Автор работы: k******************@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 05:38, дипломная работа
Предметом исследования является степень и возможность использования мирового опыта оценки компаний в российской действительности.
Поставленная цель определила решение следующих задач:
- определить рыночную стоимость компании как экономическую категорию;
- изучить теорию и практику оценочной деятельности за рубежом и в России;
- выявить возможность и степень использования международного опыта в российской действительности;
- выработать рекомендации по применению международной методики оценки рыночной стоимости компании в России.
Введение 3
1 Рыночная стоимость компании как экономическая категория 7
1.1 Понятие и сущность рыночной стоимости компании 7
1.2 Анализ факторов, влияющих на рыночную стоимость компании 14
2 Основные подходы, методы и модели оценки рыночной стоимости компании 21
2.1 Мировой опыт оценки рыночной стоимости компании 21
2.1.1 Практика оценочной деятельности в США 24
2.1.2 Практика оценочной деятельности в Германии 45
2.2 Российский опыт оценки стоимости компании и применение мировой оценочной практики в России 50
3 Оценка рыночной стоимости российской компании 58
3.1 Использование метода дисконтирования денежных потоков 58
3.2 Использование метода компаний-аналогов 83
4 Заключение 91
5 Список литературы 98
6 Приложение 98
Таким образом, все перечисленные и подтвержденные на практике условия объясняют ограниченность использования данного широко используемого за рубежом подхода в отечественной практике.
Однако, не смотря на все сложности и препятствия, сравнительный подход к оценке рыночной стоимости предприятий обладает преимуществами, которые в свою очередь могут положительный образом повлиять как на сам процесс оценки компаний в нашей стране, так и на конечную стоимость российских предприятий. Например, рассчитанная стоимость компании методом рыночного подхода в большей степени определяется рынком, чем при использовании методов оценки доходного подхода, а значит, например, при высоком спросе потенциальных покупателей, компания не будет недооценена.
Более того, сравнительный подход основывается на ретроспективной информации, и, следовательно, наилучшим образом отражает фактически достигнутые результаты производственно-финансовой деятельности предприятия, что отражается на точности результата оценки, в отличие от доходного подхода, где прогноз будущих доходов может оказаться совершенно далеким от действительности в связи с нестабильностью российской экономики.
Несмотря
на то, что в зарубежной практике рыночный
подход используется в качестве вспомогательного,
в российской действительности такая
дополнительная «проверка на здравый
смысл» также могла бы положительным образом
в отношении точности сказаться на конечной
стоимости российских предприятий. Однако
весомым условием применения рыночных
методов в нашей стране остается наличие
достаточной информационной базы, разработка
которой является серьезной задачей для
нашей страны. Поэтому ориентация на зарубежный
опыт оценки требует многосложных коррективов
и нововведений.
Рыночная
стоимость компании является хорошей
основой для принятия как инвестиционных
решений, так и управленческих решений,
так как является результатом
многосложного анализа
Проведенное в данной работе исследование позволило сделать следующие выводы:
Рыночная стоимость компании представляет собой вероятностный денежный эквивалент, который гипотетический покупатель на открытом рынке в условиях конкуренции в отсутствии каких-либо чрезвычайных обстоятельств и препятствий готов заплатить, чтобы приобрести данное предприятие с целью дальнейшего получения дохода.
Рыночная стоимость компании является ценным экономическим инструментом как для государственного регулирования экономики, так и для самой среды предпринимательства, так как отражает не только характеристики и свойства компании, но и заинтересованность потенциальных покупателей, общеэкономическую текущую и перспективную обстановку объекта, общую ситуацию рынка, на котором функционирует компания, а также реакцию рынка на данный объект, а, следовательно, предоставляет наиболее полную и точную ценность определенной оцениваемой компании на данном рынке.
Полнота рыночной стоимости обеспечивается учетом совокупности внешних и внутренних по отношению к компании факторов, которые закладывают в рыночную стоимость совокупность внутренних и внешних сил, формирующих ценность компании, что сказывается на справедливости и точности результата оценки – инструмента решения большого количества экономических задач.
Оценочная практика оформилась как самостоятельная дисциплина в 30-х гг. ХХ в. в США, предпосылкой чему явилась необходимость оценки собственности. Поэтому первоосновой мировой оценочной теории считается опыт США.
В
связи с особенностями
Во избежание кардинальных различий и противоречий в оценочной практике, являющейся важной составляющей международных экономических отношений, наряду с национальными существуют отдельные стандарты оценки, которые отражают единство экономических принципов вне политических границ и носят рекомендательный характер в отношении применения и развития категорий оценочной теории и принимаются во внимание как всеми странами, так и группой стран. К таким стандартам относятся Международные стандарты оценки, разрабатываемые Международным комитетом по стандартам оценки, объединяющим профессиональные организации оценщиков более чем 50 стран мира, и Европейские стандарты оценки, принимаемые во внимание странами-участницами Евросоюза.
В данной работе для изучения международного опыта оценки стоимости компаний за основу был взят опыт США как первоосновы мировой оценочной практики и опыт Германии – страны-участницы Евросоюза – как примера влияния теории оценки США на теоретическую базу оценки других стран.
Практика оценочной деятельности США включает в себя методы оценки рыночной стоимости компании, основывающиеся на трех принципах – доходном, рыночном и затратном. Данные принципы и основанные на них подходы предполагают использование различных видов информации, получаемой на одном и том же рынке, и акцентируют внимание на какое-либо определенное свойство оцениваемого объекта: доходный принцип – на способность объекта получать доход, затратный – на его материально-техническую ценность в гипотетических условиях реализации активов компании, рыночный – на сравнимость компании с ее конкурентами и как результат на ее конкурентоспособность и положение на определенном рынке.
Каждый
из принципов является основой оценочным
методам, с помощью которых
Эволюция оценочной теории США обеспечивает появление новых методов оценки стоимости предприятий, которые часто включают в себя элементы нескольких основополагающих оценочных принципов, а потому имеют промежуточный характер. К таким методам относятся модель Ольсона, представляющая собой дисконтирование денежного потока анормальных прибылей, а также опционная модель Блека-Скоулза, в соответствии с которой расчет рыночной стоимости компании рассчитывается как стоимость опциона на покупку и которая в ряде стран дала начало применению опционного подхода к оценке.
В свою очередь в Германии также выделяются три подхода к оценке стоимости компании: глобальный подход, поэлементный подход и смешанный подход, которые в чистом виде в соответствии со спецификой данной страны малопригодны для оценки немецких компаний.
Методы глобальной оценки в качестве объекта оценки рассматривают предприятие в целом, а не отдельные его части и определяют стоимость компании ожидаемыми доходами от ее деятельности, что соответствует доходному принципу оценки в США. Таким образом, в оценочной практике Германии, как и в США, к методам глобальной оценки, основывающимся на доходном принципе, относятся метод капитализации дохода и метод дисконтирования денежных потоков. Однако, в отличие от теории оценки США в Германии рыночный подход не выделяется отдельно, так как играет второстепенную роль из-за небольшого количества предприятий и поэтому относится к методам глобальной оценки как вспомогательный.
Поэлементный
подход включает в себя метод воспроизводственной
стоимости и метод
В соответствии с указанной малопригодностью существующих методов оценки в Германии в последнее время получили развитие методы оценки стоимости компаний, основанные на концепции остаточной прибыли, а также метод опционов.
Таким образом, сравнивая структуру оценочной практики двух стран – США и Германии – можно отметить одинаковые тенденции их развития и сходную структуру, что подтверждает, что опыт оценки США является основой оценочной теории других стран.
В
отличие от других стран в России
потребность в оценке стоимости
предприятий после попытки
В соответствии с российскими стандартами оценки в российской практике также существует три подхода к определению рыночной стоимости компании: затратный, сравнительный и доходный, каждый из которых включает различные методы расчетов. Эти подходы к оценке стоимости бизнеса практически идентичны основным методам оценки США (методы сравнительного подхода являются аналогичными методам рыночного принципы США) и соответствуют общепринятым в международной практике условиям. Более того тенденции дальнейшего развития оценочной теории в России совпадают с мировыми. Это выражается, к примеру, во внедрении и развитии опционного подхода и прочих промежуточных моделей оценки.
Однако
существует ряд препятствий для
полного привнесения
Например,
широкое использование
Таким
образом, применение международных
методик доходного подхода
Применение методик затратного подхода в российской оценочной практике широко распространено в арбитражном управлении предприятиями, что обусловлено необходимостью оценки материально-технической базы предприятий, находящихся в состоянии банкротства. Сложность применения методов оценки стоимости компаний данного подхода в России аналогична сложностям их применения в мировой практике – это отличие бухгалтерской стоимости активов от их фактического состояния, которое обычно исключается с помощью дополнительных проверок состояния основных фондов и их переоценки в соответствии с их фактическим износом.
И, наконец, применение рыночного подхода к оценке в российской практике сопряжено с наибольшими сложностями, чем применение остальных подходов, поэтому данный подход в России практически не используется. Основным и значительным препятствием применения данного подхода в отечественной практике является отсутствие в России достаточной информационной основы для выбора и анализа компаний-аналогов, что обусловлено высоким уровнем конфиденциальности внутренней информации компаний и отсутствием в России транспарентной политики компаний. Более того, географическая разрозненность предприятий, недостаточное количество сопоставимых компаний, функционирующих в схожих отраслях, затрудняет выбор компаний-аналогов и более того часто делает невозможным выбор аналога по всем критериям, установленным международной оценочной теорией. Поэтому важными задачами для обеспечения возможности использования данного подхода в российской практике в качестве дополнительной проверки «на здравый смысл» являются разработка достаточной информационной базы о предприятиях-аналогах, сбор данных о сделках купли-продажи для установки отраслевых коэффициентов, а также разработка подходящей для российской среды методики отбора компаний-аналогов.