Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 21:59, контрольная работа
Финансовая деятельность государства - деятельность публично-правовых образований в лице уполномоченных органов и учреждений по образованию, распределению и использованию централизованных денежных фондов и созданию оптимальных побудительных условий для образования, распределения и использования децентрализованных денежных фондов в процессе реализации этими образованиями их публичных функций.
Главное отличие от договора займа - в кредитном договоре всегда обязательной стороной является банк.
Госзаём - комплексный правовой институт, объединяющий по функциональному признаку правовые нормы, регулирующие группу однородных экономических отношений, складывающихся в отношениях государства или АТЕ с одной стороны, физ- и юрлицами РБ, иностранными организациями, государствами и международными организациями - с другой о привлечении, выделении и использовании заёмных денежных средств ссудного капитала на условиях срочности, возвратности и, как правило, возмездности.
Виды: от личности обязательного участника: республиканские займы и коммунальные (местные органы); от участия иностранных субъектов: внутренние и внешние займы; активные заёмные отношения (государство - кредитор), пассивные, активно-пассивные.
Принципы: добровольность (исключение - размещение государством ценных бумаг государства на аукционе, если первичный инвестор - должен купить некоторое количество ценных бумаг под угрозой потери статуса первичного инвестора); возвратность; срочность; целевой характер; принцип обеспеченности активных отношений.
37. Раскройте содержание правового регулирования государственных займов, опосредуемых выпуском ценных бумаг.
Основной формой государственного кредита (внутреннего гос. долга) выступает государственный заем, посредствам которого осуществляется дополнительная мобилизация свободных денежных средств юридических и физических в бюджет через выпуск облигаций и других ценных бумаг государства.
К основному виду государственных ценных бумаг относятся – облигации.
Виды гос. облигаций:
1). По срокам обращения:
- государственные краткосрочные облигации (ГКО) – срок обращения до одного года;
- государственные долгосрочные облигации (ГДО) – срок обращения один год и более.
2). С точки
зрения порядка определения
- дисконтные
– размещаются по стоимости
ниже номинальной. При их
- процентные
– размещаются по номинальной
стоимости или выше. При их
погашении владельцам таких
Выпуск (размещение)
облигаций определяется
Нормативную базу также составляет Постановление СовМина № 173 « Об утверждении основных условий выпуска отдельных гос-х ценных бумаг РБ».
Облигации эмитируются от имени Республики Беларусь Министерством финансов.
Нац. банк осуществляет контроль за учетом находящихся в обращении облигаций.
Цели: Эмиссия облигаций производится в целях привлечения временно свободных денежных средств физических и юридических лиц, в том числе иностранных для финансирования дефицита республиканского бюджета, а также погашения обязательств Республики Беларусь по ранее осуществленным выпускам государственных эмиссионных ценных бумаг.
По каждому выпуску облигаций Министерство финансов принимает решение, которое должно содержать сведения об облигациях (вид, дата выпуска и дата (даты) погашения, срок обращения, объем выпуска при проведении аукциона с установленным объемом выпуска, номинальная стоимость облигаций, их условия размещения, выплаты процентного дохода (для процентных облигаций), досрочное погашение и обмен облигаций).
Документом, удостоверяющим сведения о выпуске облигаций, является глобальный сертификат, реквизиты которого устанавливаются Министерством финансов в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Размещение облигаций среди юридических лиц осуществляется путем:
1. продажи на аукционе:
проводимом Национальным банком по правилам проведения аукциона, утверждаемым этим банком по согласованию с Министерством финансов;
проводимом Министерством финансов через открытое акционерное общество "Белорусская валютно-фондовая биржа" по правилам проведения аукциона, утверждаемым данным Министерством.
2. прямой
продажи Министерством
3. их передачи
или продажи банкам для их
последующей реализации. Отношения
банков и Министерства
Размещение облигаций среди физических лиц осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов.
Контроль за операциями с облигациями осуществляет Комитет по ценным бумагам при СовМине и Нац. банк согласно законодательству.
Министерство финансов имеет право:
досрочного
погашения облигаций путем
обмена облигаций, срок погашения по которым наступил, на облигации других выпусков.
Национальный
банк и инвесторы имеют право
совершать сделки по купле-продаже
облигаций на рынке ценных бумаг
в порядке, установленном
Министерство финансов осуществляет расчеты по погашению облигаций или выплате дохода по ним с депозитариями (Пример: Нац. банк), осуществляющими учет облигаций, в день наступления срока погашения облигаций или даты выплаты дохода.
Депозитарии (Пример: Нац. банк), осуществляющие учет облигаций, производят расчеты с инвесторами в течение одного рабочего дня после поступления средств от Министерства финансов.
За нарушение установленных сроков расчетов по погашению облигаций или выплате доходов по ним виновная сторона за каждый день просрочки уплачивает пеню в размере 0,1 процента от суммы, подлежащей выплате.
Отношения по поводу внешнего гос. долга регулируются Бюджетным кодексом РБ, нормами международного права, соглашениями РБ с другими государствами и международными финансовыми организациями.
Внешние заимствования осуществляются на основе международных договоров (это не обязательно спец. договор о предоставлении займов, просто мб иной договор, одним из пунктов в котором является выдача займа), межбанковских соглашений и так далее.
Цель: для предоставления пользователям внешних займов для реализации разных проектов.
Привлечение внешних государственных займов от имени Республики Беларусь осуществляется Правительством Республики Беларусь по решению Президента Республики Беларусь.
Привлечение
внешних государственных займов
Правительством Республики Беларусь и
привлечение внешних займов резидентами
Республики Беларусь под гарантии Правительства
Республики Беларусь осуществляются по
решению Правительства
Порядок
привлечения внешних
Контроль за целевым использованием внешних займов - Минфин, Минэко, банк-агент (ежемесячно представляет отчёт в Минфин, а тот в свою очередь - ежеквартально в Правительство).
Вступая в отношения по поводу привлечения иностранных кредитов РБ, будучи членом международных финансовых организаций, берет на себя обязательство следовать уставам и другим нормативным документам в связи с оформлением кредитов.
Под налоговым кредитом понимается перенос установленных законодательством сроков уплаты налогов, приходящихся на период действия налогового кредита.
Налоговый кредит может предоставляться по одному или нескольким видам налогов в отношении всей либо части их суммы. Налоговый кредит не предоставляется по налогам, срок уплаты которых уже наступил.
Налоговый кредит может быть предоставлен по решению Президента Республики Беларусь при наличии одного из следующих оснований:
- угроза
экономической
- если производство и (или) реализация товаров (работ, услуг) носят сезонный характер, - на срок от одного месяца до одного года.
Срок, на который предоставляется налоговый кредит, включает срок его погашения.
Областным и
Минскому городскому Советам депутатов
предоставлено право
Порядок предоставления кредита:
1). Подача заявления заинтересованных лиц в компетентные органы со всеми материалами (зачем, какая цель, срок, сумма и т.д.)
2). Республиканские
органы государственного
3). Согласованный
проект решения в
4). Совет Министров Республики Беларусь в 15-дневный срок направляет проект решения Президенту Республики Беларусь через Администрацию Президента Республики Беларусь.
5). Проекты
решений, представленные
6). При
принятии Президентом
Порядок прекращения:
Действие налогового кредита прекращается
а. по истечении срока, установленного решением о его предоставлении;
б. досрочной уплаты суммы налогового кредита и процентов за пользование им;
в. нарушения условий предоставления и погашения налогового кредита;
г. при нецелевом использовании суммы налогового кредита или товаров, в отношении которых он предоставлялся утрачивается право пользования налоговым кредитом.
В случае неуплаты в установленный срок суммы налогового кредита и (или) процентов за пользование таким кредитом налоговые или таможенные органы в соответствии с законодательством производят взыскание этой суммы с начислением пени в размере ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день взыскания.
Начисление пени за несвоевременное погашение налогового кредита производится на несвоевременно погашенную сумму налогового кредита за период пользования этим кредитом начиная со дня, следующего за днем окончания срока уплаты этой суммы, установленного налоговым законодательством, до ее уплаты, включая день внесения суммы в бюджет.
Бюджетная ссуда – ден. средства, выделяемые из централизованных гос. ден. фондов на определённые цели на условиях срочности, возвратности и безвозмездности на осуществление определенных целевых расходов.