Планирование и финансирование расходов бюджетных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:54, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение расходов бюджетных учреждений на примере учреждения здравоохранения, выявление наиболее важных принципов планирования и финансирования в области расходов бюджетных организаций.
Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в данной курсовой работе:
- рассмотреть понятие бюджетного учреждения, его признаки, функции, правовое положение.
- определить основные методы планирования и финансирования бюджетных расходов
- выявить причины реформирования бюджетных учреждений

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 580.00 Кб (Скачать документ)


 

 

Введение

 

          В бюджетную систему государства мобилизуются более  половины финансовых  ресурсов создаваемых в стране. Эти средства в значительной мере проходят по сметам бюджетных организаций. Этим обусловливается большое значение финансов бюджетных организаций в экономике страны.

              Подавляющая часть бюджетных учреждений выполняет различные социальные функции. Поэтому от величины средств, предоставляемых из бюджетной системы этим учреждениям, от эффективности их использования

зависит выполнение социальных задач, стоящих перед обществом.

Тема курсовой работы «Планирование и финансирование расходов бюджетных учреждений на примере государственного бюджетного учреждения «Шадринская центральная районная больница» выбрана не случайно. Актуальность темы определяется тем, что важнейшим условием эффективного функционирования     национальной       экономики      является      рациональное    и  экономное    использование    средств    государственного бюджета, направляемых на содержание отраслей непроизводственной сферы.

Низкая заработная плата работников бюджетных учреждений имеет место быть на протяжении ряда последних лет. Такая ситуация приводит к негативным последствиям в виде оттока молодых специалистов из бюджетных учреждений в коммерческие структуры. Пока ещё бюджетные учреждения держатся на «старых» кадрах, а что будет через несколько лет.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение расходов бюджетных  учреждений на примере учреждения здравоохранения, выявление наиболее важных принципов планирования и финансирования в области расходов бюджетных организаций. 

            Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в данной курсовой работе:

-                                рассмотреть понятие бюджетного учреждения, его признаки, функции, правовое положение.

-                                определить основные методы планирования и финансирования бюджетных расходов

-                                выявить причины реформирования бюджетных учреждений

-                                проанализировать процесс составления сметы расходов и порядок ее исполнения

-                                выявить особенности планирования и финансирования расходов бюджетного учреждения

-                                определить проблемы и перспективы планирования и финансирования расходов бюджетных учреждений

-                                выявить проблемы финансирования учреждений здравоохранения и рассмотреть пути их решения

Объект исследования – финансовые отношения, складывающиеся при финансировании бюджетных учреждений.

Предмет исследования – механизм финансирования и планирования расходов в бюджетных учреждениях.

В ходе написания данной курсовой работы были использованы законодательно-нормативные акты, монографическая литература, периодические издания.

Информационной базой исследования послужили годовые и месячные отчеты об исполнении бюджета, сметы доходов и расходов государственного бюджетного учреждения «Шадринская центральная районная больница» за 2009 - 2011 гг., муниципальный заказ на оказание гарантированной бесплатной медицинской помощи населению муниципального образования на 2009 – 2012 гг., отчет по форме № 62 «Сведения об оказании и финансировании медицинской помощи населению» за 2009 – 2011 гг.

 

 

Глава 1. Теоретические основы планирования и финансирования расходов бюджетной организации

 

1.1 . Понятие бюджетного учреждения, его признаки, функции, правовое положение

 

Бюджетное учреждение - некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.[1]

Исходя из этого, можно сделать вывод, что бюджетным учреждением является учреждение, обладающее в совокупности следующими признаками:

1) созданное органами государственной власти или местного самоуправления;

2) финансируемое за счет средств бюджета либо за счет средств внебюджетного фонда.

Бюджетное учреждение осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности (в обязательном порядке указанным в учредительных документах) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, от выполнения которого оно не вправе отказаться. Финансовое обеспечение выполнения этого задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета.

Сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания бюджетное учреждение вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

Бюджетное учреждение также вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, а также недвижимым имуществом.[2]

              Не смотря на то, что основной целью создания бюджетной организации не является извлечение прибыли, бюджетная организация имеет право заниматься предпринимательской деятельностью, но прибыль, полученная при этом, должна быть использована исключительно для достижения основной цели деятельности. Но здесь есть ограничения, в частности, бюджетное учреждение не имеет права получать кредиты (займы) у кредитных организаций, других юридических, физических лиц, из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

              Основные функции бюджетной организации вытекают из целей её создания - осуществление управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, носящих
общественно-значимый характер.

              Все бюджетные учреждения относятся к категории юридических лиц,
имеющих специальную правоспособность, что предполагает возможность осуществлять только те виды предпринимательской деятельности, которые прямо указаны в законе. Для бюджетных учреждений к таковым
видам предпринимательской деятельности следует отнести сдачу в аренду помещений либо иных объектов основных фондов. Однако не каждая сделка с участием бюджетного учреждения может считаться предпринимательской деятельностью. Например, такой не может считаться договор о продаже с разрешения собственника какого-то объекта имущества, поскольку эта  сделка, как правило, имеет разовый характер.

              В отличие от других типов учреждений, имущество бюджетных учреждений имеет такую имущественную организационную обособленность от казны, которая делает их в большей степени зависимой от
учредителя. Это проявляется при планировании источников финансирования этих учреждений, поскольку в режим сметы доходов и расходов включаются все виды денежных поступлений: финансирование из бюджета и
доходы от не основной деятельности. Так же, как и остальные виды учреждений, бюджетное учреждение не вправе использовать по своему усмотрению денежные средства, иное имущество, переданное учредителем.
Это имущество может использоваться только для реализации целей, поставленных учредителем. В случаях, когда учреждение распорядилось имуществом вопреки воле собственника, оно может быть изъято из чужого
владения, которое признается как незаконное. В качестве способа использования государственного или муниципального имущества бюджетные учреждения чаще всего получают от собственника этого имущества право сдавать его в аренду либо во временное владение, а также получать проценты по остаткам средств на счетах в банках и др.

              Ресурсное обеспечение бюджетных учреждений предполагает использование нескольких каналов. В соответствии с особенностями деятельности бюджетных учреждений существуют свои особенности каждого способа их ресурсного обеспечения: бюджетное финансирование, получение доходов от неосновного для бюджетного учреждения вида деятельности, получение доходов от предпринимательской деятельности (при условии, что эта деятельность является легитимной). Могут
быть еще поступления в виде добровольных взносов, но это редкое явление.

Рассмотрим особенности правового положения бюджетных учреждений. [3]

1. Бюджетное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с положениями Бюджетного Кодекса.

2. Заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств. При нарушении бюджетным учреждением установленного финансовым органом порядка учета бюджетных обязательств санкционирование оплаты денежных обязательств бюджетного учреждения приостанавливается в соответствии с порядком, определенным соответствующим финансовым органом. Нарушение бюджетным учреждением данных требований при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску соответствующего главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.

3. В случае уменьшения бюджетному учреждению главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения бюджетным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, бюджетное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд новых условий по цене и количеству  товаров (работ, услуг) государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров.

Сторона государственного (муниципального) контракта, иного договора вправе потребовать от бюджетного учреждения возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта, иного договора.

4. Субсидии и бюджетные кредиты бюджетным учреждениям не предоставляются. Бюджетное учреждение не имеет права получать и предоставлять кредиты и займы, приобретать ценные бумаги.

5. Бюджетное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика по своим денежным обязательствам. Бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.

6. Бюджетное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

              С января 2011 года были внесены поправки в Бюджетный кодекс. Положения Бюджетного кодекса теперь не распространяются на новые бюджетные учреждения. Везде по тексту Бюджетного кодекса РФ обозначение учреждений заменено с бюджетных на казенные. Это, безусловно, одно из самых серьезных изменений. Например, помимо учета в реестре контрактов, все учреждения давно привыкли фиксировать совершаемые ими небольшие сделки (закупки одноименной продукции до 100 тыс. руб. в один календарный квартал) в реестре закупок, который был пре­дусмотрен в ст. 73 БК РФ. Но с 1 января 2011 года данное положение претерпело изменения и теперь пункт 1 указанной статьи звучит следующим образом: «получатели бюджетных средств обязаны вести реестры закупок». Следовательно, эта норма не распространяется на обновленные бюджетные учреждения, которые уже не отнесены к получателям бюджетных средств (ст. 6 БК РФ). Такие учреждения вправе самостоятельно решать для себя вопрос о продолжении или прекращении ведения подобного внутреннего учета.

              Таким образом, бюджетное учреждение является важным субъектом производственных и финансово-экономических отношений при любой системе хозяйствования и в любой модели государственного устройства. Оно призвано обеспечивать удовлетворение целого ряда общественно значимых потребностей, таких как образование, здравоохранение, научные исследования, социальная защита, культура, государственное управление и другие.

 

1.2. Планирование и финансирование расходов бюджетных учреждений

 

Как уже было определено выше, финансируемые за счет бюджетных средств учреждения на­зываются бюджетными. Выделению средств этим учреждениям предшествует бюджетное планирование.

Основные методы планирования бюджетных расходов:

1) программно-целевой,

2) нормативный.

Программно-целевой метод бюджетного планирования заклю­чается в системном планировании выделений бюджетных средств в соответствии с утвержденными целевыми программа­ми, составляемыми для осуществления экономических и соци­альных задач. Этот метод планирования финансовых ресурсов способствует соблюдению единого подхода к формированию и рациональному распределению фондов финансовых ресурсов по конкретным программа и проектам, и их концентрации и целе­вому использованию, улучшению контроля. Все это повышает уровень эффективности освоения средств.

Информация о работе Планирование и финансирование расходов бюджетных учреждений