Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:11, дипломная работа
Целью дипломного исследования является выявление особенностей развития пенсионного обеспечением в Российской Федерации и разработка практических предложений по повышению его эффективности.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- изучить исторический аспект развития пенсионного обеспечение в России;
- рассмотреть правовые основы и механизм формирования и использования денежных средств Пенсионного фонда РФ;
- проанализировать формирование и использование финансовых ресурсов Пенсионного фонда РФ за 2008-2011 годы;
- рассмотреть механизм организации пенсионного обеспечения в Оренбургской области.
- ознакомиться с основными направлениями пенсионной реформы в России.
Рисунок 3 – Динамика размера дефицита ПФР
Дефицит бюджета ПФР за анализируемый период сохраняется.
Проанализировав данную динамику формирования расходов ПФРФ за период с 2008 по 2011 года, можно сделать вывод о том, что данный постепенный рост вызван повышением расходов на социальную политику, на пенсионное обеспечение, обязательное пенсионное страхование, расходы на социальную помощь, а также выплаты трудовых пенсий и их страховой части.
2.2 Анализ деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации на примере Отделения Пенсионного фонда по Оренбургской области
Рассмотрим структуру Государственного учреждения Отделения ПФР (далее - ГУ ОПФР), результаты его деятельности, и проведем анализ уровня пенсионного обеспечения граждан, в частности по обязательному пенсионному страхованию на примере Отделения Пенсионного фонда по Оренбургской области.
Деятельность Отделения Пенсионного фонда по Оренбургской области осуществляется в соответствии с требованиями федерального законодательства, нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации в области пенсионного обеспечения и страхования граждан, ведения индивидуального (персонифицированного) учета, реализации государственных функций в области социальной политики, постановлениями и распоряжениями Правления Пенсионного фонда РФ.
Структура Отделения Пенсионного фонда по Оренбургской области представлена в приложение Б.
Основные задачи ГУ ОПФР по Оренбургской области:
- осуществляет своевременное установление трудовых и государственных пенсий на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, социальных пособий на погребение умерших пенсионеров и других социальных выплат;
- назначает пенсию в 10-дневный срок со дня первого обращения за пенсией с полным пакетом документов и 3-х месячный срок при необходимости предоставления дополнительных документов (согласно распоряжению губернатора Оренбургской области);
- осуществляет своевременную выплату пенсий, социальных пособий па погребение, ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, дополнительного ежемесячного материального обеспечения, других социальных выплат;
- проводит контроль за обоснованностью представленных документов для установления пенсий, в том числе на льготных условиях и в связи с особыми условиями труда и других социальных выплат;
Основные показатели деятельности Отделения Пенсионного фонда по Оренбургской области представлены в таблице 7.
Таблица 7 – Основные показатели деятельности Отделения Пенсионного фонда по Оренбургской области
Показатель |
2008 г |
2009 г |
2010 г |
Темпы роста, проценты | |
2009/2008 |
2010/2009 | ||||
Доходы, млн. руб. |
2160,00 |
2585,10 |
2597,30 |
119,7 |
100,47 |
Расходы, млн. руб. |
2567,86 |
3430,91 |
4316,75 |
133,61 |
125,82 |
Превышение расходов над доходами |
1,19 |
1,33 |
1,66 |
- |
- |
Сумма начисленных пенсий, пособий и иных выплат, млн. руб. |
2537,51 |
3369,78 |
4278,48 |
132,80 |
126,97 |
Численность пенсионеров, чел. |
60454 |
62060 |
64985 |
102,66 |
104,71 |
Численность граждан, имеющих право на ежемесячные денежные выплаты, чел. |
20345 |
20698 |
21584 |
101,74 |
104,29 |
Численность граждан, имеющих право на ежемесячные денежные выплаты, чел. |
20345 |
20698 |
21584 |
101,74 |
104,29 |
Общее количество принятых заявлений от застрахованных лиц, шт. |
172 |
250 |
929 |
145,35 |
371,60 |
Анализ основных показателей деятельности Отделения Пенсионного фонда по Оренбургской области отражает рост общей величины доходов и расходов. Причем темпы роста расходов превышают темпы роста доходов. Наблюдается ежегодное превышение расходов над доходами в 1,19 раз в 2008 г. и 1,66 раз в 2010 г. Следовательно, бюджет УПФР дефицитный.
Суммы начисленных пенсий, пособий и иных выплат в абсолютном выражении растут из года в год, но наблюдается снижение темпов их роста. Это связано с ростом числа пенсионеров, с одной стороны, и повышением пенсий и других выплат за счет средств Пенсионного фонда, с другой стороны. Об этом свидетельствует тот факт, что численность пенсионеров выросла на 2,66% в 2009 г. и 4,71% в 2010 г., а сумма выплат выросла на 32,8% в 2009 г. и 26,97% в 2010 г.
Увеличивается объем работы УПФР в связи с ростом числа пенсионеров, граждан, получающих пособия и другие выплаты за счет средств УПФР, пересчетом пений и пособий, а также в связи с увеличением общего числа обращений граждан с заявлениями – на 45,35% в 2008 г. и 271,6% в 2010 г.
Наиболее детальное
К основным характеристикам бюджета Отделения Пенсионного фонда по Оренбургской области относятся общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета и дефицит/профицит бюджета.
Средства УПФР формируются за счёт:
- страховых взносов,
- страховых взносов,
- страховых взносов в виде фиксированного платежа;
- мобилизации просроченной задолженности;
- доходов от инвестирования
средств, поступивших на
- других, не запрещаемых законодательством источников.
Анализ доходов и расходов бюджета Отделения Пенсионного фонда по Оренбургской области выполняется на основе данных, которые сведены в таблицу 7 и отображены на рисунке 4.
Рисунок 4 – Доходы и расходы Отделения Пенсионного фонда по Оренбургской области в 2008-2010 гг.
Сумма полученных доходов в 2009 году увеличилась на 425,1 млн. руб., или 19,68%, в 2010 году увеличение составило на 12,2 млн. руб., или 0,47%. Общее увеличение за три анализируемых года составило 437,3 млн. рублей, или 20,24%. Основным фактором, который повлиял на увеличение поступлений – это страховые взносы, которые составляли в 2008 году 2158,5 млн. рублей, к концу 2009 года увеличились на 423,1 млн. рублей и составили 2581,6 млн. рублей. Однако в 2010 году произошло уменьшение данного показателя на 10,3 млн. рублей, и составили 2571,3 млн. рублей. Общее изменение за три года составило 412,8 млн. рублей в сторону увеличения. Удельный вес страховых взносов в общей сумме доходов меняется незначительно и имеет тенденции к снижению в общем за три исследуемых года на 0,93. Недоимки, пени, штрафы выросли с 0,07% до 1%. Страховые взносы за работающих граждан образуют доходы Пенсионного фонда за соответствующий год. Рост доходов ОПФР отражает рост средней заработной платы в городе и делает возможным увеличение страховой части пенсии сегодняшним пенсионерам. Однако за 2008-2009 год размер средней заработной платы снизился в связи с экономическим кризисом, о чем свидетельствует снижение почти на 1% доли страховых взносов в общем объеме доходов.
Расходы Отделения Пенсионного фонда по Оренбургской области за период 2008-2010 годы увеличились на 1748,89 млн. рублей. Основным показателем, который повлиял на сумму расходов, является выплата пенсий и пособий. Сумма выплат за 2008-2010 годы изменилась в сторону увеличения на 851,97 тыс. рублей, удельный вес не изменился и составил 98,72%. За 2008-2010 годы удельный вес выплат от общей суммы расходов увеличился на 0,04 %, сумма увеличилась на 876,12 млн. руб. Данная динамика роста суммы выплат говорит о том, что растет количество людей, получающих пенсию, а также растет сумма самой пенсии. Незначительную долю от общей суммы расходов составляют финансовое и материально- техническое обеспечение текущей деятельности. Сумма данного показателя за 2008-2010 год изменилась в сторону увеличения на 11,07 млн. руб., а концу 2010 года сумма стала 53,7 млн. рублей, что на 20,8 млн. руб. больше, чем в 2008 году.
Рост расходов отражает последствия проведения реформ в области пенсионной политики и пенсионного обеспечения в России, однако разница суммы доходов и расходов довольно значительная, в 2010 году она составила 1,66, что говорит о дефиците источников покрытия расходов.
На территории Оренбургской области зарегистрированы плательщики отчислений на социальное страхование. В 2008 году общее количество страхователей составило 13837, к концу 2010 года оно составило 14152 человек. Из числа страхователей удельный вес юридических лиц в 2008 году составил 29,23, а в 2010 году – 12,68. Удельный вес физических лиц в 2008 году составил 12,89, в 2010 году – 12,68. Удельный вес страхователей фиксированного платежа составил в 2008 году 57,88, в 2010 году – 59,71. По всем остальным страхователям наблюдается изменение в сторону уменьшения.
По остальным показателям наблюдается также прирост. Изменения количества заявлений о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании) за период 2008-2010 годы увеличилось на 54 единицы в общем, тогда как за период 2009-2010 год наблюдалось снижение на 15 единиц. Количество заявлений о переходе из ПФР в негосударственный пенсионный фонд, осуществляющей обязательное пенсионное страхование к 2010 году увеличилось на 76 единиц и составило 100 единиц, основное увеличение произошло за период 2009-2010 годы. Анализ показателей количества заявлений показывает о том, что за 2009-2010 годы население начинает больше заботиться о своем благополучии в старости. Данное решение граждан может быть обусловлено реформированием пенсионной системы Российской Федерации. В результате выше сказанного, можно сделать следующий вывод.
Сегодня Отделение Пенсионного фонда РФ по Оренбургской области – это:
- установление и бесперебойной выплаты пенсий 577 000 пенсионеров;
- назначение и реализация
- назначение и реализация
- персонифицированный учет
- формирование и инвестирование средств пенсионных накоплений 800 000 человек, у которых формируется накопительная часть трудовой пенсии;
- администрирование страховых
взносов на обязательное
- выдача 45 000 сертификатов на получение материнского (семейного) капитала и выплата средств материнского капитала;
- реализация Программы
Таким образом, отметим, что в структуре расходов бюджета Пенсионного фонда России преобладают расходы на выплату трудовой пенсии (80%), социальные пенсии (10%), пенсии пенсионерам, досрочно вышедшим на пенсию (8%), пенсии пенсионерам за пределами России (2%). В целом работу ГУ ОПФР по Оренбургской области можно считать успешной: идет плановое выполнение всех федеральных программ и законом, ведется активная работа с населением по консультированию и информированию по пенсионному страхованию граждан, средний размер пенсии, социальных выплат, а также показатели доходов по взносам на обязательное пенсионной страхование увеличивается.
2.3 Проблемы построения российской пенсионной системы
Проведённое исследование показало,
что в сегодняшней системе
пенсионного обеспечения
- во-первых, низкая ожидаемая продолжительность жизни, особенно у мужчин приведет к тому, что часть застрахованных лиц не доживет до момента назначения пенсии и не сможет воспользоваться своими пенсионными правами. Период получения пенсии у мужчин в России после достижения 60 лет ниже, чем в любой стране ОЭСР после 65 лет, а из мужчин, которым в настоящее время 20 лет, до 60 лет доживут лишь 60 % (т.е. умрут - 40%), а в течение последующих 5 лет из оставшихся 60-летних мужчин умрут еще 20%.
Таким образом, до 65-летнего возраста получения трудовой пенсии смогут дожить лишь 4 из 10, т.е. значительно меньше, чем установлено нормами Международной организации труда для всеобщих (национальных) пенсионных систем. Следовательно, большинство населения будет лишено права получения своего страхового обеспечения, гарантированного Конституцией Российской Федерации и международными конвенциями о социальном обеспечении.