Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 19:54, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ основных проблем политики формирования и использования оборотных средств на современном предприятии. Основными задачами дипломной работы являются:
раскрытие экономической сущности оборотных средств, их классификации, принципов формирования и направления организации на предприятии;
рассмотрение методов нормирования оборотных средств, а также системы показателей их использования;
проведение анализа управления оборотными средствами в ТК «России»;
4. выявление причин снижения эффективности формирования и использования оборотных средств предприятия.
Введение.
1. Теоретические основы управления оборотными средствами в организации.
1.1. Эконмическая сущность и классификация оборотных средств.
1.2.Управления оборотными средствами в организации.
1.3.Политика финансирования оборотных средств в организации.
1.4. Методы нормирования оборотных средств в организации.
1.5. Показатели использования оборотных средств в организации
2. Анализ управления оборотными средствами в ТК «Россия»
2.1. Политика управления оборотными средствами.
2.2. Управление запасами.
2.3. Управление дебиторской задолженностью.
2.4. Анализ использования денежных средств.
3. Пути совершенствования политики управления оборотными средствами организации.
3.1. Проблемы управления оборотными средствами ТК «Россия».
3.2. Оптимизация управления оборотным капиталом.
3.3. Пути ускорения оборачиваемости оборотных средств.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.
Однако, в силу указанных выше причин, данная проблема для ТК «Россия» не актуальна, необходимости в переоценке товарных запасов нет.
Современный этап экономического развития характеризуется значительным замедлением платежного оборота, вызывающим рост дебиторской задолженности. Поэтому важной задачей финансового менеджмента является эффективное управление дебиторской задолженностью, которое в условиях высоких ее размеров требует разработки и осуществления особой финансовой политики.
Разработке политики управления дебиторской задолженностью должен предшествовать обширный анализ ее состояния в организации.
Проведем анализ дебиторской задолженности в ТК «Россия».
Таблица 2.5
Показатели использования дебиторской задолженности в ТК « Россия»
в 2002-2004 гг.
Показатели |
2002г. |
2003г. |
2004г. | ||||
абсолютное значение |
изменение |
абсолютное значение |
изменение | ||||
в абсолютном значении |
прирост % |
в абсолютном значении |
прирост % | ||||
Средние остатки дебиторской задолженности (руб.) |
3576982 |
3851891 |
274909 |
7,69 |
5505122 |
1653231 |
42,92 |
Коэффициент оборачиваемости |
32,93 |
32,59 |
-0,34 |
24,23 |
-8,36 |
||
Период оборота (дней) |
10,93 |
11,05 |
0,12 |
14,86 |
3,81 |
||
Просроченная задолженность |
944680,99 |
1236842,31 |
292161,32 |
30,93 |
2117820,45 |
880978,15 |
71,23 |
Доля просроченной задолженности в общем объеме |
26,41 |
32,11 |
5,7 |
38,47 |
6,36 |
Как показывает таблица 2.5, средний размер дебиторской задолженности постоянно увеличивался. В 2002 году он составил 3577 тыс. руб., в 2003г. – 3851,9 тыс. руб., а в 2004 году он вырос практически в 2 раза и составил 5505,1 тыс. руб.
Что касается показателей оборачиваемости, то они постоянно снижались. Коэффициент оборачиваемости сначала незначительно снизился в 2003 году с 32,93 до 32,59, а потом упал до 24,23 в 2004 году. На длительности оборота это отразилось следующим образом: 11 дней в 2002 и 2003 годах и 15 дней в 2004 году.
Более информативными являются
показатели, характеризующие качество
дебиторской задолженности. А качество
неуклонно ухудшалось. Просроченная
задолженность увеличивалась
Очевидно, что на в организации мало уделяется внимание контролю за состоянием дебиторской задолженности.
Проведенный анализ позволяет перейти к детальному рассмотрению политики управления дебиторской задолженностью в организации.
Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой составную часть общей политики управления оборотными активами организации, которая заключается в минимизации общего ее размера и сроков инкассации долга.20
Политика управления дебиторской задолженностью предусматривает:
1. Формирование принципов
осуществления расчетов
Эти принципы должны быть дифференцированы по отношению к поставщикам (сырья, материалов) и покупателям (готовой продукции) и определять два основных направления:
а) формирование приемлемых для организации сроков платежей;
б) формирование приемлемых форм расчета с партнерами.
Формирование приемлемых сроков платежей определяет предельный период их осуществления по отношению к поставке продукции поставщикам или покупателям при заключении контрактов с ними.
По отношению к поставке продукции различают следующие сроки платежа:
В компании «Россия» применяются различные режимы оплаты в зависимости от категорий клиентов на основе индивидуального подхода. При этом, сроки оплаты определяют менеджеры, условия договоров являются номинальными и оплата каждой поставки производится в различные сроки. Поэтому финансовой службе практически невозможно отслеживать своевременность платежей и их планирование. При формировании сроков платежей учитывается сложившаяся практика их осуществления в отношениях с коммерческими партнерами.
Формирование приемлемых форм расчета с партнерами определяет приоритетные для организации их формы. В современных условиях организация сама выбирает формы расчетов со своими контрагентами по хозяйственным операциям. В связи с ограничениями наличного денежного оборота, расчеты с партнерами осуществляются, как правило, в безналичной форме. В настоящее время наиболее распространенными формами безналичных расчетов являются:
В отдельных случаях для ускорения расчетов и снижения размера дебиторской задолженности при поставках продукции могут быть также использованы в платежном обороте субституты, т.е. заменители денежных активов - депозитные банковские сертификаты, полученные вексели, другие виды высоколиквидных ценных бумаг, имеющиеся в портфеле краткосрочных финансовых вложений организаций.
В компании «Россия» используются в основном только платежные поручения, и его контрагенты отвечают тем же.
2. Выявление финансовых
возможностей предоставления
Коммерческий кредит представляет собой предоставленную оптовым покупателям отсрочку платежа за поставленную продукцию под их обязательство (как правило, оформленное векселем) погасить в определенный срок, как сумму основного долга, так и сумму начисленных процентов.
Применение коммерческого кредита требует наличия у организации достаточных резервов ликвидных активов для обеспечения платежеспособности на случай несвоевременного выполнения контрагентами принятых на себя обязательств.
Сложившаяся практика хозяйствования привела к тому, что ТК «Россия» не имеет никаких специальных резервов для обеспечения платежеспособности, поэтому коммерческий кредит организации должен предоставляться редко.
3. Определение состава
и оценка предстоящих
По коммерческому кредиту такая оценка осуществляется по следующим пяти критериям:
а) репутация партнера в деловом мире;
б) объем хозяйственных операций с партнером, их стабильность;
в) платежеспособность партнера;
г) результативность его хозяйственной деятельности;
д) конъюнктурная стадия (подъем, спад и т.п.) в отрасли, в которой партнер осуществляет свою деятельность.
Состав предстоящих дебиторов по коммерческому кредиту формируется, прежде всего, из числа хозяйственных контрагентов, с которыми у организации сложились длительные коммерческие связи. Оценка их осуществляется с использованием определенной системы показателей, но базируется на информации, частично составляющей коммерческую тайну.
Результатом оценки является формирование состава оцениваемых дебиторов по следующим категориям:
1) партнеры, которым предоставляется неограниченный кредит;
2) партнеры, которым предоставляется ограниченный кредит;
3) партнеры, которым кредит не предоставляется.
Разумеется, столь серьезная проработка на рассматриваемой организации не проводится. Как было указано выше, все покупатели дифференцируются с точки зрения их оборота (крупные, средние, мелкие), а также прошлого опыта взаиморасчетов с ними. К тому же нет такого понятия «партнеры, которым предоставляется неограниченный кредит». Это слишком опасно в создавшихся условиях тотальных неплатежей.
4. Формирование системы штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств.
При формировании системы
штрафных санкций к дебиторам
должны предусматриваться
Ничего этого (из последних трех пунктов) нет. Руководство не задумывается над этим, мотивируя тем, что кредиторы организации не применяют подобных мер к ТК «Россия». Кроме того, существуют определенные организационные сложности по взысканию штрафов. Все это сказывается при необходимости взыскания дебиторской задолженности в случае задержки платежей.
5. Определение процедуры
взыскания дебиторской задолжен
Эта процедура должна предусматривать сроки и форму предварительного и последующих напоминаний контрагентам о дате платежа, возможность пролонгирования срока взыскания, использование положений закона «О банкротстве» к недобросовестному дебитору.
7. Использование современных
форм рефинансирования
Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют использовать в практике финансового менеджмента ряд новых форм управления дебиторской задолженностью - ее рефинансирование, т.е. перевод в другие формы оборотных активов организации (денежные активы, краткосрочные ценные бумаги). Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, применяемыми в настоящее время, являются:
а) факторинг;
б) учет векселей или их продажа на фондовом рынке;
в) форфейтинг.
Ни одна из этих форм не применяются. Правда, на то есть объективные причины. Факторинг в России еще слабо развит, при учете векселей также устанавливается огромная маржа. К тому же современные российские реалии говорят, что где вексель, там криминал. Форфейтинг имеет те же недостатки, что и факторинг и вексель. Поэтому данные формы рефинансирования дебиторской задолженности, так привлекательно расписанные во многих экономических работах, являются малоинтересными для наших организаций.
2.4. Анализ использования денежных средств.
Денежные активы являются главным объектом финансового менеджмента в составе оборотного капитала организации. Они участвуют в обеспечении всех видов хозяйственной деятельности организации, всех его финансовых операций.
Основной целью финансового менеджмента в процессе управления денежными активами является обеспечение постоянной платежеспособности организации. В этом получает свою реализацию функция денег как средства платежа. Приоритетность этой цели определяется тем, что ни большой размер оборотных активов и используемого капитала в целом, ни высокий уровень рентабельности хозяйственной деятельности не могут застраховать организацию от банкротства, если в предусмотренные сроки у него хронически не хватает денежных активов для осуществления текущих платежей по своим финансовым обязательствам. Поэтому в практике финансового менеджмента управление денежными средствами часто отождествляется с управлением платежеспособностью (или управлением ликвидностью).
С позиций управления платежеспособностью денежные активы предприятия состоят из следующих элементов: