Государственный и финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 23:00, курс лекций

Описание

Понятие «контроль» является составной частью понятия «управление», которое, в свою очередь, вытекает из сущности власти и государства.
Контроль — неотъемлемая часть системы регулирования, одна из форм обратной связи, благодаря которой субъект, управляющий системой, получает необходимую информацию о ее действительном состоянии, что позволяет ему правильно оценивать фактически сделанное, выявлять отклонения от цели и связанные с этим нежелательные последствия. Анализ результатов контроля позволяет вскрыть ранее неизвестные возможности и резервы системы, эффективность использования ею управленческих решений. Получая такую информацию, субъект управления имеет все предпосылки для правильной оценки движения управляемой системы к поставленным целям и принятия необходимых корректирующих действий.

Работа состоит из  1 файл

гос и фин контрольформатированный.doc

— 498.50 Кб (Скачать документ)

2. КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ  ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА.

2.1. Конспект лекций.

Тема 1. Финансовый контроль в рыночной экономике

  1. Понятие «контроль» является составной частью понятия «управление», которое, в свою очередь, вытекает из сущности власти и государства.

    Контроль — неотъемлемая часть системы регулирования, одна из форм обратной связи, благодаря которой субъект, управляющий системой, получает необходимую информацию о ее действительном состоянии, что позволяет ему правильно оценивать фактически сделанное, выявлять отклонения от цели и связанные с этим нежелательные последствия. Анализ результатов контроля позволяет вскрыть ранее неизвестные возможности и резервы системы, эффективность использования ею управленческих решений. Получая такую информацию, субъект управления имеет все предпосылки для правильной оценки движения управляемой системы к поставленным целям и принятия необходимых корректирующих действий.

  1. Финансовый контроль, как и финансы, является основой любой сферы общественного воспроизводства и отражает их материальную результативность. Он реально проявляет процесс движения финансовых ресурсов, начиная от стадии их формирования в объемах, необходимых для начала осуществления деятельности в любой сфере национального хозяйствования, и кончая получением финансовых результатов этой деятельности.

    Контрольная функция так же, как и распределительная, внутренне присуща финансам. Основу контрольной функции финансов составляет движение финансовых ресурсов. Эта функция действует так же объективно, как и распределительная. Благодаря контрольной функции финансов появляется возможность «сигнализировать» о течении распределительного процесса, о складывающихся стоимостных пропорциях в обществе, о соотношении между различными фондами финансовых ресурсов.

    Обе функции между собой тесно взаимосвязаны. С одной стороны, распределительная функция всегда действует одновременно с контрольной, так как бесконтрольное распределение приведет к диспропорциям в распределительном процессе. С другой стороны, объектом контрольной функции является распределительный процесс.

        Контрольная функция финансов в единстве с  другой функцией  - распределительной позволяет отслеживать движение финансовых ресурсов на всех этапах их образования, распределения и использования, контролировать и управлять процессами, одновременно выявляя эффективность конечного результата.

  1. Современная теория финансов рассматривает финансовый контроль как форму реализации контрольной функции финансов. В качестве предмета финансового контроля выступают денежные, распределительные процессы формирования и использования финансовых ресурсов на уровне отдельных хозяйствующих субъектов, а также на уровне отраслей, территориальных единиц, регионов и страны в целом. Объектами финансового контроля  являются те конкретные организации, предприятия, органы управления, хозяйственная деятельность которых непосредственно обусловила указанные процессы.

     Объектами являются денежные отношения, возникающие в связи с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства (и его организаций) и их использованием на удовлетворение нужд государства и всего общества.

  1. Под  государственным финансовым контролем следует понимать систему действий государственных контрольных органов, функциональными обязанностями которых является выявление нарушений в процессе управления государственными финансовыми ресурсами на стадии рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, а также разработка превентивных мероприятий по их предотвращению.

     Задачами ГФК являются: проверка полноты выполнения обязательств физических и юридических лиц перед государством; соблюдение органами государственной власти, юридическими и физическими лицами требований финансового законодательства; контроль за целевым, эффективным и рациональным использованием государственных средств; анализ финансового состояния государственных организаций  и др.

     Осуществляют  финансовый контроль субъекты контроля: специальные государственные контрольные органы. Права, обязанности и ответственность данных субъектов контроля регламентированы, в том числе и законодательными органами.

    Функции государственного финансового  контроля:

    -функцию  предупреждения финансовых правонарушений;

  • результативно-аналитическую функцию;
  • регулирующую функцию.

    Классификация государственного финансового  контроля представлена на рис.1.

  • Рис. 1. Классификация государственного финансового контроля

Тема 2. Содержание государственного финансового контроля.

  1. Совокупность контрольных действий и операций, осуществляемых субъектами контроля, может быть выражена в той или иной форме, зависящей от целого ряда факторов. С учетом этих факторов она выделяет следующие формы контроля (таблиц 1).

       Таблица 1

       Формы финансового контроля

Признак классификации Формы финансового контроля
Время проведения контроля Предварительный, текущий, последующий
Направление воздействия субъекта на объект контроля Внешний, внутренний
Место проведения контроля Камеральный, выездной
Полнота охвата проверяемого материала (информации) Сплошной, выборочный
Характер  источников контроля Документальный, фактический
Периодичность проведения контроля Систематический, периодический, единовременный
Полнота охвата проверяемых вопросов Комплексный, тематический, встречный
Повторяемость изучения источников контроля Первичный, повторный, дополнительный

     По  времени осуществления контрольных действий выделяют:

     - предварительный контроль – это  контроль, который предшествует  совершению проверяемых операций. Обычно он проводится на стадии  составления, рассмотрения и утверждения  проектов бюджетов, финансовых планов хозяйствующих субъектов, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов законодательных актов и т.д.;

     - текущий контроль, который также  называют оперативным, проводится  в процессе совершения хозяйственных  и финансовых операций, исполнения финансовых планов, бюджетов;

     - последующий контроль – ему  подлежат итоги формирования  и использования финансовых средств.  Проверяется полнота формирования  финансовых ресурсов, законность  и целесообразность их расходования  при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов субъектов хозяйствования, смет бюджетных учреждений. Его результаты тесно связаны с результатами предварительного и текущего контроля, что позволяет вскрыть  недостатки их проведения.                                                                                                                               

  1. Субъектами контроля являются специально уполномоченные органы (государственные контрольные органы; структурны подразделения, созданные в субъектах хозяйствования и органах государственной власти и местного самоуправления), а также квалифицированные специалисты, осуществляющие свою деятельность в соответствии с нормами права.  Процесс целенаправленной деятельности субъектов контроля, или процесс финансового контроля, осуществляется с использованием определенных методов (см. рис.2).
 

      

 

 
 
 

Рис. 2. Методы проведения государственного финансового контроля. 

Система  организации государственного финансового  контроля представлена на рис. 3.

  1. Выбор формы государственного финансового контроля зависит от его задач, планов и программ, сложности и специфики его объектов. Наиболее распространенные следующие формы контроля:
  • Проверка – это единичное контрольное действие или исследование состояния на определенном участке деятельности проверяемого объекта.
  • Ревизия – это система обязательных контрольных действий по проверке законности, целесообразности и эффективности, совершенных в проверяемом периоде, хозяйственных и финансовых операций, а также законности и правильности действий должностных лиц. Ревизия основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств и товарно-материальных ценностей.

 
 
 

 
 
 
 
 
 

Рис.3. Система организации  государственного финансового  контроля. 

    
  1.     Основной формой негосударственного  финансового контроля  является  аудиторская деятельность, аудит – предпринимательская деятельность по независимой  проверке  бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности   организаций  и  индивидуальных предпринимателей. Закон  определяет, что целью аудита  является выражение мнения о достоверности финансовой ( бухгалтерской) отчетности   аудируемых  лиц в соответствии порядка ведения бухгалтерского учета  законодательству  РФ. Под достоверностью понимается степень точности  данных финансовой  (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю  этой отчетности  на основании ее данных делать правильные выводы о результатах  хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении  аудируемых лиц и принимать  базирующиеся  на этих выводах обоснованные решения.

      Аудиторские проверки проводятся  как в обязательном, так и в  инициативном порядке. В случае  обязательного  аудита  аудиторское заключение   является неотъемлемой  частью финансовой бухгалтерской отчетности  аудируемого  лица и подлежит  опубликованию  в составе отчетности.

      Особенность данной классификации состоит в  том, что в ней отведено место  новому методу государственного финансового контроля - аудиту эффективности бюджетных расходов, который представляет собой современный метод ГФК, роль которого непрерывно изменяется и который обладает значительными потенциальными возможностями.

Тема 3. Правовые основы государственного финансового контроля.

  1. В целом система нормативно-правовых актов государственного финансового контроля (его нормативно-правовая база) показана на рис. 1.

     Законодательство  о государственном финансовом контроле основывается на соответствующих нормативно-правовых актах об органах финансового контроля, но данные акты, имеющие по сути локальный характер, формируют только саму возможность разработки некой интегративной правовой базы общей системы контроля (объединяющую и справедливую для органов финансового контроля всех ветвей власти), обеспечивающей ее реформирование и развитие.  

Информация о работе Государственный и финансовый контроль