Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 19:33, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение лизингового кредита как одного из перспективных способов финансирования основных фондов и определение проблем и перспектив его развития в Республике Беларусь.
В работе решены следующие задачи:
- изучена сущность лизинга и его особенности как формы кредитования инвестиций;
- дана классификация лизинга;
- рассмотрена деятельность банков на рынке лизинговых услуг;
- отслежены этапы организации лизингового процесса в банке;
- проведен анализ лизингового портфеля филиала №510 АСБ «Беларусбанк»;
- раскрыта практика лизинговой деятельности в Республике Беларусь;
- определены проблемы и перспективы развития лизинга в Республике Беларусь.
Введение…………………………………………………………………...5
1. Теоретические аспекты лизинга как экономической категории……....8
1.1. Сущность лизинга, его особенности как формы кредитования инвестиций……………………………………………………8
1.2. Классификация видов лизинга. Деятельность банков на рынке лизинговых услуг……………………………………………22
2. Анализ проведения лизинговых операций в АСБ «Беларусбанк»…….. 32
2.1. Организация лизингового процесса в банке………………………...32
2.2. Анализ лизингового портфеля филиала №510 АСБ «Беларусбанк»…………………………………………………………43
3. Развитие лизинговых отношений в Республике Беларусь……………...53
3.1. Практика лизинговой деятельности в Республике Беларусь………53
3.2. Проблемы и перспективы развития лизинга в Республике Беларусь………………………………………………59
Заключение………………………………………………………………...67
Список использованных источников…………………………………….70
Приложение……………………………………………………………..…74
На 1 января 2007 г. статистика зафиксировала 10 940 действующих договоров финансового и 9 — оперативного лизинга на сумму 1715,4 и 1,5 млрд. руб. При этом за прошлый год списано обязательств по договорам лизинга согласно графикам уплаты на 680,9 млрд. руб. Просроченная задолженность достигла 155,3 млрд. руб., т.е около четверти всех лизинговых платежей. Интересно, что по договорам возвратного лизинга, которых на конец года насчитывалось только 286, просроченная задолженность составила 28,4 млрд. руб. — более 18% от общей суммы неплатежей. А обязательства по таким операциям в общем объеме договоров финансового лизинга занимают лишь 8,9% [19, с. 4]
Для оценки степени развития лизинга в Республике Беларусь обратимся к мировому опыту, который определяет шесть стадий развития лизинга. Как правило, на первых трех стадиях находятся рынки лизинга большинства развивающихся стран.
На пятой стадии развития находятся рынки Германии, Великобритании, Японии.
На шестой стадии сейчас находится самый старый лизинговый рынок — в США.
По всем признакам белорусский рынок лизинга находится на третьей стадии развития. Скорость его дальнейшего развития зависит от многих факторов, главным из которых является желание и возможности государства развивать рыночные отношения в стране, поскольку лизинг — один из инвестиционных механизмов рыночной экономики.
Нужно отметить знаменательное для рынка лизинговых услуг событие - в сентябре 2007 года в Беларуси впервые был составлен рейтинг лизинговых компаний. Его составителями выступили одна из крупнейших белорусских консалтинговых компаний "ИПМ-Консалт" и Белорусский союз лизингодателей. Они проанализировали данные 12 ведущих лизинговых компаний Беларуси, занимающих около 72% всего рынка лизинга. Первое место в рейтинге белорусских лизинговых компаний было присуждено СООО "Райффайзен-Лизинг". Успех в секторах недвижимости и коммерческого автотранспорта и определил лидирующие позиции "Райффайзен-Лизинга" по результатам первого полугодия 2007 года. В объемах нового бизнеса его рыночная доля составила 17% [20].
Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 годы предусматривают, что важной составляющей инвестиционной политики страны станет создание сети специализированных финансовых учреждений, в т.ч. лизинговых. Это должно способствовать активизации инвестиционной деятельности и развитию рыночной инфраструктуры. Главными направлениями развития лизинга до 2010 г. названы создание и развитие венчурных фондов, в т.ч. выделяющих финансирование под лизинговые операции, субсидирующих инвестиционные лизинговые проекты с повышенной степенью риска; консолидация коммерческих банков для кредитования лизинговых сделок. Планируется ввести обязательное страхование объектов лизинга. В отраслевых инвестиционных программах неизменно декларируется намерение расширить систему лизинговых операций, которые позволяют решать проблемы модернизации и технического перевооружения предприятий без значительного собственного капитала. Однако на пути развития лизинга встречаются определенные проблемы. Назовем некоторые из них.
1. При эксплуатации
объектов лизинга,
2. Начисление лизинговой
ставки может производиться
3. В процессе работы установлено, что иногда арендаторы выражают желание погасить задолженность по лизингу до истечения срока, установленного законодательством Республики Беларусь (не менее 1 года). Кроме того, у субъектов хозяйствования Республики Беларусь есть желание осуществлять другие разновидности лизинга, как это было ранее предусмотрено в Положении о лизинге на территории Республики Беларусь, утвержденном Минэкономики от 29.02.1996. В частности, возвратный лизинг, при котором собственник имущества передает права собственности на него будущему лизингодателю на условиях купли-продажи и одновременно вступает с ним в иные отношения (в качестве пользователя этого имущества); лизинг с компенсационным платежом, при котором платежи осуществляются поставками части продукции, произведенной на оборудовании, являющемся предметом лизинга; лизинг со смешанным платежом, при котором расчеты осуществляются путем комбинирования лизинга с денежными и компенсационными платежами, В связи с этим считаем необходимым внести изменения в Положение о лизинге на территории Республики Беларусь от 31.12.1997 №1769 в части отмены минимального срока финансового лизинга и расширения разновидностей лизинга.
4. Для расширения лизинговых отношений необходимо также внести следующие изменения в таможенное законодательство Республики Беларусь: установить на более длительный период действие постановления Совета Министров Республики Беларусь от 05.02.2003 №140 "Об установлении временной ставки ввозной таможенной пошлины в размере ноль (0) процентов на ввозимое на таможенную территорию Республики Беларусь технологическое оборудование" в отношении операций финансового лизинга, а также рассмотреть возможность издания Декрета Президента Республики Беларусь "Об отмене уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь технологического оборудования и запасных частей к нему" либо внести изменения в Декрет Президента Республики Беларусь от 13.06.2001 № 16 "Об упрощении процедуры получения рассрочки уплаты налога на добавленную стоимость в отношении операций финансового лизинга".
5. Основной проблемой
при рассмотрении вопроса неплатежей лизингополучателей является
отсутствие в Положении о лизинге №1769
безоговорочного и внесудебного права
списания лизингодателем со счетов лизингополучателя-
Переходя к рассмотрению
перспективных направлений
Однако, положение о лизинге на территории Республики Беларусь (абз. 2 п.1.2.) ставит под сомнение вероятность существования в нашей стране договоров подобного рода, исключая из перечня объектов лизинга имущество, используемое для личных (семейных) или бытовых нужд [4]. Между тем в Прибалтийских государствах в 2004-2005 годах количество новых автотранспортных средств, приобретенных частными лицами в основном посредством лизинга, возросло в 2 раза и составило 51 тысячу автомобилей.
Таким образом, представляется, что путем внесения изменений в Постановление Совета Министров от 31 декабря 1997 г. № 1769 “О лизинге на территории Республики Беларусь”, можно гораздо более широко использовать возможности потребительского кредита, что позволит: физическим лицам – улучшить свое благосостояние без крупных единовременных затрат; предприятиям-производителям увеличить объемы реализации дорогостоящей продукции; банкам-кредитодателям – извлечь дополнительную прибыль.
В данной главе также хотелось бы обратить внимание на перспективы развития лизинга рабочей силы в Беларуси. Отметим, что по данным МОТ в 15 странах - участницах Европейского союза 1,4 млн. человек (1,4%) трудятся в качестве заемных работников. Заемный труд наиболее активно применяется в Голландии - 4%. Во всех странах ЕС наблюдается общая устойчивая тенденция стремления работодателей привлекать работников через агентства по лизингу персонала.
Так, в Великобритании заемные работники трудятся также в государственном секторе. В США в 2004 году частные агентства занятости наняли на работу более 10 млн. человек. Практически все эксперты прогнозируют увеличение количества заемных работников. Международная ассоциация компаний по лизингу персонала (CIETT) поставила перед собой цель - к 2010 году привлечь 4 млн. новых заемных работников.
Лизинг персонала – это такой метод использования человеческих ресурсов, который заключается в предоставлении одной организацией в распоряжение другой (фактического работодателя) специалистов необходимого профиля и квалификации для осуществления определенных функций в интересах этой организации. Лизинг, аренда, заем, предоставление персонала в данном случае - понятия синонимичные. А суть явления заключается в том, что агентства по лизингу рабочей силы передают своих работников предприятиям-пользователям, как бы в аренду на определенное время.
Сегодня существует несколько схем лизинга персонала:
Аутсорсинг (outsoursing) - компания передает какую-либо из своих функций, не являющуюся профильной, внешней компании. В этом случае предприятие-пользователь покупает услугу, а не труд конкретных работников. Главное отличие аутсорсинга от приобретения разовой услуги во внешней компании заключается в долгосрочном и устойчивом характере отношений предприятия-пользователя и внешней компании (агентства). Заемный работник при этом состоит в относительно стабильных трудовых отношениях с частным агентством занятости, но трудится на территории предприятия-пользователя с использованием его оборудования и в его интересах.
Аутстаффинг (outstaffing) - компания выводит часть своих работников за рамки штата и передает их кадровому агентству. Агентство формально выполняет для них функции работодателя, но по факту они продолжают работать в прежней компании.
Подбор временного персонал (temporary staffing) - предоставление временного и сезонного персонала кадровым агентством на короткий срок (как правило, на проект или на время сезонного пика). Кадровое агентство само подбирает работников, заключает с ними гражданско-правовые договоры и полностью несет за них ответственность.
Лизинг персонала (staff leasing) - предоставление находящихся в штате лизингового агентства сотрудников клиенту на относительно длительный срок - от трех месяцев и до нескольких лет. К лизинговым агентствам предприятия-пользователи обращаются чаще всего тогда, когда возникает необходимость во временном найме определенных категорий работников.
Лизинг рабочей силы (заемный труд) доказал свою экономическую эффективность:
а) заемный труд позволяет предприятиям-пользователям быстро заменять отсутствующих по той или иной причине работников (болезнь, отпуск, командировка и т.п.).
б) он позволяет гибко менять количественный состав рабочей силы при колебаниях экономической конъюнктуры (например, пик продаж).
в) лизинг помогает получать в распоряжение предприятия необходимое число работников для оперативного выполнения конкретных производственных задач (срочных и неожиданных заказов. И в-четвертых, заемный труд позволяет оптимизировать затраты на персонал.
Именно использование временного персонала дает компаниям возможность адаптироваться на организационном уровне к краткосрочным изменениям конъюнктуры рынка.
Снижаются риск возникновения неэффективной структуры кадров, некачественной работы кадровой службы, возникновения излишних затрат на поиск, отбор и найм работников, повышения затрат на подготовку (переподготовку) кадров, забастовок. Кроме того, привлечение заемной силы способствует стабильности занятости основной части рабочей силы, которую не затрагивают увольнения привлеченных извне работников.
Основным недостатком лизинга является отсутствие законной возможности влиять на качество исполняемой предоставленной персоналом работы. Персонал не состоит в штате, не подчинен правилам внутреннего трудового распорядка, к нему не может быть применено дисциплинарное взыскание, нельзя отстранить или уволить по инициативе работодателя.
Отметим что такой вид лизинга применяется и в России – там поставлять временный персонал первыми начали представительства таких международных компаний, как Manpower и Kelly Services. Массовый характер услуга стала приобретать после кризиса 1998 года. Тогда к вышеупомянутым агентствам добавилась российская компания "Анкор".