Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 20:39, дипломная работа
Цель дипломной работы – рассмотреть сущность системы микрокредитования на примере микрокредитной организации , состояние и перспективы развития.
Задачи дипломной работы:
1) рассмотреть теоретические основы системы микрокредитования, обосновать актуальность применения системы микрокрдитования в Республике Казахстан;
2) проанализировать практику применения системы микрокредитования на примере миккрокредитной организации ТОО «Алка»;
3) исследовать проблемы и пути совершенствования микрокредитования в Республике Казахстан в целом.
Введение
3
1Теоретические аспекты развития микрокредитования в Республике Казахстан
5
1.1 Понятие и сущность микрокредитования
5
1.2 Кредитование, как средство поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан
13
1.3 Зарубежный опыт системы микрокредитования
16
2 Состояние системы микрокредитования в Республике Казахстан на примере ТОО Микрокредитная организация «Алка»
20
2.1 Роль и значение микрокредитных организаций в банковском секторе
20
2.2 Анализ основных показателей финансовой деятельности микрокредитной организации
31
2.3 Опыт реализации государственной программы по микрокредитованию в Республике Казахстан
48
3 Перспективы развития системы микрокредитования
52
3.1 Разработка рекомендаций для развития системы микрокредитования с использование опыта развитых стран
52
3.2 Государственная меры для развития системы микрокредитования
61
Заключение
68
Список литературы
По этим оценкам, общее количество предприятий с числом занятых до 5 человек составило к 2009 г. порядка 43 тыс. единиц или 50% от общего количества. Общее количество предприятий с числом занятых от 6 до 10 человек составило 17,4 тыс. единиц или 20% от общего количества МП.
И, наконец, на долю предприятий с числом занятых от 11 до 15 человек, коих было порядка 1300. единиц, пришлось 2% от общего количества МП. Общепринятым в промышленно развитых странах считается определение микро-предприятий по числу работающих до 10 человек. Однако в России дебатируется необходимость отнесения к микро- предприятиям и фирм с большим числом работающих, до 15 человек включительно. Именно поэтому мы включили в рассмотрение эту группу предприятий.
На микро-предприятиях с числом занятых до 5 человек было занято на постоянной основе в общей сложности 1 299 тыс. человек, или 21% от общего количества постоянных работников малых предприятий. На микро-предприятиях с числом занятых от 6 до 10 человек – 1 403 тыс. постоянных работников (23% от общего количества). На микро-предприятиях с числом занятых от 11 до 15 человек – 168 тыс. постоянных работников (3% от общего количества).
Во всех выделенных размерных группах микро-предприятий по количеству лидируют микро-предприятия торговли и общественного питания. Они составляют порядка 53% общего числа микро-. За ними следуют микро-предприятия промышленные (13% от общего числа микро-предприятий) и строительные (12% от общего числа).
Таким образом, круг микро-предприятий, которые потенциально являются потребителями микрофинансовых услуг достаточно широк. Максимально он насчитывает 61 тыс. единиц по критерию отнесения к категории микро- (до 10 человек работников).
С уверенностью можно утверждать, что число микро-фирм, заинтересованных в микрофинансировании, не меньше 23 тыс. Именно столько торговых микро-предприятий с числом работающих до 5 человек, которым в силу специфики торговой деятельности требуется главным образом оборотный капитал, формируемый за счет заемных, а не собственных средств. Во-первых, микро-предприятия весьма ограничены в собственных средствах, во-вторых, в условиях инфляционной, нестабильной экономики предпочтительнее в принципе работать за счет заемных средств, а для торговых предприятий, имеющих высокий оборот капитала и высокую долю оборотных средств в активе, тем более. Так, исходя из масштабов бизнеса (5 человек в расчете на одно предприятие), его отраслевой принадлежности - торговля и целей привлечения внешнего финансирования – пополнение оборотного капитала, спрос будет предъявляться, прежде всего, на микрофинансовые ресурсы.
Потребность микропредприятий в заемном капитале, и в краткосрочных заемных средствах в том числе, можно оценить по данным бухгалтерской отчетности малых предприятий. Хотя эти данные относятся ко всей совокупности МП, результаты анализа справедливы и для микро-предприятий. С той лишь разницей, что потребность в привлечении внешнего финансирования для формирования оборотных средств у микро-предприятий больше, а возможностей их привлечения меньше. В целом, по данным бухгалтерской отчетности, оборотный капитал малых предприятий лишь на 18% формируется за счет собственных средств, а остальные средства – заемные. Почти полностью, на 93%, самостоятельно удовлетворяют потребность в оборотном капитале промышленные МП, тогда как строительные на 45%, а торговые лишь на 18% .
В первую очередь за счет наличных
средств предприятия
Оборотные средства МП формируются главным образом за счет привлечения средств организаций, работающих на финансовом рынке (банки, фонды, кредитные союзы и кооперативы), и за счет партнерского кредита, предоставляемого предпринимателями друг другу на неформальной основе.
По результатам ряда исследований, в МБ самой распространенной формой привлечения финансовых средств является партнерский кредит. Им пользуются от 50% до 70% предпринимателей. Это, главным образом, небольшие "короткие" деньги, которые идут на формирование оборотных средств. Эти финансовые потоки не отражены в официальной отчетности. Их наличие подтверждает заинтересованность предпринимателей в получении микрокредитов, а также отсутствие необходимого числа специализированных финансовых институтов, предоставляющих микрокредиты.
В банковских кредитах заинтересованы порядка четверти МП, однако получить их удается немногим, порядка 10% - 15% предпринимателей. По данным бухгалтерской отчетности краткосрочные кредиты банков составляют около 43% от суммы краткосрочных пассивов. Больше в торговле (62%), меньше в промышленности (24%).
Услугами кредитных
В целом, потребности МП в привлечении внешнего финансирования для формирования, поддержания требуемого уровня оборотных средств не удовлетворены. Совокупный объем средств, привлекаемых как на неформальной основе (партнерский кредит), так и с участием финансовых институтов недостаточен. Порядка 40% МП отмечают недостаток оборотных средств как основную проблему бизнеса. И рейтинг данной проблемы со временем не уменьшается. Решить ее легально, не вынуждая предпринимателей еще больше уводить в тень свой бизнес, поможет формирование сети специализированных финансовых институтов, предоставляющих в долг краткосрочные и относительно небольшие суммы под оборотные средства.
Резюмируя сказанное, можно утверждать. Исключительно за счет собственных средств, как отражаемых в официальной отчетности, так и «нелегальных» существует порядка 30% - 35% МП. Для остальных предпринимателей приоритетной задачей в области финансов является привлечение внешнего финансирования для формирования оборотных средств. Для микро-предприятий данная проблема стоит значительно острее, чем для более крупного бизнеса. Поэтому, минимальной границей числа микро-предприятий – потенциальных потребителей микрофинансовых услуг, следует считать 426 тыс. микро-предприятий по критерию отнесения бизнеса к категории микро- до 10 работающих.
Предварительная
оценка потребности в
Круг микро-предприятий, которые потенциально являются потребителями микрофинансовых услуг, достаточно широк. Максимально он насчитывает 61 тыс. единиц по принятому определению микро-предприятия (до 10 человек работников). Минимальной же границей числа микро-предприятий – потенциальных потребителей микрофинансовых услуг, следует считать 42тыс. микро-предприятий.
Оценка совокупного предложения микрофинансовых ресурсов.
Резюмируя полученные результаты, ежегодное совокупное предложение микрофинансовых ресурсов российскими организациями на предпринимательские цели можно оценить на уровне 263 169,6 тыс. тенге По американским программам микрофинансирования было выдано микрокредитов в объеме порядка 10 млн.USD.
Как показывает опыт стран с развитой
рыночной экономикой, а также некоторых
восточноевропейских стран с
переходной экономикой, развитие малого
предпринимательства
Малое предпринимательство объективно существует и развивается как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики, поскольку ее структура предполагает сосуществование и взаимодействие предприятий различных типов и размеров, в том числе мелких. В то время как крупный бизнес обеспечивает базовые потребности национального хозяйства, используя эффект экономии на масштабах производства, малые предприятия занимают свою нишу на рынке, удовлетворяя локальный спрос или специфические потребности в специализированной продукции и услугах, в том числе в инновационной сфере. Одним из основных факторов, ограничивающих возможности малых предприятий, являются трудности бесперебойного финансирования. Получить банковский кредит очень сложно: банки предъявляют более жесткие требования к малым предприятиям по предоставлению гарантий возврата кредита ввиду повышенных рисков и отсутствия у малых предприятий достаточно длительной кредитной истории. С другой стороны, присущая малому бизнесу специфическая структура активов, в которой минимален вклад недвижимости, также усложняет процесс поиска денежных средств. Кроме того, банковский сектор в большей мере ориентирован на обслуживание крупных предприятий.
Поэтому целью поддержки малого
предпринимательства в
Микрофинансирование является испытанным
эффективным методом экономического развития,
охватывающим большое количество частных
собственников в развивающихся странах
Азии, Африки и Латинской Америки. Использование
микрофинансирования может оказать большое
потенциальное влияние на экономическое
развитие стран Центральной и Восточной
Европы и новых независимых государств,
возникших после распада Советского Союза.
Ниже мы рассмотрим опыт микрофинансирования
в некоторых стран.
Микрокредитование в странах СНГ является
новой реальностью и еще не получило широкого
распространения. Институты микрофинансирования
здесь находятся в стадии становления, экспериментирования
и накопления опыта для разработки оптимальных
моделей микрокредитования с целью поддержки
предпринимательской деятельности и обеспечения
занятости населения.
Развитие микрокредитования как эффективного инструмента финансирования малого предпринимательства сдерживает отсутствие законодательной базы.
В России активно начался процесс
создания кредитных союзов. Однако
их деятельность оказывает очень
незначительное влияние на доступ к
финансовым ресурсам малых предприятий, так
как не имеет законодательного обеспечения.
На базе существующего опыта микрокредитования
в России разрабатывается механизм
по предоставлению микрокредитов через
негосударственные организации. Для обеспечения
малого бизнеса необходимым объемом финансовых
ресурсов в настоящее время активно внедряются
2 программы, одна из которых - программа
микрокредитования, которая направлена
на оказание помощи самым мелким предприятиям.
Реализация этой программы началась с
Указа Президента РФ "О создании гарантийно-кредитной
организации".
Микрокредитование также направлено на поддержку предпринимательской деятельности через обеспечение доступа к кредитно-финансовым ресурсам.
В стране существует большое число микрокредитных организаций, использующих различные методологии, принципы и каналы распределения (формальные финансовые институты, НПО). В настоящее время существует потребность в создании более благоприятной среды для развития микрокредитования и микропредприятий в стране. Банковская система неохотно предоставляет микрофинансовые услуги; процедуры организации микропредприятий усложнены, требование имущественного залога исключает бедных из числа возможных получателей кредита. Поэтому требуется законодательная база, гарантирующая легкое получение и погашение кредитов.
В РФ также отсутствует правовое
обеспечение деятельности небанковских
организаций, что мешает распространению
микрокредитования. Поэтому в республике
осуществляются лишь Пилотные программы
по микрокредитованию в целях
обеспечения финансовыми ресурс
Все изученные организации, представляющие микрокредиты, можно разделить главным образом разделить по двум факторам: источник финансирования средств для микрокредитования; целевая группа предпринимателей, которым предоставляются микрокредиты. Эти два фактора во многом определяют форму управления финансовыми ресурсами, стоимость кредитов и условия их предоставления. Например, фонды поддержки малого предпринимательства обычно используют бюджетные, заемные и собственные средства. При этом кредиты предоставляются, как правило, мелким предпринимателям, достаточно устойчиво работающим, но имеющим ограниченные возможности для предоставления гарантий. Процентная ставка по микрокредитам для этой целевой группы не превышает 5% в месяц. Ставка 8-10% в месяц применяется для малых предприятий оптово-розничной торговли с устойчивым объемом продаж, у которых часто не бывает необходимого ликвидного залога; важное значение здесь имеет оценка устойчивости бизнеса. Ставка 1,25% в месяц (15% в год) используется для кредитования инновационных проектов, как правило, без необходимого залогового обеспечения. В небольшом объеме службами занятости предоставляются безвозмездные ссуды на начало ведения бизнеса. Наибольшую перспективу развития микрокредитования имеют государственные фонды, которые имеют не только выгодную законодательную основу, но и более выгодное налогообложение и доступ к дешевым финансовым ресурсам [20, c.27].
Микрокредитованием малого бизнеса так же занимаются некоторые банки, которые используют для этих целей собственные средства и средства Европейского банка реконструкции и развития. В некоторых регионах (Краснодарский край) имеются единичные примеры, когда микрокредитованием занимаются крупные бизнесмены, предоставляя малому бизнесу в аренду производственные помещения и кредитуя их деятельность.
Льготы, предусмотренные
Информация о работе Состояние и развитие системы микрокредитования в Республике Казахстан