Основные положения программы финансового оздоровления организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2011 в 08:47, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной темы объясняется состоянием российской экономики. Несмотря на постепенную стабилизацию экономической жизни страны, доля проблемных предприятий по-прежнему велика. Абсолютно финансово устойчивых и платежеспособных компаний в нашей стране единицы, следовательно, грамотное финансовое оздоровление необходимо.

Содержание

Введение 2
1. Анализ внешней среды функционирования организации ОАО «Ютэйр» 4
1.1. Краткая характеристика ОАО «ЮТэйр» 4
1.2. Анализ тенденций развития в сфере основной деятельности ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» 6
2. Диагностика признаков банкротства организации ОАО «Ютэйр» 14
2.1. Комплексная оценка текущего финансового состояния ОАО «ЮТэйр» 14
2.3. Прогнозирование вероятности банкротства ОАО «ЮТэйр» 41
3. Основные положения программы финансового оздоровления организации 49
Заключение 67
Список литературы 69

Работа состоит из  1 файл

Содержание.doc

— 528.00 Кб (Скачать документ)

      Для определения влияния факторов (выручки  от продаж, удельных переменных затрат, постоянных расходов) на изменение прибыли от продаж воспользуемся следующей факторной моделью:

      Вывод модели: Ппр. =N – Спер – Спост, где

      Спер. = N*(Спер/N) = N*Упер.

      => Ппр. = N – N*Упер. – Спост = N*(1 – Упер) - Спост

     Так как в наличии имеется форма №5, отнесем на постоянные затраты 50% фонда оплаты труда, отчислений на социальные нужды и половину прочих затрат. Форма №2 не позволяет провести полный анализ данной модели, т.к. коммерческие и управленческие расходы на предприятии не выделяются.

Таблица 9

Влияние факторов на прибыль  от продаж
Факторы Размер влияния, тыс. руб. Удельный вес  влияния, %
Объем реализованной продукции, тыс. руб.,N 918082 -366,54
Удельные  переменные затраты на 1руб. товарной продукции -970791 387,58
Постоянные  затраты, С пост -197767 78,96
Итого: -250475 100,00
 

      В отчетном периоде прибыль от продаж снизилась более чем  в 2 раза или  на 250475 тыс. рублей. Это обусловлено  влиянием трех факторов. Наиболее значительное положительное влияние оказал рост выручки в 2005 году по сравнению с предыдущим годом, размер влияния составил 918082 тыс. рублей. Однако два других фактора вызвали снижение прибыли от продаж. Отрицательное влияние было оказано ростом постоянных расходов в отчетном периоде на  7,94% уменьшение прибыли от продаж за счет данного фактора составило 197767 тыс.руб.

      Отрицательное влияние в размере 970791 тыс. рублей оказало и увеличение удельных переменных затрат на 13,7%. Таким образом, необходимо выявить за счет изменения каких  статей затрат увеличилась себестоимость выпуска авиакомпании.

      Запас финансовой прочности предприятия  в 2005 году снизился на 36,3% по сравнению  со значением 2004 г. при увеличении выручки  на 30,9% или 2661072 тыс. рублей в абсолютном выражении. Это обусловлено увеличением  значения критического объема продаж на 43,84%, что является негативной тенденцией в деятельности предприятия, т.к. означает рост постоянных издержек. 

Факторный анализ себестоимости.

      Факторный анализ себестоимости по элементам  затрат проводится на основании данных формы №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу».

Таблица 10

Данные  для анализа факторной  модели себестоимости
показатель за 2004 год за 2005 год расходы, пересчитанные на факт.об.выручки, тыс. руб. отклонение, тыс.руб. отклонение  по уровню в т.ч. за счет
тыс. руб. Ур-нь расходов, % тыс. руб. Ур-нь расходов, % объема продаж прочих факторов
Себестоимость, в т.ч. 8131961 94,43 11043508 97,97 10644842 2911547 3,54 2512881 398666
Материальные  затраты. 3027192 35,15 5505913 48,84 3962633 2478721 13,69 935441 1543280
Затраты на оплату труда 894611 10,39 1056064 9,37 1171057 161453 -1,02 276446 -114993
Отчисления  на социальные нужды 272054 3,16 236991 2,10 356122 -35063 -1,06 84068 -119131
Амортизация 121862 - 159155 - - 37293 - - -
Прочие  затраты,в т.ч. 3816242 44,32 4085385 36,24 4995510 269143 -8,07 1179268 -910125
Объем выручки от продажи 8611523 - 11272595 - - - - - -

      Авиакомпания  «ЮТэйр» совершила относительный  перерасход затрат на выпуск и реализацию продукции в сумме 398666 тыс. рублей. Основным фактором перерасхода является относительный перерасход по статье «Материальные затраты», составивший 1543280 тыс. руб. Влияние этого фактора оказалось решающим и относительная экономия по остальным статьям: «Затраты на оплату труда», «Отчисления на социальные нужды», «Прочие затраты» на 114993 тыс. рублей, 119131тыс. рублей и 910125 тыс. рублей соответственно не смогли компенсировать перерасход. Уровень расходов по оплате труда снизился в отчетном 2004 году  на 1,02 процентных пункта. Относительная экономия по данной статье обусловлена значительным ростом выработки на 1 работника. 

      Для того чтобы достичь большей экономии компания должна сократить насколько  возможно сумму материальных затрат. Добиться этого нелегко, т.к. основная доля материальных затрат приходится на топливо.

      В 2005 отчетном году наблюдался опережающий  рост расходов авиакомпаний над доходами. Себестоимость авиаперевозок в  целом по отрасли выросла на 20,2%. Анализ изменения себестоимости  перевозок показывает, что темпы  роста расходов связаны, в основном, с темпами роста цен на авиатопливо. Его средняя цена в отчетном году достигла уровня 16,3 тыс. рублей, а удельный вес в себестоимости составил около 40%. Данная проблема носит комплексный характер, и ее решение требует совместных усилий, как на правительственном уровне, так и на внутриотраслевом.14

      Внутренними резервами, по мнению главы Росавиации, должны стать мероприятия, позволяющие  исключить монополию на поставку и хранение топлива. "В настоящее  время доступ авиакомпаний и независимых  операторов к топливным емкостям аэропортов и ТЗК для хранения топлива практически ограничен. В адрес Росавиации поступают жалобы от авиакомпаний, что они, приобретая топливо по меньшей цене, лишены возможности хранить его в аэропортах. Жалобы аналогичного характера поступают и от коммерческих структур, которые хотели бы организовать альтернативные ТЗК в аэропортах".

      Рост  цен на топливо естественно не мог не сказаться на росте авиатарифов. Впервые за последние несколько  лет годовой темп роста авиатарифа (13,7%) превысил индекс инфляции в целом по стране.

      Таким образом, компании необходим поиск новых поставщиков, предлагающих наиболее выгодные условия. Причем целесообразно решение данной проблемы в сотрудничестве с другими компаниями отрасли, совместное лоббирование своих интересов.

      Вывод: анализ текущего финансового состояния ОАО «ЮТэйр» показал, что предприятие в настоящий момент не является финансово устойчивым, причем имеется тенденция к ухудшению положения.

            Во-первых, доходность компании по всем показателям рентабельности к 2005 году она значительно снизилась по ряду показателей. Собственный капитал предприятия стал использоваться более эффективно, однако снижение рентабельности продаж свидетельствует о неэффективности основной деятельности предприятия и может быть следствием необходимости пересмотра предприятием ценовой политики. Отрицательным моментом является снижение рентабельности затрат, в основном обусловлено значительным и устойчивым ростом себестоимости в рассматриваемом периоде. Причем следует отметить опережение темпам роста себестоимости темпов роста выручки предприятия. Причиной этому, как уже отмечалось ранее, послужил рост себестоимости продукции в части материальных затрат, по которым в 2005 году произошел значительный перерасход в сумме 398666 тыс. рублей. Таким образом, снижение эффективности использования материальных ресурсов, и как следствие, допущенный перерасход по данной статье привел к негативным последствиям в деятельности авиакомпании.

     Эффективность использования активов также  снизилась в 2005 году. Для достижения положительного результата в данном направлении предприятие должно предусмотреть меры по снижению величины материальных затрат, а также оптимизировать политику управления активами.

     При этом следует отметить, что рентабельность анализируемой авиакомпании выше среднеотраслевой. (Показатели рентабельности ближайших конкурентов значительно ниже, некоторые завершили 2004г. с отрицательным финансовым результатом, например, авиакомпании «Самара» и «КрасЭйр»). Т.е описанные проблемы носят отраслевой характер. Главным образом увеличение себестоимости вызвано ростом цен на авиатопливо, достигшем рекордных темпов.

      Во-вторых, финансовая зависимость авиакомпании от кредиторов растет. Наблюдается как рост краткосрочных обязательств, так и привлечение долгосрочного капитала. Рост коэффициента соотношения собственных и заемных средств, составил 71,6 %, доля заемного капитала почти в 3 раза превысила долю собственного. Данное соотношение не соответствует нормативным пределам.

      Снижение  доли собственного капитала в структуре источников финансирования имущества предприятия и значительное резкое увеличение размера иммобилизованных активов привело к увеличению недостатка собственных оборотных средств в 2005 г.

     Анализ  финансового состояния предприятия  показал, что показатели ликвидности находятся в норме, за исключением коэффициента мгновенной ликвидности (что нежелательно в виду специфики деятельности компании – высокий риск чрезвычайных происшествий обязывает иметь в наличии страховой запас денежных средств, доступный предприятию мгновенно). Коэффициент текущей ликвидности свидетельствует о платежеспособности предприятия, причем остается в пределах нормативных значений, причем гораздо ближе к его верхним пределам. Однако в основном ликвидность авиакомпании обеспечивается наличием дебиторской задолженности, что нельзя назвать оптимальным решением с точки зрения финансового менеджмента.

      Общий показатель платежеспособности свидетельствует  о том, что этот период расчета  с кредиторами не превышает критического значения, равного трем месяцам, к тому же наблюдается тенденция к его сокращению, однако находится в опасной близости к критическому периоду. Таким образом, платежеспособность предприятия оценивается как недостаточно высокая, особенно в виду негативных тенденций в его деятельности.

     Необходимо  отметить, что в отчетном периоде  благодаря повышению уровня деловой активности предприятия, продолжительность финансового цикла сократилась, положительно характеризуя деятельность авиакомпании. Это произошло в основном по причине ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности. Таким образом, повышение деловой активности компании в 2005 году очевидно, ускорение оборачиваемости привело к высвобождению средств из оборота, однако данного объема средств по-прежнему недостаточно для обеспечения деятельности компании. 

      Итогом  проведенной диагностики является выявление главных проблем в деятельности предприятия, а именно: рост финансовой зависимости от долгосрочных кредиторов, значительная доля дебиторской задолженности в структуре актива баланса, отвлекающая средства из оборота, неэффективное использование материальных ресурсов, а также недостаток собственного оборотного капитала для финансирования имущества предприятия, вызванное противоречивой политикой управления активами.

 

2.3. Прогнозирование  вероятности банкротства  ОАО «ЮТэйр»

 

     Финансовые  трудности компании - достаточно распространенное явление, однако часто причиной их возникновения, прямо или косвенно, становятся действия руководства. Стратегические промахи  и ошибочные решения, связанные с производственным процессом, проецируются на финансы, что приводит к финансовым осложнениям Самые первые симптомы возникновения финансовых трудностей можно распознать до того, как они проявятся в полном объеме, по некоторым признакам, изменениям определенных финансовых и аналитических показателей. Здесь имеется в виду разработка или применение финансового механизма либо модели, способных с опережением подавать "сигналы тревоги".

Информация о работе Основные положения программы финансового оздоровления организации