Основы финансовой деятельности субъектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 18:46, курс лекций

Описание

Исходя из этого микроэкономический уровень ведения хозяйства – это система отношений деятельности микроэкономических хозяйственных субъектов относительно оптимизации соотношения спроса и предложения. Рыночная экономика имеет двух субъектов микроэкономического уровня хозяйственной деятельности: домашние хозяйства (семья) и предприятия.

Работа состоит из  1 файл

lekcii_fin.doc

— 1.03 Мб (Скачать документ)

 

Денежные и другие имущественные  взносы участников такого договора, а  также: имущество, созданное или приобретено в результате их совместной деятельности, является общей собственностью сторон, которая за своим характером является частичной собственностью.

 

По каждому соглашению о совместной деятельности без создания юридического лица позволяется открывать один счет в банке в иностранной и (или) национальной валюте.

 

Заключая договор о совместной деятельности, стороны должны решить вопрос о порядке ведения общих  дел и управления этой деятельностью. На практике используют такие варианты управления совместной деятельностью:

 

1) сторонами может быть созданный  совет из числа их работников, который принимает решение не  большинством голосов, а за  общим согласием;

 

2) руководство совместной деятельностью  поручается одному из участников договора, на него же возлагается и ведение общих дел.

 

На практике по большей части  используется последний вариант. В  таком случае, кроме условий договора о возложении ведения общих дел  на одного из участников договора, другие участники выдают доверенность о предоставлении ему полномочий для представительства перед третьими лицами. Лицо, на которого положено ведение общих дел, заключает договоры, связанные с обеспечением совместной деятельности, от своего имени и сама приобретает гражданские права и несет обязанности за договорами.

 

Таким образом, можно выделить две  категории участников совместной деятельности:

 

- контролирующий участник —  это сторона, которая является  участником совместной деятельности  и осуществляет общий контроль  и управление этой деятельностью;

 

- инвестор в совместной деятельности  — это сторона, которая является  участником совместного предприятия  и не осуществляет общего контроля  за этим предприятием.

 

В процессе действия договора о совместной деятельности каждый из ее участников без согласия других сторон не имеет право распоряжаться своей частицей в общей собственности. С целью достижения результатов такой деятельности право распоряжения общим имуществом, в т.о. путем его отчуждения, имеет лицо, на которого положено ведение общих дел, при условии, что это предусмотрено договором и доверенностью.

 

В процессе реализации договора о  совместной деятельности лицо, на которого положено ведение общих дел, может  иметь определены расходы, убытки (например, расходы на арендную плату, эксплуатационные расходы, уплата пошлины, курсовые убытки и тому подобное). Порядок их покрытия определяется договором. Если договором такой порядок не предусмотрен, то общие расходы и убытки покрываются за счет общего имущества участников договора о совместной деятельности, то есть за раху­нок их денежных и других имущественных взносов, а также имущества, которое создано или приобретено в результате их совместной деятельности. Если этого имущества недостаточно, то соответствующая сторона имеет право, в т.о. через предъявление иска, требовать покрытие убытков всеми участниками совместной деятельности. Такие убытки должны покрываться всеми участниками совместной деятельности пропорционально их взносам в общее имущество.

 

Стороны за договорами кооперации должны вести отдельный финансовый учет и составлять отчетность об операциях, связанных с выполнением условий настоящих договоров (контрактов). Действующее налоговое законодательство возлагает ведение налогового учета результатов совместной деятельности (отдельно от учета собственной деятельности) на участника, которому поручено ведение общих дел и управление деятельностью. Этот участник считается плательщиком налога по договору о совместной деятельности. К числу его обязанностей входят:

 

- отдельный учет результатов  деятельности;

 

- составление соответствующего  налогового отчета с декларацией  о прибыли, полученной от такой  деятельности;

 

- составление и представление  к налоговому органу декларации  из НДС за результатами такой  деятельности;

 

- выписывание налоговых накладных,  ведения книги учета приобретения и продажи товаров (работ, услуг);

 

- осуществление начисления и  уплаты налога на прибыль, НДС  и других налогов.

 

Частица участника совместной деятельности без создания юридического лица в  активах, которые совместно контролируются, отображается в бухгалтерском учете этого участника в составе соответствующих активов. Каждый участник совместной деятельности отображает в своей финансовой отчетности:

 

а) активы, задействованные в совместной деятельности, которые он контролирует, или

свою частицу в активах, которые  совместно контролируются;

 

б) обязательства, которые он взял для осуществления этой деятельности;

 

в) свою частицу в любых обязательствах, взятых вместе с другими участниками  относительно этой деятельности;

 

г) доход или расходы, которые являются результатом совместной деятельности.

 

Налоговые органы ведут учет договоров  о совместной деятельности на основании  копий настоящих договоров, которые  после их заключения направляются плательщиком налога в государственную налоговую администрацию за его местонахождением. После взятия на учет договора в государственной налоговой администрации ему присваивается учетный номер.

 

Плательщик налога самостоятельно за общеустановленным порядком определяет сумму налога на прибыль, полученную от совместной деятельности. При определении облагаемой налогом прибыли в состав валового дохода плательщика налога не включается суммы денежных или имущественных взносов, которые поступают согласно договорам о совместной деятельности без создания юридического лица.

 

Выплата участнику части дохода от совместной деятельности осуществляется в таком порядке:

 

а) плательщик налога определяет результаты совместной деятельности на конец отчетного  периода и распределяет сумму  полученной прибыли между участниками  согласно условиям договора;

 

б) плательщик налога насчитывает  и удерживает налог в размере 25 % дохода, начисленного отдельно каждому  участнику договора;

 

в) налог вносится в бюджет до/або  одновременно с выплатой участнику  совместной деятельности должного ему доходу;

 

г) платежный документ, который  предоставляется плательщиком налога банковскому учреждению, что его  обслуживает, должен отображать сумму  дохода участника, который подлежит выплате, а также удержанную из этого  дохода сумму налога;

 

д) в случае, когда доходы от совместной деятельности не распределяются в течение отчетного периода с целью налогообложения, они считаются распределенными между: участниками согласно условиям договора о совместной деятельности на конец такого отчетного периода и подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

 

Если в течение отчетного  периода расходы, понесенные плательщиком налога в связи с проведением  совместной деятельности, превышают  доходы, полученные от таких операций, то балансовые убытки переносятся на уменьшение прибыли следующего отчетного (налогового) квартала, а также каждого из следующих 20-ть отчетных (налоговых) кварталов к полному погашению суммы таких убытков. Если сумма таких балансовых убытков не погашается за счет полученных валовых доходов в упомянутом порядке, то сумма прибыли следующих отчетных (налоговых) кварталов, которая получена от совместной деятельности и подлежит распределению между участниками договора, не уменьшается на непогашенную сумму таких балансовых убытков.

 

Если в случае полного прекращения совместной деятельности плательщик налога - участник такой деятельности получает средства или имущество, стоимость которых превышает балансовую стоимость внесенных средств или имущества, то сумма превышения включается в валовой доход такого участника. Если сумма средств или стоимость имущества меньше нарицательной стоимости внесенных участником средств или имущества, сумма убытков относится в состав валовых расходов плательщика налога в налоговый период получения такой компенсации, но не раньше периода полной ликвидации совместной деятельности.

 

Юридические лица, которые получают доход от совместной деятельности, из которого удержан налог, не включают такие доходы в состав валового дохода.

 

Участником совместной деятельности без создания юридического лица может быть иностранный инвестор. Общий порядок осуществления такой совместной деятельности есть такой же, как и без его участия. Особенности касаются лишь порядка регистрации таких договоров, налогообложения вкладов в такую деятельность и валютной регуляции и налогообложения в случае репатриации доходов.

 

Договоры кооперации при участии  иностранного инвестора подлежат государственной  регистрации. Регистрация договоров (контрактов) в соответствии с Законом  Украины «О режиме иностранного инвестирования» является основанием для осуществления иностранной инвестиции за такими договорами.

 

 

ТЕМА 9. ФИНАНСИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

1. Сущность и классификация финансовых  инвестиций (стор. 1 -6)

 

2. Модели оценки эффективности  инвестиций (стор. 6 - 9)

 

Срок “инвестиции” происходит от латинского “invest”, что значит “вкладывать”. В более широкой трактовке инвестиции выражают вложение капитала в активы предприятия с целью следующего его увеличения. При этом прирост капитала, который получен в результате инвестирования, должен быть достаточным, чтобы возместить инвестору отказ от использования собственных средств на потребление в текущем периоде, наградить его за риск и компенсировать потери от инфляции в будущем периоде.

 

Инвестиции выражают все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, которые укладываются в объекты предпринимательской деятельности, в результате которой образуется прибыль или достигается социальный эффект.

 

Осуществляемые предприятиями  инвестиции характеризуются многими видами. В экономической теории и хозяйственной практике, связанной с инвестиционным процессом предприятий, применяется больше ста сроков, которые характеризуют, инвестиций разные виды. В связи с этим, с целью обеспечения эффективного и целеустремленного управления инвестициями предприятия необходимо в первую очередь систематизировать их терминологию.

 

В числе основных классификационный  признаков разных видов инвестиций предлагается выделить следующие:

 

1) за объектом вложения капитала;

 

2) за характером участия в инвестиционном процессе;

 

3) за воспроизводительной направленностью;

 

4) за степенью зависимости от  дохода;

 

5) за отношением к предприятию-инвестора;

 

6) за периодом осуществления;

 

7) за совместимостью осуществления;

 

8) за уровнем прибыльности;

 

9) за уровнем инвестиционного  риска;

 

10) за уровень ликвидности;

 

11) за формами собственности  инвестированного капитала;

 

12) за характером использования  капитала;

 

13) по региональным источникам  привлечения капитала;

 

14) за региональной направленностью инвестированного капитала;

 

15) за отраслями и сферами  деятельности

 

Классификация видов инвестиций предприятия  в разрезе предлагаемых классификационных  признаков представлена на рисунку 1.

 

Рассмотрим более обстоятельно отдельные виды инвестиций предприятия в соответствии с приведенной их классификации по основным признакам.

 

За объектами вложения капитала разделяют реальные и финансовые инвестиции предприятия. Реальные (или  капіталоутворюючі) инвестиции характеризуют вложение капитала в воссоздание основных средств, в инновационные невещественные активы (инновационные инвестиции), в прирост запасов товарно-материальных ценностей и другие объекты инвестирования, связанные с осуществлением операционной деятельности предприятия или улучшением условий труда и быта персонала.

 

Финансовые инвестиции характеризуют  вложение капитала в разные финансовые инструменты инвестирования, главным  образом в ценные бумаги, с целью  получения дохода.

 

За характером участия в инвестиционном процессе выделяют прямые и непрямі инвестиции.

 

 

 

 

 

Рис. 1. Классификация инвестиций предприятия

 

Прямые инвестиции имеют в виду прямое участие инвестора в выборе объектов инвестирования и вложении капитала. Обычно прямые инвестиции осуществляются путем непосредственного вложения капитала в уставных; фонды других предприятий. Прямое инвестирование осуществляют в основном подготовленные инвесторы, которые имеют достаточно точную информацию об объекте инвестирования и хорошо знакомые с механизмом инвестирования.

 

Непрями инвестиции характеризуют вложение капитала инвестора, опосредствованное другими лицами (финансовыми посредниками).

 

За воспроизводительной направленностью  выделяют валовые, реноваційні и чистые инвестиции.

 

Валовые инвестиции характеризуют  общий объем капитала, инвестированного в воссоздание основных средств и невещественных активов в определенном периоде. В экономической теории понятие валовых инвестиций связывается, как правило, с вложением капитала в реальный сектор экономики. На уровне предприятия под этим сроком часто понимают общий объем инвестированного капитала в том или другом периоде.

 

Реновацийни инвестиции характеризуют  объем капитала, инвестированного в  простое воссоздание основных средств  и амортизированных невещественных активов. В количественном выражении  реноваційні инвестиции приравниваются обычно к сумме амортизационных отчислений в определенном периоде.

 

Чистые инвестиции характеризуют  объем капитала, инвестированного в  расширенное воссоздание основных средств и невещественных активов. В экономической теории под этим сроком понимается чистое капіталоутворення в реальном секторе экономики. В количественном выражении чистые инвестиции являют собой сумму валовых инвестиций, уменьшенную на сумму амортизационных отчислений за всеми видами амортизированных капитальных активов предприятия в определенном периоде.

Информация о работе Основы финансовой деятельности субъектов