Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 14:17, шпаргалка
Финансы (в широком смысле) – это система экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных денежных средств в процессе распределения и перераспределения ВВП.
-принцип стабильности
- стабильность действующей
-принцип оптимальности - оптимальный выбор источника и объекта налогообложения. Оптимальный с точки зрения реализации фискальной функции налогов, создания предпосылок экономического роста, достижения социальной справедливости, проведения природоохранных мероприятий и т. д.;
-принцип стоимостного выражения - денежный характер налогообложения, т. е. налоги должны уплачиваться только в денежной форме;
-принцип единства - действие налоговой системы на всей территории страны и для всех юридических и физических лиц. При этом реализация данного принципа зависит от организационно-правовых форм предприятии, вида деятельности, права на получение законных льгот, наличии прав нижестоящих органов власти по установлению, снижению, увеличению или отмене налогов.
Структура налоговой системы России в соответствии с Налоговым кодексом РФ выглядит следующим образом Федеральные налоги и сборы:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы на отдельные
виды товаров (услуг) и
- налог на прибыль (доход) организаций;
- налог на доходы от капитала;
- налог на доходы физических лиц;
- единый социальный налог (взнос);
- государственная пошлина;
- таможенная пошлина и таможенные сборы;
- налог на пользование недрами;
- налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
- налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
-сбор за право пользования
объектами животного мира и
водным биологическими
-лесной налог;
- водный налог;
- экологический налог;
федеральные лицензионные сборы.
Региональные налоги и сборы:
- налог на имущество организаций;
- налог на недвижимость;
- дорожный налог;
- транспортный налог;
- налог с продаж;
- налог на игорный бизнес;
- региональные лицензионные сборы.
Местные налоги и сборы:
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц;
- налог на рекламу;
- налог на наследование или дарение;
- местные лицензионные сборы.
42. Федеральные, региональные и местные налоги.
Налоги - обязательный и безвозмездный платеж, взимаемый государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц.
Налоги - сложная стоимостная категория, прошедшая длительный исторический путь становления как на практике, так и в теории. Налоги как способ изъятия и перераспределения доходов возникли одновременно с государством. Следовательно, с одной стороны, государство не может существовать без взимания налогов, с другой - налоги являются органической частью государства. В налогах воплощается экономическое содержание государства, а их сущность обусловлена назначением и функциями последнего.
Налоговая система - это совокупность всех налогов, методы и принципы их построения, способы исчисления и взимания, налоговый контроль, устанавливаемые в законодательном порядке. В этой связи необходимо подчеркнуть, что понятие «налоговая система» и «система налогообложения» не тождественны.
Структура налоговой системы России в соответствии с Налоговым кодексом РФ выглядит следующим образом Федеральные налоги и сборы:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
- налог на прибыль (доход) организаций;
- налог на доходы от капитала;
- налог на доходы физических лиц;
- единый социальный налог (взнос);
- государственная пошлина;
- таможенная пошлина и таможенные сборы;
- налог на пользование недрами;
- налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
- налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
- сбор за право
пользования объектами
- лесной налог;
- водный налог;
- экологический налог;
- федеральные лицензионные сборы.
Региональные налоги и сборы:
- налог на имущество организаций;
- налог на недвижимость;
- дорожный налог;
- транспортный налог;
- налог с продаж;
- налог на игорный бизнес;
- региональные лицензионные сборы.
Местные налоги и сборы:
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц;
- налог на рекламу;
- налог на наследование или дарение;
- местные лицензионные сборы.
43. Характеристика косвенных налогов.
Косвенные налоги – это налоги на расход, т.е.на предметы потребления. К ним относятся НДС, акцизы, Налог с продаж, Таможенные платежи.
НДС используется как инструмент регулирования экономики. С 1992 г. НДС используется в Российской налоговой системе, и стал одним из главных источников бюджетных доходов. С 01.01.01 г. поступления по НДС в полном объеме зачисляются в ФБ. Налогоплательщиками НДС признаются: организации; индивидуальные предприниматели;
Объектом налогообложения признаются след. операции
1) реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ
2) передача на территории РФ товаров(выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд.
3) выполнение строительно
- монтажных работ для
4) ввоз товаров на таможенную территорию РФ.
Облагаемый оборот рассчитывается исходя из стоимости реализуемых товаров с учетом действующих цен и тарифов, без включения в них НДС. НДС устанавливается в % :10% продукты питания, детские товары, школьн. принадлежн. 20% промышленные товары.
Льготы по уплате НДС: передача на безвозмездной основе жилых домов, объектов социально - культурного и жилищно - коммунального назначения, передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации, некоторые финансовые операции связанные со страхованием и перестрахованием.
Порядок исчисления НДС установлен единым для всех плательщиков не зависимо от их организационно-правовых форм видов деятельности, форм собственности. Сумма НДС рассчитывается как разница между суммой налога, начисленной по отгруженным товарам (работам и услугам) и суммами налога , фактически уплаченными.
Акциз. Акцизы включаются в структуру цены подакцизной продукции, определяют уровень цены конечной продукции. Плательщики акцизов: организации, индивид. предприниматели. Объектами налогообложения являются операции по : реализации на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров; Реализации организациями с акцизных складов алкогольной продукции; Ввозу подакцизных товаров на таможенную территорию РФ. Ставки устанавливается либо в % к стоимости товаров, либо в твердых ставках за единицу измерения. В настоящее время перечень подакцизной продукции упорядочен. Ставки акцизов в соответствии с НК установлены едиными по территории страны. При реализации подакцизных товаров налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизных товаров, в зависимости от налоговых ставок. Сроки по внесению акцизов в бюджет, в зависимости от даты реализации. Налог уплачивается – не позднее 15 числа 3 месяца, следующего за отчетным месяцем, если реализация его была с 1 по 15 число отчетного месяца.
- Не позднее 30 числа
3 месяца, след. за отчетным месяцем,
при реализации с 16-го по
последнее число отчетного
Налог с продаж. Цель введения этого налога в практику налогообложения – приток в региональные и местные бюджеты дополнительных финансовых ресурсов. Плательщиками являются юридические лица, иностранные юр. лица, компании, индивид. предприниматели. Объектом налогообложения является стоимость товаров(работ,услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет физ.лицам. Ставка 5% Сроки уплаты устанавливают соответствующими законами суб РФ до 15 числа след. за отчетн. месяцем.
Таможенные пошлины. Цель-рационализация товарной структуры ввоза товаров, поддержание соотношение ввоза и вывоза. Ставки ввозных и вывозных тарифов устанавливаются Прав-ом РФ они едины. Адвалорные-т.е. начисленные в % к таможен. стоимости облагаемых товаров. Специфические в определенном размере за единицу облагаем товаров. Комбинированные – 2 первых вида.
44. Характеристика прямых налогов с юридических лиц.
Наиболее простой способ обложить всех жителей налогом - брать с каждого человека фиксированную сумму денег. Такой налог называется подушным налогом (от слова «душа», то есть человек). Особенностью этого налога является то, что он не учитывает материальное благосостояние налогоплательщиков. С одной стороны, это недостаток, так как этот налог ложится более тяжелым бременем на людей с маленьким доходом, чем на богатых людей. Например, один и тот же налог в 300 рублей в месяц гораздо больше ухудшит материальное положение человека с месячным доходом в 700 рублей, чем человека с доходом в 5000 рублей.
Можно ли учесть материальное благосостояние плательщиков налогов, чтобы собирать налоги пропорционально возможности их уплаты? Существует несколько способов сделать это. Один из них заключается в том, чтобы устанавливать налоги в зависимости от текущего дохода человека, то есть е виде определенной доли от величины этого дохода - например, 20%. Такой налог называется подоходным налогом (так как берется с дохода, а не с «души»). Подоходный налог учитывает благосостояние людей, так как при ставке налога 20% человек с доходом 150 рублей заплатит всего 30 рублей налога, а человек с доходом в 5 000 рублей заплатит 1 000 рублей.
Другим вариантом взимания
налогов пропорционально
Аналогичный налог с земли (как с имущества) может рассчитываться в зависимости как от рыночной стоимости участка, так и от его площади. В чем выгоды и недостатки налогообложения людей пропорционально их доходу и имуществу? С одной стороны, богатство может быть результатом трудолюбия и бережливости, и налог на него окажется налогом на трудолюбивых и бережливых. Но богатство может быть также результатом везения или нечестной конкуренции. Поэтому более высокий налог с богатых людей не наносит вред хозяйству, а, наоборот, исправляет его недостатки.
С другой стороны, богатые
люди больше бедных нуждаются в общественном
благе «внутренняя
Облагаться налогом могут также доходы предпринимателей - этот налог называется налогом на прибыль. Поскольку он тоже выражается, как доля прибыли (например, 30%), собственники фирм, получающих большую прибыль, будут платить больший налог, чем собственники фирм, получающих маленькую прибыль. Как и в случае с подоходным налогом или налогом на имущество, налог на прибыль может быть для хозяйства «вредным» (если причиной прибыли являются заботы фирмы по снижению затрат фирмы) или нет (если прибыль получена за счет монопольной власти фирмы или случайного повышения спроса на ее продукт). Все вышеперечисленные налоги слабо учитывают степень потребления общественного блага налогоплательщиками. Например, из всех людей, которые платят подоходный налог, только 20% могут быть заинтересованы в постройке моста, на который будут потрачены деньги, а остальные 80% заплатят за бесполезную для них вещь.
Прям нал-и – нал на доход и имущ-во. Преоблад-т в Канаде, США, Яп, Дании. В странах произошел сдвиг в сторону прям налогооб-ия.
Подоход-й нал с физ-их лиц – один из важнейших. Объект – дох-д от различных источ-в, в т.ч. з/п, различные формы вознаграж-я за труд, доходы от предприн-ой деят-ти, пенсии, рента, %, дивиденды, роялти и др. В заруб-й нал-й практике истор-и сложились 2 формы обложения подох-м нал: шедулярная, при кот облагается каждая часть дохода раздельно, в зав-ти от источ-в дохода (Великоб., Ит.), и глобальная – по совок-му доходу получившая в соврем-х усл-ях наиб-ее распростр-е.
Нал взимается с дохода, получ-го в теч фин-го года. Объект – чистый доход плательщика, т.е. вал-й доход, уменьшаемый на сумму разрешенных по зак-у вычетов и скидок (необлагаемый минимум, семейные скидки, скидки на детей и др.). Ставки подох-го нал в теч длит-го времени были прогрессивны и построены по сложной прогрессии. В рез-те провед-ия нал-х рефирм в 80-е г произошло сокращение нал-х ставок и уменьшение их кол-ва. Сущ-ют 2 подхода к налогооб-ию семьи: раздельный, когда нал берется с каждого из супругов (Канад, Дания, Грец.), и совокупный, когда нал удержив-ся с объедин-го дохода семьи (Велик., а в США, Герм., Ирланд. предусмотрено право выбора). Во всех странах "Организ-ции эк-го сотруд-ва и разв-ия" (ОЭСР), за исключ-м Фр. и Швейц, подоходный нал с населения взимается работодат-м с тек-х доходов рабочих и служащих. С целью огражден-ия налогоплат-ка от роста цен в усл-ях инфляции во многих развит-х странах примен-ся нал-ая индексация подох-го нал с населения, осущ-ая автомат-ки в рамках нал-х кодексов. Поступления подох-го нал в консолид-ом бюджете развит-х стран значит-но различаются: в США – 35%, Великобр. и Герм – 25-30%, Фр – 15%.