Планирование и финансирование расходов бюджетных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:54, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение расходов бюджетных учреждений на примере учреждения здравоохранения, выявление наиболее важных принципов планирования и финансирования в области расходов бюджетных организаций.
Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в данной курсовой работе:
- рассмотреть понятие бюджетного учреждения, его признаки, функции, правовое положение.
- определить основные методы планирования и финансирования бюджетных расходов
- выявить причины реформирования бюджетных учреждений

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 580.00 Кб (Скачать документ)

 

Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образование для выполнения работ, оказания услуг  в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Ключевые особенности  и параметры функционирования такого учреждения представлены в таблице 3.1.2.

Таблица 3.1.2.

 

Основные параметры функционирования бюджетного учреждения

 

Параметры

Характеристика

Спектр деятельности

Выполнение всех видов деятельности бюджетного учреждения осуществляется в соответствии с государственными заданиями, формируемыми учредителями бюджетной организации, к которым относятся государственные, муниципальные органы и другие учредители. Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного задания. Основной деятельностью бюджетного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждений.

Финансовое обеспечение деятельности (финансовые источники обеспечения деятельности)

Бюджетная деятельность

Финансовое обеспечение деятельности бюджетного учреждения осуществляется на основе субсидий соответствующего бюджета в соответствии с подушевым нормативом финансирования при реализации государственного задания. Первоначальные нормативы затрат на оказание федеральным бюджетным учреждение, тип которого не изменяется, услуг физическим и (или) юридическим лицам определяются федеральным органом исполнительной власти – главным распорядителем средств федерального бюджета в отношении каждого из подведомственных ему бюджетных учреждений исходя из размера бюджетных ассигнований, определенных на обеспечение деятельности федерального бюджетного учреждения в 2011 г. С возможным увеличением нормативов на содержание вновь вводимым в 2012 г. Объектов социальной сферы. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным учреждениям на иные цели.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на оплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Финансовое обеспечение деятельности осуществляется и на основе предоставления бюджетных инвестиций бюджетному учреждению, которые влекут соответствующее увеличение стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления бюджетного учреждения.

Бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством.

Внебюджетная деятельность

Бюджетное учреждение вправе сверх установленного  государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренные его учредительными документами и обеспечивающие дополнительные источники финансирования его деятельности. Доходы, полученные от такой деятельности,  и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения. Для отражения на соответствующих лицевых счетах бюджетных учреждений, являющимся получателями бюджетных средств, операций со средствами, полученными от платных услуг и иной приносящий доход деятельности, применяются являющееся едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группа «Доходы от приносящей доходы деятельности» и входящие в следующие подгруппы доходов бюджетов:

а) доходы от собственности по приносящей доходы деятельности;

б) рыночные продажи товаров и услуг;

в) безвозмездные поступления от приносящей доходы деятельности;

г) целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей.

Бюджетное учреждение вправе с согласия собственника передавать некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежные средства  и иное имущество, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретение такого имущества, а так же недвижимого имущества.

В случае и порядке, предусмотренных федеральными законами, бюджетное учреждение вправе вносить имущество в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ или иным образом передавать им это имущество в качестве их учредителя или участника.

Ограничения по источникам  финансирования

Бюджетные учреждения не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами.

Имущественные отношения

Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Собственником имущества является Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование.

Земельный участок, необходимый для выполнения бюджетным учреждением его функций, предоставляется учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества. Остальным закрепленным за ним имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.

 

Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерацией полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта. Особенности  характеристики учреждения представлены в таблице 3.1.3.

Таблица 3.1.3.

 

Основные параметры функционирования автономного учреждения

 

Параметры

Характеристика

Спектр деятельности

учреждения

Выполнение видов деятельности автономного учреждения осуществляется в соответствии с государственными заданиями, формируемыми учредителями автономной организации, к которым относятся государственные, муниципальные органы и другие учредители. Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Автономное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальным) заданием и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказания услуг. Показатели государственного (муниципального) задания используются при составлении проектов бюджетов для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания автономным учреждением.

Функции и полномочия учредителя федерального автономного учреждения, созданного путем изменения типа существующего федерального бюджетного учреждения, реализует федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения , тип которого был изменен.

Функции и полномочия учредителя регионального автономного учреждения, созданного путем изменения типа существующего регионального бюджетного учреждения, реализует региональный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, тип которого был изменен.

Функции и полномочия учредителя муниципального автономного учреждения, созданного путем изменения типа существующего муниципального бюджетного учреждения, реализует муниципальный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, тип которого был изменен.

Финансовое обеспечение деятельности

Бюджетная деятельность

Финансовое обеспечение деятельности автономного учреждения осуществляется в виде субсидий, предоставленных автономным учреждениям для выполнения государственного задания. Размер субсидии соответствует нормативу, рассчитанному для бюджетных организаций.

Финансовое обеспечение деятельности также может осуществляться на основе субсидий на иные цели, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Финансовое обеспечение деятельности осуществляется и на основе предоставления бюджетных инвестиций автономному учреждению, которые влекут соответствующее увеличение стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления автономного учреждения.

Внебюджетная деятельность

Автономные учреждения вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Перечень видов внебюджетной деятельности не органичен. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.

Автономное учреждение вправе с согласия своего учредителя вносить имущество, в уставный  (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника  (за исключением объектов культурного наследия народов Российской Федерации, предметов и документов, входящих в состав Музейного фонда РФ).

Открытие и ведение лицевых счетов автономным учреждением в территориальных органах Федерального казначейства осуществляется в порядке, установленном Федеральным казначейством на основании соглашений, заключенных учредителями автономных учреждений с территориальными органами Федерального казначейства.

Автономное учреждение вправе открывать счета в кредитных организациях.

Имущественные отношения

Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждение за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. Земельный участок, необходимый для выполнения автономным учреждение своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Управление учреждением

Высшим органом управления является наблюдательный совет. Количество представителей государственных органов  и органов местного самоуправления в составе наблюдательного совета не должно превышать одну треть общего числа членов наблюдательного совета автономного учреждения, при этом не менее половины из числа представителей государственных органов и органов местного самоуправления составляют представители органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя автономного учреждения.

Управление текущей деятельностью автономного учреждения осуществляет его руководитель. Руководитель автономного учреждения участвует в заседаниях наблюдательного совета автономного учреждения с правом совещательного голоса.

 

Представленная в таблицах идентификация общих черт и специфики новых типов бюджетных учреждений свидетельствует о существенных различиях в уровнях финансовой самостоятельности и ответственности отдельных типов учреждений при обеспечении сбалансированности такой самостоятельности и ответственности для каждого типа учреждений. В рамках единства приоритетности государственного (муниципального) задания как нового инструмента реализации государственной политики для всех типов учреждений схема их финансового обеспечения существенно различна, что отражает потенциально возможный и целесообразный уровень внедрения «рыночных правил» в деятельность казенных, новых бюджетных и автономных учреждений, который повышается от первого типа к третьему.

Необходимо отметить, что в качестве доминирующих форм финансового обеспечения основной деятельности новых бюджетных и автономных учреждений  и их развития выступают субсидии и бюджетные инвестиции (пришедшие на смену бюджетным сметам). Характер их формирования и величина предполагают развитие конкурентных начал и эффективность государственного задания. [12]

Таким образом, внедряемые модели новых бюджетных и автономных учреждение создают возможности для их дальнейшего развития. Прежде всего, в направлении расширения института субсидии путем использования в его рамках таких актуальных и эффективных инструментов развития социальной сферы, как государственно-частное партнерство и эндаумент (целевой капитал) с целью привлечения бизнеса к софинансированию деятельности этих учреждений.

 

3.2. Проблемы и пути совершенствования планирования в здравоохранении

Планирование в здравоохранении – это обоснование и разработка определенного соотношения потребностей населения в медицинской помощи, лекарственном обеспечении и санитарно-противоэпидемическом обслуживании с возможностями их удовлетворения. Основными задачами планирования являются: обеспечение населения гарантированными видами и объемами медицинской помощи; оптимизация бюджетных расходов; эффективное использование ресурсов.

В настоящее время в системе здравоохранения сохранилось директивное планирование, основанное на усредненных нормативах использования койко-места. При выделении финансовых средств для лечебно-профилактических учреждений применяется данный формальный показатель: от него рассчитывается численность врачей, заведующих отделений, младшего медицинского и вспомогательного персонала. При этом стоимость лечения того или иного заболевания не рассчитывается, и действующая система учета весьма затрудняет такие расчеты.

Таким образом, действующая система планирования и учета в здравоохранении приводит к тому, что финансируются койки, а не лечение конкретных заболеваний.

Вместе с тем, несмотря на перспективность перехода к планированию, основанному на определении стоимости лечения заболевания, существуют немаловажные проблемы на пути к такому переходу. В первую очередь, это сложность определения стоимости лечения заболевания. В настоящее время в системе здравоохранения применяется сметный метод учета затрат: существует общая смета содержания ЛПУ, из которой очень трудно выделить затраты на лечение конкретного заболевания. Можно получить только усредненную оценку стоимости 1 койко-дня.

Существующая же практика планирования приводит к значительным отклонениям от «профиля заболеваемости». Планирование структуры коечного фонда осуществляется из расчета имеющихся в наличии коек, вместо того, чтобы определять необходимое количество коек, учитывая профили заболеваний. Это и является причиной значительных отклонений фактической потребности в койках от существующей структуры коечного фонда. Такая ситуация чревата простоем коек одного профиля и переполненностью отделений другого профиля, что ведет к неэффективному расходованию средств.

Одним из методов перспективного планирования при государственной системе здравоохранения, является стратегическое планирование на основе программно-целевого метода.

Основная особенность программно-целевого управления – нацеленность на конечный результат. Применительно к здравоохранению конечный результат выражается в сокращении смертности, инвалидности и заболеваемости населения.

Целевая программа должна предусматривать целый комплекс мероприятий, начиная с диагностики, профилактики и заканчивая предотвращением смертности в острой стадии заболевания. Для того чтобы можно было получить запрограммированные конечные показатели на всех стадиях заболевания, необходимо подвергнуть систему здравоохранения тщательному анализу, выявить влияние каждой стадии и каждого мероприятия на конечный результат, и разработать мероприятия по обеспечению необходимыми финансами,

Такой анализ позволит выявить приоритетные направления, которые с наименьшими затратами дают наибольший эффект. Все это должно быть спланировано во времени, с учетом подготовительных мероприятий и, главное, с привлечением высококвалифицированных кадров.

От начала мероприятий до получения конечного результата за заданный период времени может быть составлен сетевой график, развернутый во времени, с указанием для каждого мероприятия необходимых для его выполнения ресурсов. Такая программно-целевая модель может достаточно четко контролироваться, поскольку каждый ее участник прикреплен к определенным мероприятиям или группе мероприятий и несет ответственность за их выполнение в нужный срок с ожидаемыми результатами при эффективном использовании выделенных для этих целей ресурсов. Указанная программа нуждается в целевом финансировании, которое может быть обеспечено в первую очередь по линии федерального бюджета. При этом федеральный центр, ответственный за выполнение программы, должен установить нормы участия регионального и муниципального бюджетов в выполнении программы.

Главное в программно-целевом управлении – непрерывный контроль, ориентирующий на достижение конечных результатов.

В конечном итоге, планирование, основанное на программно-целевых методах, позволит более точно определить количество коек каждого профиля, а также объем финансирования на основании стоимости лечения каждого заболевания.

 

3.3 Проблемы финансирования учреждений здравоохранения и пути их решения в России.

 

Права граждан Российской Федерации на охрану здоровья заложены в Конституции страны, а реализация их связана с общим уровнем развития здравоохранения. Ограниченные ресурсы, вы­деляемые в последние годы из бюджетов разных уровней на здравоохранение, не позволяют обеспечить улуч­шение качества медицинской помощи населению, увеличивать до необходимо­го объема проведение профилактических мер. Несмотря на некоторое улучшение финансирования здравоохранения в последние годы, объем выделяемых средств остается недостаточным для нормального функционирования отрасли.

В основу формирования систем охраны здоровья и здравоохранения должны быть заложены принципы государственной ответственности за здоровье граждан и ответственности граждан за свое здоровье.
Вместе с тем за последние несколько лет Россия регрессировала по основным показателям здоровья населения: уровню смертности и средней продолжительности жизни, заболеваемости и инвалидности населения, в том числе в связи с проблемами в системе здравоохранения.

В настоящее время необходима модернизация и повышение эффективности здравоохранения исходя из главного приоритета — сохранение и укрепление здоровья человека. В этой связи возрастает значимость системы здравоохранения как важного компонента обеспечения здоровья населения. [42]

Здравоохранение как социальный институт, воздействуя на формирование и эффективное использование человеческого капитала, может выступать в качестве социальной предпосылки экономического роста, фактора обеспечения конкурентоспособной экономики страны на мировом рынке.

К основным проблемам системы здравоохранения следует отнести следующее:[6]
- конституционные гарантии бесплатной медицинской помощи носят декларативный характер и не сбалансированы с финансовыми ресурсами, а права граждан на ее получение четко не определены. На практике это означает снижение доступности медицинской помощи определенного качества для основной части населения. В результате человек, имеющий низкие доходы, не может получить необходимую ему, по состоянию здоровья, медицинскую помощь. Как следствие, нарастает платность при получении медицинской помощи, в том числе в теневых формах;
- управление ресурсами здравоохранения осуществляется неэффективно, используемая бюджетно-сметная модель финансирования консервирует избыточную сеть медицинских учреждений.

Информация о работе Планирование и финансирование расходов бюджетных учреждений