерывно изменяется и который обладает значительными потенциальными возможностями.
Тема 3. Правовые основы государственного финансового контроля.
Законодательство
о государственном финансовом контроле
основывается на соответствующих нормативно-правовых
актах об органах финансового контроля,
но данные акты, имеющие по сути локальный
характер, формируют только саму возможность
разработки некой интегративной правовой
базы общей системы контроля (объединяющую
и справедливую для органов финансового
контроля всех ветвей власти), обеспечивающей
ее реформирование и развитие.