Пенсионное обеспечение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:11, дипломная работа

Описание

Целью дипломного исследования является выявление особенностей развития пенсионного обеспечением в Российской Федерации и разработка практических предложений по повышению его эффективности.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- изучить исторический аспект развития пенсионного обеспечение в России;
- рассмотреть правовые основы и механизм формирования и использования денежных средств Пенсионного фонда РФ;
- проанализировать формирование и использование финансовых ресурсов Пенсионного фонда РФ за 2008-2011 годы;
- рассмотреть механизм организации пенсионного обеспечения в Оренбургской области.
- ознакомиться с основными направлениями пенсионной реформы в России.

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 664.29 Кб (Скачать документ)

Многие страны вообще демонстрируют  не прирост, а убыль населения: Германия (-0,06%), Чехия (-0,11%), Япония (-0,24%), Россия (-0,47%).

Все вышеуказанные обстоятельства приведут к тому, что новые поколения уже физически будут не в состоянии поддерживать «солидарность поколений» и выплачивать пенсию своим предшественникам, при этом все перспективнее выглядит накопительная модель пенсионного обеспечения.

 

 

 

 

2 Анализ современного состояния российской системы пенсионного обеспечения

2.1 Анализ доходной  и расходной части бюджета  Пенсионного фонда Российской  Федерации  за 2008 - 2011 год

Пенсионный фонд, как и все другие внебюджетные фонды, является участником бюджетного процесса. Особенности формирования бюджета фонда обусловлены его спецификой и заключаются в следующем.

Доходная часть бюджета  Пенсионного фонда РФ за период 2008-2010 годы была  сформирована в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, действующими нормами Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об  обязательном пенсионном страховании  в Российской Федерации», Федерального закона от 27 ноября 2001 г. N 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской  авиации», а также с учетом вступления в силу Федеральных законов от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную  часть трудовой пенсии и государственной  поддержке формирования пенсионных накоплений» и от 30 апреля 2008 г. N 55-ФЗ «О внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации  в связи с принятием Федерального закона «О дополнительных страховых  взносах на накопительную часть  трудовой пенсии и государственной  поддержке формирования пенсионных накоплений».

Расчет поступлений страховых  взносов на обязательное пенсионное страхование был осуществлен  исходя из прогноза Минэкономразвития  России по фонду заработной платы  на 2009 год в сумме 12888 млрд. руб., на 2010 год - в сумме 15200 млрд. руб., на 2011 год - в сумме 13048 млрд. рублей.

Рассмотрим динамику исполнения доходной части бюджета ПФРФ начиная с 2008 по 2011 год в таблице 1.

Таблица 1 - Показатели исполнения бюджета Пенсионного фонда РФ по доходам за период 2008-2010 годы 

                                                                                        В миллиардах рублей

Показатель

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

Утвер.

Испол.

Утвер.

 Испол.

Утвер.

Утвер.

Доходы бюджета Пенсионного  фонда, всего 

 

 

2 621,8

 

 

2 730,1

 

 

3 282,5

 

 

3 222,6

 

 

4680,04

 

 

5 137 ,3


 

На основании данных таблицы 1 рассмотрим динамику по   исполнению доходной части бюджета Пенсионного фонда РФ, которая представлена на рисунке 1.

 

 

Рисунок  1 - Динамика формирования доходов Пенсионного фонда РФ

 

На основании данных таблицы 1 и рисунка 1, можно отметить, что анализ динамики формирования доходов Пенсионного фонда с точки зрения абсолютных изменений показывает, что в 2008 году поступления в ПФРФ составили 2 730,1 млрд. руб., в относительных изменениях  на 104,1%, а в 2009 году – 3 222,6  млрд. руб., что на  492,5 млрд. руб.  больше чем в 2008 году, в относительных изменениях  на 98,2%. В 2010 году поступления составили 4680,04 млрд. руб., что на 1457,8 млрд. руб. больше чем в 2009 году. 

Бюджет Пенсионного фонда  Российской Федерации на 2011 год и  на плановый период 2012 и 2013 годов был  утверждён по доходам  в сумме 5 137,3 млрд. руб., из них 4 718,0 млрд. руб., в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 2 341,7  млрд. руб.,  и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 4 621,69 млрд. руб.  В период с 2008 по 2009 год наблюдается повышение поступлений в ПФРФ, так в 2008 году они составляли  2 730,1 млрд. руб., а в 2009 году – 3 222,6  млрд. руб.,  абсолютное  повышение поступлений доходов составило 492,5 млрд. руб.[13] Анализируя относительное изменение доходов за этот же период, наблюдается незначительный спад, он составляет 18 %. За период с 2009 по 2010 год, при   общем объеме доходов, с точки зрения абсолютных изменений наблюдается повышение поступлений в ПФРФ. Так доходы в 2009 году составляют   3 222,6 млрд. руб., а в 2010 году они составили 4680,04 млрд. руб., абсолютное изменение составили 1457,8 млрд. руб. [14] Анализируя поступления доходов в ПФРФ с точки зрения относительных изменений, также можно наблюдать их повышение в 2010 году, об этом свидетельствуют данные рисунка 1.

Общий объем доходов бюджета  ПФР за 2009 год составил  3 222,6 млрд. руб., из них 2 939,7 млрд. руб. в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии (по распределительной составляющей бюджета). Данные представлены в таблице 2.

Поступление страховых взносов  на обязательное пенсионное страхование  в 2009 году составило 1 261,4 млрд. рублей, в том числе:

- на выплату страховой части трудовой пенсии – 976 677, 5 тыс. рублей, или 99,1% к уровню 2008 года;

- на выплату накопительной части трудовой пенсии – 266,8 млрд. руб., или 106,0% к уровню 2008 года;

- страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в ПФР  на выплату страховой части трудовой пенсии поступили в объеме 14,2 млрд. руб., или на 98,6% больше суммы поступлений 2008 года;

- страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в ПФР на выплату накопительной части трудовой пенсии поступили в объеме 3 512,2 млрд. руб., или на 92,7% больше поступлений 2008 года.

 

Таблица 2 - Показатели формирования доходов Пенсионного фонда за период 2008-2011 годы

В миллиардах рублей

Показатели

2008 г

2009 год

2010 год

2011 год

Доходы всего:

2621,07  

3 222,6

4680,04

5 137 ,3

по распределительной

 составляющей бюджета              

2363,03  

 2 939,7

4263,34

4778,81

по накопительной

составляющей

бюджета              

258,04   

266,80

416,70

485,20

из них:

связанные с уплатой дополнительных        

 страховых взносов  на накопительную часть пенсии

 

 

 

 

-

 

 

 

 

8,46

 

 

 

 

13,10

 

 

 

 

18,24


 

Несмотря на то, что поступления  страховых взносов на страховую  часть трудовой пенсии в 2009 году превысили  оценочные данные (на 56,8 млрд. рублей), снижение их поступления обусловлено  негативным влиянием финансово-экономического кризиса на наполнение бюджета ПФР, в результате чего во втором полугодии 2009 года поступление страховых взносов  на страховую часть трудовой пенсии оказалось ниже уровня 2008 года.[15]

Доходная часть бюджета  ПФР  за период 2010 - 2011 годы была сформирована в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, Федеральным  законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» с учетом изменений, вносимых в связи с принятием Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».[10]

 С 1 января 2010 года был  упразднён единый социальный  налог и введена уплата страховых  взносов в государственные внебюджетные  фонды, в том числе на обязательное  пенсионное страхование на 2010 год  в размере 20%, что соответствует  общему уровню платежа, действующему  в 2005 - 2009 гг. исходя из ставки  единого социального налога в  части, зачисляемой в федеральный  бюджет (6%), и тарифа на обязательное  пенсионное страхование (14%). Отчисления  страховых взносов на накопительную  часть трудовой пенсии за лиц  1967 года рождения и моложе установлены  в размере 6%, что соответствует  действующему уровню.

Одновременно была отменена регрессивная шкала налогообложения  для целей уплаты страховых взносов  и устанавливается предельная величина базы для начисления страховых взносов: в 2011 году в сумме 463 тыс. рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, которая подлежит ежегодной индексации в соответствии с ростом средней заработной платы в Российской Федерации.  С 1 января 2011 года уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование устанавливается в размере 26%, в том числе на накопительную часть трудовой пенсии за лиц 1967 года рождения и моложе - в размере 6 процентов. Предельная величина базы для начисления страховых взносов, установленная на 2011 год в сумме 463 тыс. рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, применяется в расчетах на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов с учетом индексации в соответствии с ростом средней заработной платы в Российской Федерации.[17]

Стоимость страхового года на 2010-2012 годы определена в размере 10392 рубля., в 2011 - 2013 годы определена в  размере 13509,6 рубля исходя из минимального размера оплаты труда в сумме 4330 рублей и установленного тарифа страховых взносов в размере 26 процентов. Поступления дополнительных страховых взносов на накопительную  часть трудовой пенсии и взносов  работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые  взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в ПФР, утверждены были на 2010 год в сумме 5,0 млрд. рублей,  на 2011 год в сумме 7,5 млрд. рублей, на 2012 год - 10,0 млрд. рублей, на 2013 год - 10,0 млрд. рублей.  Поступления взносов  организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов  гражданской авиации, зачисляемые  в Фонд на выплату доплат к пенсии, были утверждены на 2010 год 2,34 млрд. рублей, на 2011 год в сумме 2,6 млрд. рублей, на 2012 год - 2,7 млрд. рублей, на 2013 год - 2,9 млрд. рублей. [18]

Поступление взносов от организаций  угольной промышленности, зачисляемые  в Фонд на выплату доплат к пенсии работникам угольной промышленности, были утверждены на 2010 год в сумме 2,9 млрд. рублей, на 2011 год в сумме 2,1 млрд. рублей, на 2012 год - 2,2 млрд. рублей, на 2013 год - 2,4 млрд. рублей. Данные на 2011 год также наблюдается значительный рост (с точки зрения абсолютных изменений) поступлений в ПФР. В 2011 году поступления в ПФРФ будут  составлять  5 137,3 млрд. руб.  Разница  в сравнении с 2010 годом составляет 457, 2 3 млрд. руб., что в относительном  изменении приравнивается к 9,8 %.

Таким образом, можно сделать  вывод, что в период с 2008 по 2011 года наблюдается неравномерная динамика развития поступлений и формирования доходов в ПФРФ. В результате проведенного анализа исполнения бюджета  Пенсионного фонда РФ  по доходам  можно сделать следующие выводы, анализ динамики формирования доходов Пенсионного фонда РФ с точки зрения абсолютных изменений показывает, что поступления ПФР увеличились с 2730,1 млрд. рублей в 2008 году до 5137,3 млрд. рублей в 2011 году.

Расходная часть бюджета  Пенсионного фонда РФ включает в  себя финансирование мероприятий по управлению процессом государственного пенсионного страхования в России, и прежде всего, средства, аккумулированные в бюджете Пенсионного фонда РФ расходуются на выплату государственных пенсий.

 Реализация взаимоотношений  бюджета ПФР с федеральным  бюджетом и бюджетами субъектов  Российской Федерации в 2009 - 2011 годах включает комплекс мер,  направленных на обеспечение  устойчивого функционирования пенсионной  системы и дальнейшее улучшение  материального положения пенсионеров.

Взаимоотношения бюджета  Фонда с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации строятся в соответствии с законодательством Российской Федерации, существующей нормативной  правовой базой на принципах законности и обоснованности финансовых обязательств по каждому основанию.

Основное направление  расходования средств Пенсионного  фонда РФ – финансирование выплаты  государственных пенсий. Общее число пенсионеров в 2008 году составило - 38,2 млн. чел в 2009 году-38,3 млн. чел,  в 2010 году уже - 38,4 млн. чел., в 2011 году – 38,5 млн. чел.[13]

В долгосрочной перспективе  планируется снижение численности  постоянного населения России к 2015 году оно сократиться на 2,5% (т.е. на 3,5 млн. человек) и составит 144,5 млн. человек. При этом численность населения трудоспособного возраста сократиться на 9,5 млн. чел. и составит в 2015 году 82,4 млн. чел или 56,6% от общей численности населения. Доля же населения старше трудоспособного возрастет к 2015 году до 23,7% против 20,4% в 2009 году. Удельный вес численности пенсионеров в общей численности населения Российской Федерации с 25,3% в 2009 году до 26,66% в 2015 году т.е. почти на 1,4%, нагрузка пенсионной системы на наемных работников будет возрастать к 2015 году на 100 получателей трудовых пенсий будет приходиться 124 наемных работника, тогда как в 2009 -135 человек.[14]

Рассмотрим динамику исполнения расходов ПФР, начиная с 2008 по 2011 годы в таблице 3.

 

Таблица 3 - Показатели исполнения бюджета Пенсионного фонда РФ по расходам за период 2008-2011 годы, млрд. руб.[19]

В миллиардах рублей

Показатель

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

Утвер.

Исполн.

Утвер.

Исполн.

Утвер.

Утвер.

Расходы бюджета Пенсионного  фонда, всего

2113,71

2357,79

3041,48

3008,66

4398,04

4822,3

Информация о работе Пенсионное обеспечение