Международный опыт оценки рыночной стоимости компании и возможность его применения в России

Автор работы: k******************@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 05:38, дипломная работа

Описание

Предметом исследования является степень и возможность использования мирового опыта оценки компаний в российской действительности.
Поставленная цель определила решение следующих задач:
- определить рыночную стоимость компании как экономическую категорию;
- изучить теорию и практику оценочной деятельности за рубежом и в России;
- выявить возможность и степень использования международного опыта в российской действительности;
- выработать рекомендации по применению международной методики оценки рыночной стоимости компании в России.

Содержание

Введение 3
1 Рыночная стоимость компании как экономическая категория 7
1.1 Понятие и сущность рыночной стоимости компании 7
1.2 Анализ факторов, влияющих на рыночную стоимость компании 14
2 Основные подходы, методы и модели оценки рыночной стоимости компании 21
2.1 Мировой опыт оценки рыночной стоимости компании 21
2.1.1 Практика оценочной деятельности в США 24
2.1.2 Практика оценочной деятельности в Германии 45
2.2 Российский опыт оценки стоимости компании и применение мировой оценочной практики в России 50
3 Оценка рыночной стоимости российской компании 58
3.1 Использование метода дисконтирования денежных потоков 58
3.2 Использование метода компаний-аналогов 83
4 Заключение 91
5 Список литературы 98
6 Приложение 98

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 850.00 Кб (Скачать документ)
fy">       Единственным  методом, приемлемым для оценки 1 обыкновенной акции в составе 100%-го пакета акций  ОАО «Компании А» в рамках сравнительного подхода, является метод сделок (или  метод продаж), так как метод  рынка капитала, как правило, используется для оценки миноритарных пакетов акций, а метод отраслевых коэффициентов пока не получил достаточного распространения в отечественной практике в связи с отсутствием необходимой информации, требующей длительного периода наблюдения.

     Определение стоимости бизнеса на основе метода сделок включает в себя следующие шаги:

     - поиск и отбор сопоставимых компаний;

     - анализ и корректировка финансовой отчетности отобранных компаний;

     - расчет рыночных мультипликаторов для группы компаний-аналогов;

     - приведение финансовой отчетности оцениваемой компании в соответствие с финансовой отчетностью компаний, попавших в выборку;

     - применение выбранных мультипликаторов к соответствующим элементам финансовой отчетности оцениваемой компании;

     - применение итоговых поправок [см. 55, с. 103].

       Так как метод сделок ориентирован на цены приобретения предприятия в  целом либо его контрольного пакета акций, необходимо в качестве компаний-аналогов рассматривать деревообрабатывающие компании, выставляемые на продажу (или реализованные). В соответствии с этим были отобраны компании, выставленные на продажу по состоянию на дату оценки, относящиеся к отрасли деревообработки. Данные предприятия представлены в таблице 17 ниже.

       Таблица 17 – Перечень выставленных на продажу компаний деревообрабатывающей отрасли

Предприятие Источник  информации
1 Деревообрабатывающий  комбинат, Ленинградская область. www.biztorg.ru
2 Деревообрабатывающий  комплекс ООО «Каньон», Ленинградская  обл., Бокситогорский район, г. Пикалево www.biztorg.ru
3 Деревообрабатывающий  завод, Иркутская обл. www.biztorg.ru
4 «Леспромхоз» , Ульяновская обл., Барышский район. www.biztorg.ru
5 Деревообрабатывающий  комплекс, Ленинградская обл. www.biztorg.ru
6 Деревообрабатывающее  предприятие «Вяткалепром», Кировская обл., п. Свеча www.biztorg.ru
 

      При дальнейшем отборе компаний-аналогов необходимо использовать основные критерии сопоставимости:

  1. Отраслевое сходство, специализация предприятий.

      В ходе анализа полученной информации можно прийти к выводу, что все приведенные в списке компании принадлежат к отрасли деревообработки. Основными видами их деятельности является предоставление услуг деревообработки, следовательно, по данному критерию рассматриваемые компании сопоставимы с оцениваемой компанией.

      2) Компания является акционерным  обществом.

      Одна  из 6 рассматриваемых компаний не сопоставима, так как является Обществом с  ограниченной ответственностью. По другим компаниям данные об организационно-правовой форме отсутствуют.

      Если  одна из данных компаний пройдет процесс отбора по другим более важным критериям, то перед выведением итоговой стоимости необходимо будет сделать поправку на организационно-правовую форму. Данная поправка будет заключаться в корректировке стоимости сопоставимой компании на затраты, необходимые для преобразования общества с ограниченной ответственностью (или ЗАО) в открытое акционерное общество.

      3) Компания не вовлечена в переговоры  или фактический процесс поглощения  другими компаниями, так как обычно  это влияет на нормальную продажную цену.

      В силу отсутствия информации по выбранным  компаниям о данном факте, в данной работе предполагается, что все из приведенных в списке предприятий не вовлечены в переговоры или фактический процесс поглощения другими компаниями.

      4) Размер компании.

      Оценка  размера компании определяется по таким  параметрам, как степень капитализации, численность персонала, объем реализованной  продукции, объем прибыли, число  филиалов и так далее. Данный критерий отбора играет существенную роль, поскольку  в ту или иную сторону влияет на стоимость компании.

      Из  списка отобранных для анализа компаний по данному признаку с оцениваемой компанией сопоставимы только три предприятия.

      5) Уровень социально-экономического  развития региона – месторасположения  предприятия.

      Данный  фактор отражает экономическую ситуацию в месте расположения предприятия, что существенным образом влияет на развитие отрасли ипотечного кредитования, на уровень расходов и доходов рассматриваемых предприятий. Так как не было найдено компаний-аналогов, расположенных на территории Приморского края, то по данному признаку выявлено наличие трех сопоставимых компаний.

      Результаты  анализа выбранных компаний на сопоставимость с оцениваемой компанией А наглядно представлены в таблице 18 ниже.

      Таблица 18 – Сравнительная характеристика оцениваемой компании и выбранных компаний-аналогов

Сопоставимая  компания Отраслевое  сходство, специализация Организационно-правовая форма Размер  компании Уровень социально-экономического развития региона
Деревообрабатывающий  комбинат, Ленинградская Сопоставима Нет данных Сопоставима Не  сопоставима
 

Окончание таблицы 18

область.        
Деревообрабатывающий  комплекс ООО «Каньон», Ленинградская  обл., Бокситогорский район,  
г. Пикалево
Сопоставима Не  сопоставима Сопоставима Не  сопоставима
Деревообрабатывающий завод, Иркутская обл. Сопоставима Нет данных Не  сопоставима Сопоставима
«Леспромхоз» , Ульяновская обл., Барышский район. Сопоставима Нет данных Не  сопоставима Сопоставима
Деревообрабатывающий  комплекс, Ленинградская обл. Сопоставима Нет данных Сопоставима Не  сопоставима
Деревообрабатывающее  предприятие «Вяткалеспром», Кировская  обл., п. Свеча Сопоставима Нет данных Не  сопоставима Сопоставима
 

     По  результатам таблицы становится видно, что наиболее сопоставимыми  являются аналоги № 1 и № 5.

     Аналог 1. Деревообрабатывающий комбинат, Ленинградская  область;

     Аналог 5. Деревообрабатывающий комплекс, Ленинградская  область;

     Далее было произведено разделение выручки  на  4 диапазона (млн. руб.): от 10 до 60; от 60 до 110; от 110 до 160; от 160 до 210. А также разделение прибыли на 4 диапазона (млн. руб.): от 0 до 11; от 11 до 22; от 22 до 33; от 33 и выше.

     Таблица 19 – Распределение предприятий-аналогов по диапазонам выручки

Диапазон  выручки, млн. руб. Выручка/год Название
от 10 до 60 11,97 "Леспромхоз"
17,16 "Вяткалеспром"
42,72 Деревообрабатывающий  завод
от 60 до 110 85,44 Деревообрабатывающий  комплекс
от 110 до 160    
от 160 до 210 173,88 Деревообрабатывающий  комбинат
203,28 ООО "Каньон"
 

Таблица 20 – Распределение предприятий-аналогов по диапазонам прибыли

Диапазон  прибыли, млн. руб. Прибыль/год Название
от 0 до 11 5,700 "Леспромхоз"
7,13 "Вяткалеспром"
 

Окончание таблицы 20

  8,544 Деревообрабатывающий  завод
от 11 до 22 19,92 Деревообрабатывающий  комплекс
от 22 до 33    
от 33 и выше 44,16 Деревообрабатывающий  комбинат
44,17 ООО "Каньон"
 

     Из  числа аналогов не были исключены  предприятия, отличающиеся от оцениваемого по размерам и организационно правовой форме в виду небольшого количества предприятий-аналогов, информация о  которых была доступна.

     Данные  бухгалтерской отчетности рассматриваемых  предприятий в открытых источниках не представлены. По величине получаемой выручки предприятие ОАО «Компания» относится к  диапазону выручки 160 – 210 млн. руб. Среди всех представленных предприятий выделено два аналога: Деревообрабатывающий комбинат; ОАО «Каньон».

     Поскольку оцениваемая компания А в течение 2006 – 2007 гг. и 1 кв. 2008 г. получало убытки, предприятие невозможно отнести  к какому – либо диапазону величины прибыли. Среди представленных предприятий - аналогов нет предприятий, чья деятельность убыточна.

     Так как Деревообрабатывающий комбинат и ОАО «Каньон» сопоставимы с оцениваемым предприятием только по двум критериям из четырех (табл. 18), то использовать данные этих предприятий для расчета мультипликаторов нельзя.

     Следовательно, на основании проведенных исследований можно сделать вывод, что в связи с отсутствием достаточного количества сопоставимых аналогов расчет стоимости рассматриваемой российской компании в рамках сравнительного подхода невозможен.

     Таким образом, попытка применения сравнительного подхода для оценки рыночной стоимости  российской компании подтвердила теоретические  выводы о сложности использования  методов оценки данного подхода  в российской оценочной практике в отличие от доходного. 

     Основной  сложностью применения метода сделок к компании А явился достаточно высокий  уровень конфиденциальности внутренней информации компаний-аналогов, что  препятствовало правильному и точному подбору компаний для расчета мультипликаторов. Практически в отношении каждой компании по одному из критериев было невозможно получить необходимую информацию.

     В отличие от других стран, где публикуются в отрытых источниках не только обобщенные коэффициенты по сделкам компаний различных отраслей, но также существуют специальные информационные службы, собирающие и обрабатывающие такие данные, в России отсутствуют даже обобщенные отраслевые коэффициенты.

     Кроме этого, можно отметить также недостаточное количество предприятий выбранной отрасли и сильную географическую разрозненность компаний. В связи с последним, российским оценщикам приходится учитывать при подборе аналогов также уровень социально-экономического развития регионов, что в свою очередь затрудняет процесс оценки и часто исключает возможность использования единственного подходящего аналога.

Информация о работе Международный опыт оценки рыночной стоимости компании и возможность его применения в России