Государственный и финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 23:00, курс лекций

Описание

Понятие «контроль» является составной частью понятия «управление», которое, в свою очередь, вытекает из сущности власти и государства.
Контроль — неотъемлемая часть системы регулирования, одна из форм обратной связи, благодаря которой субъект, управляющий системой, получает необходимую информацию о ее действительном состоянии, что позволяет ему правильно оценивать фактически сделанное, выявлять отклонения от цели и связанные с этим нежелательные последствия. Анализ результатов контроля позволяет вскрыть ранее неизвестные возможности и резервы системы, эффективность использования ею управленческих решений. Получая такую информацию, субъект управления имеет все предпосылки для правильной оценки движения управляемой системы к поставленным целям и принятия необходимых корректирующих действий.

Работа состоит из  1 файл

гос и фин контрольформатированный.doc

— 498.50 Кб (Скачать документ)

   В ходе проверки осуществляются:

  • проверка операций по движению средств на счетах в органах казначейства;
  • проверка порядка ведения кассовых операций;
  • проверка расчетов с подотчетными лицами;
  • проверка расчетов с прочими дебиторами и кредиторами;
  • проверка учета основных средств и материальных запасов;
  • проверка предпринимательской деятельности учреждения.

   В процессе проверки у инспекторов  могут возникать вопросы. В связи  с этим они вправе требовать письменных объяснений от должностных, материально ответственных и иных лиц проверяемой организации, справки.

   В ходе проверки может проводиться  встречная проверка. Она осуществляется путем сличения записей, документов и данных в организациях, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации.

   Стандартными  нарушениями для объектов контроля являются:

  • несоблюдение принципов полноты отражения доходов и расходов бюджета, адресности и целевого характера бюджетных средств;
  • несоблюдение принципа эффективности и экономности использования бюджетных средств;
  • увеличение расходов за счет роста дефицита бюджета;
  • несоблюдение требований в части превышения ограничений расходования бюджетных средств;
  • несоблюдение принципа целевого использования средств;
  • неисполнение требования о предотвращении отрицательных результатов хозяйственной деятельности в результате операций по излишней уплате налогов в бюджет;
  • несоблюдение правил установления ежемесячных надбавок и доплат, выплачиваемых из надтарифного фонда оплаты труда;
  • отсутствие лицензии (разрешения) на право ведения образовательной деятельности;
  • оказание платных образовательных услуг вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета.

Тема 7. Аудит эффективности  как новая форма  финансового контроля

  1. Внедрение аудита эффективности означает в определенной степени революционный переход к новому методу государственного финансового контроля. Это другой предмет контроля, иная технология проведения проверки по сравнению с традиционной проверкой законности и целевого использования бюджетных средств и государственной собственности.

     Аудит эффективности – это разновидность  финансового контроля государственных  средств, осуществляемого путем проведения проверок деятельности органов государственной власти и других распорядителей и получателей государственных средств  в целях определения эффективности использования ими государственных средств, полученных для выполнения возложенных на них функций и поставленных задач. Аудит эффективности определяет результат использования государственных средств, проверяет не только законность и целевое назначение, но и эффективность затрат финансовых ресурсов с точки зрения решения общегосударственных задач. Аудит эффективности использования государственных средств включает в себя следующие элементы (см. рис.1): 

       

     

     

       
 
 

     Рис. 1. Основные элементы аудита эффективности.

      Объекты аудита эффективности представлены на рис. 2. 

      

        

        

        
 
 
 

      Рис. 2. Объекты аудита эффективности.

  1. Необходимо отметить, что нередко противопоставляются понятия финансового аудита и аудита эффективности, а также  высказываются мнения о вытеснении аудитом эффективности финансового аудита. Оба метода контроля в структуре государственного финансового контроля представляют собой единую систему и являются одновременно относительно самостоятельными категориями. Сравнительный анализ финансового аудита и аудита эффективности представлен на рис. 3.

        

         

        

      

        

      

        
 

      Рис. 3. Сравнительный  анализ финансового  аудита и аудита эффективности.

      Предметом аудита эффективности является деятельность органов государственной власти и других получателей государственных  средств по использованию государственных  средств, полученных для выполнения возложенных на них задач, функций или реализации программ (например, федеральных целевых программ, программ развития регионов).

      Аудит эффективности использования государственных  средств проводится в три основных этапа:

    • планирование проверки;
    • осуществление проверки;
    • подготовка отчета о результатах проверки.

         Каждый этап проведения аудита  эффективности включает ряд последовательных  действий, результаты которых оформляются  в соответствующих документах. Схема  организации аудита эффективности показана на рис.4

 

 

 

 

 
 
 
 

Рис. 4. Организация аудита эффективности.

    Необходимым условием действенности аудита эффективности является то, что указанные показатели должны закладываться при разработке и принятии бюджета. И здесь роль и значение трехлетнего бюджета исключительно велики. Поскольку достижение большинства целей бюджетного финансирования вряд ли возможно обеспечить в течение всего лишь одного финансового года. Только в условиях составления трехлетнего бюджета может быть осуществлен повсеместный переход на программно-целевой метод бюджетного планирования.

    Поэтому, можно сказать, что в  наиболее общем виде аудит эффективности  можно охарактеризовать как комплекс контрольных мероприятий по оценке деятельности органов исполнительной власти и организаций по мобилизации денежных средств в бюджетную систему страны, по их эффективному использованию в интересах налогоплательщиков, по эффективному управлению государственной и муниципальной собственностью, а также эффективности действующего законодательства. В рамках аудита эффективности не ставится задача дать общую оценку результативности работы проверяемого бюджетополучателя, так как при такой оценке нельзя учесть всей сложности и разнообразия сфер его деятельности. Аудит эффективности должен быть нацелен на разработку конкретных рекомендаций по совершенствованию и реализации программ деятельности проверяемых объектов, направленных на повышение эффективности использования ими государственных средств.

      Тема 8. Налоговый контроль

      Сущность  налогового контроля можно рассматривать  с двух позиций: во-первых, как функцию  или элемент государственного управления экономикой, во-вторых, как особую деятельность по исполнению налогового законодательства. Следует отметить, что эти стороны налогового контроля находятся в неразрывном единстве, что позволяет представить налоговый контроль в виде классической кибернетической системы, сочетающей в себе разнообразие статических элементов и их динамическое взаимодействие, непрерывное развитие и совершенствование. Взаимодействие между субъектом и объектом налогового контроля носит характер прямой и обратной связи, которые можно отобразить схематично следующим образом:

    

    

      
 
 

      
 

      

      Налоговый контроль представляет собой систему мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию денежных фондов государства на всех уровнях управления и власти в части налоговых доходов, выявлению резервов увеличения налоговых поступлений в бюджет и соблюдению налоговой дисциплины. В процессе налогового контроля реализуется совокупность приемов и способов, используемых органами власти и управления, по обеспечению требований налогового законодательства, правильности исчисления, полноте и своевременности внесения налогов в бюджет.

      Налоговый контроль как элемент управления налогообложением является необходимым условием существования эффективной налоговой системы; обеспечивает обратную связь налогоплательщиков с органами государственного управления, которые наделены особыми правами и полномочиями по вопросам налогообложения (налоговыми администраторами).

      Налоговый контроль следует отличать от государственного контроля за соблюдением налогового законодательства. В связи со значимостью налогов как основного доходного источника бюджетов всех уровней выделяется особый вид деятельности - контроль за соблюдением законодательства  Российской Федерации о налогах и сборах. Это понятие включает в себя деятельность любых органов, осуществляющих контрольные функции - от Прокуратуры РФ и Счетной Палаты до органов внутренних дел, то есть властных институтов Российской Федерации.

      Реализация  налогового контроля заключается в осуществлении на постоянной основе специализированными органами контроля за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами и иными обязанными лицами требований законодательства о налогах и сборах. Отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, регулируются законодательством о налогах и сборах. Основное направление налогового контроля — контроль за соблюдением законодательства, регулирующего процесс поступления финансовых ресурсов в специальные централизованные фонды публичных субъектов, необходимые последним для выполнения возложенных на них функций в рамках установленных полномочий.

      Содержание налогового контроля заключается в отслеживании правильности уплаты налогов и сборов налогоплательщиками и плательщиками сборов в централизованные фонды (бюджет, государственные внебюджетные фонды), т. е. правильности отчуждения налога плательщиками в пользу публичных субъектов части своего имущества, соответствующей размеру налогового платежа, а также удержания и перечисления в бюджет финансовых ресурсов налоговыми агентами. В целевой обособленности контролируемых  операций и проявляется специфика налогового контроля по отношению к финансовому контролю в целом.

      Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений, а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.

      Объектом налогового контроля является только та деятельность налогоплательщика, которая связана с выполнением им своих налоговых обязанностей,  в том числе - правильность исчисления налогового платежа, своевременное его перечисление, осуществление иных действий, непосредственно связанных с выполнением налогоплательщиком своих налоговых обязанностей  (постановка на учет в налоговые органы, представление периодической отчетности и т.п.). Особенность налоговых отношении и собственно налогового контроля заключается в том, что все контрольные мероприятия осуществляются на постоянной основе.

      Налоговый контроль проводится в определенной последовательности и включает  следующие стадии:  регистрация  и учет налогоплательщиков; прием налоговой отчетности; осуществление камеральных проверок; начисление платежей к уплате; контроль за своевременной уплатой начисленных сумм; проведение документальных проверок; контроль за реализацией материалов проверок и уплатой начисленных финансовых санкций и административных штрафов.

Информация о работе Государственный и финансовый контроль