Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 23:00, курс лекций
Понятие «контроль» является составной частью понятия «управление», которое, в свою очередь, вытекает из сущности власти и государства.
Контроль — неотъемлемая часть системы регулирования, одна из форм обратной связи, благодаря которой субъект, управляющий системой, получает необходимую информацию о ее действительном состоянии, что позволяет ему правильно оценивать фактически сделанное, выявлять отклонения от цели и связанные с этим нежелательные последствия. Анализ результатов контроля позволяет вскрыть ранее неизвестные возможности и резервы системы, эффективность использования ею управленческих решений. Получая такую информацию, субъект управления имеет все предпосылки для правильной оценки движения управляемой системы к поставленным целям и принятия необходимых корректирующих действий.
Налоговый контроль как специализированная отрасль экономического контроля использует разнообразные способы практической организации для наиболее эффективного выполнения целей, стоящих перед ним. Формы, виды и методы налогового контроля выражают содержание контрольного процесса. Их классификация имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. Выбор методики контрольных процедур зависит от самостоятельных решений субъекта контроля, принимаемых исходя из конкретной практической ситуации и конечных целей налоговой проверки.
По
объему, охватываемому налоговыми проверками,
различаются полный (или комплексный)
и частичный (тематический) контроль.
Использование указанных
Комплексные налоговые проверки, предусматривающие достаточно полное изучение информации о налогоплательщике, позволяют значительно повысить результативность налогового контроля за счет обеспечения логической связи между хозяйственными операциями и достоверностью привлекаемых источников информации. Последнее обстоятельство обусловлено сокращением возможностей утаивания негативной для налогоплательщика информации. Помимо прочего, комплексные проверки позволяют налоговым работникам специализироваться на проверках отдельных вопросов, что при повышении качества проверок сокращает время их проведения и рационализирует труд налоговых инспекторов.
Большая часть налоговых
Разграничение налогового контроля по месту его осуществления базируется на отличиях в форме и методике организации камеральных и выездных налоговых проверок. Камеральные проверки проводятся без выхода налогового инспектора на объект контроля по материалам предоставляемым налогоплательщиками: бухгалтерских балансов, отчетности, деклараций и расчетов по налогам, в момент их принятия должностным лицом налогового органа. При камеральной проверке применяются, в основном, методы визуального и аналитического контроля, предполагающие оценку согласованности показателей баланса и налоговых расчетов; правильности расчета налоговых обязательств к уплате конкретным плательщиком за истекший период; правильность применения льгот; полноту начисляемых налогов; своевременность предоставления расчетов по налогам и бухгалтерской отчетности.
Проверка с выходом на объект контроля (выездная) характеризуется более высокой объективностью изучения полноты и правильности налоговых расчетов, их сопоставление с данными первичных документов, аналитическим и синтетическим учетом, бухгалтерской отчетностью. Документальная проверка, таким образом, является основным методом налогового контроля. Вместе с тем, кроме документальной формы, при выездных проверках широко используются и приемы фактического контроля.
Согласно Налоговому кодексу РФ субъектами налогового контроля (органами, осуществляющими налоговый контроль) являются налоговые органы Российской Федерации.
Отношения по осуществлению налогового контроля как разновидность налоговых отношений должны в наибольшей степени согласовываться с требованиями, предъявляемыми к системе налогообложения в целом. При этом задачи, решаемые в ходе проведения мероприятий налогового контроля, должны соответствовать тем задачам, которые ставит государство перед всей налоговой системой. В этой связи следует признать, что реформирование налоговой системы должно проводиться вместе с реформой системы налогового контроля, эта задача в качестве первоочередной указывается в целом ряде правительственных документов.
Реформирование налоговой системы должно сопровождаться улучшением контрольных функций специализированных органов, сведением к необходимому минимуму мер текущего налогового контроля, сосредоточением ресурсов контролирующих органов на ключевых сферах, исключением возможного дублирования контрольных полномочий различными государственными органами.
Федеральная
налоговая служба с целью реализации
своих полномочий в процессе осуществления
разнообразных мероприятий
- организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности;
- запрашивать
и получать сведения, необходимые
для принятия решений по
- привлекать
в установленном порядке для
проработки вопросов, отнесенных
к установленной сфере
- применять
предусмотренные
- создавать
совещательные и экспертные
Основным видом налогового контроля являются налоговые проверки, которые позволяют наиболее полно проследить за своевременностью, полнотой и правильностью выполнения налогоплательщиком своих обязанностей. Остальные разновидности налогового контроля используются в качестве вспомогательных методов выявления налоговых правонарушений или могут применяться для сбора доказательств по выводам, которые содержатся в акте проверки. В частности, такими вспомогательными видами налогового контроля могут быть: истребование документов, получение пояснений налогоплательщика или показаний свидетелей, осмотр помещений (территорий) и предметов, привлечение специалиста, сопоставление данных о расходах и доходах физических лиц, экспертиза, учет налогоплательщиков, а также другие, предусмотренные Налоговым кодексом. В НК РФ также установлены составы налоговых правонарушений и санкции за незаконное воспрепятствование проведению налогового контроля со стороны налогоплательщика.
В процессе проведения мероприятий налогового контроля должностное лицо налоговых органов обязано соблюдать определенную процедуру (регламент) с целью проверки правомерности действий налогоплательщика по расчету налогового обязательства и своевременности его исполнения. Регламентация деятельности государственных органов определена как приоритетное направление развитие административной реформы, этим фактом определяется необходимость совершенствования методики и процедур налоговых проверок по обеспечению плательщиками полного и своевременного исполнения налоговой обязанности.
Тема 8. Налоговый контроль
Сущность налогового контроля можно рассматривать с двух позиций: во-первых, как функцию или элемент государственного управления экономикой, во-вторых, как особую деятельность по исполнению налогового законодательства. Следует отметить, что эти стороны налогового контроля находятся в неразрывном единстве, что позволяет представить налоговый контроль в виде классической кибернетической системы, сочетающей в себе разнообразие статических элементов и их динамическое взаимодействие, непрерывное развитие и совершенствование. Взаимодействие между субъектом и объектом налогового контроля носит характер прямой и обратной связи, которые можно отобразить схематично следующим образом:
Налоговый контроль представляет собой систему мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию денежных фондов государства на всех уровнях управления и власти в части налоговых доходов, выявлению резервов увеличения налоговых поступлений в бюджет и соблюдению налоговой дисциплины. В процессе налогового контроля реализуется совокупность приемов и способов, используемых органами власти и управления, по обеспечению требований налогового законодательства, правильности исчисления, полноте и своевременности внесения налогов в бюджет.
Налоговый контроль как элемент управления налогообложением является необходимым условием существования эффективной налоговой системы; обеспечивает обратную связь налогоплательщиков с органами государственного управления, которые наделены особыми правами и полномочиями по вопросам налогообложения (налоговыми администраторами).
Налоговый контроль следует отличать от государственного контроля за соблюдением налогового законодательства. В связи со значимостью налогов как основного доходного источника бюджетов всех уровней выделяется особый вид деятельности - контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Это понятие включает в себя деятельность любых органов, осуществляющих контрольные функции - от Прокуратуры РФ и Счетной Палаты до органов внутренних дел, то есть властных институтов Российской Федерации.
Реализация налогового контроля заключается в осуществлении на постоянной основе специализированными органами контроля за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами и иными обязанными лицами требований законодательства о налогах и сборах. Отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, регулируются законодательством о налогах и сборах. Основное направление налогового контроля — контроль за соблюдением законодательства, регулирующего процесс поступления финансовых ресурсов в специальные централизованные фонды публичных субъектов, необходимые последним для выполнения возложенных на них функций в рамках установленных полномочий.
Содержание налогового контроля заключается в отслеживании правильности уплаты налогов и сборов налогоплательщиками и плательщиками сборов в централизованные фонды (бюджет, государственные внебюджетные фонды), т. е. правильности отчуждения налога плательщиками в пользу публичных субъектов части своего имущества, соответствующей размеру налогового платежа, а также удержания и перечисления в бюджет финансовых ресурсов налоговыми агентами. В целевой обособленности контролируемых операций и проявляется специфика налогового контроля по отношению к финансовому контролю в целом.
Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений, а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.
Объектом налогового контроля является только та деятельность налогоплательщика, которая связана с выполнением им своих налоговых обязанностей, в том числе - правильность исчисления налогового платежа, своевременное его перечисление, осуществление иных действий, непосредственно связанных с выполнением налогоплательщиком своих налоговых обязанностей (постановка на учет в налоговые органы, представление периодической отчетности и т.п.). Особенность налоговых отношении и собственно налогового контроля заключается в том, что все контрольные мероприятия осуществляются на постоянной основе.
Налоговый контроль проводится в определенной последовательности и включает следующие стадии: регистрация и учет налогоплательщиков; прием налоговой отчетности; осуществление камеральных проверок; начисление платежей к уплате; контроль за своевременной уплатой начисленных сумм; проведение документальных проверок; контроль за реализацией материалов проверок и уплатой начисленных финансовых санкций и административных штрафов.