Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 23:00, курс лекций
Понятие «контроль» является составной частью понятия «управление», которое, в свою очередь, вытекает из сущности власти и государства.
Контроль — неотъемлемая часть системы регулирования, одна из форм обратной связи, благодаря которой субъект, управляющий системой, получает необходимую информацию о ее действительном состоянии, что позволяет ему правильно оценивать фактически сделанное, выявлять отклонения от цели и связанные с этим нежелательные последствия. Анализ результатов контроля позволяет вскрыть ранее неизвестные возможности и резервы системы, эффективность использования ею управленческих решений. Получая такую информацию, субъект управления имеет все предпосылки для правильной оценки движения управляемой системы к поставленным целям и принятия необходимых корректирующих действий.
Тема 6. Проверка расходов и осуществления расчетов бюджетных учреждений.
Контроль целевого использования бюджетных средств может проводиться Счетной палатой РФ, ФСФБН, КСО субъектов РФ и муниципальных образований (при представительных или исполнительных органах).
Нецелевое
использование средств бюджета
является самым распространенным и
исторически первым из установленных
нормативно-правовыми актами Российской
Федерации нарушений бюджетного законодательства.
Методика:
Проверяются
выписки банка о поступлении
целевых средств с платежными
поручениями (Например, целевые дотации,
субвенции, субсидии, финансирование),
разнарядка на финансирование, прохождение
платежных ведомостей через отделение
федерального казначейства, дохождение
средств до конечного получателя бюджетных
средств. По итогам проверки составляется
акт, предписание или представление (при
нарушении законодательства) При выявленных
нарушениях виновные лица привлекаются
к административной, уголовной или иной
ответственности.
Нецелевое использование
средств бюджета выражается в виде:
При проверке состава ФЗП штатного персонала учреждений соцкультсферы определяется обоснованность всех начислений дополнительно к должностному окладу. Проверяется соответствие занимаемой должности по штатному расписанию и присвоенному окладу. Анализируется обоснованность и законность всех видов компенсационных выплат. При дополнительных надбавках за непрерывный стаж работы проверяется наличие необходимых записей в трудовых книжках. При проверке соответствия занимаемой должности в соответствии с полученным образованием изучаются документы об образовании (дипломы, удостоверения и т.п.), копии которых хранятся в отделе кадров, а также наличие дополнительного образования, или научных званий, степеней, категорий и т.п., а также наличие соответствующих приказов на установление окладов (доплат). Для проверки правильности определения средней ставки заработной платы используется тарификационный список, имеющийся в каждом учреждении, в котором указаны все данные на каждого сотрудника, его должностной оклад и все виды возможных доплат.
Проверка правильности составления сметы доходов и расходов бюджетного учреждения. Цель проверки: подтверждение правильности и обоснованности плановых расходов, их целесообразности и экономности, соответствия нормам законодательства. Смета бюджетного учреждения представляет собой плановый документ, определяющий условия финансирования бюджетополучателей. Показатели сметы могут быть изменены в связи с принятием закона о соответствующем бюджете.
При
проверке составления сметы ревизор
должен проверить соответствие формы
(утверждается главным распорядителем
бюджетных средств
Необходимо проверить, учтены ли в смете:
Проверка правильности исполнения сметы доходов и расходов бюджетного учреждения. Проверка составления и исполнения бюджетной сметы является одним из наиболее сложных вопросов проверки финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения.
В
ходе проверки проводится документальное
и фактическое изучение финансовых
и хозяйственных операций, совершенных
учреждением в проверяемый
При проверке в обязательном порядке проводятся контрольные действия в отношении кассовых и расчетных операций, операций по лицевым, расчетным и валютным счетам, операций с материальными ценностями, а также по изучению:
Особое внимание уделяется следующим разделам сметы:
Проверка
расчетов по оплате труда (подстатья 211
«Заработная плата»)
Проверяется соответствие расчетов федеральному
и региональному законодательству, положению
об оплате труда и премировании учреждения.
Также проверяется штатное расписание
учреждения.
Проверка
прочих услуг (подстатья 226 «Прочие
работы, услуги»)
На данную подстатью относятся расходы
учреждения по оплате договоров на выполнение
работ, оказание услуг, не отнесенных на
подстатьи 221–225, в целях оказания государственных
(муниципальных) услуг. Так как данная
подстатья имеет широкий спектр применения,
то инспекторы анализируют правильность
отнесения расходов на данную подстатью.
Проверка
прочих расходов (подстатья 290 «Прочие
расходы»)
На данную статью относятся расходы, не
связанные с оплатой труда, приобретением
услуг учреждениями для собственных нужд,
обслуживанием государственных и муниципальных
долговых обязательств, предоставлением
за счет средств бюджетов безвозмездных
и безвозвратных трансфертов организациям,
бюджетам, осуществлением социального
обеспечения.
Проверка поступления и расходования нефинансовых активов (статья 310 «Увеличение стоимости основных средств», 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов», 330 «Увеличение стоимости непроизведенных активов», 340 «Увеличение стоимости материальных запасов»)
При анализе расходов по указанным статьям проверяют порядок отнесения имущества к определенной группе объектов нефинансовых активов, оприходования, списания, начисления амортизации, проведения инвентаризации, целесообразность использования средств на предметы снабжения и расходные материалы, соответствие произведенных расходов утвержденной смете по соответствующему коду бюджетной классификации, правильность расходования средств на приобретение продуктов питания и обоснованность их списания, правильность расходования средств на приобретение горюче-смазочных материалов, соблюдение при их списании норм расхода, соблюдение порядка закупки товаров и услуг.
Проверка
постановки и состояния бюджетного
учета и отчетности
Проверка осуществляется в соответствии
с положениями Инструкции по бюджетному
учету, утвержденной приказом Минфина
России от 10 февраля 2006 г. № 25н (далее —
Инструкция 25н).
В
ходе проверки организации бухгалтерского
учета изучают структуру