Пенсионное обеспечение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:11, дипломная работа

Описание

Целью дипломного исследования является выявление особенностей развития пенсионного обеспечением в Российской Федерации и разработка практических предложений по повышению его эффективности.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- изучить исторический аспект развития пенсионного обеспечение в России;
- рассмотреть правовые основы и механизм формирования и использования денежных средств Пенсионного фонда РФ;
- проанализировать формирование и использование финансовых ресурсов Пенсионного фонда РФ за 2008-2011 годы;
- рассмотреть механизм организации пенсионного обеспечения в Оренбургской области.
- ознакомиться с основными направлениями пенсионной реформы в России.

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 664.29 Кб (Скачать документ)

Менее критично положение  с женским населением страны: из числа 20-летних женщин до 60 лет доживут 85,6% (т.е. умрут 14,4%), и в течение  последующих 5 лет из оставшихся 60-летних женщин умрут еще 7%. Поэтому можно  сделать вывод, что по демографическим  характеристикам увеличение возраста для женщин в принципе возможно, однако, с позиций макроэкономических и социально-трудовых параметров этот процесс должен быть актуарно просчитан  и обоснован.

По прогнозам, разработанным  на основе параметров, установленных  Концепцией демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, одобренной Распоряжением  Правительства Российской Федерации  от 24.09.2001 г. № 1270-р, 60-летние мужчины  достигнут текущей ожидаемой  продолжительности жизни в странах  ОЭСР для 65-летних мужчин не ранее 2030-х г.г. Только тогда повышение пенсионного возраста станет экономически и социально оправданным, поскольку они смогут использовать свои пенсионные права. Для женщин это возможно сделать несколько ранее.

- во-вторых, высокий уровень инвалидизации населения при повышении общеустановленного пенсионного возраста вызовет резкий скачок числа получателей пенсий по инвалидности. 6% новых назначений трудовых пенсий по старости составляют инвалиды – это тот минимум получателей, которые при повышении пенсионного возраста будут обращаться за назначением пенсий по инвалидности.

- в-третьих, по расчетам, в России, также как и на Западе, незначительный (до 10-13% расходов на выплату трудовых пенсий) экономический эффект от повышения пенсионного возраста может наблюдаться лишь в первые 10-15 лет реформы (в зависимости от варианта повышения возраста), после чего пенсионная система начнет нести все возрастающие дополнительные расходы. Эти выводы подтверждаются опытом Германии, Польши и др. европейских стран, повысивших пенсионный возраст.

Дополнительные расходы  ПФР, связанные с повышением пенсионного  возраста, которые возникают, начиная  с 2020-х г.г., и к 2050 г. достигают 55% расходов на страховую часть пенсии, связаны  как с сокращением ожидаемой  продолжительности периода выплаты  пенсии (знаменателя пенсионной формулы), так и с дополнительным накоплением  пенсионных прав за увеличенный период страхового стажа.

- в-четвертых, повышение пенсионного возраста в российских условиях может повлечь за собой рост безработицы среди молодежи, поскольку пожилые люди будут дольше занимать рабочие места по причине более высокой конкурентоспособности, чем молодые. Другим следствием этого процесса будет сокращение продолжительности страхового стажа и, как следствие, снижение размеров пенсий у младшего поколения из-за более позднего вступления в трудовые отношения. Помимо объективных демографических факторов повышение пенсионного возраста лимитируется для нашей страны и в силу особенностей пенсионной системы.

Главным вызовом и трудноразрешимой проблемой для российской пенсионной системы является деформация структуры  расходов бюджета Пенсионного фонда  Российской Федерации, вследствие значительного  количества пенсий, назначающихся до наступления общеустановленного пенсионного  возраста.

Правовой институт досрочных пенсий, связан с утратой профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста (мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет) вследствие длительного неблагоприятного воздействия на организм человека:

- вредных, тяжелых и опасных условий труда;

- различного рода факторов производственной среды, связанных с постоянной повышенной эмоциональной и психологической нагрузкой и высокой степенью ответственности за результаты труда (отдельные категории медицинских, педагогических и творческих работников);

- медико-биологических и социальных особенностей развития и региональных условий проживания (многодетные матери, родители детей-инвалидов, инвалиды вследствие военной травмы, инвалиды по зрению, лилипуты, диспропорциональные карлики, лица, длительное время проработавшие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).

Численность получателей  досрочных пенсий в настоящее  время достигла 34% от числа пенсионеров  по старости (10,5 млн. чел.) и продолжает расти, увеличивая нестраховое бремя  расходов ПФР.

Форма собственности предприятий, на которых работают указанные лица, в ходе рыночных преобразований изменилась с государственной на частную (или  смешанную), но льготы по выходу на пенсию сохранились за счет государства, а  не собственника. В результате государство  фактически субсидирует новым собственникам  привлечение работников в неблагоприятные  производственно-технологические и  климатические условия.

Наличие огромного числа  получателей досрочных (льготных) пенсий по условиям труда, факторам производственной среды, медико-биологическим и социальным особенностям развития и региональным условиям проживания усугубляется большим  объемом накопленных, в силу ранее  действовавшего законодательства, «нестраховых»  государственных обязательств, которые  в рыночных условиях не обеспечены адекватными страховыми источниками  финансирования.

В целом в настоящее  время 44,3% (15,8 млн. чел.) получателей  трудовых пенсий составляют лица, на назначение пенсий которым пенсионный возраст  не влияет, включая: 10,5 млн. чел. – получатели досрочных пенсий по старости (в том числе работники, занятые на работах с тяжелыми и опасными условиями труда – 2,7 млн. чел.; лица, работавшие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях – 2,5 млн.чел.; работники, занятые на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах – 1,98 млн. чел.), а также 3,9 млн. чел. – получатели пенсий по инвалидности и 1,7 млн. чел. – получатели пенсий по случаю потери кормильца.

В структуре новых назначений трудовых пенсий перечисленные категории  получателей составляют примерно столько  же - 42,5%. При этом более 73% получателей  досрочных пенсий по старости, не достигших  общеустановленного пенсионного возраста, продолжают работать, причем на тех же рабочих местах. А из пенсионеров-угольщиков на тех же рабочих местах продолжают работать более 66%.

Кроме того, необходимо учитывать, что с 01.01.2010 г. в Российской Федерации  действует эквивалентная формула исчисления размера трудовой пенсии, не применяемая в странах, принявших решение об увеличении пенсионного возраста.

Данная формула основана на принципе прямого, ничем не ограниченного  роста пенсионных обязательств перед  застрахованным лицом, исходя из объема уплаченных за него страховых взносов  в ПФР. Это, по своей сути, аналог банковского депозита – сколько  страховых взносов перевел работодатель на индивидуальный счет работника в  ПФР, столько затем работник при  наступлении пенсионного возраста получает с этого счета в виде пенсии.

То есть, чем больше период и объем страховых отчислений, тем больше размер обязательств ПФР  перед будущими пенсионерами. При  сокращении числа работников, за которых  уплачиваются страховые взносы, ПФР  не будет располагать необходимыми доходными источниками для исполнения возросших обязательств перед предыдущим (более многочисленным) поколением.

В условиях применения эквивалентной  пенсионной формулы меры по повышению  возрастной границы выхода на пенсию не только не принесут в долгосрочной перспективе существенной экономии средств на выплату пенсий, а как  уже отмечалось, еще более усугубят дефицит ПФР.

Негативное влияние демографической  ситуации и недостатков пенсионной системы усугубляется неблагоприятной  макроэкономической ситуацией: важнейшие  для развития пенсионной системы  макропараметры не достигнуты. Самый  главный из них - доля фонда заработной платы в ВВП - остается на уровне 23-25% (в 2000 г. она составляла 19% и лишь в 2010 г. возросла до 27%).

Тем не менее, комплекс мероприятий, предусмотренных пенсионной реформой 2010 г. в рамках реализации базовых  страховых принципов, не мог решить главную проблему современной пенсионной системы - обеспечение долгосрочной финансовой устойчивости и преодоление  актуарного дефицита  бюджета ПФР. Размер дефицита бюджета ПФР составлял в 2010 г. - 1166 млрд. руб., в 2020 г. - свыше 1850 млрд. руб., в 2030 г. - почти 3350 млрд. руб., в 2040 г. - без малого 6,1 трлн. руб., в 2050 г. - 11,3 трлн. руб. в номинальном выражении.

Следует обратить внимание на то, что, несмотря на абсолютное увеличение данного дефицита более чем в 10 раз за весь прогнозный период, его  доля в ВВП сохраняется практически  на одном уровне (1,5-1,8%) за исключением 2010 г. (по причине пониженного тарифа страховых взносов): 2010 г. - 2,7%, 2020 г. - 1,8%, 2030 г. - 1,5%, 2040 г. - 1,4%, 2050 г. - 1,5%.

Таким образом, можно сделать  следующий вывод, что при стабильном тарифе взносов 26% ежегодно будет индексироваться предельный «потолок» базы его начисления.

Не менее наглядным  показателем устойчивости актуарного дефицита ПФР в рамках действующих условий является доля дефицита в общих расходах бюджета ПФР (включая отчисления на пенсионные накопления застрахованных лиц), который в течение всего периода начиная с 2011 г. не превышает 15-18%.[25]

В соответствии с действующим  законодательным положением о субсидиарной ответственности федерального бюджета  за выполнение государственных пенсионных обязательств этот дефицит полностью  возмещается из общеналоговых поступлений  федерального бюджета.

Решение задачи сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации не может быть осуществлено без перераспределения государственных  доходов в целях оказания существенной финансовой помощи Пенсионному фонду Российской Федерации за счет федерального бюджета. Правительству необходимо найти дополнительные финансовые ресурсы.

Рассматривая проблемы  ПФР, следует исходить из того, две  главные проблемы – это дефицит  бюджета ПФР и снижение среднего коэффициента замещения пенсий утраченного  заработка – не могут быть полностью  урегулированы внутри пенсионной системы  без участия государства, т.к. являются производными от макроэкономической и  демографической ситуации в стране.[26]

Таким образом, в ответ  на глобальные демографические вызовы развитые зарубежные пенсионные системы  осуществили параметрические реформы. Однако российская пенсионная система  по причине объективных особенностей демографического и макроэкономического  характера, а также огромного  груза накопленных пенсионных обязательств советского периода должна реализовать  уникальный комплекс мероприятий, который  выходит далеко за пределы зарубежного  опыта повышения пенсионного  возраста или внедрения накопительного компонента. В ответ на демографические  вызовы в отечественной пенсионной системе осуществлена социально-страховая  пенсионная реформа, в ходе которой  последовательно реализуются базовые  принципы социального страхования.

 

 

 3 Совершенствование пенсионной системы Российской Федерации

3.1 Направления совершенствования системы пенсионного обеспечения РФ

На  экономическую стабильность и социальную эффективность пенсионной системы  оказывают влияние как долгосрочные (демографические процессы и макроэкономические тенденции), так и краткосрочные (субъективные политические решения  и микроэкономические условия) факторы. Все это, в свою очередь, требует обновления базовых принципов и порядка правовых, экономических и организационных взаимоотношений между страхователями, страховщиком и застрахованными гражданами.[26] В случае изменения одного или нескольких указанных факторов необходимо вносить адекватные коррективы в действующую пенсионную систему.

Учитывая выделенные государственным  бюджетом РФ финансовые ресурсы, был  выработан комплекс мероприятий  развития пенсионной системы, закрепленный в федеральных законах №212-ФЗ и №213-Ф3, реализация которых осуществляется уже с 2010 г.

Все мероприятия  были  сгруппированы по следующим направлениям:

1) дополнительное повышение  (валоризация) пенсионных прав, приобретенных  до реформы 2002 г. 

С 1 января 2010 г. пенсионные права, приобретенные до 2002 г., были проиндексированы на 10% плюс 1% дополнительной индексации за каждый год стажа, заработанный до 1991 г.

Данная мера затронула 98% нынешних получателей пенсии. В рамках подготовки к валоризации был  осуществлен мониторинг 35 млн. пенсионных дел. При этом 11,6 млн. пенсионерам  был уточнен стаж.

2) администрирование страховых взносов с отменой ЕСН. Единая ставка страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составила 26% (в 2010 г. - 20%).

3) базовая часть трудовой пенсии трансформировалась в фиксированный базовый размер (далее ФБР) страховой части трудовой пенсии.

После завершения переходного  периода (начиная с 2015 г.) предусмотрено  установление ФБР страховой части  трудовой пенсии по старости в зависимости  от продолжительности страхового стажа  в момент ее назначения, в том  числе ее повышение за каждый год  стажа сверх требуемого.[27]

Жесткая зависимость ФБР  страховой части трудовой пенсии по старости от продолжительности страхового стажа осуществляется путем снижения ФБР на 3% за каждый полный год, недостающий  до 30 лет, и повышения на 6% за каждый полный год, превосходящий 30 лет.

С 1 января 2015 г. страховой  стаж, при отсутствии которого уменьшается/увеличивается  сумма фиксированного базового размера, устанавливается равным 9 лет и  увеличивается ежегодно на 1 год  до достижения 30 лет;

4) законодательно был  установлен минимальный уровень  материального обеспечения, который  с учетом пенсии и иных мер  социальной поддержки обеспечивал  пенсионеру прожиточный минимум  в регионе (с 1 января 2010 г.) путем  введения социальных доплат к  пенсии.

По состоянию на 1 марта 2010 г., социальная доплата была установлена  более чем 5,2 млн. чел., в том числе  федеральная социальная доплата  была установлена 2 млн. 446 тыс. чел. в 66 субъектах Федерации, а региональная социальная доплата в 18 субъектах  для 2 млн. 752 тыс. человек.[28]

В результате уже в 2010 г. средний  размер трудовой пенсии была повышен  в 1,46 раза, средний размер трудовой пенсии по старости достигла 8000 руб., включая  среднюю прибавку от валоризации  свыше 1000 руб.

Информация о работе Пенсионное обеспечение