Приемы и методы финансового анализа

Автор работы: m*********************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 16:53, курсовая работа

Описание

С переходом экономики к рыночным отношениям, повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Новые условия требуют от предприятия повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и т. п. Все это значительно увеличивает роль финансового анализа, с помощью которого вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляются контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

Содержание

Теоретическая часть………………………………………………………………2
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Теоретические основы финансового анализа………………………………...6
2. Методы финансового анализа………………………………………………..10
3. Приемы финансового анализа………………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………….25
Методологическая часть………………………………………………………...26
Расчетная часть…………………………………………………………………..42
Список литературы………………………………………………………………79

Работа состоит из  1 файл

КР по ФА.doc

— 948.00 Кб (Скачать документ)

      1. Визуальная и счетная проверка  показателей бухгалтерского баланса;

      2. Построение уплотненного аналитического баланса-нетто путем агрегирования однородных по своему составу балансовых статей.

      С помощью уплотненного аналитического баланса оценивают тенденции  изменения имущественного и финансового  положения предприятия.

      3. Расчет и оценка динамики ряда аналитических коэффициентов, характеризующих финансовую устойчивость, в том числе ликвидность, и факторов, повлиявших на ее изменение.

      Ликвидность по методике О. В. Ефимовой выступает  одним из важных критериев финансовой устойчивости, под которой понимается способность предприятия платить по своим краткосрочным обязательствам. Оценка ликвидности предполагает расчет следующих коэффициентов:

  • абсолютной ликвидности
  • уточненный коэффициент ликвидности
  • общий коэффициент ликвидности.

      Нормативные значения соответственно 0,2, 1. 0 и 2,0 – 3,0.

      На  этапе предварительной оценки финансового  состояния автор предлагает также  определять коэффициент маневренности, показывающий какая часть собственных  источников средств вложена в  наиболее маневренные (оборотный капитал) активы. Данный показатель, наряду с коэффициентом ликвидности, является критерием финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта. Его оптимальное значение равно 0,5. На втором этапе анализа финансового состояния 0. В. Ефимова предлагает группировку всех оборотных средств по категориям риска, что дает оценку "качества" оборотных средств с точки зрения их ликвидности. Выделяются следующие четыре группы оборотных средств:

      1. Минимальный риск – наличные  денежные средства, легко реализуемые  краткосрочные ценные бумаги.

      2. Малый риск – дебиторская задолженность  предприятий с устойчивым финансовым  положением, запасы товарно-материальных  ценностей (исключая заемные), готовая  продукция, пользующаяся спросом. 

      3. Средний риск – продукция производственно-технического  назначения, незавершенное производство, расходы будущих периодов.

      4. Высокий риск – дебиторская  задолженность предприятий, находящихся в тяжелом финансовом положении, запасы готовой продукции, залежалые запасы.

      Для построения такой группировки уже  недостаточно данных, содержащихся в бухгалтерской и статистической отчетности, необходимо использовать показатели внутреннего учета. Третьим этапом методики анализа О. В. Ефимовой является оценка структуры источников средств на основе следующих финансовых коэффициентов:

      1. Коэффициент независимости. Он  показывает долю средств, вложенных  собственниками предприятия, в  общей стоимости имущества. Нормальное  значение этого показателя –  0,5. Этот показатель важен как  для инвесторов, так и для кредиторов  предприятия. 

      2. Коэффициент финансовой устойчивости (стабильности). Показывает удельный вес источников финансирования, которые предприятие может использовать длительное время (источники собственных средств и долгосрочные заемные средства), в общей сумме имущества.

      3. Коэффициент финансирования, который показывает, какая часть деятельности предприятия финансируется за счет собственных средств и какая – за счет заемных. Ситуации, при которой величина данного коэффициента меньше 1, свидетельствует об опасности неплатежеспособности и затрудняет возможность получения кредита. Финансовое положение предприятия находится в непосредственной зависимости от того, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги. Поэтому четвертым этапом анализа в рассматриваемой методике является расчет коэффициентов оборачиваемости: текущих активов, дебиторской задолженности, товарно-материальных запасов по каждому виду (производственные запасы, топливо, готовая продукция и т. д.). Вместе с этим, определяются такие показатели как продолжительность одного оборота текущих активов, средний срок погашения дебиторской задолженности, срок хранения товарно-материальных запасов, а также удельный вес дебиторской задолженности в общей сумме текущих активов.

      Финансовое  положение предприятия во многом зависит от его способности приносить необходимую прибыль. Для характеристики и анализа прибыльности автор рассматриваемой методики предлагает использовать систему показателей рентабельности, которая включает:

      1. Рентабельность активов (имущества). Показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного в активы. В аналитических целях рекомендуется также определять рентабельность текущих активов.

      2. Рентабельность инвестиций. Характеризует  эффективность использования средств, инвестируемых в предприятие. Данный показатель в зарубежной практике финансового анализа рассматривается как способ оценки мастерства управления инвестициями. В странах с развитыми рыночными отношениями информация о "нормальных" значениях показателей рентабельности ежегодно публикуется торговой палатой, промышленными ассоциациями или правительством. Сопоставление своих показателей со сложившимися позволяет сделать вывод о состоянии финансового положения предприятия.

      3. Рентабельность собственного капитала.  Показывает прибыль, приходящуюся на 1 рубль источников собственных средств. (Этот показатель особенно важен для инвесторов капитала акционеров).

      4. Рентабельность реализованной продукции.  Характеризует прибыль, получаемую  с 1 рубля реализованной продукции. Тенденция снижения этого показателя свидетельствует, чаще всего, о снижении спроса на продукцию предприятия.

      О. В. Ефимова отмечает, что анализ коэффициентов  рентабельности имеет практическую значимость лишь в том случае, если полученные показатели сопоставляются с данными предыдущих лет или аналогичными показателями других предприятий той же отрасли.

      Такова  сущность методики анализа финансового  состояния, предложенная О. В. Ефимовой. На сегодняшний день, она отвечает требованиям переходного периода к рыночным отношениям, так как:

  • дает нужную информацию об эффективности работы предприятия для внутренних и внешних пользователей,
  • позволяет определить главные причины сложившегося финансового состояния,
  • определить уровень ликвидности (платежеспособности) предприятия в целом и его оборотных средств,
  • дает анализ качественного состава имущества хозяйствующего субъекта,
  • предусматривает ведение учета и анализа состояния дебиторской и кредиторской задолженности.

      Все это позволяет экономисту-аналитику  на предприятии выявить важные резервы повышения эффективности производства, а внешним пользователям – объективно оценить сложившуюся финансовую ситуацию потенциального партнера.

      Донцова Л.В., Никифорова Н.А. считают, что допустимо объединение различных статей бухгалтерского баланса, чтобы отразить главные существенные черты финансового состояния.

      Донцова Л.В также подчеркивает, что сравнительные балансы отражают сущность финансового состояния, так как в нем связаны воедино и систематизированы расчеты и прикидки, которые обычно осуществляет любой аналитик при первоначальном ознакомлении с балансом.

      В.В. Бочаров так же как и А.И. Ковалев  в составе аналитических процедур выделяет экспресс-анализ. Весь анализ финансового состояния организации  этот автор предлагает проводить в два этапа:

      1) экспресс-анализ финансово-хозяйственной  деятельности;

      2) углубленный финансовый анализ.

      Цель  экспресс-анализа финансово-хозяйственной  деятельности состоит в получении  оперативной, наглядной и достоверной  информации о финансовом благополучии предприятия.

      Экспресс-анализ целесообразно выполнять в три  этапа:

  • предварительный этап;
  • предварительный обзор бухгалтерской отчетности;
  • экономическое чтение и анализ отчетности.

      Цель  первого этапа - принятие решения  о целесообразности анализа финансовой отчетности и ее готовности к чтению. Первая задача решается с помощью аудиторского заключения. При наличии стандартного заключения внешний аналитик может положиться на мнение аудитора и не совершать дополнительных аналитических процедур с целью определения финансового состояния фирмы.

      Цель  второго этапа - ознакомление с годовым  отчетом и пояснительной запиской к нему. Это необходимо, чтобы  оценить условия работы предприятия  в отчетном периоде и установить основные тенденции показателей  его деятельности (рентабельность, оборачиваемость активов, ликвидность баланса и др.).

      Третий  этап - ключевой в экспресс-анализе. Его цель - обобщенная характеристика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В общем виде на данном этапе осуществляется изучение источников средств предприятия, их размещения и эффективности использования.

      Экспресс-анализ завершается выводом о целесообразности дальнейшего углубленного (детального) анализа финансово-хозяйственной  деятельности предприятия.

      Цель  углубленного анализа - детальная характеристика имущественного и финансового положения предприятия, оценка его текущих финансовых результатов и прогноз на будущий период. Он дополняет и расширяет процедуры экспресс-анализа. Степень детализации зависит от квалификации и желания аналитика.

      В общем виде программа углубленного анализа финансово-хозяйственной  деятельности предприятия по методике В.В. Бочарова выглядит следующим образом (как один из возможных вариантов).

      1. Предварительный обзор финансово-экономического  положения предприятия (характеристика общей направленности финансово-хозяйственной деятельности и выявление неблагополучных статей отчетности).

      2. Оценка и анализ экономического  потенциала (оценка имущественного  положения и оценка финансового  положения)

      3. Оценка и анализ результативности деятельности предприятия.

      В процессе углубленного анализа в  дополнение к приведенной системе  показателей могут быть использованы и другие параметры, характеризующие  финансовое состояние предприятия (структура и динамика внеоборотных и оборотных активов, собственного и заемного капитала, их рентабельность и оборачиваемость, кредитоспособность заемщика, инвестиционная привлекательность акционерного общества - эмитента ценных бумаг и др.).

      На  величину прибыли организации оказывают  влияние разные факторы. По существу, это – все факторы финансово-хозяйственной деятельности организации. Одни из них оказывают прямое влияние, и их воздействие можно довольно точно определить с помощью методов факторного анализа. А другие оказывают косвенное влияние, через какие-либо показатели.

      Анализ  влияния факторов на прибыль от продаж. Одним из общепринятых подходов при проведении факторного анализа прибыли от продаж является ранжирование факторов на уровни первого, второго и т.д. порядка. К факторам первого порядка относятся выручка и сгруппированные по функциям расходы по обычным видам деятельности: себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие и управленческие расходы.

      Аддитивную  факторную модель зависимости прибыли  от продаж от вышеперечисленных факторов можно выразить следующим образом: 

      PN= N – Sпрод –Sком – Sупр  

      где, PN    – прибыль от продаж;

          N     – выручка от продаж;

            Sпрод – себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг;

             Sком  – коммерческие расходы;

                 Sупр  – управленческие расходы.

      Расчет  каждого фактора, включенного в  модель, производится методом цепных подстановок.

      К факторам второго порядка относятся  те, которые оказывают влияние  на прибыль от продаж посредственно, влияя непосредственно на факторы первого порядка. К числу таких наиболее значимых факторов относятся: общий объем реализованной продукции; структура произведенной и реализованной продукции; уровень цен на продукцию; уровень цен и тарифов потребляемых в процессе производства и реализации продукции сырье, материалы, услуги, трудозатраты и т.д.

Информация о работе Приемы и методы финансового анализа