Основы финансовой деятельности субъектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 18:46, курс лекций

Описание

Исходя из этого микроэкономический уровень ведения хозяйства – это система отношений деятельности микроэкономических хозяйственных субъектов относительно оптимизации соотношения спроса и предложения. Рыночная экономика имеет двух субъектов микроэкономического уровня хозяйственной деятельности: домашние хозяйства (семья) и предприятия.

Работа состоит из  1 файл

lekcii_fin.doc

— 1.03 Мб (Скачать документ)

 

Несвоевременное представление, укрывательство или переведение установленной  НБУ отчетности о валютных операциях  тянет за собой наложение штрафа в размере 20 необлагаемых минимумов доходов граждан. Решение о применении санкций принимает начальник (заместитель начальника) соответствующей налоговой инспекции.

 

К платежным условиям внешнеэкономических  контрактов относятся:

 

- сроки осуществления расчетов;

 

- место выполнения платежа;

 

- способ обеспечения платежа  для экспортера;

 

- способ обеспечения поставки  товаров для импортера.

 

В практике финансовой деятельности используют следующие формы расчетов в рамках внешнеэкономических операций:

 

- предоплатные расчеты (авансовыми  платежами);

 

- расчеты документарными аккредитивами;

 

- расчеты документарным инкассо;

 

- расчеты платижем по открытому счету.

 

Расчеты с использованием аккредитива  или инкассо считаются документарными (обеспеченными), рештаформ расчетов - бездокументные (необеспеченные). При бездокументной форме расчетов для осуществления платежа не нужно предъявлять особенные документы.

 

Отметим, что при выборе способа  расчетов возникает конфликт интересов  между импортером и экспортером (покупателем и продавцом), который  предопределен разным уровнем выгодности одного и того же способа для разных сторон. Для обеспечения баланса интересов банки предлагают набор платежных инструментов. Да, для экспортера, ввиду их выгодности, рекомендуются такие формы расчетов:

 

1) авансовый платеж;

 

2) безотзывный документарный аккредитив;

 

3) документарное инкассо (с гарантией).

 

Для импортера, ввиду их выгодности, рекомендуются такие формы расчетов:

 

1) платеж по получении товаров  (работ, услуг);

 

2) документарное инкассо;

 

3) документарный аккредитив.

 

А разе, если договоренности относительно авансовых расчетов достичь не удалось, максимальное обеспечение платежей для экспортера достигается при  открытии покупателем безотзывного документарного акредитива, который представляет собой денежный документ, который содержит распоряжение (поручение) банка о выплате аккумулированной на отдельном счете определенной суммы деловому партнеру на указанных в актеритиві условиях, может быть аннулированный в любое время покупателем или измененный относительно условий выполнения.

 

Если на рынке товаров есть продавец (экспортер), который соглашается  осуществлять поставку с отсрочкой  платежа или на основе использования  документарного инкассо, то при прочих равных условиях преимущество отдается именно этому поставщику сравнительно с тем, который требует открытие акредитива.

 

При документарном инкассо банк берет на себя обязательство из получения  надлежащей экспортеру суммы против передачи документов, согласно предварительно согласованному перечню. В отличие  от аккредитивной формы расчетов в случае использования документарного инкассо продавец отгружает товар в интересах покупателя без осуществления им предыдущего резервирования средств на отдельном счете. Одновременно продавец направляет все необходимы для получения товара документы вместе с инкассовым поручением своему банку, который передает их инкассирующему (уполномоченному) банку.

 

В отличие от экспортера, для импортера (покупателя) расчеты с использованием документарного инкассо является приемлемее, чем аккредитивная форма. Импортер во время заключения договора (контракту) должен добиваться осуществления расчетов в форме инкассо с платежом в конкретный срок (с указанием фиксированного количества дней) после получения документов уполномоченным банком или вручение документов против акцептования векселя. В последнем случае импортер получает товар к осуществлению платежей: необходимы для расчетов финансовые ресурсы он может получить оперативно, реализовав импортированный товар. Однако у экспортера возникает дополнительный риск неплатежа, для уменьшения которого он может требовать, чтобы соответствующий вексель был авальова-ний инкассирующим или другим первоклассным банком. Благодаря этому повышается гарантия осуществления платежей и возникает возможность прибегнуть к форфейтингу.

 

Кроме того, стоимость расчетов за помощью инкассо является меньше, чем в случае открытия акредитива.

 

Форфейтинг — это способ финансирования (кредитование) внешнеэкономических  операций, который заключается в  покупке у экспортера экспортных требований форфейтером (коммерческим банком или специализированной компанией) с исключением права регресса (обратного требования). Дана форма расчетов заключается в трансформации коммерческого кредита в банковский кредит. Преимущества и недостатки такой формы рефинансирования дебиторской задолженности систематизированы в таблице 1.

 

Таблица 1. Преимущества и недостатки форфейтинга для участников операции

 

 

Участники операции

 

Преимущества форфейтинга 

Недостатки форфейтинга

 

Продавец продукции (экспортер) 

фиксирована ставка дисконта при предоставлении форфейтинговых услуг;

 

финансирование за счет форфейтера без права регресса;

 

уменьшение расходов и времени  на управление бором;

 

отсутствие риска;

 

простота и скорость оформления документации 

возможны осложнения в случае, если гарант покупателя не устраивает форфейтера;

 

высшая маржа форфейтера по сравнению с обычным коммерческим кредитованием

 

Покупатель продукции (импортер) 

простота и скорость оформления документации;

 

возможность пользования кредитной линией банка;

 

возможность пролонгации кредита  по фиксированной процентной ставке 

уменьшение возможностей получения  банковского кредита при пользовании  банковской гарантией;

 

необходимость платить комиссионные за гарантией;

 

высшая маржа форфейтера

 

Форфейтинг 

простота и скорость оформления документации;

 

возможность легко реализовать  купленные активы на вторичном рынке;

 

высшая маржа чем за операциями кредитования

 

отсутствие права регресса в  случае невозвращения долга;

 

ответственность за проверку кредитоспособности гаранта;

 

необходимость брать на себя все  риски к окончанию срока векселя (акредитива)

 

Гарант 

простота оформления операции;

 

получение комиссионного вознаграждения за услуги 

принимает на себя абсолютное обязательство  оплаты гарантированного им векселя (акредитива)

 

 

Следовательно, при применении форфейтинга, продажа долга, оформленного оборотными документами (переводным векселем или  переводным аккредитивом), осуществляется на условиях отказа (или форфейтингу) банку от регресса требований на кредитора (продавца продукции) в случае, если должник (покупатель) оказался неплатежеспособным. Но для того, чтобы уменьшить риск возможных потерь при невозвращении части долга, банк требует значительную скидку из цены (дисконт). Размер этого дисконта и выступает ценой рефинансирования дебиторской задолженности с помощью форфейтинга.

 

 

ТЕМА 11.ФІНАНСОВИЙ КОНТРОЛИНГ

 

1. Сущность и задачи контролінгу (стор. 1-2)

 

2. Понятие, функции и основные  задания финансового контролінгу(стор. 2-7)

 

3. Элементы финансового контролінгу (стор. 7-10)

 

4. Методы финансового контролінгу (стор. 10-20)

 

5. Организационные аспекты службы  контролінгу на предприятиях (стор. 20-24)

 

Контролинг (от англ, control - управление, регуляция, управление, контроль) - это системное управление организацией с целью обеспечения успешного функционирования организационной системы субъекта ведения хозяйства в долгосрочной перспективе путем:

 

- адаптации стратегических целей  к условиям внешней среды, которые  изменяются;

 

- согласование оперативных планов со стратегическим планом­

развитию организационной системы;

 

- координации и интеграции оперативных  планов за разными бизнесовыми  процессами;

 

- создание системы обеспечения  менеджеров информацией для разных  уровней управления за оптимальные промежутки времени;

 

- создание системы контроля  за выполнением планов, корегування их содержания и сроков реализации;

 

- адаптации организационной структуры  управления предприятием с целью  повышения ее гибкости и способности  быстро реагировать на переменчивые требования внешней среды.

 

Одной из главных причин возникновения  и внедрения концепции контролінгу стала необходимость в системной интеграции разных аспектов управления бизнесами-процессами у организационной системе. Контролинг обеспечивает методическую и инструментальную базу для поддержки основных функций менеджмента: планирования, контроля, учета и анализа, а также оценки ситуации для принятия управленческих решений.

 

Узловыми компонентами концепции  контролінгу является:

 

ориентация на эффективную работу организации в относительно долгосрочной перспективе - философия дохідності, которая значит: подавляющую ориентацию мышления и действий сотрудников организации на рентабельность; выразительное понимание контроля расходов и мероприятий по их снижению как непрерывному процессу; гармоническое соединение ориентации на клиентов и на доход; связь системы стимулирования работников с их конкретным взносом в достижение целей предприятия (рентабельности); синхронизацию целей предприятия и личных целей (личные доходы, карьера); рост суммы активов предприятия как одно из возможных средств достижения стратегической цели; непрерывную оценку клиентов за критерием прибыльности, то есть знание того, сколько предприятие заработало по отношению к конткретного клиенту);

 

- формирование организационной  структуры, ориентированной на  достижение стратегических и  тактических целей;

 

- создание информационной системы,  адекватной задачам целевого  управления;

 

разбивка задач контролінгу на циклы, что обеспечивает ітеративність этапов планирования, контроля выполнения и принятия корегуючих решений. Да, этап планирования в рамках цикла контролінгу осуществляется по технологии "встречных потоков": сначала планирование производится "сверху вниз" (разработка методики планирования, координация и детализация планов по уровням). Потом идет встречный поток "снизу вверх". Как следствие, одна из задач контролінгу - разработка методики корегування плановых заданий, координация отдельных планов и сводка их в единственный план по предприятию.

 

Этап контроля отклонений плана  и факта предусматривает анализ фактических данных по контролируемым величинам и выработки мероприятий  по устранению нежелательных отклонений. При этом каждый работник предприятия  повинен действовать самостоятельно по устранению отклонений в пределах определенной его компетенции. В случае отклонений, которые превышают его компетенцию, работник обращается на высший уровень иерархии управления.

 

Существует несколько подходов к определению места контролінгу в организационной структуре предприятия. Главная разница между ними заключается в характере подчиненности службы контролінгу: непосредственно директору предприятия или финансовому директору. Учитывая круг функций и заданий, которые выполняет контролінг, по нашему мнению, отдел контролінгу должен быть включен в структуру финансово-экономических служб предприятия, которые подчиняются финансовому директору. Существуют варианты организации контролінгу, за которыми финансист отвечает за управление финансовыми ресурсами, а контролер обеспечивает бухгалтерский учет и финансовое планирование. При этом контролер должен заниматься средне- и долгосрочным финансовым планированием и планированием ликвидности, а казначей — краткосрочным планированием ликвидности в пределах управления денежными потоками, а также обеспечением предприятия капиталом, а в определенных случаях — финансированием договоров.

 

В Европе достаточно часто руководитель финансово-экономического отдела, в  компетенции которого находятся  финансы, бухгалтерия, производственный учет и калькулирование, выполняет одновременно функции контролера и финансиста. На американских же фирмах эти функции, как правило, разделенные.

 

2. Понятие, функции и основные  задания финансового контролінгу

 

Одной из причин возникновения кризисной  ситуации на многих украинских предприятиях есть низкий уровень менеджмента. Именно неквалифицированные и ошибочные действия руководства привели большое количество субъектов ведения хозяйства на предел банкротства. Существенным фактором, который предопределяет принятие неправильных управленческих решений, является отсутствие на отечественных предприятиях эффективной системы контролінгу.

 

Понятие «контролінг» происходит от английского «To control», которое в экономическом понимании означает управление, наблюдение, контроль.

 

В некоторых: литературных источниках под понятием «контролінг» понимают исключительно контроль или управленческий учет. Такое толкование контролінгу является неполным, поскольку и контроль, и управленческий учет является лишь отдельными функциями контролінгу.

 

Контролинг как система поддержки  управленческих решений был в  первый раз внедрен на предприятиях в США в конце XIX - в начале XX века. Сначала контролінг был сконцентрирован преимущественно на финансовых вопросах (финансовый контролінг) и рассматривался исключительно как функциональный блок финансового менеджмента. Со временем сфера компетенций контролера постепенно распространялась на маркетинг, снабжение, производство. В континентальной Европе контролінг активно начал внедряться начиная с 70-х годов XX ст. Сегодня службы контролінгу функционируют практически на всех больших и на большинстве средних предприятий.

Информация о работе Основы финансовой деятельности субъектов