Государственный и финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 23:00, курс лекций

Описание

Понятие «контроль» является составной частью понятия «управление», которое, в свою очередь, вытекает из сущности власти и государства.
Контроль — неотъемлемая часть системы регулирования, одна из форм обратной связи, благодаря которой субъект, управляющий системой, получает необходимую информацию о ее действительном состоянии, что позволяет ему правильно оценивать фактически сделанное, выявлять отклонения от цели и связанные с этим нежелательные последствия. Анализ результатов контроля позволяет вскрыть ранее неизвестные возможности и резервы системы, эффективность использования ею управленческих решений. Получая такую информацию, субъект управления имеет все предпосылки для правильной оценки движения управляемой системы к поставленным целям и принятия необходимых корректирующих действий.

Работа состоит из  1 файл

гос и фин контрольформатированный.doc

— 498.50 Кб (Скачать документ)

 

                                                                             Законы,

                                                                           Положения,

                                                                       Указы, приказы,

Постановления

           1-й уровень       о вопросах ГФК

Профессиональные  стандарты

          2-й уровень       и Этический кодекс

Разъяснения к стандартам и кодексу этики,

методические  указания, рекомендации по их

практическому применению в конкретных сферах

    3-й  уровень     деятельности или видах организаций

4-й  уровень                    Внутренние документы (регламенты) органов ГФК

     Рис. 1 Система нормативно-правовых актов (нормативно-правовая база) государственного финансового контроля

  1. Государственный финансовый контроль реализуется при помощи создаваемой государством системы органов государственного финансового контроля. Она представляет собой элемент общей структуры контрольных органов государства и вместе с тем выступает как важнейшая часть того финансового механизма, с помощью которого государство реализует свою финансовую политику. Организационная структура органов государственного финансового контроля в России представлена на рис.2.
 
 

     

     

       

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

       
 

     Рис. 2. Организационная  структура органов  государственного финансового  контроля.

Тема 4. Этапы контрольного мероприятия

   1. Планирование является начальной стадией проведения контрольного мероприятия. При планировании определяются прежде всего цели контроля, масштаб и методика его проведения, разрабатываются общий план проведения контрольного мероприятия (с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения) и программа, предусматривающая объем, виды и последовательность осуществления контрольных процедур, необходимых для формирования объективного и обоснованного  мнения об объектах контроля.

   Планирование  должно охватывать все контрольное  мероприятие. Цели контроля, его масштаб  и методика не могут определяться изолированно.

   При планировании важно придерживаться принципов  комплексности, непрерывности  и оптимальности.

    Планирование  контрольного мероприятия имеет  следующие основные этапы:

        ● предварительное планирование;

        ● подготовка и составление общего плана;

        ● подготовка и составление  программы контроля.      

    Выбор объекта контроля является важнейшим  этапом планирования контрольного мероприятия, ибо от правильности этого выбора зависит результативность и действенность проверки. При выборе объекта контроля необходимо руководствоваться следующим: 

    -  Соответствие объекта предмету  проверки, т. е. если мы проверяем  использование средств на науку,  то соответственно этому объектом  проверки должно быть научное  учреждение.

    -  Наличие государственной проблемы в намечаемой сфере контроля, например использование интеллектуальной собственности в Российской Федерации.

    -  Масштабность объекта проверки, т. е. при проведении проверки  объект должен быть таким, чтобы  в нем отражались типичные финансовые или иные государственные проблемы. Если продолжать пример с наукой, то объектом проверки должна быть Академия Наук, а не отдельный институт.

    -Репрезентативность  выборки при проведении проверки, т. е. достаточное количество  объектов и вопросов проверки.

    -Масштабность  финансирования, наличия государственной  собственности или использования  природных ресурсов, чтобы по  результатам контрольного мероприятия  можно было получить решение  крупных государственных задач.

    Пользователями  результатов контрольного мероприятия являются, например, на уровне федеральной власти Президент РФ, Государственная Дума и Совет Федерации, Генеральная прокуратура и др. На уровне региона — это губернатор, законодательное собрание, правоохранительные и налоговые органы и т. д. Потенциальными пользователями отчетов о проверке выступают и проверяемые объекты — министерства, ведомства, а также СМИ.

    В программе контрольного мероприятия  следует описать масштаб и  границы контроля, необходимые для  достижения поставленных перед ним  целей. В программе необходимо объяснить отношения между целым и частью, являющейся объектом контроля, показать принципы определения организаций, географических районов и временных рамок контрольного мероприятия, указать все виды и источники доказательств и объяснить любые качественные и другие проблемы,      касающиеся сбора доказательств и их использования для формирования выводов о результатах проверки.

  1. Существует три стадии  проведения контрольного мероприятия (Рис 1.).

        Методика проведения контрольного мероприятия должна включать в себя следующие элементы:

    ♦ поиск факторов нарушения действующего финансового законодательства и  неэффективного использования финансовых и материальных ресурсов;

    ♦  доказательство выявления нарушений;

    ♦  оценка причиненного ущерба и установление лиц, ответственных за нанесенный ущерб.

    Цели  контрольного мероприятия – это  то, что должно быть выполнено в  процессе его проведения. Именно цели определяют объекты контроля и аспекты  функционирования, которые следует  включить в проверку, а также возможные выводы и элементы отчетности, которые проверяющие предполагают развить. Их также можно рассматривать как вопросы программы проверки, ответить на которые контролеры должны стремиться.

    Любое контрольное мероприятие начинается с формулирования целей, которые, в свою очередь, определяют вид контроля, формы и способы его проведения, а также стандарты, которым необходимо следовать.

    Целью контрольного мероприятия  устанавливаются  и его задачи, решение которых  позволит ее достичь. Цель и задачи контрольного мероприятия определяются спецификой органа финансового контроля.

  1. Цели и задачи контрольного мероприятия должны найти отражение и в результирующем отчете, поскольку осведомленность о них, как и осведомленность о выбранных для достижения этих целей масштабе и методике контроля, необходимы читателям отчета для понимания задач и ограничений контрольного мероприятия, оценки достоинств проведенной работы и содержания отчета.

Рис.1. Алгоритм проведения контрольного мероприятия.

    Тема 5. Ревизия сохранности  денежных средств  и материальных ценностей.

    Проверка  правильности ведения кассовых операций производится сплошным образом, начиная  со дня окончания предыдущей ревизии. При этом используются следующие  документы и регистры бухгалтерского учета: отчеты кассира с приложенными приходными и расходными кассовыми ордерами; журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров; кассовая книга; корешки чеков использованных чековых книжек; выписки банка со счетов предприятия с прилагаемыми к ним документами; журналы-ордера; а также машинограммы.

    Согласно  порядка ведения кассовых операций в ходе осуществления контроля денежных средств сначала надо выявить  фактическое наличие денег и  ценных бумаг в кассе предприятия  путем инвентаризации, по результатам которой составляется акт. Закончив инвентаризацию кассовой наличности, контролер тщательно проверяет соблюдение во всем объеме правил ведения кассовых операций.

    Прежде  чем приступить непосредственно  к проверке кассовых документов и записей, необходимо установить, ведется ли в проверяемой организации по установленной форме журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров. Затем проверяют ведение кассовой книги, которая должна быть пронумерована и опечатана сургучной печатью, а количество листов в ней должно быть заверено подписями руководителя и главного бухгалтера. Необходимо установить, действительно ли только одну кассовую книгу ведут в проверяемой организации.

    При ревизии приема наличных денег, полученных в учреждении банка, следует сверить записи в кассовой книге, приходных кассовых ордерах, корешках чеков и выписках банка. При установлении фактов неоприходования по кассе полученных в банке наличных денег следует составить промежуточный акт, для привлечения в установленном порядке к ответственности виновных лиц и взыскании с них причиненного хозяйству материального ущерба.

    Для выявления полноты оприходования  по кассе денег, полученных в учреждении банка, необходимо тщательно изучить  сложившуюся в хозяйстве практику получения, учета и хранения чековых книжек, а также выписки чеков при поездке кассира в банк. При наличии каких бы то ни было отступлений от действующего порядка, об этом делают запись в общем акте ревизии и дают указания главному бухгалтеру хозяйства об их немедленном устранении.

    Все чековые книжки должны храниться  в сейфе у главного бухгалтера и заполняются до выезда кассира  из хозяйства.

    При проверке расходных кассовых документов общим требованием является определение  правильности списания и законности расходования наличных денег по кассе хозяйства. Основным направлением такого движения денежных средств является их выдача в оплату труда. Поэтому в первую очередь следует проверить расчетно-платежные ведомости и расходные кассовые ордера.

    Как приходные, так и расходные кассовые документы проверяют, также, с точки зрения правильности их заполнения (должны быть заполнены шариковой ручкой без каких-либо подчисток, помарок или исправлений), передачи в кассу для исполнения (не допускается их выдача на руки лицам, вносящим или получающим деньги) и даты исполнения (разрешается производить по ним прием и выдачу денег только в день их составления). Все приходные и расходные кассовые документы должны быть подписаны кассиром, а приложенные к ним документы погашены штампами «получено» и «оплачено».

    Если  установлена недостача или излишек  денег, кассир представляет комиссии письменное объяснение.

    Инвентаризация  - это определенная последовательность практических действий по документальному подтверждению наличия, состояния и оценки имущества с целью обеспечения достоверности данных учета и отчетности.

      Материально-ответственные лица  осуществляющие приемку, хранение  и отпуск товаров, несут полную  материальную ответственность за  вверенные им ценности на основании  заключенных с ними договоров о полной материальной ответственности.

    Инвентаризация  товаров проводится по местам хранения и по материально-ответственным  лицам. В процессе инвентаризации уточняются остатки товаров, числящихся на счетах, на дату представления последнего товарного отчета.

Информация о работе Государственный и финансовый контроль