Пенсионное обеспечение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:11, дипломная работа

Описание

Целью дипломного исследования является выявление особенностей развития пенсионного обеспечением в Российской Федерации и разработка практических предложений по повышению его эффективности.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- изучить исторический аспект развития пенсионного обеспечение в России;
- рассмотреть правовые основы и механизм формирования и использования денежных средств Пенсионного фонда РФ;
- проанализировать формирование и использование финансовых ресурсов Пенсионного фонда РФ за 2008-2011 годы;
- рассмотреть механизм организации пенсионного обеспечения в Оренбургской области.
- ознакомиться с основными направлениями пенсионной реформы в России.

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 664.29 Кб (Скачать документ)

Появились и информационно-технологические  и организационные предпосылки  для успешного проведения реформы. В 1992 году в ряде регионов страны был  начат эксперимент по созданию единых пенсионных служб (далее ЕПС), осуществляющих одновременно назначение и выплату  государственных пенсий. К осени 2000 года единые пенсионные службы уже  функционировали в 24 регионах страны. Логическим продолжением этой работы стал Указ Президента Российской Федерации  от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах  по совершенствованию управления государственным  пенсионным обеспечением в Российской Федерации». Указом было рекомендовано  органам исполнительной власти субъектов  Российской Федерации заключить  с Пенсионным фондом Российской Федерации  соглашения о передаче территориальным  органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий. В результате, накануне реформы удалось унифицировать  принципы и формы работы органов  пенсионного обеспечения по всей территории Российской Федерации, объединив  в их руках назначение пенсий, до той поры бывшее прерогативой органов  социальной защиты, и их выплату. Одновременно органы ПФР взяли в свои руки и  ведение учета пенсионных прав, чем  до той поры занимались кадровые службы работодателей.

В 1996 году был принят, а  с 1997 года вступил в силу федеральный  закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования»  № 27-ФЗ. В соответствии с ним, изменялись принципы и порядок учета пенсионных прав работающих граждан.

Основное значение для  увеличения размера пенсии приобретал не общий трудовой, как в старой пенсионной системе, а учтенный страховой  стаж. И, одновременно, - размеры платежей, которые осуществлял в интересах  работника его работодатель. В 1997 году в системе Пенсионного фонда  был создан Информационный центр  персонифицированного учета, который  обеспечивает оперативное взаимодействие со всеми территориальными отделениями  ПФР по каналам телефонной и спутниковой  связи, ведет базу данных персонифицированного учета центрального уровня.[4]

Из выше изложенного следует, что история развития пенсионного  страхования в Российской Федерации  с 1990 по 2010 годы включает в себя четыре этапа реформирования российской пенсионной системы, которые представлены в приложении А. Вместе с тем реформирование пенсионной системы продолжается, так как основная цель пенсионной реформы: повысить уровень благосостояния граждан России после выхода на пенсию.

Рассмотрим  базовые  принципы  функционирования  государственной  пенсионной системы, к которым относятся:

- единство и федеральный  характер государственного пенсионного  страхования; 

- всеобщность; 

-  обязательность  для   всех  страхователей  уплаты  страховых  взносов  в   бюджет  государственного пенсионного  страхования; 

- государственная гарантия  для всех застрахованных;

- солидарность материальных  обязательств (между поколениями,  отраслями экономики, территориями, отдельными организациями и гражданами);

-  федеральный (общенациональный)  характер  собственности  на  уплаченные  страховые  взносы 

(межотраслевое и межрегиональное  перераспределение финансовых ресурсов);

- автономность бюджета  пенсионной системы от государственного  бюджета; 

- поддержание уровня жизни  пенсионеров (осовременивание пенсий  путем сохранения покупательной  способности начисленной пенсии  в течение всего периода жизни);

-  эквивалентность страховых  платежей и пенсионных выплат;

-  зависимость размера  пенсии от  трудового  вклада  работника (продолжительности   трудового  стажа и 

- размера заработной платы)  при назначении пенсий (с целью  предотвращения уравнительности  пенсий);

- целевое использование  страховых взносов на выплаты  пенсий и пособий; 

- возвратность пенсионных  платежей;

- индивидуальный учет (персонификация) уплаченных страховых взносов.

 На 01.01.2011 год в системе персонифицированного учета ПФР было зарегистрировано более 110 млн. граждан Российской Федерации (из них свыше 62 млн. работающих и 38,2 млн. пенсионеров), с ней информационно взаимодействовали  5,5 млн. работодателей, а также управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды, участвующие в инвестировании средств пенсионных накоплений.

Наличие всех этих принципиально  новых элементов позволило в  конце 2000 года поставить в практическую плоскость задачу реформирования пенсионной системы. В 2001-2002 годах был принят целый блок новых пенсионных законов  – «О государственном пенсионом  обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ, «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» № 167-ФЗ и «О трудовых пенсиях в  Российской Федерации» № 173-ФЗ, «Об  инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» № 111-ФЗ. Это позволило уже с 2002 года начать практическую работу по реформированию пенсионной системы. И к 2004-2005 года, после трех лет пенсионной реформы и системы пенсионного обеспечения, и системы Пенсионного фонда России претерпели глубокие качественные изменения.

Пенсия - наиболее распространенный вид  социального обеспечения престарелых  и нетрудоспособных граждан.

В России существует несколько видов пенсии.

Трудовая пенсия по старости – выплачивается гражданам, имеющим не менее 5 лет трудового стажа, при достижении ими пенсионного возраста (55 лет для женщин, 60 лет для мужчин). С 1 января 2010 года трудовая пенсия по старости состоит из двух частей - страховой и накопительной.

Таким образом, с 1 января 2010 года вместо базовой части трудовой пенсии введен фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), как составная  часть страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

Фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) устанавливается  в твердом размере. При этом применяется  порядок его дифференциации, аналогичный  ранее действовавшему в отношении  базовой части трудовой пенсии.

Пенсия за выслугу лет -  назначается государственным служащим и военнослужащим при достижении определенного возраста и выслуги.

Пенсия по инвалидности – выплачивается в случае, если гражданина оформлена инвалидность. Пенсия по инвалидности может быть:

- трудовой (при наличии трудового стажа);

- пенсией по государственному  пенсионному обеспечению (назначается: военнослужащим, участникам Великой Отечественной войны, жителям блокадного Ленинграда, лицам, пострадавшим в результате радиационных катастроф);

- социальной (при отсутствии  трудового стажа, либо в случае, если инвалидность наступила  в результате совершения уголовно  наказуемого деяния или умышленного  нанесения ущерба своему здоровью).

Пенсия по случаю потери кормильца. Право на такую пенсию имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении, а также неработающие члены семьи умершего кормильца, занятые уходом за его малолетними детьми.

Виды пенсии по случаю потери кормильца:

- трудовая пенсия (для  членов семьи умершего кормильца,  застрахованного в соответствии  с обязательным пенсионным страхованием);

- пенсия по государственному  пенсионному обеспечению (в случае  потери кормильца-военнослужащего,  либо кормильца, пострадавшего  от техногенных или радиационных  катастроф);

- социальная пенсия (для  прочих категорий граждан, потерявших  кормильца).

Социальная пенсия – выплачивается нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на другой вид пенсии, в том числе:

- инвалидам, не имеющим  трудового стажа (инвалиды детства,  дети-инвалиды), а также в случае, если инвалидность наступила  в результате совершения уголовно  наказуемого деяния либо умышленного  нанесения ущерба своему здоровью;

- членам семей умершего  кормильца, не имеющим права  на прочие виды пенсий по  случаю потери кормильца; 

- гражданам, достигшим  пенсионного возраста, не имеющим  трудового стажа в 5 лет. 

 Средний размер трудовой пенсии по старости в 2010 году вырос на 1090 руб., трудовой пенсии по инвалидности на 354 руб., трудовой пенсии по случаю потери кормильца на 675 руб. Особенно существенной прибавка оказалась для ветеранов ВОВ и лиц старше 70 лет, размер прибавки составил свыше 1700—1800 руб.  Прибавку свыше 1000 руб. получила почти половина российских пенсионеров. При этом у четверти получателей трудовых пенсии рост доходов превысил 1500 руб.

В 2011 году было проиндексировано несколько видов пенсий: в феврале  трудовая пенсия  по старости на 8%, с 1 апреля социальная – на 9,1%.

Таким образом, пенсионное обеспечение  – это исторически сложившийся  в человеческом обществе институт, посредством которого происходит удовлетворение материальных потребностей людей, нуждающихся  в поддержке со стороны общества при наступлении жизненных обстоятельств, которые влекут за собой утрату или  снижение дохода.

1.2 Деятельность  Пенсионного фонда Российской  Федерации

Для осуществления пенсионного  обеспечения был создан Пенсионный фонд в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. Управление системой обязательного пенсионного страхования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации.[8]

На сегодняшний день Пенсионный фонд Российской Федерации это крупнейшая и самая эффективная система оказания социальных услуг в Российской Федерации. В результате колоссальной ежедневной работы Фонд обеспечивает своевременную выплату пенсий каждому гражданину России в полном соответствии с его пенсионными правами.

 С созданием Пенсионного фонда появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан. Пенсионный фонд РФ выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории Российской Федерации законодательством о банках и банковской деятельности [9].

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:

  • учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
  • назначение и выплата пенсий. Более 39 миллионов пенсионеров получают пенсии по линии Пенсионного фонда. При этом Пенсионный фонд назначает и выплачивает пенсии как в рамках системы обязательного пенсионного страхования (трудовые пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца), так и государственного пенсионного обеспечения (социальные пенсии, пенсии участникам Великой Отечественной войны, «чернобыльцам», государственным служащим и др.);
  • назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан. Более 18 миллионов россиян - ветеранов, инвалидов, Героев Советского Союза, Героев России и др. – получают ежемесячные денежные выплаты и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение. Для учета прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи;
  • персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. Около 100 миллионов граждан являются участниками системы обязательного пенсионного страхования.

Пенсионный фонд Российской Федерации  открывает каждому индивидуальный лицевой счет, на котором учитывается  все сведения необходимые для  установления пенсии, в первую очередь  – о страховых взносах, поступивших  в фонд будущей пенсии гражданина. Ежегодно Пенсионный фонд специальным письмом информирует граждан о состоянии их индивидуальных лицевых счетов. Граждане могут выбрать информирование их в электронном виде;

  • взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;
  • выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала. За 3,5 года Пенсионный фонд выдал 2,2 миллиона сертификатов на получение материнского капитала - меры государственной поддержки российских семей, в которых после 1 января 2007 года появился второй или последующий ребенок. При этом 1,6 миллиона семей, имеющих сертификат, уже получили по линии Пенсионного фонда единовременную денежную выплату из средств материнского (семейного) капитала, свыше 160 тысяч семей уже воспользовались материнским капиталом для погашения жилищных кредитов и займов;
  • управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;
  • реализация Программы государственного софинансирования пенсии. Более 4 миллионов россиян являются участниками Программы, которая дает возможность каждому гражданину, зарегистрированному в российской системе обязательного пенсионного страхования, увеличить свою будущую пенсию за счет собственных дополнительных взносов на накопительную часть пенсии и паритетного софинансирования со стороны государства, а также дополнительных взносов работодателей;
  • реализация международных соглашений. Являясь полноправным членом Международной ассоциации социального обеспечения (далее МАСО) и Международной ассоциации пенсионных и социальных фондов (далее МАПСФ), Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет практическую реализацию 13 международных договоров в области пенсионного обеспечения.

Информация о работе Пенсионное обеспечение