Международный опыт оценки рыночной стоимости компании и возможность его применения в России

Автор работы: k******************@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 05:38, дипломная работа

Описание

Предметом исследования является степень и возможность использования мирового опыта оценки компаний в российской действительности.
Поставленная цель определила решение следующих задач:
- определить рыночную стоимость компании как экономическую категорию;
- изучить теорию и практику оценочной деятельности за рубежом и в России;
- выявить возможность и степень использования международного опыта в российской действительности;
- выработать рекомендации по применению международной методики оценки рыночной стоимости компании в России.

Содержание

Введение 3
1 Рыночная стоимость компании как экономическая категория 7
1.1 Понятие и сущность рыночной стоимости компании 7
1.2 Анализ факторов, влияющих на рыночную стоимость компании 14
2 Основные подходы, методы и модели оценки рыночной стоимости компании 21
2.1 Мировой опыт оценки рыночной стоимости компании 21
2.1.1 Практика оценочной деятельности в США 24
2.1.2 Практика оценочной деятельности в Германии 45
2.2 Российский опыт оценки стоимости компании и применение мировой оценочной практики в России 50
3 Оценка рыночной стоимости российской компании 58
3.1 Использование метода дисконтирования денежных потоков 58
3.2 Использование метода компаний-аналогов 83
4 Заключение 91
5 Список литературы 98
6 Приложение 98

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 850.00 Кб (Скачать документ)

     Практическая  часть данной работы с помощью  попытки расчета рыночной стоимости  российской компании А методом дисконтирования денежных потоков и методом компаний аналогов подтвердила эмпирически теоретические выводы о возможности использования международных методик в России, представленные выше, еще раз подтвердив, что применение любого метода оценки, взятого из мировой оценочной практики для оценки российских предприятий возможно, но при этом требует определенных коррективов и уточнений, что является важной и неотъемлемой задачей для российских специалистов в области оценки.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Литература  на русском языке

  1. Абулаева, Н.А. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) / Н.А. Абулаева, Н.А. Колайко. – М.: ЭКСМОС, 2000. – 287 с.
  2. Бердникова, Т.Б. Оценка ценных бумаг: Учебное пособие / Т.Б. Бердникова. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 144 с.
  3. Борисов, А.Б. Большой экономический словарь / А.Б. Борисов. — М.: Книжный мир, 2003. – 895 с.
  4. Булычева, Г.В. Практические аспекты применения доходного подхода у оценке российских предприятий: учеб. пособие / Г.В. Булычева, В.В. Демшин. – М.: Финансовая академия, 2000. – 324 с.
  5. Валдайцев, С.В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия: учеб. пособие / С.В. Валдайцев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 720 с.
  6. Верхозина, А.В. Сравнительный анализ международного и российского законодательства в области оценочной деятельности / А.В. Верхозина, М.А. Федотова. – М.: Интерреклама, 2003. – 371 с.
  7. Грегори, А Стратегическая оценка компаний / А. Грегори. – М.: Кинто-Консалтинг, 2003. – 451 c.
  8. Григорьев, В.В. Оценка предприятия: теория и практика: учеб. пособие / В.В. Григорьев, М.А. Федотова. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 254 с.
  9. Грязнова, А.Г. Оценка бизнеса / А.Г. Грязнова, М.А. Федотова, С.А. Ленская. - Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 730 с.
  10. Грязнова, А.Г. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) / А.Г. Грязнова, М.А. Федотова, М.А. Эскиндаров. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Интерреклама, 2003. – 760 с.
  11. Гукова, А. В. Оценка бизнеса для менеджеров : учеб. пособие / А. В. Гукова, И. Д. Аникина. – М. : Омега – Л, 2006. – 176 с.
  12. Гусев, А.А. Концепция EVA и оценка эффективности деятельности компании / А.А. Гусев // Финансовый менеджмент. – 2005. – №1. – С 57-72.
  13. Джулиан, Рош Стоимость компании: от желаемого к действительному: пер. с англ. / Р. Джулиан; пер. Е.И. Недбальская; ред. П.В. Лебедев. – Минск: Гревцов Паблишер, 2008. – 341 с.
  14. Диш, А. Подходы к оценке стоимости компании в Германии / А. Диш, Е. Филимонова // Финансовый менеджмент. – 2007. – №4. – С 46-58.
  15. Егерев, И.А. Некоторые вопросы применения ставки дисконта в оценке бизнеса / И.А. Егерев // Вопросы оценки - 2000.- № 2 - С 48-56.
  16. Есипов, В.Е. Оценка бизнеса / В.Е. Есипов, Г.А. Маховикова, В.В. Терехова.  – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 464 с.
  17. Иванов, И.В. Оценка бизнеса: Методы и модели оценки стоимости предприятий традиционных и наукоемких отраслей: Учебное пособие. / И.В. Иванов, В.В. Баранов. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 168 с.
  18. Исламова, Н. В. Особенности стоимостной оценки кризисного предприятия / Н.В. Исламова // Финансовый менеджмент. – 2008. – №3. – С 20-27.
  19. Козырь, Ю.В. Стоимость компании: оценка и управленческие решения / Ю.В. Козырь. – М.: Альфа-Пресс, 2004. – 575 с.
  20. Коупленд, Т Стоимость компаний: оценка и управление / Т. Коупленд, Т. Колер, Дж. Мурин.  – Изд. 3-е, перераб. и доп. / Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-бизнес», 2005 – 576 с. 
  21. Ловчиновский, П.А. Анализ опыта слияний и поглощений в России и в странах с переходной экономикой / П.А. Ловчиновский // Финансовый менеджмент. – 2005. – №1. – С 67-72.
  22. Макаров, В. Л. Особенности оценочной деятельности применительно к условиям новой экономики. Учебник. / В.Л. Макаров. – М.: ИНТЕРРЕКЛАМА, 2003. – 523 с.
  23. Маховикова, Г.А. Оценка бизнеса: полное практическое руководство / Г.А. Маховикова, В.Е. Есипов, С.К. Мирзажанов. – М.: ЭКСМО, 2008. – 352 с.
  24. Микерин, Г.И. Методологические основы оценки стоимости имущества / Г.И. Микерин, В.Г. Гребенников, Е.И. Нейман – М.: ИНТЕРРЕКЛАМА, 2003. – 688 с.
  25. Попков, В.П. Оценка бизнеса. Схемы и таблицы: Учеб.пособие. / В.П. Попков, Е.В. Евстафьева. - СПб., 2007. – 240 с.
  26. Пратт, Ш Принципы оценки бизнеса / Ш. Пратт. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2000. – 345 с.
  27. Просветов, Г.И. Оценка бизнеса: Задачи и решения: Учебно-методическое пособие / Г.И. Просветов. – 3-е изд., доп. – М.: Альфа-Пресс, 2008. – 238 с.
  28. Просвирина, И.И. Категория гудвилла в практике учета и оценки / И.И. Просвирина // Финансовый менеджмент. – 2006. – №1. – С 60-73.
  29. Рутгайзер, В.М. Модели Ольсона и Блэка-Скоулза и российская практика оценки стоимости бизнеса / В.М. Рутгайзер, О.В. Егоров // Российское предпринимательство. – 2004. – №2. – С 9-10.
  30. Рутгайзер, В.М. Оценка стоимости бизнеса: методические разработки и рекомендации. Часть 7: Доходный подход / В.М. Рутгайзер. – 2-е изд. Перераб. и доп. – М.: Международная академия оценки и консалтинга, 2006. – 47 с.
  31. Рутгайзер, В.М. Оценка стоимости бизнеса: учеб. пособие для вузов / В.М. Рутгайзер; Финансовая академия при Президенте РФ – Изд. 2-е – Москва: Маросейка, 2008. – 432 с. 
  32. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / Г.В. Савицкая. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 425 с.
  33. Симонова, Н.Е. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) / Н.Е. Симонова. – Ростов н/Д: Март, 2004. – 654 с.
  34. Синогрейкина, Е. Из чего складывается стоимость бизнеса / Е. Синогрейкина // Управление компанией. – 2005. – №5. – С 35-38.
  35. «Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности», утверждены Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации № 256, 255, 254 от 20 июля 2007 г.
  36. Статья 3 Федерального закона №135-ФЗ от 06 августа 1998 г. «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 30.06.2008 N 108-ФЗ).
  37. Сычева, Г.И. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) / Г.И. Сычева, Е.Б. Колбачев, В.А. Сычев. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 380 с.
  38. Федеральная служба государственной статистики - http://www.gks.ru/, дата обращения 18.02.2009 
  39. Федорова, Е.С. Оценка стоимости публичных компаний в процессе слияния на российском рынке / Е.С. Федорова // Финансовый менеджмент. – 2006. – №3. – С 46-55.
  40. Филиппов, Л.А. Оценка бизнеса: Учеб. пособие / Л.А. Филиппов. – М.: КноРус, 2009. – 720 с.
  41. Фишмен, Джей Руководство по оценке стоимости бизнеса / Фишмен Джей, Пратт Шэннон, Гриффит Клиффорд, Уилсон Кейт; Пер. с англ. Л.И. Лопатников. – М.: ЗАО «КВИНТО-КОНСАЛТИНГ», 2000. – 388 с.
  42. Хитчнер, Джеймс Р.Три подхода к оценке стоимости бизнеса / Джеймс Р. Хитчнер, Под научн. ред. Рутгайзера.  – М.: Маросейка, 2008 . – 304 с.
  43. Царев, В.В. Оценка стоимости бизнеса. Теория и методология: учеб. пособие для вузов / В.В. Царев, А.А. Кантарович. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 575 с.
  44. Шатраков, А.Ю. Стоимость предприятий при интеграционном процессе / А.Ю. Шатраков, Н.И. Комков, А.А. Мерсиянов, М.А. Шамин. – М:. ЗАО «Издательство «Экономика»», 2008. – 350 с.
  45. Щербаков, В.А. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) / В.А. Щербаков, Н.А. Щербакова. – 2-е изд., испр. – Москва: Омега-Л, 2007 – 288 с.
  46. Щербакова, О.Н. Методы оценки и управления стоимостью компании, основанные на концепции добавленной стоимости / О.Н. Щербакова // Финансовый менеджмент. – 2003. – №5. – С 52-61.
  47. Щербакова, О.Н. Методы оценки и управления стоимостью компании, основанные на концепции экономической добавленной стоимости / О.Н. Щербакова // Финансовый менеджмент. – 2003. – №3. – С 46-54.
  48. Щербакова, О.Н. Практическая технология оценки бизнеса действующего предприятия / О.Н. Щербакова // Финансовый менеджмент. – 2003. – №1. – С 67-70.
  49. Щербакова, О.Н. Применение современных технологий оценки стоимости бизнеса действующей компании / О.Н. Щербакова // Финансовый менеджмент. – 2003. – №1. – С 105-121.

Литература  на английском языке

    1. American Society of Appraisers – The International Society of Professional Valuers – http://www.appraisers.org/, дата обращения 10.02.2009
    2. Damodaran, A. Investment valuation / A. Damodaran. - NY: John Wiley&Sons, 2006. – 447 p.
    3. International Valuation Standards 2001 // International Valuation Standards Committee – http://ivsc.org/standards/download.html, дата обращения 10.02.2009
    4. International Valuation Standards 2005 // International Valuation Standards Committee – http://ivsc.org/standards/download.html, дата обращения 10.02.2009
    5. Mercer, Z. Christopher Business valuation: an integrated theory / Z. Christopher Mercer, Travis W. Harms. - NY: John Wiley&Sons, 2008. – 321 p.
    6. Pratt, S.R. The Market Approach to Valuing Business / S.R. Pratt. – NY: John Wiley&Sons, 2000. – 284 p.
    7. Robert Reilly, Jr. The handbook of advanced business valuation / Jr. Robert Reilly, Robert P. Schweihs. - NY: McGraw-Hill, 2000. – 662 p.
    8. Trugman, Gary Understanding business valuation: A practical guide to valuing small- to medium-sized businesses / G. Trugman – NY: AICPA, 2009. – 712 p.
    9. Uniform standards of professional appraisal practice – the appraisal foundation 2002. – 185 p.
    10. West Thomas, Jones Jeffrey Handbook of Business Valuation / Thomas West, Jeffrey Jones. – Second Edition – John Wiley&Sons. 2000. – 450 р.
    11. Yegge, W.M. A basic guide for valuing a company / W.M. Yegge. – NY: John Wiley&Sons, 2001. – 601 p.

Приложение 1

Виды  стоимости в оценочной деятельности (Международные стандарты оценки и Российские стандарты оценки)  

2001 год
Виды  стоимости в оценочной  деятельности
Международные стандарты оценочной  деятельности Федеральные стандарты оценочной  деятельности РФ
Рыночная  стоимость объекта оценки (Market Value) – расчетная величина (денежная сумма), за которую состоялся бы обмен собственности (объекта оценки) на дату оценки между заинтересованным покупателем (желающим купить) и заинтересованным продавцом (желающим продать) в результате коммерческой сделки (сделки “на расстоянии вытянутой руки”) после проведения надлежащего маркетинга, при которой каждая из сторон действовала бы, будучи хорошо осведомленной, расчетливо и без принуждения Рыночная стоимость  объекта оценки – наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные  обстоятельства
Имущество с ограниченным рынком (Limited Market Property) — имущество, которое в силу особых условий рынка, своих специфических характеристик или других обстоятельств на данный момент времени привлекает относительно

небольшое число потенциальных

 покупателей.  Основной отличительной чертой имущества с ограниченным рынком является не отсутствие возможности его продажи на открытом рынке, а то обстоятельство, что продажа такого рода имущества, как правило, требует более длительного периода маркетинга в сравнении с более ликвидным имуществом

Стоимость объекта  оценки с ограниченным рынком —  стоимость объекта оценки, продажа  которого на открытом рынке невозможна или требует дополнительных затрат по сравнению с затратами, необходимыми для продажи свободно

 обращающихся  на рынке товаров 

Стоимость замещения (затраты на замещение) (Replacement Cost (New)) —  1. Затраты на замещение актива эквивалентным заменителем. 

      2. Обычно определяется на основе  текущих затрат на приобретение  сходного актива, нового или бывшего  в употреблении, или эквивалентной производительности или продуктивности. Стоимость замещения обычно предполагает использование новых материалов, технических решений и дизайна и не учитывает износ оцениваемого объекта

Стоимость замещения  объекта оценки — сумма затрат на создание объекта, аналогичного объекту оценки, в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, с учетом износа объекта оценки
Стоимость воспроизводства (затраты на Стоимость воспроизводства  объекта оценки

продолжение приложения 1 

2001 год
Виды  стоимости в оценочной деятельности
Международные стандарты оценочной  деятельности Федеральные стандарты оценочной  деятельности РФ
воспроизводство) (Reproduction Cost (New)) — текущие затраты на приобретение идентичного объекта. 

Текущие затраты на создание реплики существующего объекта, с применением аналогичного дизайна и аналогичных строительных материалов, не включая износ объекта

 — сумма  затрат в рыночных ценах, существующих  на дату проведения оценки, на  создание объекта, идентичного  объекту оценки, с применением идентичных материалов и технологий, с учетом износа объекта оценки
Стоимость при существующем использовании (Value in Use) — 

1. Это стоимость, которую определенный вид имущества имеет при определенном использовании для определенного потребителя и поэтому не являющийся рыночной стоимостью. 

2. Этот  тип стоимости основывается на  вкладе, вносимом данным имуществом  в стоимость того предприятия,  частью которого оно является, безотносительно к наиболее эффективному  использованию этого имущества  или к величине денежной суммы, которая могла бы быть получена от его продажи. 

3. Текущая  стоимость будущего потока дохода, ожидаемого от продолжения текущего  использования актива и его  утилизации в конце срока полезного

использования

Стоимость объекта  оценки при существующем использовании — стоимость объекта оценки, определяемая исходя из существующих условий и цели его использования
Инвестиционная  стоимость (Investment

Value —  Worth) — стоимость имущества для  конкретного инвестора, или группы  инвесторов, при определенных целях инвестирования.

Инвестиционная  стоимость объекта оценки

 —  стоимость объекта оценки, определяемая  исходя из его доходности для  конкретного лица при заданных  инвестиционных целях

Стоимость для целей налогообложения или Налогооблагаемая стоимость (Assessed, Reteable, or Taxable Value) — стоимость, рассчитываемая на основе определений, которые содержатся в соответствующих нормативно-правовых актах, относящихся к налогообложению имущества. Стоимость объекта  оценки для целей налогообложения — стоимость объекта оценки, определяемая для исчисления налоговой базы и рассчитываемая в соответствии с положениями нормативных правовых актов (в том числе инвентаризационная стоимость)
Ликвидационная  стоимость, или стоимость при вынужденной продаже (Forced Sale (Liquidation) Value) — 

1.Рыночная стоимость, при предположении, что продавец ограничен по времени продажи, т.е. время на совершение сделки

Ликвидационная  стоимость объекта оценки — стоимость  объекта оценки в случае, если объект оценки должен быть отчужден в срок меньше обычного срока экспозиции аналогичных объектов

продолжение приложения 1 

2001 год
Виды  стоимости в оценочной  деятельности
Международные стандарты оценочной  деятельности Федеральные стандарты оценочной  деятельности РФ
   
не  может быть признано необходимым с учетом природы актива, его местонахождения и состояния рынка. 

2. Денежная  сумма, которая реально может  быть получена от продажи имущества в сроки, недостаточные для проведения адекватного маркетинга в соответствии с определением рыночной стоимости. В некоторых странах к ситуациям вынужденной продажи могут быть отнесены случаи с незаинтересованным продавцом и покупателем или с покупателями, знающими о невыгодном положении продавца

 
Утилизационная  стоимость (Salvage Value) — стоимость объекта имущества (за исключением земельного участка), когда он рассматривается как совокупность содержащихся в нем материалов для продажи, а не для продолжения его использования без дополнительного ремонта и усовершенствования. Утилизационная стоимость объекта оценки — стоимость объекта оценки, равная рыночной стоимости материалов, которые он в себя включает, с учетом затрат на утилизацию объекта оценки
Специальная стоимость (Specialised, Special Purpose, Specially Designed (Asset) Properties) — дополнительная стоимость, которая может существовать скорее для определенного собственника или пользователя либо потенциального собственника или пользователя, чем для рынка в целом; то есть речь идет о

покупателе, имеющем особый интерес.

Специальная стоимость объекта оценки — стоимость, для определения которой в договоре об оценке или нормативном правовом акте оговариваются условия, не включенные в понятие рыночной или иной стоимости, указанной в настоящих стандартах оценки
2007 год
Международные стандарты оценочной деятельности Федеральные стандарты оценочной  деятельности РФ
Рыночная  стоимость объекта оценки (Market Value) Рыночная стоимость  объекта оценки
Справедливая  стоимость (fair value) - это сумма, за которую может быть обменен актив или могут быть погашены обязательства между осведомленными и мотивированными сторонами, при условии свободной коммерческой сделки. Термин «справедливая стоимость» применяется также в судебных тяжбах при урегулировании споров между сторонами, Не признается

окончание приложения 1 

2007 год
Международные стандарты оценочной  деятельности Федеральные стандарты оценочной  деятельности РФ
обстоятельства  которых могут не соответствовать  определению рыночной стоимости.  
Ликвидационная  стоимость, или стоимость при вынужденной продаже (Forced Sale (Liquidation) Value) Ликвидационная  стоимость
Инвестиционная  стоимость (Investment Value — Worth) Инвестиционная  стоимость 
Не  признается Кадастровая стоимость 
 

[см. 35, 24, 52, 53]

Приложение 2

Методы оценки в антикризисном управлении в России (%)  

 

Методы  оценки в арбитражном управлении в России (%)  

 

[см. 9, c. 47] 
 
 
 

Подпись автора работы ___________________

Дата____________________________________ 
 

Подпись научного руководителя____________

Дата____________________________________ 
 
 
 

Квалификационная  работа допущена к защите.

Назначен  рецензент:_________________________________________________

                                                                            (Ф.И.О., занимаемая должность, ученая степень, ученое звание)

__________________________________________________________________ 

Зав. кафедрой:_______________________

Дата________________________________ 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Международный опыт оценки рыночной стоимости компании и возможность его применения в России