Пенсионное обеспечение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:11, дипломная работа

Описание

Целью дипломного исследования является выявление особенностей развития пенсионного обеспечением в Российской Федерации и разработка практических предложений по повышению его эффективности.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- изучить исторический аспект развития пенсионного обеспечение в России;
- рассмотреть правовые основы и механизм формирования и использования денежных средств Пенсионного фонда РФ;
- проанализировать формирование и использование финансовых ресурсов Пенсионного фонда РФ за 2008-2011 годы;
- рассмотреть механизм организации пенсионного обеспечения в Оренбургской области.
- ознакомиться с основными направлениями пенсионной реформы в России.

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 664.29 Кб (Скачать документ)

Летом 2009 года были приняты новые  пенсионные законы, которые с 1 января 2010 года в значительной степени изменили российскую пенсионную систему. Перед Пенсионным фондом, получившим ряд дополнительных функций, встали новые серьезные задачи.

Так, единый социальный налог был заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, в федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

При этом функция администрирования  взносов в ПФР и ФОМС передана от налоговых органов Пенсионному фонду [10]. В кратчайшие сроки было разработано и внедрено программное обеспечение, необходимое для эффективного взаимодействия со страхователями, разработаны формы и регламенты отчетности.

Новое законодательство определило ряд  мер, направленных на искоренение бедности среди пенсионеров – валоризацию  пенсий (переоценку расчетного пенсионного  капитала с учетом «советского» трудового  стажа) и введение социальной доплаты  до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе.

Пенсионный фонд произвел перерасчет пенсий 36 миллионов пенсионеров в связи с валоризацией, так же совместно с органами социальной защиты регионов территориальные органы Пенсионного фонда определили уровень материального обеспечения пенсионеров (с учетом всех видов регулярных социальных выплат), 5,1 миллиона человек получили федеральную либо региональную доплату к пенсии, в результате чего уровень их доходов стал не ниже прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания.

Задачи Пенсионного фонда Российской Федерации:

  • целевой сбор и аккумуляция страховых взносов;
  • финансирование выплаты государственных пенсий в Российской Федерации;
  • организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
  • капитализация средств Пенсионного фонда РФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
  • контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в Пенсионный фонд РФ страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;
  • организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, а также организация и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения;
  • проведение научно - исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;
  • проведение разъяснительной работы среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда РФ.

Необходимо отметить, что для  реализации своих функций Пенсионного фонда формирует собственный бюджет, который подлежит утверждению федеральным законом.

Пенсионный фонд включает в себя как централизованный фонд, так и его региональные и местные отделения. Всё вместе это образует единую систему управления средствами обязательного пенсионного страхования РФ с чёткой иерархией.

Средства Пенсионного фонда  Российской Федерации формируются за счет:

- страховых взносов работодателей;

- взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью по единому социальному налогу;

- страховых взносов иных категорий работающих граждан;

- ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий отдельным категориям граждан;

- средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;

-  доходов от эмиссии ценных бумаг;

-  добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

- доходов от капитализации средств Пенсионного фонда РФ и других поступлений.

Средства Пенсионного фонда  Российской Федерации направляются на:

- выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий;

- оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

-  доставка и пересылка пенсий;

- финансовое и материально - техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда РФ и его органов;

-  другие мероприятия, связанные с деятельностью Пенсионного фонда РФ.

Говоря о структуре Пенсионного  фонда Российской Федерации, нужно  отметить, что Пенсионный Фонд и  его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов  управления средствами обязательного  пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие  органы подотчетны вышестоящим.

В структуре Пенсионного фонда - 8 Управлений в Федеральных округах  Российской Федерации, 81 Отделение  Пенсионного фонда в субъектах  Российской Федерации, Отделение Пенсионного фонда в г. Байконур (Казахстан), а также почти 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 133 000 специалистов.

В приложении Б представлена организационная структура Пенсионного фонда Российской Федерации.

Следует отметить, что наличие централизованной системы является отличительным  признаком Пенсионного фонда  Российской Федерации по сравнению, например, с системой обязательного  медицинского страхования, в которой  территориальные фонды обязательного  медицинского страхования входят в  структуру органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации [7].

Выплаты пенсий и пособий, финансируемых фондом на возвратной основе с возмещением из средств  федерального бюджета, предусматривается  в объеме около 8% от годовой суммы  расходов фонда.

Расходная часть бюджета  ПФР формируется в полном соответствии с действующими  законодательными актами и указами Президента Российской Федерации, а также демографической  ситуацией в регионах.

Впервые в своей истории  ПФР в полном объеме объединил  две ключевые функции – администрирование  страховых взносов и назначение и выплату пенсий. Мы перешли к  самостоятельной реализации этих процессов  на всей территории страны.

Вся работа Пенсионного фонда со страхователями направлена на то, чтобы  те, кто принимает решения по развитию бизнеса, понимали и помнили: взносы на пенсионное страхование - не только финансовая, но и социальная ответственность  работодателей. Пенсионный фонд Российской Федерации за 20 лет прошел большой путь своего развития.

Сегодня ПФР и его территориальные  органы представляют собой единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования  в стране, а также крупнейшую государственную  структуру, оказывающую услуги в  области социального обеспечения  населения.

1.3 Сравнительная  характеристика построения системы  пенсионного обеспечения в зарубежных  странах

Пенсионные системы различаются  в зарубежных странах. Мы дадим сравнительную характеристику построения пенсионного обеспечения в зарубежных странах. В настоящее время в мире существует три основных вида пенсионных систем:

1) Индивидуально-накопительная – когда пенсионные налоги (взносы) выплачиваются самими работниками или работодателями (зависит от законов конкретной страны). Взносы идут на специальный счет, где накапливаются в течение всего трудового стажа. При выходе на пенсию размер пенсии исчисляется исходя из общей суммы накопленного взноса.

2) Распределительная – на основе пенсионных налогов. Организована на принципе «солидарности поколений»: пенсионные налоги работающих не откладываются, а выплачиваются пенсионерам. Работающие рассчитывают на то, что им пенсию будут выплачивать последующие поколения. В большинстве стран размер такой пенсии исчисляется исходя из общей суммы пенсионных взносов и трудового стажа.

3) Распределительная – на основе общих налоговых поступлений. Нет специальных пенсионных налогов, пенсии выплачиваются из общих налоговых поступлений. Этот вид пенсионного обеспечения используется для тех, кто не работает: социально незащищенные граждане, инвалиды, в связи с потерей кормильца и т.п.[11]

Обычно в каждой стране используется комбинированная система, включающая в себя два или все  три вида пенсионных систем. В развитых странах из-за демографической ситуации распределительные системы приходят в упадок: на каждого пенсионера приходится всё меньше работающих сограждан, так в США в 1950 г. на одного пенсионера приходилось 8 трудоспособных, а к 2020 г. по прогнозам аналитиков количество работающих уменьшится вдвое.

Приведем размеры средних пенсий по странам мира, которые представлены в приложении В.

Высокие пенсии в Дании, Финляндии, Франции, США и других высокоразвитых странах мира стали таковыми благодаря, прежде всего, пенсионным накопительным  системам, в которых участвует  уже около 40% населения планеты, причем в США и Европе этот показатель в два раза выше (около 80%), а в  Азии – в два раза ниже; в Африке – всего лишь 5%.

Так минимальная государственная пенсия в США и социальные пособия составляют порядка 300 долларов в месяц. Такие суммы платятся тем, кто не имеет трудового стажа и не может рассчитывать на помощь штата, в котором он проживает. Если есть хоть какой-нибудь трудовой стаж и право на соцвыплаты, то сумма пособия составит около 600 долларов.

Пенсия в США, на которую  рядовой гражданин откладывает  часть своей зарплаты в накопительные  частные пенсионные фонды всю  жизнь, составляет в среднем 700-800 долларов. На такую пенсию могут рассчитывать служащие и рабочий класс, чей доход составляет порядка 2,5 тысяч долларов в месяц. Инженеры – специалисты высокого класса с зарплатой до 8000 долларов могут рассчитывать на пенсию в 1500 долларов.

 Самая большая государственная  пенсия в США у госслужащих,  военных и бывших сотрудников  авиакомпаний. В Японии Пенсия состоит из двух частей – базовой, гарантированно выплачиваемой всем по достижении пенсионного возраста и трудовой, формируемой из взносов, которые работники и работодатели вносят поровну. Средняя пенсия достигает 60% заработка.

В Германии работодатель и работник поровну вносят взносы в Пенсионный фонд – всего 20,3% от заработка работающего. Минимальная пенсия в Германии составляет 350 евро. Кроме того, такому пенсионеру будут оплачивать коммунальные услуги и жилье, норма площади которого в Германии 56 квадратных метров на человека. Максимальная трудовая пенсия в Германии составляет порядка 70% среднего дохода. [11]

В Великобритании работник платит в фонд 10% с заработка, работодатель добавляет от 3% до 10,2%. Пенсия достигает до 50% зарплаты. Государство гарантирует лишь минимальную пенсию.

Французы вносят в Пенсионный фонд 16,35% от заработка, работники и работодатели – пополам, лица свободных профессий – полностью самостоятельно. Размер пенсии – 50% от средней зарплаты за последние 11 лет трудовой деятельности. Минимальная пенсия – 6 тыс. евро в год, максимальная – 12 тыс. евро.[12]

В некоторых странах Восточной  Европы солидные по нашим меркам пенсии в размере 150-300 евро, однако, высокая стоимость жизни быстро съедает государственные пенсии. Так, в Венгрии средняя пенсия составляет менее 40% средней зарплаты, в Польше – менее 50% (в России – 27%). В то же время в Болгарии минимальная пенсия составляет 25 евро, максимальная в 2 раза больше.

Государственная пенсия во всех странах дает возможность прожить, но скромно. Поэтому, заботясь о своем  пенсионном будущем, работающие отчисляют  часть зарплаты и в негосударственные  пенсионные фонды, что даст им существенную прибавку к госпенсии.

В развитых странах негосударственные  пенсионные фонды обеспечивают в  среднем 20% пенсионных выплат, но если в США, Канаде, Великобритании, Австралии  они составляют более 40%, то в Чехии, Польше, Венгрии, Словакии – пока менее 5%.

 Пенсионный возраст в разных странах сильно отличается. Данные представлены в приложении  В. В Японии он составляет 70 лет, как для мужчин, так и для женщин и является максимальным, при средней продолжительности жизни 82 года. В России 60 и 55 лет для мужчин и женщин соответственно, при средней продолжительности жизни 66 лет.

Пенсионные системы во всех странах мира испытывают большие сложности, это связано главным образом с увеличением количества пенсионеров при одновременном сокращении трудоспособного населения: в 1998 г. количество пенсионеров в развитых странах превысило численность детей. К 2050 г. такое соотношение ожидает всю планету.

Старение человечества –  долгосрочный процесс. Рост продолжительности жизни, снижение рождаемости  даже в традиционно многодетных регионах, как, например, арабских странах или Китае, где из-за государственной политики «Одна семья – один ребенок», проводимой десятилетиями, прирост населения в 2010 г. упал до 0,22% в год – 153-я позиция в мире, миграционные процессы из слаборазвитых стран в богатые – вот факторы, которые обуславливают возрастание доли пожилых людей в структуре общества. Если в 1950 г. средняя продолжительность жизни на Земле составляла 47 лет, то в 2010 г. – уже 69.

Из-за изменения демографической  ситуации всё большую часть своих  ВВП страны вынуждены тратить  на поддержку пенсионеров. Так, когда  в 1935 г. США ввели пенсионную систему, это обходилось им в 0,2% ВВП, а сейчас, когда пенсионеры составляют 10% населения  страны, – уже 6%. Италия выплачивает  пенсионерам 14% ВВП, Турция – 7,8%.[11]

Наивысшие темпы прироста населения среди европейских  государств – у Кипра (1,66% в год), 74-е место в мире. Австралия – на 107-м месте (1,17%), США – на 121-м (0,97%), Великобритания – на 151 (0,56%), Швейцария – на 180-м (0,22%). В среднем в мире прирост населения в 2010 г. равнялся 1,13%.

Информация о работе Пенсионное обеспечение