Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:11, дипломная работа
Целью дипломного исследования является выявление особенностей развития пенсионного обеспечением в Российской Федерации и разработка практических предложений по повышению его эффективности.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- изучить исторический аспект развития пенсионного обеспечение в России;
- рассмотреть правовые основы и механизм формирования и использования денежных средств Пенсионного фонда РФ;
- проанализировать формирование и использование финансовых ресурсов Пенсионного фонда РФ за 2008-2011 годы;
- рассмотреть механизм организации пенсионного обеспечения в Оренбургской области.
- ознакомиться с основными направлениями пенсионной реформы в России.
Далее в дипломной работы был проведен анализ динамики показателей бюджета Пенсионного фонда РФ за 2008 – 2011 г.г., в процессе которого была рассмотрена структура доходов и расходов бюджета. Проанализировав данную динамику формирования и расходования финансовых ресурсов ПФРФ за период с 2008 по 2011 года, можно сделать вывод, поступления ПФР увеличились с 2730,1 млрд. рублей в 2008 году до 5137,3 млрд. рублей в 2011 году. Анализируя расходы бюджета ПФР за период с 2008 по 2011 год, можно сделать следующий вывод, то, что наблюдается постепенный рост расходов бюджета Пенсионного фонда РФ. Также в дипломной работе был дан анализ доходов и расходов бюджета Отделения Пенсионного фонда по Оренбургской области. Сумма полученных доходов Отделения Пенсионного фонда по Оренбургской области за три анализируемых года составила 437,3 млн. руб., или 20,24%. Расходы Отделения Пенсионного фонда по Оренбургской области за анализируемый период увеличились на 1748,89 млн. руб. Основной показатель, повлиявший на сумму расходов – выплата пенсий и пособий. Рост расходов отражает последствия проведения реформ в области пенсионного обеспечения в России, однако разница суммы доходов и расходов довольно значительная, в 2010 году она составила 1,66, что говорит о дефиците источника покрытия расходов.
Также в дипломной работе были рассмотрены основные проблемы построения пенсионной системы в России. К которым можно отнести:
- во-первых, низкая ожидаемая продолжительность жизни, особенно у мужчин приведет к тому, что часть застрахованных лиц не доживет до момента назначения пенсии и не сможет воспользоваться своими пенсионными правами;
- во-вторых, высокий уровень инвалидизации населения при повышении общеустановленного пенсионного возраста вызовет резкий скачок числа получателей пенсий по инвалидности. 6% новых назначений трудовых пенсий по старости составляют инвалиды – это тот минимум получателей, которые при повышении пенсионного возраста будут обращаться за назначением пенсий по инвалидности;
- в-третьих, по расчетам, в России, также как и на Западе, незначительный (до 10-13% расходов на выплату трудовых пенсий) экономический эффект от повышения пенсионного возраста может наблюдаться лишь в первые 10-15 лет реформы (в зависимости от варианта повышения возраста), после чего пенсионная система начнет нести все возрастающие дополнительные расходы. Эти выводы подтверждаются опытом Германии, Польши и др. европейских стран, повысивших пенсионный возраст.
- в-четвертых, повышение пенсионного возраста в российских условиях может повлечь за собой рост безработицы среди молодежи, поскольку пожилые люди будут дольше занимать рабочие места по причине более высокой конкурентоспособности, чем молодые.
Главным вызовом и трудноразрешимой проблемой для российской пенсионной системы является деформация структуры расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, вследствие значительного количества пенсий, назначающихся до наступления общеустановленного пенсионного возраста.
Для решения выше перечисленных проблем необходимо проведение следующих мероприятий:
1) начиная с 2012 г. при назначении трудовой пенсии по старости ввести в пенсионную формулу параметры, отражающие влияние демографических и макроэкономических факторов на пенсионные права застрахованных лиц;
2) для выплаты пенсий
лицам, имеющим на 01.01.2013 специальный
стаж (независимо от его
3) начиная с 2013 г. и до 2037 г. необходимо полностью освободить распределительную пенсионную систему от всех видов досрочных и льготных трудовых пенсий;
4) в целях усиления
страховых принципов на
Принятые меры позволят не только поддерживать, но и постепенно повысить уровень материального обеспечения пенсионеров в долгосрочной перспективе.
1
Романовский, М.В. Финансы/
2
Сапилов, Е. В. Пенсионное
3 Ерусланова, Р. И. Пенсионное обеспечение в России: учебное пособие / Р. И. Ерусланова, Ф. Н. Емельянова, Р. А. Кондратьева. – М.: Дашков и Кш, 2008. - 607 с.
4 История Пенсионного фонда России [Электронный
ресурс] – Режим доступа: http://www.pfrf.ru/pfr_
5 Вахрин, П.И. Бюджетная система РФ / Под ред. Вахрина П.И. - М.: Дашков и К, 2009.- С. 344. - ISBN 5-94798-326
6 Фёдоров, Л.В. Пенсионный фонд РФ/ Под ред. Фёдоров Л.В. - М.: Дашков и К, 2011.- С. 396. - ISBN 978-5-394-01173-3
7 Российская Федерация. Постанов
8 Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М. – Маркетинг, 2009. – 39 с - ISBN 5-94462-025-0.
9 Бюджетный кодекс РФ: офиц. Текст: по состоянию на 01.10.2010 г./М-во финансов Рос. Федерации. М.: Маркетинг, 2010 – 159 с. - ISBN 5-98119-131-7
10 О страховых взносах в
Пенсионный фонд Российской
11 Развитие пенсионного обеспечения
в зарубежных стран/http://www.humanite-
12 Пенсионная система во Франции/ http://gazeta.aif.ru/online/
13 О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 и на плановый период 2009 и 2010 годов: федер. Закон РФ от 21 июля 2007 №182-ФЗ//Консультант – плюс
14 Об исполнении бюджета Пенсионного Фонда Российской Федерации за 2008 год: федер. Закон РФ от 27.12.2009 г. № 373-ФЗ//Консультант – плюс
15 О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 и на плановый период 2010 и 2011 годов: федер. Закон РФ от 25 ноября 2008 года N 214-ФЗ//Консультант – плюс
16 Об исполнении бюджета Пенсионного Фонда Российской Федерации за 2008 год: федер. Закон РФ от 04.10.2010 N 258-ФЗ//Консультант – плюс
18 О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов: федер. Закон РФ от 10.12.2010 №355-ФЗ//Консультант – плюс
19 Динамика доходов и расходов бюджета Пенсионного фонда РФ// http://www.minfin.ru
20 Динамика доходов и
расходов Отделения
21 Придачук, М.П. Проблемы и перспективы развития российской пенсионной системы// Финансы и кредит. - 2010. - № 42. - с. 9 - 15.
22 Иванов,
А.Е. Развитие страховых
23 Вавулин Д. АФедотов В. Н. К вопросу об итогах инвестирования пенсионных накоплений управляющими компаниями //Финансы и кредит. - 2010.- № 25.- с. 23-34
24 Галишникова, Е.В., Столярова А. А. Информирование населения в области пенсионного обеспечения: зарубежный и отечественный опыт//Финансы. 2010. - № 2.- с. 12-18
25 Долотов, В. А. О признаках устойчивости пенсионной системы // Финансы. -2009. - № 5.- с. 45-54
26 Актуальные проблемы современной экономики и менеджмента: сборник научных трудов студентов/ под ред. к.ф.-м.н. доцента Герасименко С.А.: Филиал НОУ ВПО МИПП в городе Оренбурге. – Оренбург: ГУ «РЦРО», 2011. - С. 387. – ISBN 987-5-91442-053-3
27 Ломтатидзе, О. В. Проблемы регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов // Финансы и кредит. - 2010. - № 27.- с. 18-28
28 Агапов, Р.Б. Пенсионный фонд и его перспективы в РФ //Вестник ПФР. - 2009.- №2.-С. 12-17// http://www.pfrf.ru
29 Колесник, А.П. Пенсионная
система России и вызовы
30 Соловьев, А.К. Основные
проблемы и принципы
31 Якушев, Л.П. Некоторые
вопросы международных
32 Дрозденкович, И.Ю. Пенсионный фонд – куда дальше? // Финансы. - 2009. - №1.- С. 18-24.
33 Коровкина,
Е.Б. Анализ практики
34 Крючков,
А.В. Организационно-
(справочное)
Этапы реформирования российской пенсионной системы
1 этап 1990-1995 гг. |
Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20 ноября 1990 г. №340-1 Создание ПФР Выделение пенсионной системы из бюджетов системы социального обеспечения Расширение льготных пенсий |
II этап 1995-2000 гг. |
Концепция реформы системы пенсионного обеспечения Эксперимент по персонификации и начало первичной регистрации плательщиков страховых взносов в ПФР Создание единых пенсионных служб в региональных отделениях Завершение персонификации застрахованных Переход на назначение пенсий по данным персонифицированного учета Введение индивидуального коэффициента исчисления пенсии (Закон РФ№113-ФЗ) Формирование тарифной политики ПФР Локальные финансовые кризисы ПФР Разработка программы пенсионной реформы |
III этап 2001-2005 гг. |
Программа пенсионной реформы в РФ Переходный период к формированию
страховой комбинированной Пересмотр формулы индивидуального коэффициента, применяемого при исчислении пенсий Формирование трехуровневой пенсионной системы На ПФР возложены функции
по начислению и выплате ежемесячных
денежных выплат и реализации прав
граждан на получение государственной
социальной помощи в виде набора социальных
услуг. Со временем к ним прибавилась
функция назначения и выплаты
дополнительного ежемесячного материального
обеспечения инвалидам и |
IV этап 2006-2010 гг. |
Запущена программа по государственному софинансированию накопительной части трудовой пенсии. Участнику программы, осуществивший взнос на свой пенсионный счет в размере не менее 2 тыс. руб., государство стало за счет Фонда национального благосостояния перечислять на этот же счет такую же сумму, но не больше 12 тыс. руб. Для лиц пенсионного возраста, не заявивших о получении пенсии размер софинансирования со стороны государства составляет 4-кратный размер, но не более 48 тыс. руб.
|
Приложение Б
(справочное)
Пенсионный фонд Российской Федерации
Правление Пенсионного фонда Отделения по субъектам (82 отделения,
Исполнительная дирекция
Председатель Правления ПФР (Дроздов А.В.) Управляющая Отделением (Петрова Н.В.)
Первый заместитель Председателя ПФР Заместитель управляющего
Заместители Председателя ПФР Специалист по кадрам
Управляющие 12 Отделениями ПФ РФ Группа по защите информации
Представители общественных, религиозных
организаций, действия которых связаны
с
защитой интересов пенсионеров, инвалидов