Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 14:17, шпаргалка
Финансы (в широком смысле) – это система экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных денежных средств в процессе распределения и перераспределения ВВП.
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с настоящим Кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов Российской Федерации.
При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются настоящим Кодексом. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
К федеральным налогам и сборам относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы на отдельные
виды товаров (услуг) и
3) налог на прибыль (доход) организаций;
4) налог на доходы от капитала;
5) подоходный налог с физических лиц;
6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
7) государственная пошлина;
8) таможенная пошлина и таможенные сборы;
9) налог на пользование недрами;
10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
12) сбор за право
пользования объектами
13) лесной налог;
14) водный налог;
15) экологический налог;
16) федеральные лицензионные сборы.
Региональные налоги и сборы
1. К региональным налогам и сборам относятся:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на недвижимость;
3) дорожный налог;
4) транспортный налог;
5) налог с продаж;
6) налог на игорный бизнес;
7) региональные лицензионные сборы.
К местным налогам и сборам относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц;
3) налог на рекламу;
4) налог на наследование или дарение;
5) местные лицензионные сборы.
Общие условия установления налогов и сборов
1. Налог считается
установленным лишь в том
объект налогообложения;
налоговая база;
налоговый период;
налоговая ставка;
порядок исчисления налога;
порядок и сроки уплаты налога.
2. В необходимых случаях
при установлении налога в
акте законодательства о
3. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.
Существует несколько существенных признаков налога:
- императивность
- предписываемое
- смена собственника
- через налоги доля частной
собственности (денежной форме)
- безвозвратность
— налоговые платежи обезличива
- безвозмездность
- плательщик не получает за
выплаченные налоги никаких
Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание. В современных условиях налоги выполняют следующие функции;<
-фискальная функция
— основная, характерная изначально
для всех государств. С ее помощью
образуются государственные
Фискальная функция налогов создает объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, т.е. она обусловливает регулирующую функцию;
- регулирующая
функция означает, что налоги
как активный участник
- контрольная функция
создает предпосылки для
- распределительная функция - необходимое дополнение контрольной функции налогово-финансовых отношений, поскольку последняя проявляется лишь в условиях действия распределительной функции налогов. Данная функция выражается в распределении налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями во временном аспекте;
- социальная функция
представляет собой синтез
Регулирующая и фискальная
функции находятся в единстве
и противоположности. Соблюдение паритета
этих функций на практике обеспечивает
оптимальные условия для
40. Элементы налога и их характеристики.
Налоги - обязательный и безвозмездный платеж, взимаемый государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц.
Налоги - сложная стоимостная категория, прошедшая длительный исторический путь становления как на практике, так и в теории. Налоги как способ изъятия и перераспределения доходов возникли одновременно с государством. Следовательно, с одной стороны, государство не может существовать без взимания налогов, с другой - налоги являются органической частью государства. В налогах воплощается экономическое содержание государства, а их сущность обусловлена назначением и функциями последнего.
Существует несколько существенных признаков налога:
- императивность
- предписываемое
- смена собственника - через налоги доля частной собственности (денежной форме) становится государственной или муниципальной, образуя денежный фонд;
- безвозвратность
— налоговые платежи
- безвозмездность - плательщик не получает за выплаченные налоги никаких материальных, хозяйственных или иных прав.
Для понимания сущности каждого отдельного налога необходимо выделить его элементы. К важнейшим элементам налога относятся:
1)субъект налога - налогоплательщик. Это юридическое или физическое лицо, на которое государством возложена обязанность уплачивай, налог. При определенных условиях субъект налога может переложить уплату налога на другого субъекта, который будет действительным носителем налога;
2)носитель налога - юридическое или физическое лицо, уплачивающее налог из собственного дохода. При этом носитель налога вносит последний субъекту налога, а не государству;
3)объект налога - доход
или имущество, которое служит
основанием для обложения
4) налоговая база - денежная,
физическая или иная
5) источник налога - доход субъекта налога, из которого вносится последний. В ряде случаев источник может совпадать с объектом налога;
6) единица обложения - часть объекта, принимаемая за основу при исчислении налога;
7) ставка налога - размер налога с единицы обложения. Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах (твердые ставки) либо в процентах. По содержанию выделяют ставки:
- маржинальные - непосредственно
указываются в нормативном
- фактические —
определяются как отношение
- экономические - исчисляются как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу;
8) оклад налога - сумма
налога, исчисленная на весь объект
налога за определенный период,
подлежащая внесению в
9) налоговый период — время, определяющее период исчисления оклада налога и сроки внесения последнего в бюджетный фонд;
10)налоговая льгота - снижение размера налога. Могут применяться разнообразные льготы::
- введение необлагаемого минимума (т. е. освобождение от налога части объекта);
- понижение ставок налога;
- уменьшение оклада налога;
- предоставление налогового
кредита (отсрочки внесения
41. Налоговая система РФ, принципы её построения.
Налоговая система - это совокупность всех налогов, методы и принципы их построения, способы исчисления и взимания, налоговый контроль, устанавливаемые в законодательном порядке. В этой связи необходимо подчеркнуть, что понятие «налоговая система» и «система налогообложения» не тождественны. Налоговая система - более широкое понятие, так кг к она характеризуется экономическими и политико-правовыми показателями.
Важное место в создании
эффективной системы
Впервые принципы налогообложения сформулировал Адам Смит в 1776 г. Дальнейшее развитие идей Смита, их адаптация к современном условиям позволяет расширить и уточнить принципы построения налоговой системы:
-принцип равномерности,
заключающийся в равной обязанн
-принцип определенности,
из которого следует, что
-принцип удобства (привилегированности), согласно которому налоги должны взиматься в такое время и таким способом, которые предоставляют наибольшие удобства для плательщиков;
- принцип дешевизны,
в соответствии с которым
-принцип обязательности
подразумевает обязательность, принудительность
и неотвратимость уплаты
-принцип справедливости
- справедливое
-принцип подвижности
(эластичности) — способность налоговой
системы к быстрому расширению
в случае чрезвычайных