Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:57, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических положений и практических применений по совершенствованию управления бюджетным процессом в социальной сфере.
Основными задачами, решение которых объективно необходимо для достижения поставленной цели, являются:
определение сущности и места в системе социальных отношений финансов;
раскрытие сущности и перечня расходов на социальные нужды;
изучение и анализ минимальных социальных стандартов на государственном уровне, на уровне субъектов и муниципальных образований;
определение основных источников финансового обеспечения социальных гарантий;
анализ современного состояния социальных гарантий и льгот и предоставление предложений по их усовершенствованию.
Введение 3
Глава 1 . Теоретические основы сущности и содержания финансов и социальных расходов 5
1.1. Сущность финансов, их место в системе социальных отношений 5
1.2. Сущность расходов на социальные нужды 11
1.3. Состав расходов на социальные нужды 15
Глава 2 . Использование финансов в решении социальных проблем 20
2.1. Государственные минимальные социальные стандарты 20
2.2. Социальные стандарты субъекта Российской Федерации и муниципальных образований по Омской области 25
Глава 3 . Финансовое обеспечение социальных гарантий 31
3.1. Источники финансового обеспечения социальных гарантий 31
3.2. Современное состояние предоставления социальных гарантий и льгот и предложения по их совершенствованию 33
Заключение 44
Библиографический список 46
Приложения 49
Тема: Использование финансов для
реализации социальных проблем
Введение 3
Глава 1 . Теоретические основы сущности и содержания финансов и социальных расходов 5
1.1. Сущность финансов, их место в системе социальных отношений 5
1.2. Сущность расходов на социальные нужды 11
1.3. Состав расходов на социальные нужды 15
Глава 2 . Использование финансов в решении социальных проблем 20
2.1. Государственные минимальные социальные стандарты 20
2.2. Социальные стандарты субъекта Российской Федерации и муниципальных образований по Омской области 25
Глава 3 . Финансовое обеспечение социальных гарантий 31
3.1. Источники финансового обеспечения социальных гарантий 31
3.2. Современное состояние предоставления социальных гарантий и льгот и предложения по их совершенствованию 33
Заключение 44
Библиографический список 46
Приложения 49
В Конституции Российской Федерации (РФ) записано, что она является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [1, ст.7].
Уровень и качество жизни людей, а также политическая и социальная стабильность зависят от доступности услуг, связанных с образованием, здравоохранением, культурой, социальным обслуживанием, возможностью получения достойной заработной платы и компенсацией ее утраты в результате потери трудоспособности. В отчете Всемирного банка о мировом развитии среди пяти основных задач современного государства названа задача финансирования базовых социальных услуг и инфраструктуры, а также обеспечение социальной безопасности.
Социальные финансы были и остаются одной из важнейших характеристик уровня жизни населения и степени его финансового обеспечения. По данным Росстатана на конец 2010 года в России численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составляло 12,8% от всего населения страны. Этот показатель меньше на 42% по сравнению с данными на рубеже XX и XXI веков (Приложение 1). Не смотря на положительную динамику, население России нуждается в различных формах социально-экономической, в том числе, финансовой поддержки, что актуализирует проблемы межуровневого, межсубъектного и внутрисубъектного формирования, распределения и использования доходов и расходов консолидированных бюджетов России и ее регионов, выделяемых на жизнеобеспечение населения.
Разрабатывая финансовые планы, проекты бюджета, то есть, осуществляя финансовую политику, государство определяет параметры финансовых вложений (ассигнований) необходимых для решения социальных проблем, имеющихся в обществе. Именно государственное финансирование имеет ключевое значение для развития социальной сферы.
Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических положений и практических применений по совершенствованию управления бюджетным процессом в социальной сфере.
Основными задачами, решение которых объективно необходимо для достижения поставленной цели, являются:
Объектом курсовой работы является бюджетный процесс в социальной сфере страны.
Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе управления бюджетным процессом в социальной сфере страны и по Омской области.
Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили Методологической базой при написании курсовой работы явилась нормативно-правовая база: Конституция РФ; Гражданский Кодекс РФ; Бюджетный кодекс РФ и др. Экономическая литература, в том числе учебная литература, учебные пособия, практические руководства, периодическая печать, интернет – ресурсы; информационно-правовая система КонсультантПлюс по вопросу использования финансов для реализации социальных проблем
В работе использованы общенаучные методы финансового, экономического и сравнительного анализа, оперативного и стратегического управления.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Содержит 48 страниц основного текста, включает 3 рисунка, 11 таблиц, 16 приложений и список литературы из 38 наименований.
Во введении обоснована актуальность темы, определены цель, задачи, объект и предмет курсовой работы.
В первой главе «Теоретические основы сущности и содержания финансов и социальных расходов» определена сущность финансов и расходов на социальные нужды общества. Представлен состав расходов на социальные нужды.
Вторая глава «Использование финансов в решении социальных проблем» посвящена вопросу о минимальных социальных стандартах на федеральном и региональном уровнях
В третьей главе «Финансовое обеспечение социальных гарантий» рассмотрены источники Финансирования социальных гарантий и проанализировано современное состояние финансирования государственных социальных гарантий.
В заключении сформулированы и изложены основные выводы и результаты проведенного исследования.
Финансы - это не только экономическая, но и историческая категория. Их существование насчитывает не одну тысячу лет. Финансы появились в условиях действия товарно-денежных отношений, образования государств и необходимости удовлетворения потребностей предпринимателей и органов власти в финансовых ресурсах. Несмотря на тысячелетнюю историю развития понятия «финансы» в мировой экономической науке до сих пор не сложилось общепринятого представления о происхождении этого слова.
Многие
исследователи связывают «
Во Франции в XVI в. слово «финансы» использовалось в значении «государственные доходы», «денежные суммы». Употребленное во множественном числе, это слово (les finances) обозначало все государственное достояние и состояние правительственного хозяйства. Именно во Франции в XVIII в. финансы сформировались в самостоятельную науку. Считается (по одной из версии), что впервые термин «финансы» ввел французский ученый Ж. Боден в 1577 г. в своей работе «Шесть книг о республике».
С распространением в России французского языка слово «финансы» в значении государственного имущества и управления им стало постепенно вытеснять из научного и официального оборота слово «казна», пришедшего в русский язык из тюркского (хазана), означавшее всякого рода движимое имущество, коллективное или частное, место для хранения ценностей. Русский профессор права Московского университета Семен Ефимович Десницкий в работе «Представление о учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи» так определял финансы: «Финансы заключают в себе смысл пространный: они имеют предлогом доставление государству надельных и довольных по его надобности доходов».
Теоретики утверждают, что понятие «финансы» в историческом аспекте связано с государством и появилось в процессе многовекового развития товарно-денежных отношений. Значимость государства постоянно менялась в экономической жизни, однако его присутствие было необходимо. Именно поэтому на всем протяжении формирования и развития государства общество (население) удовлетворяло его потребности, формируя государственные доходы сначала в натуральной, а потом и в денежной форме, современным аналогом которых выступают налоги.
На начальном этапе развития общества государственные доходы обеспечивали затраты на ведение войн, содержание двора монарха, государственного аппарата. С развитием товарно-денежных отношений все большее значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства, а доля натуральных сборов и повинностей резко сократилась. Именно с формированием доходов и расходов государства за счет доходов общества исторически связано появление финансов. С отделением государственной казны от личной кассы и собственности монарха (XVI—XVII вв.) возникли такие понятия, как государственные финансы, государственный бюджет, государственный кредит.
На рубеже XX - XXI вв. товарные рынки и рынки факторов производства отходят на второй план, уступая место рынку денежных фондов - финансовых активов, обращение которых основывается на долговых обязательствах в условиях неопределенности и рисков. Это привело к субъективизации финансовых отношений, участниками которых помимо государства становятся обычные хозяйствующие субъекты - домашние хозяйства, фирмы (предприятия и организации).
В современном понимании финансы представляют собой систему денежных отношений по поводу формирования, распределения и использования централизованных денежных средств государства в целях выполнения его функций, а также децентрализованных средств хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств с целью обеспечения условий их расширенного воспроизводства.
Авторы базового учебника по курсу финансов, который изучается на первом курсе института при подготовке специалистов по программе MBA, обозначают финансы как науку, изучающую «каким образом люди управляют расходованием и поступлением дефицитных денежных ресурсов на протяжении определенного периода времени. Финансовые решения характеризуются тем, что расходы и доходы 1) разнесены во времени и 2) как правило не могут быть точно предсказаны ни теми, кто принимает решения, ни кем-либо другим» [23, с.15].
Группа авторов под руководством Грязновой А.Т. и Маркиной Е.В. финансы трактуются «как совокупность денежных отношений по поводу распределения стоимости валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства, в результате которого формируются денежные доходы, поступления и накопления у отдельных субъектов хозяйствования, государства, используемые в дальнейшем для решения экономических и социальных задач» [22, с. 13].
Информация о работе Использование финансов для реализации социальных проблем