Оценка и совершенствование форм и методов привлечения заемных средств (на примере ОАО «Россельхозбанк»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 20:16, дипломная работа

Описание

ель выпускной квалификационной работы – теоретически исследовать и практически обосновать направления совершенствования механизма формирования ресурсной базы коммерческого банка за счет заемных источников.
Задачами работы являются:
- рассмотреть экономическую природу формирования ресурсов коммерческого банка, их структуру, виды, порядок формирования и расчета;
- рассмотреть особенности формирования банковских ресурсов за счет депозитных и недепозитных источников;
- исследовать динамику состава и структуры заемных средств на практических материалах коммерческого банка

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ ООО РОССЕЛЬХОЗБАНК настасья.doc

— 712.00 Кб (Скачать документ)
  • взаимосвязь депозитных, кредитных и прочих операций банка для поддержания его стабильности, надежности и финансовой устойчивости;
  • диверсификация ресурсов банка с целью минимизации риска;
  • сегментирование депозитного портфеля (по клиентам);
  • дифференцированный подход к различным группам клиентов;
  • конкурентоспособность банковских продуктов и услуг.

Таковы некоторые  возможные пути совершенствования  депозитной политики ОАО «Россельхозбанк» и повышения ее роли в обеспечении его устойчивости. В заключение можно сказать, что каждый банк разрабатывает свою депозитную политику, определяя виды депозитов, их сроки и проценты по ним, условия проведения депозитных операций, опираясь при этом на специфику своей деятельности и учитывая фактор конкуренции со стороны других банков и инфляционные процессы, протекающие в экономике.

 

    1. Оптимизация процентных ставок по привлеченным ресурсам

 

Одной из проблем  осуществления деятельности банка  есть выполнения обязательств учреждения путем поиска доступных ресурсов для оперативного повышения ликвидности. Эта проблема тесно связана с научной концепцией определения сущности и уровня достаточности капитала, прибыльности, а также практического расчета минимального уровня ликвидности. Эти вопросы достаточно полно рассмотрены в роботах многих ученых-экономистов. Вместе с тем почти не исследованы механизм возрастания процентной маржи, процесс оптимизации относительно ставок привлечения и размещения ресурсов.

В связи с  этим нашей целью есть обоснование  основных направлений оперативного повышения ликвидности банковского  учреждения, которые обеспечивают достижение лучших конечных показателей в условиях рыночного отношения. Важную роль при определении ликвидности банка имеет поддержания сбалансированности потока денежного средства, которое включает создание модели движения денежного потока операционной деятельности банка. Кроме того, его можно использовать во время анализа эффективности управления кредитным учреждением.

Модель банковской деятельности может отображать основные виды этой деятельности, которые реализуют  миссию банка. Поскольку объектом и  продуктом банковской деятельности являются денежное средство, то эта модель может отображать движение денежного потока операционной деятельности банка и указывать на связь между параметрами денежных потоков банка и показателями эффективности ее деятельности.

Ликвидность банка - это его возможность своевременно выполнять свои денежные обязательства. Она определяется в основном сбалансированностью между сроками и суммами выполнения обязательств банка. Банк должен постоянно поддерживать достаточность резервов ликвидности. К ним принадлежат: наличные средство и банковские металлы; средства до востребования в НБУ; средства до востребования в других банках; срочные депозиты в НБУ.

Поиск доступных  ресурсов для оперативного повышения  ликвидности выступает в функции  управления активными и пассивными операциями.

Формируя банковские пассивы путем привлечения акционерного капитала, инвестиций и депозитов  и создавая в дальнейшем на этой основе рабочий портфель активов, банк стремится решить две стратегических задачи: создавать и поддерживать сбалансированный и согласованный по срокам возвращения поток денежных средств, нерискованный для ликвидности банк; максимально эффективно использовать привлеченные средства, вкладывая деньги в проекты, которые имеют рентабельность т не выходят за пределы рисков, которые банк готовый взять на себя. Выполнить эти задачи можно лишь при условии создания такой внутренней системы учета стоимости ресурсов, которая свидетельствует, что в банке нет безвозмездных ресурсов, а стоимость привлеченного средства не ограничивается лишь прямыми процентными затратами, а включает плату за поддержание ликвидности и резервирования.

Банк, проводя  активную политику, направленную на привлечение  средства и использования их как ресурсов, должен опираться на интересы вкладчиков, максимально заинтересовывая их сохранять средства на банковских счетах. Главным стимулом есть плата за депозитными операциями.

Кредитная политика (как единство депозитной и кредитной  политики) не может рассматриваться  в отдельности от процентной политики коммерческого банка. Процентная политика есть одним из определяющих и вместе с тем непростых механизмов регулирования сберегательной и инвестиционной деятельности банка.

В современных  условиях в особенности важное своевременное  оценивание эффективности осуществления пассивных операций, целью которого есть определения соответствия действующих в банке ставок привлечения потенциальным возможностям банка.

Во время  рассмотрения вопрос установления процентных ставок за депозитами следует учитывать, что депозиты являются лишь частью глобальной проблемы формирования процентной политики банка, поскольку сбережения населения - это часть привлеченных кредитных ресурсов, а итак, любое изменение процентных ставок за депозитами приведет к изменению стоимости кредита.

Задача управления состоит в определении такого количества депозитов и кредитов, уровней их процентных ставок при заданном предложении и спросе на разные виды денежных ресурсов, чтобы обеспечить максимальное значение процентной маржи, которая есть целевой функцией работы банка.

В общем смысле величина процентной маржи зависит  от сроков сохранения депозитов и погашения кредитов, уровней процентных ставок, объемов привлеченных ресурсов. Эффективность функционирования банка во многом определяется согласованностью во времени кредитных и депозитных операций, которой на практике не всегда удается достичь, но при наличии такой согласованности краткосрочные депозиты могут стать источником долгосрочного кредитования.

Для обоснованности принятия решений по привлечению  в обращение денежных ресурсов можно использовать методы линейного программирования и сформулировать функцию цели и модель ограничений. Можно рассмотреть два варианта: совпадение и расхождение сроков привлечения и размещения.

Выбор банком объемов  ресурсов, которые предоставляются в кредит, определяется не только целевой функцией, а и ограничениями на предлагаемые ресурсы на депозитном рынке и спросом на кредиты со стороны заемщиков на кредитном рынке.

Второй вариант - при несогласованных во времени  платежных потоках - отличается от первого возможным расхождением процентных ставок из привлечение ресурсов, временными колебаниями в предложения ресурсов. Таким образом, кроме условий ограничения спроса и предложения на рынке возникает дополнительное условие согласованности денежных потоков.

Это условие  связана с необходимостью оплачивать ресурсы и есть чрезвычайно важной для банка, поскольку дает нему возможность избегнуть дебиторской задолженности.

Банки имеют  несколько источников для пополнения ресурсов: счета юридических и физических лиц, эмитированные векселя, ломбардные кредиты и т.п.. В большинстве случаев цену на ресурсы диктует рынок, но ставки из привлечение ресурсов должны отвечать потенциальным возможностям банка.

Для установления ставок сначала вычисляется максимально возможная ставка привлечения, которое составляет собою разрывы в прудах за активными и пассивными операциями, которые дает возможность банка покрыть необходимые затраты. Во время оценивания ежегодного прироста прибыли банка необходимо исходить из того, что прирост не должен быть низшей за темпы инфляции. В противном разе будет иметь место падения реальных доходов банка и обесценения акционерного капитала.

Деятельность  коммерческого банка можно охарактеризовать как приобретение ресурсов с целью их следующего размещения. Источника формирования ресурсов банка имеют разную цену и разную частицу в общей структуре.

Описанный механизм оценивания эффективности процентных ставок привлечения учитывает такие моменты: взаимосвязь ставок привлечения и размещения ресурсов; процесс резервирования части привлеченного средства в НБУ; абсолютную взаимозаменяемость банковских ресурсов, за которой прибыль не зависит от срока первоначального привлечения ресурсов. Представленную модель оптимизации кредитно-депозитной стратегии банка можно использовать в том случае, если есть возможность спрогнозировать ожидаемые доходы от размещения, но в современных условиях высоки темпы инфляции и нестабильна политика НБУ. Таким образом, следует учитывать на два основных момента: банк не привлекает платные ресурсы для обеспечения возрастания банка, надеясь на возможные будущие эффективные вложения; банк постоянно ищет альтернативные направления использования средств в наиболее эффективных проектах.

 

3.3. Формирование    системы    гарантирования    депозитов

в коммерческих банках

 

Привлечение средств  юридических и физических лиц, операции по депозитным счетам являются одним  из основных видов деятельности для  банков. В то же время банкротство банков приводит к потере вкладчиками своих денег. Гарантия сохранности банковского вклада в таких случаях может быть обеспечена посредством механизма депозитного страхования.

В настоящее время  в банковской сфере четко выделена проблема отсутствия системы страхования  депозитов в России, которая решается на протяжении многих лет. Такое положение дел связано, прежде всего, с проблемой нахождения источников средств для создания страхового фонда, заинтересованностью банков в отчислении страховых выплат, наделением фонда функцией контроля за деятельностью банков.

Анализ процентной политики крупнейших российских банков показывает, что эффект государственных гарантий сильно выражен только на рынке рублевых вкладов. Несмотря на то, что Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность страхования своего депозита, клиенты банков практически лишены этого. Дело в том, что страховая премия колеблется от 5 до 15 %, а иногда и выше – в зависимости от срока страхования и лимита ответственности страховщика. Поэтому значительное уменьшение дохода по вкладу вынуждает клиентов банка обходиться без услуг страховых компаний.

Кроме того, ныне действующие отечественные страховые  компании не берутся страховать банковские вклады, поскольку, несмотря на череду кризисов, в финансовом плане банковская система в финансовом плане          по-прежнему превосходит страховую.

Внедрение системы депозитного  страхования в России должно включать комплекс мер по выработке концепции системы, принятию соответствующих законодательных и нормативных актов, а также организационному обеспечению принятых решений. 

Построение системы страхования банковских депозитов должно базироваться на следующих основных положениях:

  1. Создаваемая в России система страхования депозитов должна быть законодательно оформлена. Нормативная база позволит избежать неопределенностей при выплате страхового возмещения, при этом в процессе ее создания крайне важно обратиться к мировому опыту функционирования институтов гарантирования вкладов.
  2. Страхование депозитов должно быть обязательным для всех коммерческих банков, независимо от их финансового положения. Это позволит решить основную задачу системы страхования – создание населению твердых гарантий в надежности помещения средств в коммерческие банки, а для коммерческих банков – равные стартовые условия в конкуренции за привлечение вкладов. Обязательная форма участия обеспечит распределение риска по всей банковской системе. Во многих зарубежных странах осознали негативные последствия банкротств банков, не вступивших в систему депозитного страхования, для национальной банковской системы. При этом в дальнейшем для нашей страны не исключается возможность создания добровольных фондов страхования вкладов, что, безусловно, будет только способствовать укреплению всей системы гарантирования в целом.
  3. Фонд страхования банковских депозитов должен иметь государственное управление, так как в условиях глубокого финансового кризиса именно государству отводится первостепенная роль в финансовом оздоровлении экономики. Совместное управление страховым фондом возможно лишь в перспективе, поэтому вопрос о страховом фонде как независимой от государства организации, на наш взгляд, преждевременен.
  4. Объектами страхования в первоочередном порядке (из-за недостатка источников финансирования) должны стать депозиты физических лиц, а в перспективе и депозиты юридических лиц. Также в объекты страхования должны быть включены валютные депозиты резидентов, что препятствовало бы оттоку валютных ресурсов за границу.
  5. Наступлением страхового случая должен считаться факт отзыва у банка лицензии на осуществление банковских операций.
  6. Определение ставок страховых платежей должно быть дифференцированным в зависимости от степени риска конкретного банка. Поэтому необходима разработка системы оценки страхового риска для проведения дифференциации страховых взносов, уплачиваемых банками с различным финансовым положением. По мере необходимости взносы по страхованию депозитов могут пересматриваться в зависимости от потребности для компенсации возможных потерь.

Информация о работе Оценка и совершенствование форм и методов привлечения заемных средств (на примере ОАО «Россельхозбанк»)