Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:11, дипломная работа
Целью дипломного исследования является выявление особенностей развития пенсионного обеспечением в Российской Федерации и разработка практических предложений по повышению его эффективности.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- изучить исторический аспект развития пенсионного обеспечение в России;
- рассмотреть правовые основы и механизм формирования и использования денежных средств Пенсионного фонда РФ;
- проанализировать формирование и использование финансовых ресурсов Пенсионного фонда РФ за 2008-2011 годы;
- рассмотреть механизм организации пенсионного обеспечения в Оренбургской области.
- ознакомиться с основными направлениями пенсионной реформы в России.
Многие страны вообще демонстрируют не прирост, а убыль населения: Германия (-0,06%), Чехия (-0,11%), Япония (-0,24%), Россия (-0,47%).
Все вышеуказанные обстоятельства приведут к тому, что новые поколения уже физически будут не в состоянии поддерживать «солидарность поколений» и выплачивать пенсию своим предшественникам, при этом все перспективнее выглядит накопительная модель пенсионного обеспечения.
2 Анализ современного состояния российской системы пенсионного обеспечения
2.1 Анализ доходной и расходной части бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2008 - 2011 год
Пенсионный фонд, как и все другие внебюджетные фонды, является участником бюджетного процесса. Особенности формирования бюджета фонда обусловлены его спецификой и заключаются в следующем.
Доходная часть бюджета
Пенсионного фонда РФ за период 2008-2010
годы была сформирована в соответствии
с Бюджетным кодексом Российской
Федерации, действующими нормами Налогового
кодекса Российской Федерации, Федерального
закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об
обязательном пенсионном страховании
в Российской Федерации», Федерального
закона от 27 ноября 2001 г. N 155-ФЗ «О дополнительном
социальном обеспечении членов летных
экипажей воздушных судов гражданской
авиации», а также с учетом вступления
в силу Федеральных законов от
30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ «О дополнительных
страховых взносах на накопительную
часть трудовой пенсии и государственной
поддержке формирования пенсионных
накоплений» и от 30 апреля 2008 г. N
55-ФЗ «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации
в связи с принятием
Расчет поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование был осуществлен исходя из прогноза Минэкономразвития России по фонду заработной платы на 2009 год в сумме 12888 млрд. руб., на 2010 год - в сумме 15200 млрд. руб., на 2011 год - в сумме 13048 млрд. рублей.
Рассмотрим динамику исполнения доходной части бюджета ПФРФ начиная с 2008 по 2011 год в таблице 1.
Таблица 1 - Показатели исполнения бюджета Пенсионного фонда РФ по доходам за период 2008-2010 годы
Показатель |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год | ||
Утвер. |
Испол. |
Утвер. |
Испол. |
Утвер. |
Утвер. | |
Доходы бюджета Пенсионного фонда, всего |
2 621,8 |
2 730,1 |
3 282,5 |
3 222,6 |
4680,04 |
5 137 ,3 |
На основании данных таблицы 1 рассмотрим динамику по исполнению доходной части бюджета Пенсионного фонда РФ, которая представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Динамика формирования доходов Пенсионного фонда РФ
На основании данных таблицы 1 и рисунка 1, можно отметить, что анализ динамики формирования доходов Пенсионного фонда с точки зрения абсолютных изменений показывает, что в 2008 году поступления в ПФРФ составили 2 730,1 млрд. руб., в относительных изменениях на 104,1%, а в 2009 году – 3 222,6 млрд. руб., что на 492,5 млрд. руб. больше чем в 2008 году, в относительных изменениях на 98,2%. В 2010 году поступления составили 4680,04 млрд. руб., что на 1457,8 млрд. руб. больше чем в 2009 году.
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов был утверждён по доходам в сумме 5 137,3 млрд. руб., из них 4 718,0 млрд. руб., в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 2 341,7 млрд. руб., и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 4 621,69 млрд. руб. В период с 2008 по 2009 год наблюдается повышение поступлений в ПФРФ, так в 2008 году они составляли 2 730,1 млрд. руб., а в 2009 году – 3 222,6 млрд. руб., абсолютное повышение поступлений доходов составило 492,5 млрд. руб.[13] Анализируя относительное изменение доходов за этот же период, наблюдается незначительный спад, он составляет 18 %. За период с 2009 по 2010 год, при общем объеме доходов, с точки зрения абсолютных изменений наблюдается повышение поступлений в ПФРФ. Так доходы в 2009 году составляют 3 222,6 млрд. руб., а в 2010 году они составили 4680,04 млрд. руб., абсолютное изменение составили 1457,8 млрд. руб. [14] Анализируя поступления доходов в ПФРФ с точки зрения относительных изменений, также можно наблюдать их повышение в 2010 году, об этом свидетельствуют данные рисунка 1.
Общий объем доходов бюджета ПФР за 2009 год составил 3 222,6 млрд. руб., из них 2 939,7 млрд. руб. в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии (по распределительной составляющей бюджета). Данные представлены в таблице 2.
Поступление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2009 году составило 1 261,4 млрд. рублей, в том числе:
- на выплату страховой части трудовой пенсии – 976 677, 5 тыс. рублей, или 99,1% к уровню 2008 года;
- на выплату накопительной части трудовой пенсии – 266,8 млрд. руб., или 106,0% к уровню 2008 года;
- страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии поступили в объеме 14,2 млрд. руб., или на 98,6% больше суммы поступлений 2008 года;
- страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в ПФР на выплату накопительной части трудовой пенсии поступили в объеме 3 512,2 млрд. руб., или на 92,7% больше поступлений 2008 года.
Таблица 2 - Показатели формирования доходов Пенсионного фонда за период 2008-2011 годы
В миллиардах рублей
Показатели |
2008 г |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Доходы всего: |
2621,07 |
3 222,6 |
4680,04 |
5 137 ,3 |
по распределительной составляющей бюджета |
2363,03 |
2 939,7 |
4263,34 |
4778,81 |
по накопительной составляющей бюджета |
258,04 |
266,80 |
416,70 |
485,20 |
из них: связанные с уплатой дополнительных страховых взносов на накопительную часть пенсии |
- |
8,46 |
13,10 |
18,24 |
Несмотря на то, что поступления страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии в 2009 году превысили оценочные данные (на 56,8 млрд. рублей), снижение их поступления обусловлено негативным влиянием финансово-экономического кризиса на наполнение бюджета ПФР, в результате чего во втором полугодии 2009 года поступление страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии оказалось ниже уровня 2008 года.[15]
Доходная часть бюджета ПФР за период 2010 - 2011 годы была сформирована в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» с учетом изменений, вносимых в связи с принятием Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».[10]
С 1 января 2010 года был
упразднён единый социальный
налог и введена уплата
Одновременно была отменена регрессивная шкала налогообложения для целей уплаты страховых взносов и устанавливается предельная величина базы для начисления страховых взносов: в 2011 году в сумме 463 тыс. рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, которая подлежит ежегодной индексации в соответствии с ростом средней заработной платы в Российской Федерации. С 1 января 2011 года уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование устанавливается в размере 26%, в том числе на накопительную часть трудовой пенсии за лиц 1967 года рождения и моложе - в размере 6 процентов. Предельная величина базы для начисления страховых взносов, установленная на 2011 год в сумме 463 тыс. рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, применяется в расчетах на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов с учетом индексации в соответствии с ростом средней заработной платы в Российской Федерации.[17]
Стоимость страхового года на 2010-2012 годы определена в размере 10392 рубля., в 2011 - 2013 годы определена в размере 13509,6 рубля исходя из минимального размера оплаты труда в сумме 4330 рублей и установленного тарифа страховых взносов в размере 26 процентов. Поступления дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и взносов работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в ПФР, утверждены были на 2010 год в сумме 5,0 млрд. рублей, на 2011 год в сумме 7,5 млрд. рублей, на 2012 год - 10,0 млрд. рублей, на 2013 год - 10,0 млрд. рублей. Поступления взносов организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, зачисляемые в Фонд на выплату доплат к пенсии, были утверждены на 2010 год 2,34 млрд. рублей, на 2011 год в сумме 2,6 млрд. рублей, на 2012 год - 2,7 млрд. рублей, на 2013 год - 2,9 млрд. рублей. [18]
Поступление взносов от организаций
угольной промышленности, зачисляемые
в Фонд на выплату доплат к пенсии
работникам угольной промышленности,
были утверждены на 2010 год в сумме
2,9 млрд. рублей, на 2011 год в сумме
2,1 млрд. рублей, на 2012 год - 2,2 млрд. рублей,
на 2013 год - 2,4 млрд. рублей. Данные на 2011
год также наблюдается
Таким образом, можно сделать
вывод, что в период с 2008 по 2011 года
наблюдается неравномерная
Расходная часть бюджета
Пенсионного фонда РФ включает в
себя финансирование мероприятий по
управлению процессом государственного
пенсионного страхования в
Реализация взаимоотношений
бюджета ПФР с федеральным
бюджетом и бюджетами
Взаимоотношения бюджета
Фонда с федеральным бюджетом
и бюджетами субъектов
Основное направление расходования средств Пенсионного фонда РФ – финансирование выплаты государственных пенсий. Общее число пенсионеров в 2008 году составило - 38,2 млн. чел в 2009 году-38,3 млн. чел, в 2010 году уже - 38,4 млн. чел., в 2011 году – 38,5 млн. чел.[13]
В долгосрочной перспективе планируется снижение численности постоянного населения России к 2015 году оно сократиться на 2,5% (т.е. на 3,5 млн. человек) и составит 144,5 млн. человек. При этом численность населения трудоспособного возраста сократиться на 9,5 млн. чел. и составит в 2015 году 82,4 млн. чел или 56,6% от общей численности населения. Доля же населения старше трудоспособного возрастет к 2015 году до 23,7% против 20,4% в 2009 году. Удельный вес численности пенсионеров в общей численности населения Российской Федерации с 25,3% в 2009 году до 26,66% в 2015 году т.е. почти на 1,4%, нагрузка пенсионной системы на наемных работников будет возрастать к 2015 году на 100 получателей трудовых пенсий будет приходиться 124 наемных работника, тогда как в 2009 -135 человек.[14]
Рассмотрим динамику исполнения расходов ПФР, начиная с 2008 по 2011 годы в таблице 3.
Таблица 3 - Показатели исполнения бюджета Пенсионного фонда РФ по расходам за период 2008-2011 годы, млрд. руб.[19]
В миллиардах рублей
Показатель |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год | ||
Утвер. |
Исполн. |
Утвер. |
Исполн. |
Утвер. |
Утвер. | |
Расходы бюджета Пенсионного фонда, всего |
2113,71 |
2357,79 |
3041,48 |
3008,66 |
4398,04 |
4822,3 |