Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 19:33, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение лизингового кредита как одного из перспективных способов финансирования основных фондов и определение проблем и перспектив его развития в Республике Беларусь.
В работе решены следующие задачи:
- изучена сущность лизинга и его особенности как формы кредитования инвестиций;
- дана классификация лизинга;
- рассмотрена деятельность банков на рынке лизинговых услуг;
- отслежены этапы организации лизингового процесса в банке;
- проведен анализ лизингового портфеля филиала №510 АСБ «Беларусбанк»;
- раскрыта практика лизинговой деятельности в Республике Беларусь;
- определены проблемы и перспективы развития лизинга в Республике Беларусь.
Введение…………………………………………………………………...5
1. Теоретические аспекты лизинга как экономической категории……....8
1.1. Сущность лизинга, его особенности как формы кредитования инвестиций……………………………………………………8
1.2. Классификация видов лизинга. Деятельность банков на рынке лизинговых услуг……………………………………………22
2. Анализ проведения лизинговых операций в АСБ «Беларусбанк»…….. 32
2.1. Организация лизингового процесса в банке………………………...32
2.2. Анализ лизингового портфеля филиала №510 АСБ «Беларусбанк»…………………………………………………………43
3. Развитие лизинговых отношений в Республике Беларусь……………...53
3.1. Практика лизинговой деятельности в Республике Беларусь………53
3.2. Проблемы и перспективы развития лизинга в Республике Беларусь………………………………………………59
Заключение………………………………………………………………...67
Список использованных источников…………………………………….70
Приложение……………………………………………………………..…74
3.1. Практика
лизинговой деятельности в
Рассматривая историю
становления лизинга в
Год 1995 был связан с появлением ряда документов, в основном инструктивных писем Национального Банка, серьезно осложняющих работу лизинговых компаний. Содержание этих писем сводилось главным образом к ограничениям и запрещениям коммерческим банкам сотрудничать с лизинговыми компаниями как в качестве кредитора, так и в качестве клиента. Такая позиция нанесла ущерб развитию лизинга и технической оснащенности коммерческих банков. Ряд проблем был вызван также документами, изданными другими государственными органами. В этой ситуации Союз лизинговых предприятий сделал очень много для смягчения негативного воздействия ряда документов.
Немногим позже Министерство финансов ввело 5%-ный налог на продажу. Разработчики этого норматива исходили из того, что лизинговая операция - это скрытая продажа в рассрочку и должна подпадать под данный вид налогообложения. Налог на продажу практически полностью "съедал" маржу лизингодателя и делал абсолютно невыгодными операции обратного лизинга. Благодаря большой работе руководства Белорусского Союза Лизингодателей, проделанной в Минфине, Минэкономики, Минюсте удалось доказать, что лизинг отличается от купли-продажи в рассрочку.
Постановление Совета Министров "О предприятиях и организациях, осуществляющих деятельность по передаче имущества в лизинг" №1045 от 08 августа 1997 года, явилось началом активного регулирования правительством лизинговой деятельности в республике
Оно предусматривало получение специального разрешения (лицензии). Указанные разрешения в виде лицензии и определило минимальный размер уставного фонда для предприятий и организаций, осуществляющих деятельность по передаче имущества в лизинг, в сумме 50000 ЭКЮ, за исключением предприятий с иностранными инвестициями, банков и небанковских финансовых организаций, размер уставного фонда которых регулируется иным законодательством.
Предприятиям и организациям, осуществляющим деятельность по передаче имущества в лизинг, зарегистрированным в установленном порядке до вступления в силу настоящего постановления необходимо было сформировать до 1 января 1998 г. уставные фонды в размере 50 процентов указанной минимальной суммы и до 1 июля 1998 г. - в полном объеме.
Фактически этот документ являлся серьезным препятствием для существования 95% лизинговых предприятий страны. Формирование уставного фонда в таком размере было нереальным. Спустя год это постановление утратило силу.
По данным за 1997 г., собранным только среди членов Белорусского союза лизингодателей, объем лизинговых операций составил 460 млрд. руб. (суммы указаны в неденоминированных рублях). С учетом того, что в девяностых годах около 75% рынка лизинговых услуг предоставлялись банками, общий объем лизинговых операций составил в 1997 г. около 1% от объема инвестиций в основной капитал. К концу 90-х объем лизинговых операций достиг 2% от общего объема инвестиций в основной капитал.
С введением обязательной статистической отчетности формы 1-лизинг появилась возможность официальной оценки результатов деятельности белорусских лизинговых компаний. По итогам отчетности отметим, что стоимость переданных в лизинг объектов в 2004 г. составила 1,1% к ВВП и 5,2% к инвестициям в основной капитал, в 2005 г. — соответственно 1,1% и 4,9%, в 2006-м — 1,3% и 5,3%.
Доля лизинга в ВВП и инвестициях является своего рода индикатором роста экономики. Наиболее высокая доля лизинга в ВВП наблюдается в развивающихся странах, где больше потребность в обновлении основных фондов и создан благоприятный инвестиционный климат. И наоборот, доля лизинга в ВВП падает в странах, достигших определенной экономической стабилизации или где наблюдается спад экономики. В Европе максимальный уровень этого показателя наблюдается в Эстонии (5,17%), а средневзвешенный уровень по 50 странам составляет 1,67%, в экономически развитых странах этот показатель около 2%.
В России, по данным ассоциации «Рослизинг», СОНБ в 2005 г. достиг 9 млрд. USD, в 2006 г. — 12,8 млрд. USD. Доля лизинга в ВВП в 2005 г. у наших соседей составила 1,1% и в инвестициях 7,1%, в 2006 г. — 1,3% и 7,6%. Прирост объема нового бизнеса (без НДС) за 2006 г. — 42,2%. Средний рост мирового рынка лизинга с 1994 г. по 2004 г. — 5,5% ежегодно.
Доля лизинга в инвестициях в основной капитал характеризует прежде всего состояние законодательной базы и развитость инфраструктуры лизинга. Вклад лизинга в инвестициях в основные фонды составил в 2006 г. 5,3% в Беларуси и 7,6% — в России. Самый высокий уровень присутствия лизинга в инвестициях наблюдается в США — 30%, а средний уровень этого показателя по странам Европы составляет 17%.
Анализируя долю лизинга в ВВП и инвестициях и сравнивая ее с аналогичными показателями в России и европейских государствах, можно сделать следующие выводы:
— уровень развития лизинга в Беларуси существенно ниже, чем в развитых европейских государствах, но соизмерим с уровнем развития в России. Правда, лизинг в Европе развивается более 50 лет, а в Беларуси — немногим более 15;
— темпы роста рынка лизинга в Беларуси значительно превышают темпы роста в европейских государствах, но отстают от российских. Рынок лизинга европейских государств достиг своей стабилизации и растет темпами, соизмеримыми с ростом экономик. В России, напротив, в 2006 г. рост основных показателей оказался самым большим за последние годы [18, с. 9].
В значительной степени рост обусловлен ростом ликвидности российских банков, что привело к активному размещению ими свободных средств, в том числе и в лизинг. Развитая инфраструктура лизинга и осведомленность клиентов о данном виде услуг также влияют на рост рынка. И главное — темпами, значительно превышающими рост ВВП, росла клиентская база, малый и средний бизнес — основные потребители услуг лизинга.
В Беларуси, напротив, наблюдался недостаток кредитных ресурсов. Загруженные государственными программами, банки все чаще отказываются кредитовать лизинговые компании. По опросу Минстата, среди лизингополучателей в 2004 г. 72% получателей услуг лизинга были предприятиями частной и смешанной формы собственности. Отсутствие роста клиентской базы — малых и средних предприятий не компенсировало ни сравнительно благоприятное законодательство, ни развитая инфраструктура лизинга. Белорусские лизингодатели постепенно утратили свои лидирующие позиции среди стран СНГ.
В отличие от России, показывающей устойчивый рост лизинга, Беларусь по объему лизинга в ВВП и инвестициях в основной капитал пережила в 2005 г. временный спад. Устойчивое развитие лизинга очень сильно зависит от законодательной и налоговой политики государства, свободы доступа к ресурсам, роста клиентской базы. Так и в 2005 г. некоторые белорусские банки, прежде всего АСБ «Беларусбанк» и ОАО «Приорбанк», решили воздержаться от кредитования сторонних лизинговых компаний. Многие лизингодатели вынуждены были перевести свои счета на обслуживание в другие банки. Вероятно, это было одной из основных причин снижения доли лизинга в общем объеме инвестиций в основной капитал за 2005 г.
Всего на начало 2006 г. в республике числилось 64 762 объекта, переданных в лизинг, на сумму 1445,8 млрд. руб. В течение 2006 года было передано в лизинг 26 574 объекта на 1016,6 млрд. руб. А на 1 января 2007 г. числилось полученных в финансовый лизинг 65 285 объектов на сумму 2186,1 млрд. руб, и 45 — полученных в оперативный лизинг на 6,4 млрд. руб. Это не столь уж много, учитывая, что на 1.01.2006 г. в стране имелось основных фондов на сумму 242,4 трлн. руб.
Преимущества лизинга более других регионов оценили столичные бизнесмены. На долю Минска на конец прошлого года пpишлось 82,8% количества переданных по лизингу объектов. Их стоимость составила 1427,4 млрд. руб. — 65% стоимости имущества, переданного в лизинг по стране. Меньше всех интересуются лизингом в Витебской и Могилевской областях. На начало 2007 г. здесь было передано в лизинг лишь 120 и 87 объектов на сумму в 7,1 и 8,1 млрд. Руб соответственно.
Наибольший интерес у субъектов хозяйствования вызывает лизинг основных средств. При этом больше всего сдается машин и оборудования — их на 1.01.2007 числилось 49 153 на сумму 1426,2 млрд. руб. (на 1.01.2006 г. — 51 595 на 977,4 млрд. руб.). При этом в течение 2006 года было сдано в лизинг 19 840 таких объектов на 579,5 млрд. руб., а прекратилось и закончилось договоров лизинга по 22 282 объектам на сумму 130,7 млрд.Руб. Второе место по количеству сданных в лизинг объектов занимают инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности. Такого имущества на 1.01.2007 было передано в лизинг 8790 единиц на 47,6 млрд. руб. (7597 на 34,9 млрд. на 1.01.2006 г.). Транспортных средств, переданных в лизинг, на начало года числилось 4777 на сумму 977,4 млрд. руб. (6878 объектов на 574,1 млрд. на 1.01.2006 г.). При этом в течение прошлого года было передано в лизинг 3751 транспортных средств на 358,7 млрд., а завершились договоры по 1650 объектам на 98,2 млрд. Кстати, именно неблагоприятные условия лизинга отечественной техники названы в Основных направлениях одним из сдерживающих факторов обновления парка транспортных средств.
Зданий и сооружений, переданных в лизинг, на 1 января 2007 г. числилось только 381 на сумму 140,8 млрд.руб. (576 на 114,5 млрд. на 1.01.2006 г.). В прошлом году было передано в лизинг 158 зданий и сооружений на 61,4 млрд. Руб, а завершено договоров по 353 таким объектам на сумму 35 млрд. Еще скромнее данные по нематериальным активам, которых в течение прошлого года сдавали в лизинг 10 раз на 17 млн. руб. При этом в течение прошлого года прекратился лизинг такого же количества этих объектов на 338 млн. руб. А на начало и конец прошлого года числилось по 11 переданных в лизинг нематериальных активов на сумму 348 и 27 млн. рРуб соответственно — совсем немного для экономики, где инновации считаются одним из основных приоритетов.
Беларусь является участником ряда международных соглашений в сфере лизинга. Однако доля международного лизинга в общем объеме лизинговых операций в Беларуси не слишком значительна. На 1.01.2006 г. зафиксировано только 97 объектов, переданных по договорам международного лизинга на сумму 9,3 млрд. руб. В течение 2006 г. было передано 35 объектов на 1,1 млрд. руб. и прекращено договоров по 56 объектам на 4,4 млрд. руб. В итоге на начало текущего года числится только 76 объектов, полученных по международному лизингу на сумму менее 6 млрд.руб. (в т.ч. 42 объекта на 5,4 млрд. руб. — финансовый лизинг).
Популярен у нас возвратный лизинг, т. е. операции, при которых владелец продает свое имущество лизинговой компании, а затем его же берет в лизинг. На начало 2006 г. в Беларуси насчитывалось 6044 таких объекта на 145,5 млрд. руб. В течение года было передано по договорам возвратного лизинга еще 778 объектов на 48 млрд. руб. и завершены операции по 2513 объектам на 28,5 млрд. В итоге на 1 января 2007 г. числилось 4309 объектов возвратного лизинга на общую сумму 164,9 млрд. руб. Из них большая часть — 4305 объектов относятся к финансовому возвратному лизингу.
Интерес к таким операциям вполне объясним. В обычных условиях субъект хозяйствования начисляет амортизацию по собственным основным средствам в течение сроков, установленных законодательством. Зато, продав имущество лизинговой компании и получив его назад уже как объект лизинга, предприятие вправе начислять амортизацию гораздо быстрее, обычно в течение срока договора лизинга, если в нем предусмотрено такое условие (которое, как правило, не забывают). Правда, определения данного вида лизинга у нас и вовсе нет, но ВХС в своем разъяснении от 25.07.2006 № 03-29/1434 указал, что ничего противозаконного в таких сделках нет. Можно, конечно, делать вид, что возвратный лизинг способствует ускорению обновления основных средств. Но гораздо важнее, что такая операция дает возможность сократить налогооблагаемую прибыль на сумму увеличенных амортизационных отчислений, списав, к примеру, стоимость здания на затраты в течение 2-3 лет вместо 83-100 или автомобиля за год вместо 5-7. А по окончании договора с остаточной (почти нулевой) стоимости имущества, вернувшегося в собственность лизингополучателя, налог на недвижимость будет близок к нулю. Иными словами, лизинг вообще и возвратный в частности позволяет вполне легально минимизировать налоги. По этой причине во многих странах ограничено начисление ускоренной амортизации при лизинге для целей налогообложения.
На финансирование лизинговых операций в 2006 г. направлено 1024,8 млрд. руб., что составляет 5,3% суммарных инвестиций в основной капитал за 2006 год. Основным источником финансирования приобретения объектов лизинга в республике являются заемные средства — 572,4 млрд. руб, или 55,9% от общего объема затраченных на эти цели ресурсов. Большую часть этой суммы — 488,5 млрд. занимают кредиты. Из бюджета на эти цели выделено 58,9 млрд. руб. Собственные средства предприятий — 38,4% (393,5 млрд. руб.). Интересно, что главным образом это вложения субъектов частной формы собственности, которые потратили на лизинг 381,5 млрд. руб. Впрочем, собственные средства лизингополучателей, собственниками которых являются физические лица и негосударственные юридические лица, здесь составляют скромные 37,5 млрд. руб. Зато АО с долей государства вложили в лизинговые операции 298,1 млрд. руб. Эти же субъекты получили большую часть бюджетных (58,7 млрд. руб) и заемных (314,4 млрд.) средств. Частникам без госдоли в уставном фонде удалось одолжить на финансирование лизинга лишь 161,6 млрд., а из бюджета и вовсе ничего не досталось. Впрочем, государственным организациям, судя по суммам финансирования, лизинг не столь уж интересен. Они затратили в прошлом году на эти цели 3,6 млрд. руб, в т.ч. 2,9 — заемные ресурсы, 0,46 млрд. — собственные, и 0,23 млрд. — бюджетные средства. Зато субъекты с долей иностранного капитала направили на финансирование лизинговых сделок 146,9 млрд.руб, в т.ч. 56,6 млрд. — собственных средств.