Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 20:16, дипломная работа
ель выпускной квалификационной работы – теоретически исследовать и практически обосновать направления совершенствования механизма формирования ресурсной базы коммерческого банка за счет заемных источников.
Задачами работы являются:
- рассмотреть экономическую природу формирования ресурсов коммерческого банка, их структуру, виды, порядок формирования и расчета;
- рассмотреть особенности формирования банковских ресурсов за счет депозитных и недепозитных источников;
- исследовать динамику состава и структуры заемных средств на практических материалах коммерческого банка
Стабильность ресурсной базы, ее структуры, сбалансированность с активами гарантируют полноценное функционирование банка.
Отличие недепозитных источников банковских ресурсов от депозитов заключается в том, что инициатива привлечения этих средств принадлежит самому банку, тогда как в случае с депозитами активной стороной является вкладчик.
В результате мы можем получить следующую структуру привлеченных средств банка:
Резервы на возможные потери по условным обязательствам кредитного характера.
После рассмотрения
теоретических основ
1.3 Системы банковских регулятивов и методов защиты от финансовых рисков при использовании заемных средств банка
Анализируя и оценивая правовое регулирование банковской деятельности, следует иметь в виду, что оно имеет свою специфику. В первую очередь, это процесс установления правил ведения банковской деятельности в России в порядке законодательной и иной нормотворческой деятельности. С одной стороны, Центробанк России осуществляет надзор за соблюдением законодательства субъектами второго уровня банковской системы; с другой стороны, Президент РФ и Государственная Дума РФ контролируют Центробанк России. Судебная же власть за нарушения установленных правил поведения любым субъектом банковской системы применяет принуждение.
Основной целью управления банковскими ресурсами является формирование и поддержание собственного капитала на необходимом уровне достаточности.
Так, в соответствии с соглашением по капиталу Базель I в качестве основных критериев достаточности капитала коммерческого банка для обеспечения надежной защиты от финансовых рисков предлагается показатель, где капитал соотносится с активами банка, которые взвешиваются с учетом риска. Однако в основу расчета величины активов, был положен только кредитный риск, а остальные риски, с которыми банк сталкивался при выполнении операций, учитывались опосредованно через кредитный риск. В дальнейшем в это соглашение по капиталу был включен и рыночный риск представляющий собой потери банка, как по балансовым, так и внебалансовым позициям вследствие неблагоприятного изменения рыночных цен. В расчет риска включались позиции торгового портфеля по процентному риску и фондовым инструментам, инвестиционному портфелю банка и т.д. Изменения практики осуществления банковского бизнеса, проявившегося, в частности, в изменении структуры и характере банковских рисков, подтолкнуло к необходимости разработки нового соглашения по капиталу, известного как Базель II. Основная цель принятого нового соглашения по капиталу, состоит в том, чтобы обеспечить большую чувствительность механизмов надзора к принимаемым банком рискам и увеличения их состава, включаемого в расчет взвешивания активов с учетом риска.
Управление ресурсами отечественных коммерческих банков в части собственного капитала также сталкивается с ограничениями, в виде установленных Национальным банком в соответствии с Базельским соглашением пруденциальными нормативами, которые оказывают прямое воздействие на уровень ресурсов, возможности банков осуществлять аккумулирование и качественное размещение их с учетом всех необходимых требований внешней среды. Одним из основных ограничителей банковских возможностей выступают нормативы достаточности капитала, которые требуют от банков соблюдения необходимого уровня его составляющих. Данные показатели дают возможность ограничивать риск банков на стадии размещения ресурсов. Возникновение риска рассматривается в результате активных операций и, следовательно, большее внимание со стороны контролирующего органа уделено именно рисковым активам. Что в соответствии с правилами о пруденциальных нормативах для банков второго уровня принятых постановлением правления Национального банка производится расчет активов, условных и возможных обязательств, которые взвешиваются в соответствии с нормой риска, установленного данными правилами. Однако данная методика только дает возможность в последующем оценить риск от вложения средств банком, но при этом не учитывается возможность появления риска от востребования средств, которая в первую очередь будет влиять на риски по активным операциям.
Следовательно, необходимо
отметить, что наряду с рисками
активных операций, при определении
достаточности собственного
Исходя из того,
что в результате управления
пассивами банка необходимо
Под степенью устойчивости депозитной базы банка следует понимать продолжительность сроков привлечения депозитов, причем, чем продолжительнее эти сроки и больше удельный вес срочных депозитов в общей сумме депозитов, тем большей степенью устойчивости характеризуется депозитная база банка. Степень устойчивости депозитной базы банка кроме продолжительности сроков привлечения депозитов зависит от уровня оседания средств на банковских счетах каждого вида депозита, классифицируемого по срокам.
Для более точного определения устойчивости депозитной базы необходимо провести структурный анализ депозитной базы условного регионального банка в зависимости от срока изъятия депозитов.
Таким образом, осуществление государственного надзора и контроля над банковской системой и банковской деятельностью является одним из важнейших направлений государственного регулирования банковской деятельности, нацеленной на обеспечение надежности и эффективности функционирования банковской системы.
В настоящее время установлено 9 обязательных нормативов (Инструкцией ЦБ РФ от 16 января 2004г №110-И "Об обязательных нормативах банков"), регулирующих защиту от финансовых рисков, которые подразделяются по следующим группам:
Далее рассмотрим каждый норматив подробнее.
Норматив достаточности собственных средств (капитала) банка Н1 регулирует (ограничивает) риск несостоятельности банка и определяет требования по минимальной величине собственных средств банка, необходимых для покрытия кредитного и рыночного рисков, а также ограничивает объем активных операций в зависимости от капитала.
Норматив мгновенной ликвидности банка Н2 регулирует (ограничивает) риск потери банком ликвидности в течение одного операционного дня и определяет минимальное отношение суммы высоколиквидных активов банка к сумме пассивов банка по счетам до востребования.
Норматив текущей ликвидности банка Н3 регулирует (ограничивает) риск потери банком ликвидности в течение ближайших к дате расчета норматива 30 календарных дней и определяет минимальное отношение суммы ликвидных активов банка к сумме пассивов банка по счетам до востребования и на срок до 30 календарных дней.
Норматив долгосрочной ликвидности банка Н4 регулирует (ограничивает) риск потери банком ликвидности в результате размещения средств в долгосрочные активы и определяет максимально допустимое отношение кредитных требований банка с оставшимся сроком до даты погашения свыше одного года.
Норматив общей ликвидности банка Н5 регулирует (ограничивает) общий риск потери банком ликвидности и определяет минимальное отношение ликвидных активов к суммарным активам банка.
Норматив максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков Н6 регулирует (ограничивает) кредитный риск банка в отношении одного заемщика или группы связанных заемщиков и определяет максимальное отношение совокупной суммы кредитных требований банка к заемщику или группе связанных заемщиков к капиталу банка.
Норматив максимального
размера крупных кредитных
Норматив использования собственных средств банка для приобретения акций (долей) других юридических лиц Н12 регулирует (ограничивает) совокупный риск вложений банка в акции (доли) других юридических лиц и определяет максимальное отношение сумм, инвестируемых банком на приобретение акций (долей) других юридических лиц, к капиталу банка.
Норматив совокупной величины риска по инсайдерам банка Н10.1 регулирует (ограничивает) совокупный кредитный риск банка в отношении всех инсайдеров, к которым относятся физические лица, способные воздействовать на принятие решения о выдаче кредита банком. Норматив Н10.1 определяет максимальное отношение совокупной суммы кредитных требований к инсайдерам к капиталу банка.
Норматив максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам), Н9.1 регулирует (ограничивает) кредитный риск банка в отношении участников (акционеров) банка и определяет максимальное отношение размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам) к собственным средствам банка.
Банки ежемесячно по состоянию на первое число каждого месяца представляют в территориальные учреждения Банка России, осуществляющие надзор за их деятельностью, сведения о расчете обязательных нормативов и их значениях по форме отчетности 0409135 "Информация об обязательных нормативах" и по форме отчетности 0409118 "Данные о крупных кредитах", установленным Указанием Банка России N 1376-У.
Банк обязан по требованию Банка России и территориального учреждения Банка России, осуществляющего надзор за его деятельностью, представлять сведения о расчете обязательных нормативов и их значениях на внутримесячную дату по формам отчетности 0409135 "Информация об обязательных нормативах" и 0409118 "Данные о крупных кредитах", а также форму отчетности 0409101 "Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации" и форму отчетности 0409134 "Расчет собственных средств (капитала)".
Способ контроля за ежедневным соблюдением обязательных нормативов определяется банком самостоятельно с учетом требований Положения Банка России от 16 декабря 2003 года N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах", зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 27 января 2004 года N 5489 ("Вестник Банка России" от 4 февраля 2004 года N 7).
Расчет обязательных нормативов осуществляется в обязательном порядке в случаях, когда территориальное учреждение Банка России требует представления расчета нормативов на внутримесячную дату.
В случае предъявления Банком России и территориальным учреждением Банка России требования о представлении расчета обязательных нормативов на внутримесячную дату все показатели, участвующие в расчете обязательных нормативов, в том числе показатель собственных средств (капитала) и величина резервов, рассчитываются на дату расчета обязательных нормативов.
2 АНАЛИЗ
ПОЛИТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ И
2.1 Организационно-экономическая
характеристика деятельности
15 марта 2000 года исполняющий обязанности Президента Российской Федерации Владимир Путин подписал Распоряжение №75-рп о создании Российского сельскохозяйственного банка – кредитной организации, на 100% принадлежащей государству. Глава государства поставил задачу сформировать на базе Россельхозбанка национальную кредитно-финансовую систему обслуживания товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства.
Россельхозбанк начал активно развиваться с первого же дня своей работы. В июне 2000 года банк получил от Центрального банка России лицензию на осуществление банковской деятельности № 3349, а уже в сентябре Россельхозбанк приступил к обслуживанию клиентов и начал открывать корреспондентские счета. В декабре 2002 года банк приступил к осуществлению операций с денежными средствами физических лиц.
В 2006 году Россельхозбанк
стал одним из ключевых участников
Приоритетного национального
В июле 2007 года Россельхозбанк расширил свою деятельность, получив Генеральную лицензию на осуществление банковских операций. Банк приступил к открытию своих зарубежных представительств.