Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:11, дипломная работа
Целью дипломного исследования является выявление особенностей развития пенсионного обеспечением в Российской Федерации и разработка практических предложений по повышению его эффективности.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- изучить исторический аспект развития пенсионного обеспечение в России;
- рассмотреть правовые основы и механизм формирования и использования денежных средств Пенсионного фонда РФ;
- проанализировать формирование и использование финансовых ресурсов Пенсионного фонда РФ за 2008-2011 годы;
- рассмотреть механизм организации пенсионного обеспечения в Оренбургской области.
- ознакомиться с основными направлениями пенсионной реформы в России.
Летом 2009 года были приняты новые пенсионные законы, которые с 1 января 2010 года в значительной степени изменили российскую пенсионную систему. Перед Пенсионным фондом, получившим ряд дополнительных функций, встали новые серьезные задачи.
Так, единый социальный налог был заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, в федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
При этом функция администрирования взносов в ПФР и ФОМС передана от налоговых органов Пенсионному фонду [10]. В кратчайшие сроки было разработано и внедрено программное обеспечение, необходимое для эффективного взаимодействия со страхователями, разработаны формы и регламенты отчетности.
Новое законодательство определило ряд
мер, направленных на искоренение бедности
среди пенсионеров –
Пенсионный фонд произвел перерасчет пенсий 36 миллионов пенсионеров в связи с валоризацией, так же совместно с органами социальной защиты регионов территориальные органы Пенсионного фонда определили уровень материального обеспечения пенсионеров (с учетом всех видов регулярных социальных выплат), 5,1 миллиона человек получили федеральную либо региональную доплату к пенсии, в результате чего уровень их доходов стал не ниже прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания.
Задачи Пенсионного фонда
Необходимо отметить, что для реализации своих функций Пенсионного фонда формирует собственный бюджет, который подлежит утверждению федеральным законом.
Пенсионный фонд включает в себя как централизованный фонд, так и его региональные и местные отделения. Всё вместе это образует единую систему управления средствами обязательного пенсионного страхования РФ с чёткой иерархией.
Средства Пенсионного фонда Российской Федерации формируются за счет:
- страховых взносов работодателей;
- взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью по единому социальному налогу;
- страховых взносов иных категорий работающих граждан;
- ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий отдельным категориям граждан;
- средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;
- доходов от эмиссии ценных бумаг;
- добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
- доходов от капитализации средств Пенсионного фонда РФ и других поступлений.
Средства Пенсионного фонда Российской Федерации направляются на:
- выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий;
- оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
- доставка и пересылка пенсий;
- финансовое и материально - техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда РФ и его органов;
- другие мероприятия, связанные с деятельностью Пенсионного фонда РФ.
Говоря о структуре
В структуре Пенсионного фонда - 8 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного фонда в субъектах Российской Федерации, Отделение Пенсионного фонда в г. Байконур (Казахстан), а также почти 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 133 000 специалистов.
В приложении Б представлена организационная структура Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следует отметить, что наличие централизованной
системы является отличительным
признаком Пенсионного фонда
Российской Федерации по сравнению,
например, с системой обязательного
медицинского страхования, в которой
территориальные фонды
Выплаты пенсий и пособий, финансируемых фондом на возвратной основе с возмещением из средств федерального бюджета, предусматривается в объеме около 8% от годовой суммы расходов фонда.
Расходная часть бюджета ПФР формируется в полном соответствии с действующими законодательными актами и указами Президента Российской Федерации, а также демографической ситуацией в регионах.
Впервые в своей истории ПФР в полном объеме объединил две ключевые функции – администрирование страховых взносов и назначение и выплату пенсий. Мы перешли к самостоятельной реализации этих процессов на всей территории страны.
Вся работа Пенсионного фонда со страхователями направлена на то, чтобы те, кто принимает решения по развитию бизнеса, понимали и помнили: взносы на пенсионное страхование - не только финансовая, но и социальная ответственность работодателей. Пенсионный фонд Российской Федерации за 20 лет прошел большой путь своего развития.
Сегодня ПФР и его территориальные
органы представляют собой единую централизованную
систему органов управления средствами
обязательного пенсионного
1.3 Сравнительная
характеристика построения
Пенсионные системы
1) Индивидуально-накопительная – когда пенсионные налоги (взносы) выплачиваются самими работниками или работодателями (зависит от законов конкретной страны). Взносы идут на специальный счет, где накапливаются в течение всего трудового стажа. При выходе на пенсию размер пенсии исчисляется исходя из общей суммы накопленного взноса.
2) Распределительная – на основе пенсионных налогов. Организована на принципе «солидарности поколений»: пенсионные налоги работающих не откладываются, а выплачиваются пенсионерам. Работающие рассчитывают на то, что им пенсию будут выплачивать последующие поколения. В большинстве стран размер такой пенсии исчисляется исходя из общей суммы пенсионных взносов и трудового стажа.
3) Распределительная – на основе общих налоговых поступлений. Нет специальных пенсионных налогов, пенсии выплачиваются из общих налоговых поступлений. Этот вид пенсионного обеспечения используется для тех, кто не работает: социально незащищенные граждане, инвалиды, в связи с потерей кормильца и т.п.[11]
Обычно в каждой стране
используется комбинированная система,
включающая в себя два или все
три вида пенсионных систем. В развитых
странах из-за демографической ситуации
распределительные системы
Приведем размеры средних пенсий по странам мира, которые представлены в приложении В.
Высокие пенсии в Дании, Финляндии, Франции, США и других высокоразвитых странах мира стали таковыми благодаря, прежде всего, пенсионным накопительным системам, в которых участвует уже около 40% населения планеты, причем в США и Европе этот показатель в два раза выше (около 80%), а в Азии – в два раза ниже; в Африке – всего лишь 5%.
Так минимальная государственная пенсия в США и социальные пособия составляют порядка 300 долларов в месяц. Такие суммы платятся тем, кто не имеет трудового стажа и не может рассчитывать на помощь штата, в котором он проживает. Если есть хоть какой-нибудь трудовой стаж и право на соцвыплаты, то сумма пособия составит около 600 долларов.
Пенсия в США, на которую рядовой гражданин откладывает часть своей зарплаты в накопительные частные пенсионные фонды всю жизнь, составляет в среднем 700-800 долларов. На такую пенсию могут рассчитывать служащие и рабочий класс, чей доход составляет порядка 2,5 тысяч долларов в месяц. Инженеры – специалисты высокого класса с зарплатой до 8000 долларов могут рассчитывать на пенсию в 1500 долларов.
Самая большая
В Германии работодатель и работник поровну вносят взносы в Пенсионный фонд – всего 20,3% от заработка работающего. Минимальная пенсия в Германии составляет 350 евро. Кроме того, такому пенсионеру будут оплачивать коммунальные услуги и жилье, норма площади которого в Германии 56 квадратных метров на человека. Максимальная трудовая пенсия в Германии составляет порядка 70% среднего дохода. [11]
В Великобритании работник платит в фонд 10% с заработка, работодатель добавляет от 3% до 10,2%. Пенсия достигает до 50% зарплаты. Государство гарантирует лишь минимальную пенсию.
Французы вносят в Пенсионный фонд 16,35% от заработка, работники и работодатели – пополам, лица свободных профессий – полностью самостоятельно. Размер пенсии – 50% от средней зарплаты за последние 11 лет трудовой деятельности. Минимальная пенсия – 6 тыс. евро в год, максимальная – 12 тыс. евро.[12]
В некоторых странах Восточной Европы солидные по нашим меркам пенсии в размере 150-300 евро, однако, высокая стоимость жизни быстро съедает государственные пенсии. Так, в Венгрии средняя пенсия составляет менее 40% средней зарплаты, в Польше – менее 50% (в России – 27%). В то же время в Болгарии минимальная пенсия составляет 25 евро, максимальная в 2 раза больше.
Государственная пенсия во всех странах дает возможность прожить, но скромно. Поэтому, заботясь о своем пенсионном будущем, работающие отчисляют часть зарплаты и в негосударственные пенсионные фонды, что даст им существенную прибавку к госпенсии.
В развитых странах негосударственные пенсионные фонды обеспечивают в среднем 20% пенсионных выплат, но если в США, Канаде, Великобритании, Австралии они составляют более 40%, то в Чехии, Польше, Венгрии, Словакии – пока менее 5%.
Пенсионный возраст в разных странах сильно отличается. Данные представлены в приложении В. В Японии он составляет 70 лет, как для мужчин, так и для женщин и является максимальным, при средней продолжительности жизни 82 года. В России 60 и 55 лет для мужчин и женщин соответственно, при средней продолжительности жизни 66 лет.
Пенсионные системы во всех странах мира испытывают большие сложности, это связано главным образом с увеличением количества пенсионеров при одновременном сокращении трудоспособного населения: в 1998 г. количество пенсионеров в развитых странах превысило численность детей. К 2050 г. такое соотношение ожидает всю планету.
Старение человечества – долгосрочный процесс. Рост продолжительности жизни, снижение рождаемости даже в традиционно многодетных регионах, как, например, арабских странах или Китае, где из-за государственной политики «Одна семья – один ребенок», проводимой десятилетиями, прирост населения в 2010 г. упал до 0,22% в год – 153-я позиция в мире, миграционные процессы из слаборазвитых стран в богатые – вот факторы, которые обуславливают возрастание доли пожилых людей в структуре общества. Если в 1950 г. средняя продолжительность жизни на Земле составляла 47 лет, то в 2010 г. – уже 69.
Из-за изменения демографической ситуации всё большую часть своих ВВП страны вынуждены тратить на поддержку пенсионеров. Так, когда в 1935 г. США ввели пенсионную систему, это обходилось им в 0,2% ВВП, а сейчас, когда пенсионеры составляют 10% населения страны, – уже 6%. Италия выплачивает пенсионерам 14% ВВП, Турция – 7,8%.[11]
Наивысшие темпы прироста населения среди европейских государств – у Кипра (1,66% в год), 74-е место в мире. Австралия – на 107-м месте (1,17%), США – на 121-м (0,97%), Великобритания – на 151 (0,56%), Швейцария – на 180-м (0,22%). В среднем в мире прирост населения в 2010 г. равнялся 1,13%.