Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 23:00, курс лекций
Понятие «контроль» является составной частью понятия «управление», которое, в свою очередь, вытекает из сущности власти и государства.
Контроль — неотъемлемая часть системы регулирования, одна из форм обратной связи, благодаря которой субъект, управляющий системой, получает необходимую информацию о ее действительном состоянии, что позволяет ему правильно оценивать фактически сделанное, выявлять отклонения от цели и связанные с этим нежелательные последствия. Анализ результатов контроля позволяет вскрыть ранее неизвестные возможности и резервы системы, эффективность использования ею управленческих решений. Получая такую информацию, субъект управления имеет все предпосылки для правильной оценки движения управляемой системы к поставленным целям и принятия необходимых корректирующих действий.
Налоговый контроль как специализированная отрасль экономического контроля использует разнообразные способы практической организации для наиболее эффективного выполнения целей, стоящих перед ним. Формы, виды и методы налогового контроля выражают содержание контрольного процесса. Их классификация имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. Выбор методики контрольных процедур зависит от самостоятельных решений субъекта контроля, принимаемых исходя из конкретной практической ситуации и конечных целей налоговой проверки.
По
объему, охватываемому налоговыми проверками,
различаются полный (или комплексный)
и частичный (тематический) контроль.
Использование указанных
Комплексные налоговые проверки, предусматривающие достаточно полное изучение информации о налогоплательщике, позволяют значительно повысить результативность налогового контроля за счет обеспечения логической связи между хозяйственными операциями и достоверностью привлекаемых источников информации. Последнее обстоятельство обусловлено сокращением возможностей утаивания негативной для налогоплательщика информации. Помимо прочего, комплексные проверки позволяют налоговым работникам специализироваться на проверках отдельных вопросов, что при повышении качества проверок сокращает время их проведения и рационализирует труд налоговых инспекторов.
Большая часть налоговых
Разграничение налогового контроля по месту его осуществления базируется на отличиях в форме и методике организации камеральных и выездных налоговых проверок. Камеральные проверки проводятся без выхода налогового инспектора на объект контроля по материалам предоставляемым налогоплательщиками: бухгалтерских балансов, отчетности, деклараций и расчетов по налогам, в момент их принятия должностным лицом налогового органа. При камеральной проверке применяются, в основном, методы визуального и аналитического контроля, предполагающие оценку согласованности показателей баланса и налоговых расчетов; правильности расчета налоговых обязательств к уплате конкретным плательщиком за истекший период; правильность применения льгот; полноту начисляемых налогов; своевременность предоставления расчетов по налогам и бухгалтерской отчетности.
Проверка с выходом на объект контроля (выездная) характеризуется более высокой объективностью изучения полноты и правильности налоговых расчетов, их сопоставление с данными первичных документов, аналитическим и синтетическим учетом, бухгалтерской отчетностью. Документальная проверка, таким образом, является основным методом налогового контроля. Вместе с тем, кроме документальной формы, при выездных проверках широко используются и приемы фактического контроля.
Согласно Налоговому кодексу РФ субъектами налогового контроля (органами, осуществляющими налоговый контроль) являются налоговые органы Российской Федерации.
Отношения по осуществлению налогового контроля как разновидность налоговых отношений должны в наибольшей степени согласовываться с требованиями, предъявляемыми к системе налогообложения в целом. При этом задачи, решаемые в ходе проведения мероприятий налогового контроля, должны соответствовать тем задачам, которые ставит государство перед всей налоговой системой. В этой связи следует признать, что реформирование налоговой системы должно проводиться вместе с реформой системы налогового контроля, эта задача в качестве первоочередной указывается в целом ряде правительственных документов.
Реформирование налоговой системы должно сопровождаться улучшением контрольных функций специализированных органов, сведением к необходимому минимуму мер текущего налогового контроля, сосредоточением ресурсов контролирующих органов на ключевых сферах, исключением возможного дублирования контрольных полномочий различными государственными органами.
Федеральная
налоговая служба с целью реализации
своих полномочий в процессе осуществления
разнообразных мероприятий
- организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности;
- запрашивать
и получать сведения, необходимые
для принятия решений по
- привлекать
в установленном порядке для
проработки вопросов, отнесенных
к установленной сфере
- применять
предусмотренные
- создавать
совещательные и экспертные
Основным видом налогового контроля являются налоговые проверки, которые позволяют наиболее полно проследить за своевременностью, полнотой и правильностью выполнения налогоплательщиком своих обязанностей. Остальные разновидности налогового контроля используются в качестве вспомогательных методов выявления налоговых правонарушений или могут применяться для сбора доказательств по выводам, которые содержатся в акте проверки. В частности, такими вспомогательными видами налогового контроля могут быть: истребование документов, получение пояснений налогоплательщика или показаний свидетелей, осмотр помещений (территорий) и предметов, привлечение специалиста, сопоставление данных о расходах и доходах физических лиц, экспертиза, учет налогоплательщиков, а также другие, предусмотренные Налоговым кодексом. В НК РФ также установлены составы налоговых правонарушений и санкции за незаконное воспрепятствование проведению налогового контроля со стороны налогоплательщика.
В процессе проведения мероприятий налогового контроля должностное лицо налоговых органов обязано соблюдать определенную процедуру (регламент) с целью проверки правомерности действий налогоплательщика по расчету налогового обязательства и своевременности его исполнения. Регламентация деятельности государственных органов определена как приоритетное направление развитие административной реформы, этим фактом определяется необходимость совершенствования методики и процедур налоговых проверок по обеспечению плательщиками полного и своевременного исполнения налоговой обязанности.
Тема
10. Финансовый механизм
противодействия преступным
доходам
Легализация (отмывание) доходов, полученных незаконным путем –
придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем.
Основные цели легализации доходов, полученных преступным путем
Основы механизма контроля над отмыванием преступных доходов
Современный комплекс организационных и правовых мер предупреждения и пресечения легализации доходов от криминальной экономической деятельности включает:
Рис. 1. Трехфазовая модель отмывания криминальных фондов денежных средств
Методы 1 фазы (размещения):
А) размещение через традиционные финансовые учреждения
Б) размещение через традиционные финансовые учреждения
В) размещение
через учреждения нефинансового сектора;
Г) размещение
за пределами страны.
А. Размещение через традиционные финансовые учреждения - банковские и специализированные небанковские финансово-кредитные институты (коммерческие банки, сберегательные банки и ассоциации, кредитные союзы, банки взаимных фондов, пенсионные фонды, страховые компании, финансовые компании, инвестиционные фонды), которые подчиняются и управляются государственными регулирующими инстанциями.
Методы: