Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:11, дипломная работа
Целью дипломного исследования является выявление особенностей развития пенсионного обеспечением в Российской Федерации и разработка практических предложений по повышению его эффективности.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- изучить исторический аспект развития пенсионного обеспечение в России;
- рассмотреть правовые основы и механизм формирования и использования денежных средств Пенсионного фонда РФ;
- проанализировать формирование и использование финансовых ресурсов Пенсионного фонда РФ за 2008-2011 годы;
- рассмотреть механизм организации пенсионного обеспечения в Оренбургской области.
- ознакомиться с основными направлениями пенсионной реформы в России.
Принятые меры позволили
не только поддерживать, но и постепенно
повысить уровень материального
обеспечения пенсионеров в
5) Начиная с 2013 г. и
до 2037 г. необходимо полностью
освободить распределительную
Финансирование уже
Для выплаты пенсий лицам, имеющим на 01.01.2013 специальный стаж (независимо от его продолжительности), необходимо ежегодно устанавливать в распределительную систему дополнительный тариф (сверх общего тарифа страховых взносов), обязательный для всех работодателей.
По оценкам, в 2013 г. дополнительный тариф составит 0,5%, в 2017 г. достигнет своего максимума (1,5%) и будет сохраняться на этом уровне до 2023 г., после чего постепенно снизится, поскольку к 2037 г. последний досрочно вышедший на пенсию представитель этой группы достигнет общеустановленного пенсионного возраста.[29]
Для лиц, не имеющих на 01.01.2013 специального стажа, финансирование досрочных пенсий до достижения общеустановленного пенсионного возраста будет осуществляться работодателем через уплату страховых взносов в Профессиональную пенсионную систему (далее ППС).
По предварительным оценкам, тарифы в ППС при условии обеспечения их участникам пенсии, адекватной размеру трудовой пенсии по старости, составят:
- для лиц, занятых
на подземных работах, на
- для лиц, занятых
на работах с тяжелыми
Реализация страховых
принципов осложнена не только последствиями
финансового кризиса, но и обязательствами
и проблемами, накапливавшимися в
пенсионной системе на протяжении десятилетии,
поэтому внедрение страховых
принципов в практику функционирования
фонда возможно только в течение
длительного переходного
В целях усиления страховых принципов на следующем этапе пенсионной реформы (не позднее 2013-2015 гг.) необходимо осуществить корректировку современной формулы исчисления пенсии для застрахованных лиц, пенсия которым будет назначаться в 2010-2040 гг. с тем, чтобы начиная с 2040 г. все трудовые пенсии назначались на страховых принципах.
Для этого:
- начиная с 2011
г. при исчислении трудовой
пенсии по старости стал
применяться статистический
- начиная с 2012
г. при назначении трудовой
пенсии по старости ввести
в пенсионную формулу
- начиная с 2040
г. при назначении трудовой
пенсии по старости
Таким образом, можно сделать
следующий вывод, что предложенный
порядок совершенствования
Кроме того по нашему мнению, необходимо предпринять ряд мер, направленных на формирование повышения финансовой грамотности населения, чтобы граждане понимали - ответственность за финансирование своего нетрудоспособного будущего лежит в первую очередь на них самих.[31]
Государство может и должно обеспечить минимальный набор благ, необходимый для жизни, но не стоит безоговорочно рассчитывать, что уровень этого обеспечения будет очень высоким. Пенсия - это в большей мере элемент социальной защиты. Она напрямую связана с экономическим ростом и производительностью труда в стране.
3.2 Основные направления пенсионной реформы России на долгосрочную перспективу
Исходя из прогнозных оценок
макроэкономических параметров развития
нашей страны, принятых в Концепции
долгосрочного социально-
При этом темпы роста расходных
обязательств федерального бюджета
на покрытие дефицита пенсионной системы
вплоть до середины 2020-х гг. будут
опережать темпы роста
В долгосрочной перспективе
при сохранении условий формирования
пенсионных прав (начисления страховых
взносов) объем средств, поступающих
в систему обязательного
Разница в динамике показателей объясняется постоянным увеличением до середины 2020-х гг. части страховых взносов, отвлекаемых на накопительную часть трудовой пенсии лиц моложе 1967 года рождения, доля которых к этой дате достигнет 100% застрахованных лиц трудоспособного возраста.
Ответственность государственного бюджета по финансированию базовой части трудовой пенсии для поддержания в долгосрочной перспективе среднего размера социальной пенсии на уровне ПМП в Российской Федерации, достигнутого к 2010 г., и соответствующего повышения размеров базовых частей трудовых пенсий сократится с 8,7% фонда оплаты труда в 2010 г. до 2,1% в 2050 г., т.е. более чем в 4 раза.
Государственные обязательства по финансированию страховой части трудовой пенсии будут увеличиваться, опережая рост доходов ПФР, исходя из взносов на страховую часть трудовых пенсий и темпов роста заработной платы. Однако суммы текущих поступлений в бюджет ПФР, по актуарным расчетам, будут сокращаться по причине планируемого уменьшения численности занятых трудовой деятельностью. Возникающую разницу придется полностью покрывать за счет средств федерального бюджета во всевозрастающем размере: с 1,5% фонда оплаты труда в 2010 г. до 4,1% к 2022 г.
В результате этой тенденции к 2050 г. финансирование пенсионной системы почти полностью отойдет от страховых принципов, так как 3/4 доходов будут составлять не страховые поступления, а средства федерального бюджета. При этом доля расходов бюджета на финансирование пенсионной системы, включая накопительную составляющую, сократится с 8,2% ВВП (в том числе на выплату пенсий – 5,5% ВВП) в 2010 г. до 2,1% ВВП в 2050 г., что недопустимо низко для мировой практики пенсионного страхования.
Необходимо отметить еще одну тенденцию, обусловленную действующим механизмом индексации пенсионных прав: отставание индекса роста доходов ПФР в расчете на 1 пенсионера от темпов роста среднемесячной заработной платы в стране. Так, только за период 2002–2007 гг. накопленное отставание превысило 1,5 раза. Данная тенденция резко усиливается в условиях финансового кризиса.[33]
Кроме того, начиная с 2012 г. основным факторами снижения темпов роста доходов ПФР в расчете на 1 пенсионера станут не повышение пенсионной нагрузки на трудоспособное население (рост числа пенсионеров по отношению к числу наемных работников в 1,72 раза за период 2010–2050 гг.) и не увеличение объема страховых взносов, отвлекаемых на формирование пенсионных накоплений лиц 1967 года рождения и моложе (в 2 раза за период 2010–2025 гг.), а более чем 25-кратное снижение эффективного тарифа страховых взносов (по причине роста заработной платы и сохранения регрессивной шкалы).
Из-за отставания темпов роста доходов ПФР в расчете на 1 пенсионера по отношению к индексу роста цен проиндексировать страховую часть пенсии по этому показателю начиная с середины 2011-х гг. можно будет не чаще 1 раза в год.
Сокращение доходных источников бюджета ПФР в действующей пенсионной системе ведет к увеличению масштабов проблемы, связанной с сохранением пенсионных прав застрахованных лиц, которые отражаются в коэффициенте замещения: к 2050 г. он снизится до 3,4% против 25,6% в 2010 г. Это означает, что при сохранении условий формирования пенсионных прав застрахованных лиц не обеспечивается главный принцип обязательного пенсионного страхования – государственная гарантия пенсионных прав застрахованных лиц, нивелируются права лиц, имеющих различные объемы расчетного пенсионного капитала, усиливается неравенство по уровню жизни между работающим и нетрудоспособным населением.
Следующий макроэкономический фактор, оказывающий негативное воздействие на пенсионную систему, – планируемое сокращение численности лиц, работающих по найму: с 48,5 млн. – в 2010 г. до 39,1 млн. человек – в 2050 г. В то же время численность получателей трудовой пенсии за этот же период, напротив, увеличится с 37,3 млн. до 51,7 млн. человек. Таким образом, пенсионная нагрузка возрастет с 0,77 до 1,32, т.е. в 1,7 раза.
В практике западных стран
для сохранения пенсионных прав застрахованных
лиц в условиях негативного воздействия
демографических и
Однако, как показывают долгосрочные актуарные расчеты, объем средств, направляемых на накопление, с учетом ожидаемых параметров развития экономики и доходности финансового рынка в условиях нашей страны недостаточен даже для сохранения накопленного пенсионного капитала и поддерживания заданного целевого уровня замещения утраченного заработка.
Актуарные расчеты подтверждают, что накопительная составляющая трудовой пенсии не окажет позитивного влияния на показатели пенсионной системы по крайней мере до 2027 г., когда установленного пенсионного возраста достигнет поколение 1967 года рождения и моложе, полностью подпадающее под действие пенсионной модели, введенной в 2002 г.
Даже к 2050 г. доля накопительной части в общем размере трудовой пенсии по старости не превысит 15%. Средний размер накопительной части при этом составит менее 1% среднемесячной начисленной заработной платы, т.е. в 10 раз ниже установленного тарифа на накопление даже с учетом реальной доходности 4%. В целях усиления страховых принципов на следующем этапе пенсионной реформы (не позднее 2013-2015 гг.) необходимо осуществить корректировку современной формулы исчисления пенсии для застрахованных лиц, пенсия которым будет назначаться в 2010-2040 гг. с тем, чтобы начиная с 2040 г. все трудовые пенсии назначались на страховых принципах. [34]
Таким образом, можно сделать следующий вывод, что предложенный порядок совершенствования пенсионной формулы исчисления трудовой пенсии не грозит «шоковой терапией» и резко повысит заинтересованность застрахованных лиц в активном формировании своих пенсионных прав.
Кроме того по нашему мнению, необходимо предпринять ряд мер, направленных на формирование повышения финансовой грамотности населения, чтобы граждане понимали - ответственность за финансирование своего нетрудоспособного будущего лежит в первую очередь на них самих.
Таким образом, актуарный прогноз показывает углубление негативных тенденций, которые без реализации мер государственного регулирования макроэкономической ситуации не позволят стабилизировать финансовое положение пенсионной системы, необходимое для приведения ее в соответствие страховым принципам. Обеспечить существенное повышение жизненного уровня пенсионеров в этих условиях можно будет лишь при постоянном увеличении ассигнований из федерального бюджета.
Заключение
В процессе исследования развития пенсионного обеспечения в РФ, проблем и путей его совершенствования удалось рассмотреть и изучить основные моменты действующего пенсионного законодательства.
В данном исследовании освещена история
формирования пенсионной системы в
России, рассмотрены основные этапы становления
и реформирования пенсионного обеспечения
в России, социально-экономическая сущность
Пенсионного фонда РФ. Рассмотрен зарубежный
опыт эволюции пенсионных систем, и дана
сравнительная характеристика построения
пенсионного обеспечения. В Европе, на
наш взгляд, наиболее удачной представляется
пенсионная система Великобритании. Это
стало возможным благодаря разумному
использованию имеющихся национальных
ресурсов, взвешенному решению острых
бюджетных проблем с учетом нарастающих
социально демографических трудностей.
Именно в Англии достигнут самый высокий
уровень жизни пенсионеров. Американский
опыт дает основание считать, что в США
наиболее рационально использованы возможности
государственно-