Шпаргалка по "Финансы и кредит"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 14:17, шпаргалка

Описание

Финансы (в широком смысле) – это система экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных денежных средств в процессе распределения и перераспределения ВВП.

Работа состоит из  1 файл

otvety.doc

— 924.50 Кб (Скачать документ)

Местными  признаются налоги и сборы, устанавливаемые настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с настоящим Кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги и сборы  в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются  и вводятся в действие законами указанных субъектов Российской Федерации.

При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных  правовых актах определяются следующие  элементы налогообложения: налоговые  ставки в пределах, установленных  настоящим Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются настоящим Кодексом. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

К федеральным  налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную  стоимость;

2) акцизы на отдельные  виды товаров (услуг) и отдельные  виды минерального сырья;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) налог на доходы  от капитала;

5) подоходный налог  с физических лиц;

6) взносы в государственные  социальные внебюджетные фонды;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина  и таможенные сборы;

9) налог на пользование недрами;

10) налог на воспроизводство  минерально-сырьевой базы;

11) налог на дополнительный  доход от добычи углеводородов;

12) сбор за право  пользования объектами животного  мира и водными биологическими  ресурсами;

13) лесной налог;

14) водный налог;

15) экологический налог;

16) федеральные лицензионные  сборы. 

Региональные  налоги и сборы

1. К региональным налогам  и сборам относятся:

1) налог на имущество  организаций;

2) налог на недвижимость;

3) дорожный налог;

4) транспортный налог;

5) налог с продаж;

6) налог на игорный бизнес;

7) региональные лицензионные  сборы.

К местным  налогам и сборам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество  физических лиц;

3) налог на рекламу;

4) налог на наследование  или дарение;

5) местные лицензионные  сборы.

Общие условия установления налогов и сборов

1. Налог считается  установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики  и элементы налогообложения:

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;

налоговая ставка;

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

2. В необходимых случаях  при установлении налога в  акте законодательства о налогах  и сборах могут также предусматриваться  налоговые льготы и основания  для их использования налогоплательщиком.

3. При установлении  сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Существует  несколько существенных признаков  налога:

-   императивность - предписываемое налогоплательщику  со стороны государства требование  обязательности налогового платежа.  При невыполнении обязательства применяются соответствующие санкции;

-   смена собственника - через налоги доля частной  собственности (денежной форме)  становится государственной или  муниципальной, образуя денежный  фонд;

-   безвозвратность  — налоговые платежи обезличиваются и не возвращаются конкретному плательщику;

-   безвозмездность  - плательщик не получает за  выплаченные налоги никаких материальных, хозяйственных или иных прав.

Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание. В современных условиях налоги выполняют следующие функции;<

-фискальная функция  — основная, характерная изначально  для всех государств. С ее помощью  образуются государственные денежные  фонды, т.е. материальные условия  для функционирования государства. Обеспечивает возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.

Фискальная функция  налогов создает объективные  предпосылки для вмешательства  государства в экономические  отношения, т.е. она обусловливает регулирующую функцию;

-   регулирующая  функция означает, что налоги  как активный участник перераспределительных  процессов, оказывают существенное  влияние на воспроизводство, стимулируя  или сдерживая его темпы, усиливая  или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Эта функция неотделима от фискальной и тесно с ней связана;

-   контрольная функция  создает предпосылки для соблюдения  стоимостных пропорций в процессе  образования и распределения  доходов различных субъектов экономики. Благодаря этой функции оценивается эффективность каждого налогового канала, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику;

-   распределительная  функция - необходимое дополнение  контрольной функции налогово-финансовых отношений, поскольку последняя проявляется лишь в условиях действия распределительной функции налогов. Данная функция выражается в распределении налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями во временном аспекте;

-   социальная функция  представляет собой синтез распределительной  и регулирующей функций налогов.  Ее предназначение — обеспечение  и защита конституционных прав граждан.

Регулирующая и фискальная функции находятся в единстве и противоположности. Соблюдение паритета этих функций на практике обеспечивает оптимальные условия для развития хозяйства и государства. При  этом необходимо помнить о так  называемом «эффекте Лаффера» (кривая Лаффера): налоговые изъятия имеют критический предел, после которого резко ухудшаются воспроизводственные параметры и падает сумма отчисляемых налогов. Иначе говоря, при повышении налоговой ставки сверх определенного уровня все большая часть хозяйствующих субъектов начинает уходить в нелегальный бизнес.

 

40. Элементы  налога и их характеристики.

Налоги - обязательный и безвозмездный платеж, взимаемый государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц.

Налоги - сложная стоимостная категория, прошедшая длительный исторический путь становления как на практике, так и в теории. Налоги как способ изъятия и перераспределения доходов возникли одновременно с государством. Следовательно, с одной стороны, государство не может существовать без взимания налогов, с другой - налоги являются органической частью государства. В налогах воплощается экономическое содержание государства, а их сущность обусловлена назначением и функциями последнего.

Существует несколько  существенных признаков налога:

-   императивность - предписываемое налогоплательщику  со стороны государства требование  обязательности налогового платежа.  При невыполнении обязательства  применяются соответствующие санкции;

-   смена собственника - через налоги доля частной собственности (денежной форме) становится государственной или муниципальной, образуя денежный фонд;

-   безвозвратность  — налоговые платежи обезличиваются  и не возвращаются конкретному  плательщику;

-   безвозмездность  - плательщик не получает за  выплаченные налоги никаких материальных, хозяйственных или иных прав.

Для понимания сущности каждого отдельного налога необходимо выделить его элементы. К важнейшим элементам налога относятся:

1)субъект налога - налогоплательщик. Это юридическое или физическое лицо, на которое государством возложена обязанность уплачивай, налог. При определенных условиях субъект налога может переложить уплату налога на другого субъекта, который будет действительным носителем налога;

2)носитель налога - юридическое  или физическое лицо, уплачивающее налог из собственного дохода. При этом носитель налога вносит последний субъекту налога, а не государству;

3)объект налога - доход  или имущество, которое служит  основанием для обложения налогом  (может быть заработная плата,  прибыль, дивиденды, рента, недвижимое имущество, ценные бумаги, предметы потребления и другие);

4) налоговая база - денежная, физическая или иная характеристика  объекта обложения;

5) источник налога - доход  субъекта налога, из которого  вносится последний. В ряде  случаев источник может совпадать с объектом налога;

6) единица обложения  - часть объекта, принимаемая за  основу при исчислении налога;

7) ставка налога - размер  налога с единицы обложения.  Ставка может устанавливаться  в абсолютных суммах (твердые  ставки) либо в процентах. По содержанию выделяют ставки:

-  маржинальные - непосредственно  указываются в нормативном акте  о налоге;

-  фактические —  определяются как отношение уплаченного  налога к налоговой базе;

-  экономические - исчисляются  как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу;

8) оклад налога - сумма  налога, исчисленная на весь объект  налога за определенный период, подлежащая внесению в бюджетный  фонд;

9) налоговый период  — время, определяющее период  исчисления оклада налога и  сроки внесения последнего в бюджетный фонд;

10)налоговая льгота - снижение  размера налога. Могут применяться разнообразные льготы::

-  введение необлагаемого  минимума (т. е. освобождение от  налога части объекта);

-  понижение ставок  налога;

-  уменьшение оклада  налога;

-  предоставление налогового  кредита (отсрочки внесения оклада  налога) и др.

 

41. Налоговая  система РФ, принципы её построения.

Налоговая система - это совокупность всех налогов, методы и принципы их построения, способы исчисления и взимания, налоговый контроль, устанавливаемые в законодательном порядке. В этой связи необходимо подчеркнуть, что понятие «налоговая система» и «система налогообложения» не тождественны. Налоговая система - более широкое понятие, так кг к она характеризуется экономическими и политико-правовыми показателями.

Важное место в создании эффективной системы налогообложения  занимают принципы ее построения. Теория налогообложения конкретизировала общие установки и создала  принципы научно-практической организации  налоговых отношений.

Впервые принципы налогообложения сформулировал Адам Смит в 1776 г. Дальнейшее развитие идей Смита, их адаптация к современном условиям позволяет расширить и уточнить принципы построения налоговой системы:

-принцип равномерности,  заключающийся в равной обязанности граждан платить налоги соразмерно своим доходам;

-принцип определенности, из которого следует, что сумма,  способ и время платежа должны  быть четко определены и известны  налогоплательщику заранее;

-принцип удобства (привилегированности), согласно которому налоги должны взиматься в такое время и таким способом, которые предоставляют наибольшие удобства для плательщиков;

-   принцип дешевизны,  в соответствии с которым издержки  по уплате налогов плательщиком  и по взиманию налогов государством  должны быть минимальными;

-принцип обязательности  подразумевает обязательность, принудительность  и неотвратимость уплаты налогов;

-принцип справедливости - справедливое перераспределение  платежей между богатыми и  бедными: первые платят пропорционально  больше, налогов, чем вторые;

-принцип подвижности  (эластичности) — способность налоговой  системы к быстрому расширению  в случае чрезвычайных дополнительных  расходов государства или, наоборот, к сокращению при наличии возможностей  государства и целей его социально-экономической политики; .-принцип однократности налогообложения - один и тот же объект должен облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения;

Информация о работе Шпаргалка по "Финансы и кредит"