Государственный и финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 23:00, курс лекций

Описание

Понятие «контроль» является составной частью понятия «управление», которое, в свою очередь, вытекает из сущности власти и государства.
Контроль — неотъемлемая часть системы регулирования, одна из форм обратной связи, благодаря которой субъект, управляющий системой, получает необходимую информацию о ее действительном состоянии, что позволяет ему правильно оценивать фактически сделанное, выявлять отклонения от цели и связанные с этим нежелательные последствия. Анализ результатов контроля позволяет вскрыть ранее неизвестные возможности и резервы системы, эффективность использования ею управленческих решений. Получая такую информацию, субъект управления имеет все предпосылки для правильной оценки движения управляемой системы к поставленным целям и принятия необходимых корректирующих действий.

Работа состоит из  1 файл

гос и фин контрольформатированный.doc

— 498.50 Кб (Скачать документ)

      Налоговый контроль как специализированная отрасль  экономического контроля использует разнообразные  способы практической организации  для наиболее эффективного выполнения целей, стоящих перед ним. Формы, виды и методы налогового контроля выражают содержание контрольного процесса. Их классификация имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. Выбор методики контрольных процедур зависит от самостоятельных решений субъекта контроля, принимаемых исходя из конкретной практической ситуации и конечных целей налоговой проверки.

      По  объему, охватываемому налоговыми проверками, различаются полный (или комплексный) и частичный (тематический) контроль. Использование указанных разновидностей обусловлено направленностью налогового контроля на решение определенных задач. Тематические проверки проводятся на основании оперативной информации, предоставленной правоохранительными органами, а также на основе анализа сведений о деятельности налогоплательщика, ее качественных и количественных характеристик в сопоставлении с показателями налоговых начислений. В ходе тематических проверок исследуются  отдельные вопросы финансово-хозяйственной деятельности, порядок отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, например, операции с валютой и валютными ценностями, результатов внешнеэкономической деятельности, налогообложения безвозмездно полученных средств и так далее. Такие проверки, проводимые сквозным методом по признакам однотипности операций или признаку взаимной связи между различными субъектами хозяйствования, активно задействуют аналитические методы, усиливая продуктивность контроля. К числу тематических проверок можно отнести и активно применяемую на практике методику встречного контроля.

      Комплексные налоговые проверки, предусматривающие достаточно полное изучение информации о налогоплательщике, позволяют значительно повысить результативность налогового контроля за счет обеспечения логической связи между хозяйственными операциями и достоверностью привлекаемых источников информации. Последнее обстоятельство обусловлено сокращением возможностей утаивания негативной для налогоплательщика информации. Помимо прочего, комплексные проверки позволяют налоговым работникам специализироваться на проверках отдельных вопросов, что при повышении качества проверок сокращает время их проведения и рационализирует  труд налоговых инспекторов.

        Большая часть налоговых проверок  проводится по плану-графику,  который разрабатывается на календарный  год и утверждается начальником  налогового органа. Внезапная (внеплановая) проверка может быть проведена, если последняя налоговая проверка выявила значительные нарушения налогоплательщиком своих обязанностей или имеются факты, позволяющие достоверно предполагать такие нарушения; имеются факты, ставящие под сомнение происхождение средств налогоплательщика; имеются факты о документально неподтвержденном приросте имущества или другого объекта налогообложения; не представлена налоговая декларация (налоговые расчеты) или другие документы, необходимые для исчисления налога; имеются факты, позволяющие достоверно предполагать возможность сокрытия объекта налогообложения; предыдущая проверка была проведена с нарушением порядка проведения или ее заключения содержат недостоверные данные.

      Разграничение налогового контроля по месту его осуществления базируется на отличиях в форме и методике организации камеральных и выездных налоговых проверок. Камеральные проверки проводятся без выхода налогового инспектора на объект контроля по материалам предоставляемым налогоплательщиками: бухгалтерских балансов, отчетности, деклараций и расчетов по налогам, в момент их принятия должностным лицом налогового органа. При камеральной проверке применяются, в основном, методы визуального и аналитического контроля, предполагающие оценку согласованности показателей баланса и налоговых расчетов; правильности расчета налоговых обязательств к уплате конкретным плательщиком за истекший период; правильность применения льгот; полноту начисляемых налогов; своевременность предоставления расчетов по налогам и бухгалтерской отчетности.

         Проверка с выходом на объект  контроля (выездная) характеризуется более высокой объективностью изучения полноты и правильности налоговых расчетов, их сопоставление с данными первичных документов, аналитическим и синтетическим учетом, бухгалтерской отчетностью. Документальная проверка, таким образом,  является основным методом налогового контроля. Вместе с тем, кроме документальной формы, при выездных проверках широко используются и приемы фактического контроля.

      Согласно  Налоговому кодексу РФ субъектами налогового контроля (органами, осуществляющими налоговый контроль) являются налоговые органы Российской Федерации.

      Отношения по осуществлению налогового контроля как разновидность налоговых отношений должны в наибольшей степени согласовываться с требованиями, предъявляемыми к системе налогообложения в целом. При этом задачи, решаемые в ходе проведения мероприятий налогового контроля, должны соответствовать тем задачам, которые ставит государство перед всей налоговой системой. В этой связи следует признать, что реформирование налоговой системы должно проводиться вместе с реформой системы налогового контроля, эта задача в качестве первоочередной указывается в целом ряде правительственных документов.

      Реформирование  налоговой системы должно сопровождаться улучшением контрольных функций специализированных органов, сведением к необходимому минимуму мер текущего налогового контроля, сосредоточением ресурсов контролирующих органов на ключевых сферах, исключением возможного дублирования контрольных полномочий различными государственными органами.

      Федеральная налоговая служба с целью реализации своих полномочий в процессе осуществления  разнообразных мероприятий налогового контроля имеет право:

- организовывать  проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности;

- запрашивать  и получать сведения, необходимые  для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

- привлекать  в установленном порядке для  проработки вопросов, отнесенных  к установленной сфере деятельности, научные и иные организации,  ученых и специалистов;

- применять  предусмотренные законодательством  Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации;

- создавать  совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в  установленной сфере деятельности.

      Основным  видом налогового контроля являются налоговые проверки, которые позволяют наиболее полно проследить за своевременностью, полнотой и правильностью выполнения налогоплательщиком своих обязанностей. Остальные разновидности налогового контроля используются в качестве вспомогательных методов выявления налоговых правонарушений или могут применяться для сбора доказательств по выводам, которые содержатся в акте проверки. В частности, такими вспомогательными видами налогового контроля могут быть: истребование документов, получение пояснений налогоплательщика или показаний свидетелей, осмотр помещений (территорий) и предметов, привлечение специалиста, сопоставление данных о расходах и доходах физических лиц, экспертиза, учет налогоплательщиков, а также другие, предусмотренные Налоговым кодексом. В НК РФ также установлены составы налоговых правонарушений и санкции за незаконное воспрепятствование проведению налогового контроля со стороны налогоплательщика.

      В процессе проведения мероприятий налогового контроля должностное лицо налоговых  органов обязано соблюдать определенную процедуру (регламент) с целью проверки правомерности действий налогоплательщика по расчету налогового обязательства и своевременности его исполнения. Регламентация деятельности государственных органов определена как приоритетное направление развитие административной реформы, этим фактом определяется необходимость совершенствования методики и процедур налоговых проверок по обеспечению плательщиками полного и своевременного исполнения налоговой обязанности.

Тема 10. Финансовый механизм противодействия преступным доходам 

Легализация (отмывание) доходов, полученных незаконным путем

придание  правомерного вида владению, пользованию или  распоряжению денежными  средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем.

Основные  цели легализации  доходов, полученных преступным путем

  1. Сокрытие следов происхождения доходов, полученных из нелегальных источников.
  2. Создание видимости законности получения доходов.
  3. Сокрытие лиц, извлекающих незаконные доходы и инициирующие сам процесс отмывания.
  4. Уклонение от уплаты налогов.
  5. Обеспечение удобного и оперативного доступа к денежные средствам, полученным из нелегальных источников. Создание условий для безопасного и комфортного потребления.
  6. Создание условий для безопасного инвестирования в легальный бизнес.
 

Основы  механизма контроля над отмыванием преступных доходов

Современный комплекс организационных и правовых мер предупреждения и пресечения легализации доходов от криминальной экономической деятельности включает:

  • определение понятия легализации (отмывания) доходов,
  • признание преступлением любых действий по легализации (отмыванию) финансовых средств, полученных преступным путем, с установлением соответствующей ответственности и конфискацией таких средств.
  • установление требований по регистрации некоторых видов финансовых операций и идентификации лиц, их совершающих, а также требований к хранению этих материалов;
  • использование широкого понятия финансовой операции, охватывающего операции с деньгами, ценными бумагами, имуществом, имущественными правами, а также удостоверение и регистрацию таких операций;
  • применение широкого понятия организации, осуществляющей финансовые операции, в качестве которой должны признаваться не только кредитные организации, но и все другие хозяйствующие субъекты, а равно учреждения связи, игорные заведения и др.;
  • ограничение коммерческой и банковской тайны в целях получения информации, необходимой для выявления и пресечения действий по легализации (отмыванию) доходов;
  • установление ограничений на финансовые операции с наличными деньгами и перемещение наличных денег через таможенную границу;
  • введение категории финансовых операций (подозрительных), подлежащих особому контролю;
  • установление обязанности работников организаций, осуществляющих финансовые операции, сообщать уполномоченному органу о незаконных и подозрительных операциях;
  • иммунитет работников организаций, осуществляющих финансовые операции, от ответственности за разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, при сообщении таких сведений уполномоченному органу в предусмотренных законом случаях;
  • установление ответственности работников организаций, осуществляющих финансовые операции
 

 

Рис. 1. Трехфазовая модель отмывания криминальных фондов денежных средств

Методы 1 фазы (размещения):

А) размещение через  традиционные финансовые учреждения

Б) размещение через  традиционные финансовые учреждения

В) размещение через учреждения нефинансового сектора;  
Г)
размещение за пределами страны.

А. Размещение через  традиционные финансовые учреждения - банковские и специализированные небанковские финансово-кредитные институты (коммерческие банки, сберегательные банки и ассоциации, кредитные союзы, банки взаимных фондов, пенсионные фонды, страховые компании, финансовые компании, инвестиционные фонды), которые подчиняются и управляются государственными регулирующими инстанциями.

Методы:

  • смерфинг -превращение наличных денег в финансовые инструменты;
  • обмен мелких банкнот на купюры более крупного достоинства;
  • обменные сделки - организованный обмен денег на купюры иного достоинства или другую валюту;
  • структурирование операций с наличными деньгами;
  • установление контроля над финансовыми учреждениями;
  • незаконное использование исключений из закона;
  • использование корреспондентских отношений между банками;
  • создание ложного бумажного следа;
  • слияние законных и незаконных фондов;
  • перевод преступно полученных денег за рубеж;
  • использование "коллективных" счетов;
  • использование транзитных счетов;
  • механизм гарантии ссуды;

Информация о работе Государственный и финансовый контроль