Состояние и развитие системы микрокредитования в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 20:39, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы – рассмотреть сущность системы микрокредитования на примере микрокредитной организации , состояние и перспективы развития.
Задачи дипломной работы:
1) рассмотреть теоретические основы системы микрокредитования, обосновать актуальность применения системы микрокрдитования в Республике Казахстан;
2) проанализировать практику применения системы микрокредитования на примере миккрокредитной организации ТОО «Алка»;
3) исследовать проблемы и пути совершенствования микрокредитования в Республике Казахстан в целом.

Содержание

Введение
3
1Теоретические аспекты развития микрокредитования в Республике Казахстан
5
1.1 Понятие и сущность микрокредитования
5
1.2 Кредитование, как средство поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан
13
1.3 Зарубежный опыт системы микрокредитования
16
2 Состояние системы микрокредитования в Республике Казахстан на примере ТОО Микрокредитная организация «Алка»
20
2.1 Роль и значение микрокредитных организаций в банковском секторе
20
2.2 Анализ основных показателей финансовой деятельности микрокредитной организации
31
2.3 Опыт реализации государственной программы по микрокредитованию в Республике Казахстан
48
3 Перспективы развития системы микрокредитования
52
3.1 Разработка рекомендаций для развития системы микрокредитования с использование опыта развитых стран
52
3.2 Государственная меры для развития системы микрокредитования
61
Заключение
68
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

машекенова.doc

— 948.00 Кб (Скачать документ)

 

В 2008 году произошло уменьшение коэффициента по сравнению с 2007 годом, а в 2009 году произошло его увеличение на 2%. В 2009 и в 2008 году данный коэффициент ниже нормативного значения. К5 мультипликатор капитала показывает объем активов, который удастся получить с каждого тенге собственного капитала. База капитала находится на среднем уровне и пока еще его возможности по привлечению заемных средств не исчерпаны.

За анализируемый период эффективность работы активов составила 1,3%. С одного тенге доходов прибыль составляет в 2009 году 37%. Эффективность использования стержневого капитала за анализируемый период снизилась.

Ликвидность лежит в  основе его платежеспособности. Платежеспособность трактуется как способность в должные сроки и в полной сумме отвечать по своим обязательствам. Однако она зависит не только от ликвидности баланса, но и от ряда других факторов.

К их числу относятся: политическая и экономическая ситуация в стране или регионе, состояние денежного рынка, развитие рынка ценных бумаг, наличие и совершенство залогового законодательства, обеспеченность собственным капиталом, надежность клиентов и банков-партнеров, уровень менеджмента в организации, специализация и разнообразие услуг данного кредитного учреждения и других факторов.

Одновременно указанные  факторы влияют прямо или косвенно на ликвидность баланса.

 

 

2.3Опыт реализации государственной программы по микрокредитованию в Республике Казахстан

 

Становлению системы  микрокредитования государство  отводит особую роль. Микрокредиты призваны стимулировать развитие малого бизнеса – одного из факторов диверсификации экономики – и к тому же решить социальные задачи: вопросы занятости селян, молодежи и переселенцев. Для увеличения числа микрокредитных организаций (МКО) законодательство значительно сократило процедуры их создания и регистрации. А для упрощения работы с клиентом  отменило лицензирование и надзор со стороны Национального банка и Агентства по финансовому надзору. Однако создание хороших стартовых условий для роста МКО не повлияло на качественное развитие института микрокредитования: по разным оценкам специалистов, из общего числа зарегистрированных МКО от 60 до 75% бездействует или находится во временном простое. И если доля микрофинансирования в странах с переходной экономикой колеблется от 20 до 40%, то в Казахстане сегмент микрокредитования в совокупном кредитном портфеле государства составляет всего около 2%. Главной спецификой рынка микрокредитования можно назвать особый контингент его заемщиков. Основные клиенты МКО – тот слой населения, который в силу разных причин не имеет свободного и постоянного доступа к кредитным ресурсам банков, особенно если нуждается в относительно небольших суммах, от 10 до 100 тыс. тенге. Очень часто это жители сельской местности, планирующие увеличить поголовье домашнего скота или расширить свое подсобное хозяйство. Но они не могут получить банковский кредит, так как ни недвижимость в сельской местности, ни сельхозинвентарь не представляют для банков залоговой ценности. Это и горожане, пытающиеся обеспечить свои семьи посредством торговли, которая является наиболее быстрым способом заработать средства на существование. Таким образом, МКО предоставляют населению легализованный партнерский кредит – небольшие суммы на короткий срок. А так как 7 лет назад, на заре развития, концепция микрокредитования предполагала финансирование малоимущих слоев населения, это отразилось на составе участников рынка. Большинство из МКО были зарегистрированы в форме некоммерческой организации. Упрощенная регистрация в соответствии с законом «О микрокредитных организациях» от 2003 года позволила прийти на рынок всем желающим.  Поэтому основной круг сегодняшних игроков являет собой региональные организации, слабо капитализированные, со штатом в 2-3 человека, которые испытывают трудности с подготовкой и повышением профессионального уровня своих работников, оргтехникой, методикой работы с заемщиком, так как при микрокредитовании существует особая специфика, связанная с ограниченной возможностью заемщика.  На сегодняшний день основной проблемой для большинства МКО является отсутствие стабильного доступа к источникам кредитования. Нерегулируемость МКО приводит к тому, что они, во-первых, не могут финансировать свою деятельность за счет привлечения депозитов населения. Во-вторых, являются причиной того, что многие международные инвестиционные компании настороженно относятся к нерегулируемым субъектам финансового рынка.  «Основная проблема, с которой сталкиваются иностранные инвесторы, – это недостаток информации о деятельности микрокредитных организаций и финансовая непрозрачность этих организаций, – комментирует менеджер Центрально-Азиатского  микрофинансового центра (проект CGAP, Всемирный банк)  Ольга Томилова. – Под финансовой прозрачностью понимается не только наличие финансовой отчетности, но и ее подтверждение внешним аудитом, а также оценка деятельности организации, выполненная независимым, специализированным рейтинговым агентством.  На сегодняшний день мне известны лишь три организации, прошедшие международный рейтинг в Казахстане». Достаточно заинтересованы в сотрудничестве с микрокредитными организациями  коммерческие банки, но при этом  они рассматривают МКО как стандартного заемщика и требуют твердые залоги, в то время как основным активом большинства микрокредитных организаций является их кредитный портфель.  Поэтому ожидания большинства участников рынка, являющихся небольшими региональными организациями, связаны прежде всего с государственной поддержкой микрокредитования.  «Чтобы МКО смогла встать на ноги и самостоятельно развиваться, требуется не менее 3–5 лет. В течение этого периода она должна быть обеспечена технической помощью и постоянным притоком финансовых средств. Этот момент учитывался при разработке Государственной программы по микрокредитованию, однако реальные шаги по осуществлению положений данной программы явно запаздывают.Большие надежды в решении многих задач по развитию микрокредитования как самостоятельной отрасли возлагаются на Фонд развития малого предпринимательства (ФРМП). В настоящий момент, насколько можно судить по имеющейся информации, фонд сосредоточил свою основную деятельность на проведении микрокредитования напрямую, через свои  представительства. Хотелось бы надеяться, что следующим этапом деятельности фонда будет подготовка специалистов и организация тренингов для МКО, а также финансирование действующих региональных МКО». Чтобы активизировать микропредпринимателей брать займы на производство, необходимо внести изменения в действующий закон «О микрокредитных организациях» и увеличить  максимальную сумму микрокредита до 30 тыс. долларов (сейчас это 1 млн тенге или 7 тыс. долларов). Если сумма в 7 тыс. долларов вполне приемлема для шопинга в Китай, то освоить  30 тыс. долларов сможет уже не каждый предприниматель: нужен уже реальный бизнес-план. Изменения в закон будут полезны и самим МКО: они смогут выйти на новый уровень развития  бизнеса – предоставление консалтинга и обучение заемщиков. Не говоря уже о том, что большая сумма микрокредита сделает их привлекательными в глазах частного инвестора. Для расширения клиентской базы кредитных организаций в законе также важно расширить понятие заемщика, сегодня оно ограничено только субъектами малого предпринимательства. Но за полем зрения микрокредитных организаций остаются люди, которым услуги кредитования сегодня недоступны, например, служащие бюджетных организаций. Участники рынка уже внесли соответствующие поправки на согласование в Министерство индустрии и торговли и ожидают, что законопроект поступит в парламент в самое ближайшее время [15, c.10].

Сектор микрокредитных организаций коммерциализируется  быстрыми темпами: на рынок выходят  компании, для которых микрокредитование – хороший нишевой бизнес. Поэтому большинство игроков рынка должны сами решать, в каком направлении им двигаться: по пути мелких рантье или же стремиться попасть в категорию средних  финансовых организаций.  Кстати, часть крупных участников рынка уже понимает необходимость совершенствования своих бизнес-процессов и сегментирования спроса. Для них важным становится построение отношений с клиентами в долгосрочном плане, чтобы приучить заемщика работать с определенной МКО. Для чего ставится цель постоянно присутствовать на рынке за счет наработки собственного капитала, привлечения, как заемных ресурсов, так и передовых технологий работы. Тот же ФРМП выбрал стратегию максимальной приближенности к заемщикам, для чего открывает в регионах филиалы. Минимизируя ставку кредита, МКО получат возможность финансировать небольшие производства. Таким образом, несмотря на кризис, число МКО и объемы кредитования увеличиваются, что позволяет говорить о востребованности этого вида кредитования. По словам ведущего специалиста отдела по развитию кредитных продуктов МКО KazMicroFinance Оксаны Бухтияровой, это связано с тем, что из-за кризиса ликвидности ниша микрокредитования стала более свободной, так как многие банки были вынуждены уйти с рынка розничного кредитования, сократить объемы обслуживания клиентов, что дало определенные преимущества для МКО. Средневзвешенные ставки вознаграждения по кредитам в городской местности выше, чем в сельской. Если ставка по краткосрочным займам для физических лиц в городе равна 32,8 проц. годовых, то в сельской местности - 17,2 проц., по долгосрочным - 27 и 14 проц. соответственно.

В целом ставки в 2009 году были немного ниже, чем в 2008-м, что  может говорить о том, что аппетит  к риску МКО повысился и  условия кредитования были немного  либеральнее, однако в целом остаются жесткими по сравнению с периодом 2000-2006 годов, говорят эксперты.

Так, практически во всех активных МКО индивидуальные кредиты  выдаются под залоговое обеспечение  или гарантию третьего лица. Групповые  кредиты выдаются сотрудникам одной организации на короткий период при строгом подтверждении доходов. Для успешной реализации Программы в плане формирования и развития третьего уровня финансовой системы республики, Фонд считает принципиально важным предоставление МКО возможности самостоятельного регламентирования процентных ставок по микрокредитам. Задачей развития и укрепления микрофинансового сектора является присутствие на рынке самоокупаемых и рентабельных МКО, которые смогут обеспечить возвратность кредитных средств и определенную доходность от микрофинансовых услуг.

По мере развития рынка микрофинансирования  в стране с появлением большого количества МКО появится здоровая конкуренция, что неизбежно приведет к снижению процентных ставок. В свою очередь  Фонд через прямое кредитование своими ставками вознаграждения будет способствовать снижению процентных ставок на рынке микрокредитования.

Таким образом, предельная процентная ставка по микрокредитам не должна устанавливаться централизованно  во избежание негативных последствий  на рынке микрокредитования и должна определяться организациями, непосредственно занимающимися предоставлением микрозаймов.   Для эффективной реализации Программы особое значение имеет организация обучения потребителей микрокредитования, а также специалистов микрокредитных организаций. Имеющийся у Фонда опыт работы с субъектами малого бизнеса, дают основание выделить проблему отсутствия необходимых знаний у заемщиков для открытия и ведения собственного бизнеса как одну из самых главных. Непонятность операций, процедур и терминологии в работе с финансовыми учреждениями отпугивает значительную часть потенциальных заемщиков и является ощутимым барьером в обеспечении широкого охвата участников.

Решение данной проблемы будет проводиться  параллельно с развитием микрокредитования. Фонд готов взять на себя реализацию данного направления деятельности.  Обучение сотрудников микрокредитных организаций приведет к повышению уровня знаний для консультирования заемщиков, опыта в привлечении заемщиков.  Целью обучения кредитных офицеров МКО является постоянное информирование (обучение и консультирование) на местах жителей данных регионов о возможности получения финансовых ресурсов и создания собственного бизнеса, а также выявление потенциальных заемщиков. Существующие МКО практически не имеют собственных средств на оплату участия своих сотрудников в коммерческих семинарах, за исключением 2-3 опытных МКО, которые работают на рынке микрокредитования не менее 5 лет и которые сами могут выступать в качестве «поставщиков знаний». В связи с этим, Фонд планирует  организацию интенсивных тренингов для сотрудников МКО. Залогом успешного развития отечественных микрокредитных организаций является достижение «прозрачности» их деятельности. Создание эффективной  системы мониторинга позволит обеспечить свободный поток общедоступной, реальной и сравнимой информации [16, c.16].

 

 

 

 

 

 

 

3 Перспективы развития системы микрокредитования

 

3.1 Разработка рекомендаций для развития системы микрокредитования  с использование опыта развитых стран

 

 

В условиях рыночной экономике в банковской сфере возрастает значение правильной оценки риска, который принимает на себя банк при совершении различных операций, а современный банковский рынок немыслим без риска. Он присутствует в любой операции, только рис может быть разных масштабов.

В современной экономической ситуации важное значение имеет организация  микрокредитования представителей малого бизнеса.

В настоящий момент все еще не сформированы условия для создания благоприятной инвестиционной политики. С одной стороны процентная ставка по кредитам очень высока, кредиты и инвестиции труднодоступны. С другой стороны и сами предприниматели часто не готовы к реализации инвестиционных проектов: нет имущества для залога; нет кредитной истории и длительного опыта ведения бизнеса. Кроме того, сложилась неблагоприятная экономическая атмосфера для кредитования малого бизнеса: нестабильная экономическая ситуация, несовершенство законов и налогообложения, высокий налоговый и бюрократический пресс, большая доля теневой экономики.

Многие из перечисленных проблем  решаются развитием системы микрокредитования, с привлечением государственной  поддержки малого и среднего предпринимательства. Данная система позволит большинству предпринимателей использовать имеющееся имущество в качестве залога для получения микро-кредитов и формировать кредитную историю для дальнейшего кредитования и развития своего бизнеса. Актуальность темы исследования. Доминантной тенденцией эволюции современного экономического сознания является укоренение в нем микрокредитных парадигм и подходов. Данный процесс многоаспектен и проявляется на различных территориальных уровнях, характерен для всех отраслей и сфер национальной экономики, реализуется в разнообразных формах - кооперативное, банковское, государственное, международное кредитование и др. В Казахстане примером государственного фонда развития предпринимательства является фонд «Даму» (АО «Фонд развития предпринимательства «DAMU») - государственный фонд в Казахстане, основная цель которого - стимулирование становления и экономического роста субъектов малого предпринимательства в Республике Казахстан, повышение эффективности использования финансовых средств[17, c.15].

Индивидуальные предприниматели, действующие без образования юридического лица, считаются субъектами малого предпринимательства с 1995 г., в соответствии с Законом "О государственной поддержке малого предпринимательства".

Их учет ведут различные органы. Наиболее полной базой данных по ИЧП обладают налоговые органы. По их информации, в 2009 г. было порядка 2 63,5 тыс. индивидуальных частных. Общее число наемных работников, привлекавшихся индивидуальными предпринимателями, составляло порядка 3 74 тыс. человек. Более половины всех ИЧП (1 782 тыс.) занимались торговлей и общественным питанием. Далее, по мере убывания количества ИЧП, следуют транспорт (236 тыс.) и промышленность (154 тыс.).

Уровень доходов индивидуальных частных  предпринимателей неодинаков. Однако данные по этому вопросу, имеющиеся у налоговых органов, являются конфиденциальной информацией.

Приблизительно оценить долю наиболее высокодоходных ИЧП, можно, используя данные, а именно, количество ИЧП, зарегистрированных в Едином государственной регистре предприятий. По законодательству, является обязательным условием для ведения внешнеэкономической деятельности. Под это понятие – внешнеэкономическая деятельность, не подпадает челночная торговля. Ею занимаются, используя льготный режим ввоза товаров, установленный для физических лиц, ввозящих товар не с коммерческой целью.

Зарегистрированные индивидуальные предприниматели, а их к 2009 г. было 13,7 тыс. человек, заведомо имеют сравнительно крупный бизнес, так как ведут внешнеэкономическую деятельность в масштабах, позволяющих оплачивать таможенные платежи в полном объеме. В силу данного обстоятельства можно предположить, что эти ИЧП предъявляют спрос в основном на более крупное внешнее финансирование, нежели проходящее в рамках микрокредитования.

Таким образом, оценка верхней границы числа индивидуальных частных предпринимателей, имеющих сравнительно небольшой бизнес, и, следовательно, наиболее заинтересованных именно в микрофинансировании, находится на уровне 2 508 тыс. человек.

Реализацией товаров, завезенных в  страну челноками, занимаются не только они сами, но и нанимаемые ими лица, в среднем 3-5 человек на одного челнока. Кроме того, завезенные товары закупаются мелким оптом другими торговцами и перепродаются на внутреннем рынке. Таким образом, в сферу челночного бизнеса вовлечено от 1 000 тыс. до 1 600 тыс. человек. Из них порядка 5 тыс. человек – сами челноки и лица, перепродающие "челночные" товары на внутреннем рынке, заинтересованы в получении микрокредитов на закупку товаров [18, c.14].

Предварительная оценка потребности в микрофинансировании.

Оценка верхней границы числа  индивидуальных частных предпринимателей, имеющих небольшой бизнес, и, следовательно, наиболее заинтересованных именно в микрофинансировании, находится на уровне 2 502,8 человек. Среди лиц, занимающихся челночной деятельностью, порядка 5 тыс. человек заинтересованы в получении микрокредитов на закупку товаров.

Микро-предприятия

Законодательством на сегодня не определено понятие микро-предприятия. Поэтому в стране не ведется учет их числа и результатов деятельности, что существенно затрудняет анализ спроса на микрофинансовые услуги со стороны мельчайшего бизнеса. Тем не менее, возможны достаточно надежные оценки масштабов и структуры микро-бизнеса, основанные на разовых разработках и результатах специальных обследований руководителей малых предприятий.

Информация о работе Состояние и развитие системы микрокредитования в Республике Казахстан