Государственный и финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 23:00, курс лекций

Описание

Понятие «контроль» является составной частью понятия «управление», которое, в свою очередь, вытекает из сущности власти и государства.
Контроль — неотъемлемая часть системы регулирования, одна из форм обратной связи, благодаря которой субъект, управляющий системой, получает необходимую информацию о ее действительном состоянии, что позволяет ему правильно оценивать фактически сделанное, выявлять отклонения от цели и связанные с этим нежелательные последствия. Анализ результатов контроля позволяет вскрыть ранее неизвестные возможности и резервы системы, эффективность использования ею управленческих решений. Получая такую информацию, субъект управления имеет все предпосылки для правильной оценки движения управляемой системы к поставленным целям и принятия необходимых корректирующих действий.

Работа состоит из  1 файл

гос и фин контрольформатированный.doc

— 498.50 Кб (Скачать документ)

    Одновременно  с фактической проверкой товаров  в натуре, проверяется состояние  и ведение складского хозяйства. А так же проверяется правильность организации хранения и размещения товаров, при этом имеется в виду разнообразие физико-химических свойств многих товаров, например:

    - скоропортящиеся (продукты полеводства,  садоводства, огородничества, животноводства, птицеводства и другие);

    - легко воспринимающие влагу (соль, сахар и другие);

    - легко воспринимающие посторонние  запахи (чай, сахар, мука, крупа и другие);

    - обладающие специфическими запахами (рыба, табак и другие);

    - убывающие в весе (овощи, бахчевые, мясные и другие);

    - легковоспламеняющиеся и другие

    Инвентаризация  товаров, как правило, должна производиться  в порядке расположения ценностей в данном помещении. Нельзя допускать во время инвентаризации беспорядочного перехода от одного товара к другому.

    При хранении товаров в разных изолированных  помещениях у одного материально-ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам их хранения.

    Инвентаризация  проводится в присутствии заведующего  складом и других материально-ответственных  лиц, при этом проверяют фактическое  наличие товаров путем обязательного  их пересчета, перевешивания или  перемеривания.

    В процессе инвентаризации составляется инвентаризационная опись фактического наличия ценностей по форме ИНВ-3.

    Выявленные  при инвентаризации расхождения (излишки  или недостачи) оформляются составлением сличительных ведомостей по форме ИНВ-19 и соответствующими учетными записями.

    На  складах и базах нецелесообразно  перевешивать или пересчитывать  те или иные товары, находящиеся  в неповрежденной упаковке поставщиков, допускается внесение в описи  данных об этих товарах по спецификации или маркировке, имеющейся на таре. При этом проводится выборочная проверка части указанных ценностей в натуре, делая об этом соответствующую отметку (оговорку) в инвентаризационной описи, за исключением тех товаров, которые при распаковке могут подвергнуться порче, либо если распаковка приведет к понижению качества товаров.

    Если  выборочной проверкой будут установлены  расхождения между фактическим  наличием и данными, показанными  в спецификациях или маркировке поставщиков, инвентаризационная комиссия обязана провести полную проверку фактического наличия ценностей.

    Категорически запрещается вносить в инвентаризационные описи данные об остатках товаров  со слов материально-ответственных  лиц или по данным учета без  проверки их фактического наличия.

    Если  фактически наличествующие товарно-материальные ценности взвешены, обмерены или подсчитаны комиссией за один прием, то установленное таким путем количество имеющихся ценностей записывается комиссией в инвентаризационную опись.

Тема 6. Проверка расходов и осуществления  расчетов бюджетных  учреждений.

   Контроль целевого использования бюджетных средств может проводиться Счетной палатой РФ, ФСФБН, КСО субъектов РФ и муниципальных образований (при представительных или исполнительных органах).

   Нецелевое использование средств бюджета  является самым распространенным и исторически первым из установленных нормативно-правовыми актами Российской Федерации нарушений бюджетного законодательства.  
Методика:

   Проверяются выписки банка о поступлении  целевых средств с платежными поручениями (Например, целевые дотации, субвенции, субсидии, финансирование), разнарядка на финансирование, прохождение платежных ведомостей через отделение федерального казначейства, дохождение средств до конечного получателя бюджетных средств. По итогам проверки составляется акт, предписание или представление (при нарушении законодательства) При выявленных нарушениях виновные лица привлекаются к административной, уголовной или иной ответственности
Нецелевое использование средств бюджета выражается в виде:

  • использования средств бюджета на цели, не предусмотренные бюджетной росписью и лимитами бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год;
  • использования средств бюджета на цели, не предусмотренные в утвержденных сметах доходов и расходов на соответствующий финансовый год;
  • иных видов нецелевого использования средств бюджета, установленных бюджетным законодательством.

   При проверке состава  ФЗП штатного персонала учреждений соцкультсферы определяется обоснованность всех начислений дополнительно к должностному окладу. Проверяется соответствие занимаемой должности по штатному расписанию и присвоенному окладу. Анализируется обоснованность и законность всех видов компенсационных выплат. При дополнительных надбавках за непрерывный стаж работы проверяется наличие необходимых записей в трудовых книжках. При проверке соответствия занимаемой должности в соответствии с полученным образованием изучаются документы об образовании (дипломы, удостоверения и т.п.), копии которых хранятся в отделе кадров, а также наличие дополнительного образования, или научных званий, степеней, категорий и т.п., а также наличие соответствующих приказов на установление окладов (доплат). Для проверки правильности определения средней ставки заработной платы используется тарификационный список, имеющийся в каждом учреждении, в котором указаны все данные на каждого сотрудника, его должностной оклад и все виды возможных доплат. 

   Проверка  правильности составления  сметы доходов  и расходов бюджетного учреждения. Цель проверки: подтверждение правильности и обоснованности плановых расходов, их целесообразности и экономности, соответствия нормам законодательства. Смета бюджетного учреждения представляет собой плановый документ, определяющий условия финансирования бюджетополучателей. Показатели сметы могут быть изменены в связи с принятием закона о соответствующем бюджете.

   При проверке составления сметы ревизор  должен проверить соответствие формы (утверждается главным распорядителем бюджетных средств соответствующей  отрасли) и заполнение обязательных реквизитов. Так, титульный лист сметы  должен содержать наименование и адрес бюджетополучателя, КБК, наименование главного распорядителя бюджетных средств, сведения о штатах и объеме общего финансирования. Следует помнить, что объем финансирования учреждения не может превышать доведенные лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования. Смета должна быть подписана руководителем и главным бухгалтером учреждения и утверждена руководителем вышестоящей организации. Основная часть сметы содержит таблицы с расчетами по кварталам объемов финансирования, ревизор проверяет соответствие этих показателей бюджетной росписи. Также проверяется на соответствие отнесение доходов и расходов по смете на КБК или операциям сектора государственного управления. По расходам проверяется правильность применения нормативных актов при обосновании расчетов. Третий раздел сметы содержит подробные расчеты по каждой статье. Для их проверки используются заключенные договоры, анализируются основные показатели деятельности бюджетного учреждения, установленные нормы и нормативы и их соблюдение в сметных расчетах. При осуществлении учреждением предпринимательской деятельности уделяется особое внимание учету в смете всех возможных доходов, а также проверяется распределение расходов за счет соответствующих источников финансирования.

   Необходимо  проверить, учтены ли в смете:

  • средства, получаемые из бюджета;
  • средства, получаемые из внебюджетных фондов;
  • доходы, получаемые от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности.

   Проверка  правильности исполнения сметы доходов  и расходов бюджетного учреждения. Проверка составления и исполнения бюджетной сметы является одним из наиболее сложных вопросов проверки финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения.

   В ходе проверки проводится документальное и фактическое изучение финансовых и хозяйственных операций, совершенных  учреждением в проверяемый период. Контрольные действия по фактическому изучению осуществляются путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы, контрольных замеров и т. п.

   При проверке в обязательном порядке  проводятся контрольные действия в  отношении кассовых и расчетных  операций, операций по лицевым, расчетным  и валютным счетам, операций с материальными  ценностями, а также по изучению:

  • учредительных, регистрационных, плановых, бухгалтерских, отчетных и других документов по их форме и содержанию;
  • полноты, своевременности и правильности отражения совершенных финансовых и хозяйственных операций в бюджетном учете и отчетности, в том числе путем сопоставления записей в учетных регистрах с первичными учетными документами, показателей бухгалтерской отчетности с данными аналитического учета;
  • фактического наличия, сохранности и правильного использования материальных ценностей, находящихся в государственной или муниципальной собственности, денежных средств и ценных бумаг, достоверности расчетов, объемов поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, операций по формированию затрат и финансовых результатов;
  • постановки и состояния бюджетного учета и бухгалтерской (бюджетной) отчетности в проверяемом учреждении;
  • состояния системы внутреннего контроля в проверяемом учреждении, в том числе наличия и состояния текущего контроля над движением материальных ценностей и денежных средств, правильностью формирования затрат, полнотой оприходования, сохранностью и фактическим наличием продукции, денежных средств и материальных ценностей, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг;
  • принятых учреждением мер по устранению нарушений, возмещению материального ущерба, привлечению к ответственности виновных лиц по результатам предыдущей проверки.

   Особое  внимание уделяется следующим разделам сметы:

   Проверка  расчетов по оплате труда (подстатья 211 «Заработная плата»)  
Проверяется соответствие расчетов федеральному и региональному законодательству, положению об оплате труда и премировании учреждения. Также проверяется штатное расписание учреждения.

   Проверка  прочих услуг (подстатья 226 «Прочие  работы, услуги»)  
На данную подстатью относятся расходы учреждения по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенных на подстатьи 221–225, в целях оказания государственных (муниципальных) услуг. Так как данная подстатья имеет широкий спектр применения, то инспекторы анализируют правильность отнесения расходов на данную подстатью.

   Проверка  прочих расходов (подстатья 290 «Прочие  расходы»)  
На данную статью относятся расходы, не связанные с оплатой труда, приобретением услуг учреждениями для собственных нужд, обслуживанием государственных и муниципальных долговых обязательств, предоставлением за счет средств бюджетов безвозмездных и безвозвратных трансфертов организациям, бюджетам, осуществлением социального обеспечения.

   Проверка  поступления и расходования нефинансовых активов (статья 310 «Увеличение стоимости основных средств», 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов», 330 «Увеличение стоимости непроизведенных активов», 340 «Увеличение стоимости материальных запасов»)

   При анализе расходов по указанным статьям проверяют порядок отнесения имущества к определенной группе объектов нефинансовых активов, оприходования, списания, начисления амортизации, проведения инвентаризации, целесообразность использования средств на предметы снабжения и расходные материалы, соответствие произведенных расходов утвержденной смете по соответствующему коду бюджетной классификации, правильность расходования средств на приобретение продуктов питания и обоснованность их списания, правильность расходования средств на приобретение горюче-смазочных материалов, соблюдение при их списании норм расхода, соблюдение порядка закупки товаров и услуг.

   Проверка  постановки и состояния бюджетного учета и отчетности  
Проверка осуществляется в соответствии с положениями Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н (далее — Инструкция  25н).

   В ходе проверки организации бухгалтерского учета изучают структуру бухгалтерской  службы, формы и методы ведения  бухгалтерского учета. Также проверяется  наличие и соблюдение утвержденного руководителем графика документооборота, применение унифицированных форм финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации, ведение предусмотренных нормативными документами регистров бухгалтерского учета. Инспекторы могут изучить и правильность оформления первичных документов (правильность заполнения реквизитов, наличие исправлений, не оговоренных в установленном порядке, подлинность подписей должностных и материально ответственных лиц, правильность подсчетов в документах, достоверность первичных документов).

Информация о работе Государственный и финансовый контроль