Пенсионное обеспечение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:11, дипломная работа

Описание

Целью дипломного исследования является выявление особенностей развития пенсионного обеспечением в Российской Федерации и разработка практических предложений по повышению его эффективности.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- изучить исторический аспект развития пенсионного обеспечение в России;
- рассмотреть правовые основы и механизм формирования и использования денежных средств Пенсионного фонда РФ;
- проанализировать формирование и использование финансовых ресурсов Пенсионного фонда РФ за 2008-2011 годы;
- рассмотреть механизм организации пенсионного обеспечения в Оренбургской области.
- ознакомиться с основными направлениями пенсионной реформы в России.

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 664.29 Кб (Скачать документ)

Рисунок 3 – Динамика размера  дефицита  ПФР

 

Дефицит бюджета ПФР за анализируемый период сохраняется.

Проанализировав данную динамику формирования расходов ПФРФ за период с 2008 по 2011 года, можно сделать вывод о том, что данный постепенный рост вызван повышением расходов на социальную политику,  на пенсионное обеспечение, обязательное пенсионное страхование, расходы на социальную помощь, а также выплаты  трудовых пенсий и их страховой части.

2.2 Анализ деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации на примере Отделения Пенсионного фонда по Оренбургской области

 Рассмотрим структуру Государственного учреждения  Отделения ПФР (далее - ГУ ОПФР), результаты его деятельности,  и проведем анализ уровня пенсионного обеспечения граждан, в частности по обязательному пенсионному страхованию на примере Отделения Пенсионного фонда по  Оренбургской области.

Деятельность Отделения Пенсионного фонда по  Оренбургской области осуществляется в соответствии с требованиями федерального законодательства, нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации в области пенсионного обеспечения и страхования граждан, ведения индивидуального (персонифицированного) учета, реализации государственных функций в области социальной политики, постановлениями и распоряжениями Правления Пенсионного фонда РФ.

Структура Отделения Пенсионного фонда по  Оренбургской области представлена в приложение Б.

Основные задачи ГУ  ОПФР по  Оренбургской области:

- осуществляет своевременное установление трудовых и государственных пенсий на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, социальных пособий на погребение умерших пенсионеров и других социальных выплат;

- назначает пенсию в 10-дневный срок со дня первого обращения за пенсией с полным пакетом документов и 3-х месячный срок при необходимости предоставления дополнительных документов (согласно распоряжению губернатора Оренбургской области);

- осуществляет своевременную выплату пенсий, социальных пособий па погребение, ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, дополнительного ежемесячного материального обеспечения, других социальных выплат;

- проводит контроль за обоснованностью представленных документов для установления пенсий, в том числе на льготных условиях и в связи с особыми условиями труда и других социальных выплат;

 Основные показатели деятельности Отделения Пенсионного фонда по  Оренбургской области представлены в таблице 7.

 

Таблица 7 – Основные показатели деятельности Отделения Пенсионного фонда по  Оренбургской области

Показатель

2008 г

2009 г

2010 г

Темпы роста, проценты

2009/2008

2010/2009

Доходы, млн. руб.

2160,00

2585,10

2597,30

119,7

100,47

Расходы, млн. руб.

2567,86

3430,91

4316,75

133,61

125,82

Превышение расходов над  доходами

1,19

1,33

1,66

-

-

Сумма начисленных пенсий, пособий и иных выплат, млн. руб.

2537,51

3369,78

4278,48

132,80

126,97

Численность пенсионеров, чел.

60454

62060

64985

102,66

104,71

Численность граждан, имеющих  право на ежемесячные денежные выплаты, чел.

20345

20698

21584

101,74

104,29

Численность граждан, имеющих  право на ежемесячные денежные выплаты, чел.

20345

20698

21584

101,74

104,29

Общее количество принятых заявлений от застрахованных лиц, шт.

172

250

929

145,35

371,60


Анализ основных показателей  деятельности Отделения Пенсионного фонда по Оренбургской области отражает рост общей величины доходов и расходов. Причем темпы роста расходов превышают темпы роста доходов. Наблюдается ежегодное превышение расходов над доходами в 1,19 раз в 2008 г. и 1,66 раз в 2010 г. Следовательно, бюджет УПФР дефицитный.

Суммы начисленных пенсий, пособий и иных выплат в абсолютном выражении растут из года в год, но наблюдается снижение темпов их роста. Это связано с ростом числа  пенсионеров, с одной стороны, и  повышением пенсий и других выплат за счет средств Пенсионного фонда, с другой стороны. Об этом свидетельствует  тот факт, что численность пенсионеров выросла на 2,66% в 2009 г. и 4,71% в 2010 г., а сумма выплат выросла на 32,8% в 2009 г. и 26,97% в 2010 г.

Увеличивается объем работы УПФР в связи с ростом числа  пенсионеров, граждан, получающих пособия  и другие выплаты за счет средств  УПФР, пересчетом пений и пособий, а также в связи с увеличением  общего числа обращений граждан  с заявлениями – на 45,35% в 2008 г. и 271,6% в 2010 г.

Наиболее детальное представление  о финансовой сути происходящего  в сфере пенсионного обеспечения  в  Оренбургской области может дать анализ ежегодно составляемого бюджета УПФР, который является формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение. Из представленных показателей и прилагаемых расчетов и обоснований можно получить достаточно четкое представление об основных рамках государственного пенсионного регулирования.

К основным характеристикам  бюджета  Отделения Пенсионного фонда по Оренбургской области относятся общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета и дефицит/профицит бюджета.

Средства УПФР формируются  за счёт:

- страховых взносов, зачисляемых  в ПФ России на выплату страховой  части трудовой пенсии;

- страховых взносов, зачисляемых  на накопительную часть трудовой  пенсии;

- страховых взносов в  виде фиксированного платежа;

- мобилизации просроченной  задолженности;

- доходов от инвестирования  средств, поступивших на накопительную  часть трудовой пенсии;

 - других, не запрещаемых законодательством источников.

 Анализ доходов и расходов бюджета Отделения Пенсионного фонда по Оренбургской области выполняется на основе данных, которые сведены в таблицу 7 и отображены на рисунке 4.

 

Рисунок 4 – Доходы и расходы Отделения Пенсионного фонда по Оренбургской области в 2008-2010 гг.

 

Сумма полученных доходов  в 2009 году увеличилась на 425,1 млн. руб., или 19,68%, в 2010 году увеличение составило на 12,2 млн. руб., или 0,47%. Общее увеличение за три анализируемых года составило 437,3 млн. рублей, или 20,24%. Основным фактором, который повлиял на увеличение поступлений – это страховые взносы, которые составляли в 2008 году 2158,5 млн. рублей, к концу 2009 года увеличились на 423,1 млн. рублей и составили 2581,6 млн. рублей. Однако в 2010 году произошло уменьшение данного показателя на 10,3 млн. рублей, и составили 2571,3 млн. рублей. Общее изменение за три года составило 412,8 млн. рублей в сторону увеличения. Удельный вес страховых взносов в общей сумме доходов меняется незначительно и имеет тенденции к снижению в общем за три исследуемых года на 0,93. Недоимки, пени, штрафы выросли с 0,07% до 1%. Страховые взносы за работающих граждан образуют доходы Пенсионного фонда за соответствующий год. Рост доходов ОПФР отражает рост средней заработной платы в городе и делает возможным увеличение страховой части пенсии сегодняшним пенсионерам. Однако за 2008-2009 год размер средней заработной платы снизился в связи с экономическим кризисом, о чем свидетельствует снижение почти на 1% доли страховых взносов в общем объеме доходов.

Расходы Отделения Пенсионного фонда по Оренбургской области за период 2008-2010 годы увеличились на 1748,89 млн. рублей. Основным показателем, который повлиял на сумму расходов, является выплата пенсий и пособий. Сумма выплат за 2008-2010 годы изменилась в сторону увеличения на 851,97 тыс. рублей, удельный вес не изменился и составил 98,72%. За 2008-2010 годы удельный вес выплат от общей суммы расходов увеличился на 0,04 %, сумма увеличилась на 876,12 млн. руб. Данная динамика роста суммы выплат говорит о том, что растет количество людей, получающих пенсию, а также растет сумма самой пенсии. Незначительную долю от общей суммы расходов составляют финансовое и материально- техническое обеспечение текущей деятельности. Сумма данного показателя за 2008-2010 год изменилась в сторону увеличения на 11,07 млн. руб., а концу 2010 года сумма стала 53,7 млн. рублей, что на 20,8 млн. руб. больше, чем в 2008 году.

Рост расходов отражает последствия  проведения реформ в области пенсионной политики и пенсионного обеспечения  в России, однако разница суммы  доходов и расходов довольно значительная, в 2010 году она составила 1,66, что говорит о дефиците источников покрытия расходов.

 

На территории Оренбургской области зарегистрированы плательщики отчислений на социальное страхование. В 2008 году общее количество страхователей составило 13837, к концу 2010 года оно составило 14152 человек. Из числа страхователей удельный вес юридических лиц в 2008 году составил 29,23, а в 2010 году – 12,68. Удельный вес физических лиц в 2008 году составил 12,89, в 2010 году – 12,68. Удельный вес страхователей фиксированного платежа составил в 2008 году 57,88, в 2010 году – 59,71. По всем остальным страхователям наблюдается изменение в сторону уменьшения.

По остальным показателям  наблюдается также прирост. Изменения  количества заявлений о выборе инвестиционного  портфеля (управляющей компании) за период 2008-2010 годы увеличилось на 54 единицы в общем, тогда как  за период 2009-2010 год наблюдалось  снижение на 15 единиц. Количество заявлений  о переходе из ПФР в негосударственный  пенсионный фонд, осуществляющей обязательное пенсионное страхование к 2010 году увеличилось  на 76 единиц и составило 100 единиц, основное увеличение произошло за период 2009-2010 годы. Анализ показателей количества заявлений показывает о том, что  за 2009-2010 годы население начинает больше заботиться о своем благополучии в старости. Данное решение граждан  может быть обусловлено реформированием  пенсионной системы Российской Федерации. В результате выше сказанного, можно сделать следующий вывод.

Сегодня  Отделение Пенсионного фонда РФ по Оренбургской области – это:

- установление и бесперебойной  выплаты  пенсий 577 000 пенсионеров;  

- назначение и реализация социальных  выплат 273 000 ветеранам, инвалидам, Героям Советского Союза, Героям России и др.;  

- назначение и реализация федеральной  социальной доплаты к пенсии  до уровня прожиточного минимума  пенсионера в регионе 59 000 человек в 48 городах и районах области; 

- персонифицированный учет пенсионных  права более 2 400 000 участников системы обязательного пенсионного страхования;

- формирование и инвестирование  средств пенсионных накоплений 800 000 человек, у которых формируется накопительная часть трудовой пенсии;

- администрирование страховых  взносов на обязательное пенсионное  страхование и обязательное медицинское  страхование, взаимодействие с  более чем 115 000 плательщиков страховых  взносов;

- выдача 45 000 сертификатов на получение материнского (семейного) капитала и выплата средств материнского капитала;

- реализация Программы государственного  софинансирования пенсии, в которую  вступили 44 000 жителей области.

 Таким образом, отметим, что в структуре расходов бюджета Пенсионного фонда России преобладают расходы на выплату трудовой пенсии (80%), социальные пенсии (10%), пенсии пенсионерам, досрочно вышедшим на пенсию (8%), пенсии пенсионерам за пределами России (2%). В целом работу ГУ ОПФР по Оренбургской области можно считать успешной: идет плановое выполнение всех федеральных программ и законом, ведется активная работа с населением по консультированию и информированию по пенсионному страхованию граждан, средний размер пенсии, социальных выплат, а также показатели доходов по взносам на обязательное пенсионной страхование увеличивается.

2.3  Проблемы построения российской пенсионной системы

Проведённое исследование показало, что в сегодняшней системе  пенсионного обеспечения имеются  проблемы, к ним можно отнести:

- во-первых, низкая ожидаемая продолжительность жизни, особенно у мужчин приведет к тому, что часть застрахованных лиц не доживет до момента назначения пенсии и не сможет воспользоваться своими пенсионными правами. Период получения пенсии у мужчин в России после достижения 60 лет ниже, чем в любой стране ОЭСР после 65 лет, а из мужчин, которым в настоящее время 20 лет, до 60 лет доживут лишь 60 % (т.е. умрут - 40%), а в течение последующих 5 лет из оставшихся 60-летних мужчин умрут еще 20%.

Таким образом, до 65-летнего возраста получения трудовой пенсии смогут дожить лишь 4 из 10, т.е. значительно меньше, чем установлено нормами Международной организации труда для всеобщих (национальных) пенсионных систем. Следовательно, большинство населения будет лишено права получения своего страхового обеспечения, гарантированного Конституцией Российской Федерации и международными конвенциями о социальном обеспечении.

Информация о работе Пенсионное обеспечение