Международный опыт оценки рыночной стоимости компании и возможность его применения в России

Автор работы: k******************@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 05:38, дипломная работа

Описание

Предметом исследования является степень и возможность использования мирового опыта оценки компаний в российской действительности.
Поставленная цель определила решение следующих задач:
- определить рыночную стоимость компании как экономическую категорию;
- изучить теорию и практику оценочной деятельности за рубежом и в России;
- выявить возможность и степень использования международного опыта в российской действительности;
- выработать рекомендации по применению международной методики оценки рыночной стоимости компании в России.

Содержание

Введение 3
1 Рыночная стоимость компании как экономическая категория 7
1.1 Понятие и сущность рыночной стоимости компании 7
1.2 Анализ факторов, влияющих на рыночную стоимость компании 14
2 Основные подходы, методы и модели оценки рыночной стоимости компании 21
2.1 Мировой опыт оценки рыночной стоимости компании 21
2.1.1 Практика оценочной деятельности в США 24
2.1.2 Практика оценочной деятельности в Германии 45
2.2 Российский опыт оценки стоимости компании и применение мировой оценочной практики в России 50
3 Оценка рыночной стоимости российской компании 58
3.1 Использование метода дисконтирования денежных потоков 58
3.2 Использование метода компаний-аналогов 83
4 Заключение 91
5 Список литературы 98
6 Приложение 98

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 850.00 Кб (Скачать документ)

                 Защищена  в ГАК

                 с оценкой__________________

                 Дата____________________

                  Секретарь ГАК___________

                  Подпись_________________

АННОТАЦИЯ

к дипломной  работе на тему «Международный опыт оценки рыночной стоимости компании и возможность его применения в России» 

     Совершенствование оценки рыночной стоимости отечественных  предприятий, изучение возможности привнесения международного опыта оценки в отечественную практику – немаловажные задачи для обеспечения таких значимых для современной российской экономики процессов как привлечение иностранных инвестиций, содействие интеграционным процессам, совершенствование отечественной предпринимательской среды и укрепление позиций российских компаний на международной арене, что определяет актуальность избранной темы исследования и важность ее изучения и разработки.

     Цель  работы – исследование теоретической и практической возможности  применения международной практики оценки рыночной стоимости компании в российской действительности. Поставленная цель определила решение следующих задач: определить рыночную стоимость компании как экономическую категорию; изучить международную и российскую теорию и практику оценочной деятельности; выявить возможность и степень использования международного опыта в российской действительности; а также выработать рекомендации по применению наименее используемой международной методики оценки рыночной стоимости компании в российской действительности.

     Данная  работа состоит из  введения, трех глав и заключения.

     Первая  глава раскрывает понятие и сущность рыночной стоимости компании, а также указывает факторы, влияющие на результат оценки.

     Во  второй главе рассматривается структура и содержание мировой и отечественной оценочной теории, оценивается степень и анализируется возможность использования методик международной оценочной практики в России, выявляются основные трудности внедрения международного опыта оценки в российскую практику.

     Третья  глава представляет собой практическую часть, изучающую возможность применения наименее используемой международной методики оценки рыночной стоимости компании в нашей стране – метода компаний-аналогов в рамках сравнительного подхода. Таким образом, третья глава включает расчеты рыночной стоимости российской компании на основе отечественного и международного опыта оценки, сравнение полученных результатов, практическое обоснование выводов, представленных во второй главе, а также рекомендации для эффективного применения рассматриваемой международной методики в нашей стране.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ДОКЛАД

     Уважаемые члены Государственной Аттестационной Комиссии, Вашему вниманию представляется доклад к дипломной работе на тему «Международный опыт оценки рыночной стоимости компании и возможность его применения в России».

     Рыночная стоимость компании является важным инструментом для решения целого ряда экономических задач, среди которых можно назвать не только классические операции по купле-продаже компаний, но также стратегическое планирование и управление, реорганизацию и реструктуризацию компаний, страхование, кредитование, осуществление инвестиционных проектов, принятие многогранных решений в процессе слияний и поглощений, а также государственное регулирование экономики.

     В связи с возрастающей важностью данной экономической категории, как во всем мире, так и в России увеличивается и потребность в эффективных методах и методиках ее оценки.

     В отличие от мировой практики, где начало развития оценки как самостоятельной дисциплины и профессии датируется 30-ми гг. XX в, в России после попытки перехода к плановой экономике необходимость в оценочной деятельности вновь возникла лишь в начале 90-х гг. XX в., поэтому ориентация на международный опыт как средство совершенствования отечественной оценочной теории является довольно рациональным решением и актуальным вопросом современности.

     Таким образом, целью настоящего исследования является изучение теоретической и практической возможности применения международной практики оценки рыночной стоимости компании в российской действительности.

     Рыночная  стоимость компании представляет собой вероятностный денежный эквивалент, который гипотетический покупатель на открытом рынке в условиях конкуренции в отсутствии каких-либо чрезвычайных обстоятельств и препятствий готов заплатить, чтобы приобрести данное предприятие с целью дальнейшего получения дохода. Ценность данного понятия состоит в том, что рыночная стоимость учитывает совокупность внутренних и внешних факторов, влияющих на стоимость определенного объекта – компании на определенном рынке в определенных условиях в определенный промежуток времени и, таким образом, представляет собой ожидаемую ценность оцениваемого объекта на определенный момент на определенном рынке с учетом совокупности внутренних и внешних условий.

     Оценочная деятельность в мировой практике получила свое начало с необходимости оценки недвижимости, и как профессия данный вид деятельности появился в 30-х годах XX века [см. 16, с. 11]. Как самостоятельная дисциплина практика оценки сформировалась в этот период впервые в США. Поэтому первоосновой мировой оценочной теории считается опыт США.

     В связи с особенностями экономического пространства и предпринимательской  среды каждая страна отличается своей  спецификой в отношении теоретических  и практических основ оценки, поэтому  в структуре мирового опыта оценки каждая из стран, имея собственные национальные стандарты оценки и теоретическую основу оценки, стоит относительно обособленно.

     Во  избежание кардинальных различий и  противоречий в оценочной практике, являющейся важной составляющей международных экономических отношений, наряду с национальными существуют отдельные стандарты оценки, которые отражают единство экономических принципов вне политических границ и носят рекомендательный характер в отношении применения и развития категорий оценочной теории и принимаются во внимание либо всеми странами, либо отдельно взятой группой стран. К таким стандартам относятся Международные стандарты оценки, разрабатываемые Международным комитетом по стандартам оценки, объединяющим профессиональные организации оценщиков более чем 50 стран мира, и  Европейские стандарты оценки, принимаемые во внимание странами-участницами Евросоюза.

     В данной работе для изучения международного опыта оценки стоимости компаний за основу был взят опыт США как  первоосновы мировой оценочной практики и опыт Германии – страны-участницы Евросоюза – как примера влияния теории оценки США на теоретическую базу оценки других стран.

     Практика  оценочной деятельности США включает в себя методы оценки рыночной стоимости  компании, основывающиеся на трех принципах – доходном, рыночном и затратном. Данные принципы и основанные на них подходы предполагают использование различных видов информации, получаемой на одном и том же рынке, и акцентируют внимание на какое-либо определенное свойство оцениваемого объекта: доходный принцип – на способность объекта получать доход, затратный – на его материально-техническую ценность в гипотетических условиях реализации активов компании, рыночный – на сравнимость компании с ее конкурентами и на конъюнктуру определенного рынка.

     Каждый  из принципов является основой оценочным  методам, с помощью которых рассчитывается рыночная стоимость компании: доходный – методу капитализации и методу дисконтирования денежных потоков, затратный – методу чистой стоимости  активов и методу ликвидационной стоимости, рыночный – методу компаний-аналогов, методу сделок и методу оценочных мультипликаторов.

       Эволюция оценочной теории США обеспечивает появление новых методов оценки стоимости предприятий, которые часто включают в себя элементы нескольких основополагающих оценочных принципов, а потому имеют промежуточный характер. К таким методам относятся модель Ольсона, представляющая собой дисконтирование денежного потока анормальных прибылей, а также опционная модель Блека-Скоулза, в соответствии с которой расчет рыночной стоимости компании рассчитывается как стоимость опциона на покупку и которая в ряде стран дала начало применению опционного подхода к оценке. Структура теории оценки США наглядно представлены в раздаточном материале на странице 1.

     В опыте Германии также выделяется три подхода к оценке – глобальный, поэлементный и смешанный подходы, которые имеют отличные от опыта  США названия и иную в соответствии со спецификой данной страны классификацию, но в тоже время суть и содержание входящих в них методов аналогичны оценочной теории США, что характеризует опыт оценки США как мировую первооснову. Схематически подходы к оценке в Германии изображены в раздаточном материале на странице 2.

     Основу  оценочной деятельности в нашей  стране составляют федеральные стандарты оценки стоимости, которые в полной мере соответствуют единым стандартам профессиональной оценочной практики США [см. 31, с. 38] и в соответствии с которыми в российской практике также существует три подхода к определению рыночной стоимости компании: затратный, сравнительный и доходный, каждый из которых включает различные методы расчетов. Эти подходы к оценке стоимости бизнеса полностью соответствуют общепринятым в международной практике условиям и представлены на листе 3 раздаточного материала.

     Однако  специфика российской среды предпринимательства определяет ряд сложностей для применения международного опыта оценки в чистом виде в российской действительности.

     Из  числа сложностей применения доходного подхода к оценке в России, в соответствии с которыми в процесс оценки вносятся некоторые коррективы, можно назвать отсутствие стабильной дивидендной истории у предприятий, на основании которой прогнозируются выплаты акционерам, а также широкое применение различных схем минимизации налоговых обязательств, которые через финансовую отчетность искажают действительное финансовое положение предприятия.

     Особенность применения затратного подхода в  нашей стране связана с отличием бухгалтерской стоимости активов от их фактической остаточной стоимости, что искажает действительную стоимость всего предприятия при расчете данным методом [см. 31, c. 160].

     Сложностью  применения рыночного подхода является отсутствие в России достаточной  информационной основы для выбора компаний-аналогов, что связано с высоким уровнем конфиденциальности внутренней информации компаний, поэтому рыночный (сравнительный) подход к оценке является наименее адаптированным для оценки российских предприятий из-за отсутствия необходимого объема информации, а также теоретически обоснованной методики отбора аналогов.

     Поэтому важными задачами для обеспечения  возможности использования данного  подхода в российской практике в  качестве дополнительной проверки «на  здравый смысл» являются разработка достаточной информационной базы о предприятиях-аналогах, сбор данных о сделках купли-продажи для установки отраслевых коэффициентов, а также разработка подходящей для российской среды методики отбора компаний-аналогов.

     Практическая  часть, основные таблицы которой содержатся в раздаточном материале на страницах 4-, с помощью попытки расчета рыночной стоимости российской компании А методом дисконтирования денежных потоков и методом компаний аналогов подтвердила эмпирически теоретические выводы о возможности использования международных методик в России, представленные выше, еще раз подтвердив, что применение любого метода оценки, взятого из мировой оценочной практики для оценки российских предприятий возможно, но при этом требует определенных коррективов и уточнений, что является важной и неотъемлемой задачей для российских специалистов в области оценки.  

Информация о работе Международный опыт оценки рыночной стоимости компании и возможность его применения в России