Приемы и методы финансового анализа

Автор работы: m*********************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 16:53, курсовая работа

Описание

С переходом экономики к рыночным отношениям, повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Новые условия требуют от предприятия повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и т. п. Все это значительно увеличивает роль финансового анализа, с помощью которого вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляются контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

Содержание

Теоретическая часть………………………………………………………………2
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Теоретические основы финансового анализа………………………………...6
2. Методы финансового анализа………………………………………………..10
3. Приемы финансового анализа………………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………….25
Методологическая часть………………………………………………………...26
Расчетная часть…………………………………………………………………..42
Список литературы………………………………………………………………79

Работа состоит из  1 файл

КР по ФА.doc

— 948.00 Кб (Скачать документ)

                                 М ={К,I,Р},

 где  К — система категорий;

         I — научный инструментарии;

         Р — система регулятивных принципов.

  Первые  два  элемента  характеризуют   статистическую  компоненту  метода, последний элемент — его динамику.   Научный инструментарий  (аппарат) финансового анализа  —  это  совокупность  общенаучных  и  конкретно-научных способов  исследования  финансовой  деятельности  хозяйствующих   субъектов. Принципы финансового анализа регулируют процедурную сторону его  методологии и методики.  К  ним  относятся:  системность,  комплексность,  регулярность, преемственность, объективность и др.   В финансовом анализе и управлении также могут применяться различные методы, разработанные изначально в  рамках той или иной экономической науки.

Существуют  различные классификации методов  финансового  анализа. Первый уровень  классификации выделяет качественные (логические) и количественные (формализованные) методы анализа.

К качественным (неформализованным, логическим) методам относятся аналитические приемы и способы, основанные на логическом мышлении, на использовании профессионального опыта аналитика, на профессиональной интуиции. К ним относятся:

♦ метод  сравнения;

♦ метод  построения систем аналитических таблиц;

♦ метод  построения систем аналитических показателей;

♦ метод  экспертных оценок;

♦ метод  сценариев;

♦ психологические  и морфологические методы и т.п.

Количественные (формализованные) методы — это приемы, использующие математику. Вследствие их применения можно получить довольно точный результат или несколько результатов для дальнейшего выбора верного уже с помощью логических методов. Количественные методы можно разделить на бухгалтерские, статистические, классические, экономико-математические методы анализа и т.д.

Анализируя  финансовую отчетность, можно использовать различные методы (и логические, и формализованные). Но к наиболее часто используемым методам финансового  анализа относятся:

♦ метод  абсолютных, относительных и средних  величин;

♦ метод  сравнения;

♦ вертикальный анализ;

♦ горизонтальный анализ;

♦ трендовый  анализ;

♦ факторный  анализ;

♦ анализ с помощью финансовых коэффициентов;

♦ метод  экспертных оценок.

В процессе сбора данных получают информацию о  значениях тех или иных признаков, характеризующих каждую единицу, каждый элемент исследуемого процесса или явления (совокупности). Эта информация, как правило, представлена в виде показателей. Обобщающие показатели могут быть абсолютными, относительными и средними. Многообразная характеристика всех сторон исследуемых экономических процессов и явлений может быть дана лишь с помощью всех видов обобщающих показателей. Вместе с тем, каждый вид показателей имеет определенное значение и занимает важное место в аналитическом процессе.

I. Метод абсолютных, относительных и средних величин

1. Абсолютные показатели  характеризуют численность, объем (размер) изучаемого процесса. Они всегда имеют какую-либо единицу измерения: натуральную, условно-натуральную, стоимостную (денежную).

1.1. Натуральные единицы  измерения применяют в тех случаях, когда единица измерения соответствует потребительским свойствам продукта.

Например, производство ткани оценивается  в метрах, сельскохозяйственной продукции  — в центнерах и тоннах и  т.д. Натуральные показатели могут  быть и составными. Например, отработанное рабочими и служащими время учитывается в человеко-днях и человеко-часах, а грузооборот автотранспорта—в тонно-километрах и т.д.

1.2. Если  некоторые разновидности продукции  обладают общим потребительским  свойством, то обобщенные итоги  по выпуску разных видов продукции  можно получить, используя условно-натуральные единицы. В этом случае один из видов принимается в качестве единого измерителя, а другие приводятся к этому измерителю с помощью соответствующих коэффициентов пересчета. Например, выпуск продукции консервного завода измеряется в ТУ Бах (в тысячах условных банок).

1.3. Когда  на уровне предприятия или  отрасли обобщаются учетные данные, то широко используются стоимостные (денежные) абсолютные показатели. К ним, например, относятся: цена единицы продукции; выручка от продажи продукции, работ, услуг; величина расходов и прибыли, величина задолженности и др. Следует также отметить, что абсолютные показатели получают или непосредственным подсчетом собранных данных, или расчетным путем. Расчетным абсолютным показателем, например, является абсолютное отклонение. Это разница между двумя абсолютными одноименными показателями:

где П  — значение абсолютного показателя в отчетном периоде; По — значение абсолютного показателя в базисном периоде; ДП — абсолютное отклонение (изменение) показателя.

2. Относительные показатели представляют собой соотношение абсолютных (или других относительных) показателей, то есть количество единиц одного показателя, приходящееся на одну единицу другого показателя. Относительными величинами являются не только соотношения разных показателей в один и тот же момент времени, но и одного и того же показателя в разные моменты (например, темп роста). Относительные величины применяются в разных видах анализа, в зависимости от конкретной экономической задачи, они облегчают процесс финансового анализа. В зависимости от поставленной аналитической задачи могут использоваться разные виды относительных величин. Сопоставлять можно одноименные показатели, относящиеся к различным периодам, различным объектам или разным территориям. Результат такого сопоставления представлен:

1)  коэффициентом (база сравнения принята за единицу) или 2)  выражен в процентах и показывает, во сколько раз или на сколько процентов сравниваемый показатель больше (меньше) базисного. Результатом соотношения одноименных показателей могут быть следующие относительные показатели.

1. Относительные величины динамики, которые характеризуют изменение процесса во времени, и показывают, во сколько раз увеличился (уменьшился) уровень изучаемого показателя по сравнению с предыдущим периодом времени. Могут исчисляться в долях единицы (коэффициентах), когда сравниваемая величина делится на базу; если мы умножим полученный коэффициент в долях единицы на 100%, то получим результат сопоставления в процентах. Коэффициент динамики (в долях единицы).

где П  — значение показателя в отчетном периоде; По  — значение показателя в базисном периоде.

2.  Относительная величина структуры характеризует долю отдельной части в общем объеме совокупности. Ее рассчитывают как отношение числа единиц в отдельной части совокупности к общей численности единиц (или объему) всей совокупности. Относительные величины структуры называют удельным весом или долей и исчисляют обычно в процентах ко всей совокупности либо в долях единицы.

Удельный  вес,   

где П; — величина отдельной части совокупности; П„ — вся совокупность (целое).

3.  Относительные величины координации отражают соотношение между частями одного целого. К таким величинам относятся, например, соотношение между величинами заемного и собственного капитала предприятия, между численностью рабочих и административно-управленческого персонала организации и т.д. Относительные величины координации могут показывать, сколько единиц одной части приходится на 100 или 1000 единиц другой части.

4. Относительные величины наглядности характеризуют результат сопоставления одноименных показателей, относящихся к одному и тому же периоду времени, но к разным объектам или территориям. Эти относительные величины используются для сравнительной оценки результатов деятельности отдельных предприятий отрасли или для оценки уровня развития разных регионов. Исчисляются они либо в процентах, либо в долях единицы, показывающих, во сколько раз одна из сравниваемых величин больше (меньше) другой.

5. Другой вид относительных величин — это результат сопоставления разноименных абсолютных показателей. К ним относятся относительные величины интенсивности. В их числе можно назвать такие важные коэффициенты, отражающие качественную сторону деятельности предприятия или организации, как финансовые коэффициенты деловой активности, фондоотдачу, фондовооруженность, материалоотдачу, доходность того или иного вида деятельности и пр. Эти величины исчисляются обычно в долях единицы (реже в процентах, например рентабельность) и являются так называемыми именованными числами (т.е. имеют конкретное наименование). Важной чертой их является сопоставление разноименных абсолютных показателей. Итак, относительные величины — это один из важнейших способов обобщения и анализа экономической информации. В процессе финансового анализа абсолютные и относительные величины должны рассматриваться во взаимосвязи, т.е. пользоваться относительными величинами нужно так, чтобы четко себе представлять, какая абсолютная величина стоит за каждым относительным показателем. Необходимо также соблюдать сопоставимость сравниваемой величины и величины, принятой за базу сравнения.

3. Средняя величина является важным специальным статистическим показателем, используемым для обобщения данных. Средняя величина — это показатель «середины», или «центра», исследуемых данных. Она является обобщающей характеристикой изучаемого признака в анализируемой совокупности данных и отражает типичный уровень в расчете на единицу совокупности в конкретных условиях места и времени. Средняя арифметическая величина определяется как отношение суммы всех значений на их количество. Средняя величина обозначается либо буквой Af(x) — это сокращение от Average (средняя).

Существуют  две категории средних величин: степенные средние (средняя арифметическая, средняя гармоническая, средняя геометрическая, средняя хронологическая и др.), а также структурные средние (мода и медиана). Выбор того или иного вида средней величины зависит от цели анализа, экономической сущности усредненного показателя и характера исходных данных.

II. Метод сравнения

Метод сравнения — самый древний, логический метод анализа. Вопрос сравнения решается по принципу «лучше или хуже», «больше или меньше». Это во многом обусловлено особенностями психологии человека, который сравнивает объекты парами. При сравнении пользуются разными приемами, например шкалами. Выделяют четыре основных характеристики шкал: 

♦ описание;

♦ порядок;

♦ расстояние;

♦ наличие  начальной точки.

Описание  предполагает использование единственного дескриптора — опознавателя измеряемой характеристики объекта для каждой градации в шкале. Например, такими дескрипторами могут быть: «да или нет»; «есть» или «отсутствует»; «количество рублей» и т.п.

Порядок характеризует относительный размер дескриптора, например: «больше, чем», «меньше, чем», «равен». Не все шкалы обладают характеристиками порядка. Например, нельзя сказать «больше» или «меньше» для сравнения «покупателя» с «не покупателем».

Расстояние  — это характеристика шкалы, показывающая абсолютную разницу между дескрипторами, которая может быть выражена в количественных единицах. Например, предприятие, которое прибрело три станка, купило на два станка больше по сравнению с предприятием, купившим один станок. Первое предприятие закупило оборудования «больше, чем» второе. «Расстояние» между шкалами в данном случае равно двум станкам.

Начальная точка. Считается, что шкала имеет начальную точку, если она имеет единственное начало. Это может быть нулевая точка. Например, возрастная шкала имеет нулевую точку, связанную с рождением, но не все шкалы измеряемых свойств обладают нулевой точкой.

III. Вертикальный (структурный анализ)

Вертикальный (структурный) анализ — представление финансового отчета в виде относительных показателей. Такое представление позволяет увидеть удельный вес каждой статьи баланса в его общем итоге. Обязательным элементом анализа являются динамические ряды этих величин, посредством которых можно отслеживать и прогнозировать структурные изменения в составе активов и источников их покрытия. Таким образом, можно выделить две основные черты вертикального анализа:

Информация о работе Приемы и методы финансового анализа