Совершенствование безналичных операций по расчетному счету

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 14:08, дипломная работа

Описание

В условиях динамично развивающейся рыночной экономики совер-шенствование платежной системы России как формы организации безналичного денежного оборота стало объективной необходимостью. За годы рыночных преобразований в сфере денежного обращения произошли коренные изменения в отношениях между предприятиями, изменился характер их взаимоотношений с банками, появились новые для российской практики расчетные финансовые инструменты и механизмы.
В современных условиях, при товарно-денежных отношениях, в про-цессе купли-продажи и оказания услуг, удовлетворения различного рода претензий и обязательств, а также распределения и перераспределения денежных средств возникают денежные расчеты. Эти расчеты могут принимать как форму наличных расчетов, так и безналичных. Значительную долю составляют безналичные расчеты.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...………6
1 Теоретические основы совершенствования безналичных операций
в российских коммерческих банках……………………....……...........…….9
1.1 Теоретические основы формирования безналичных расчетов………..9
1.2 Формы безналичных расчетов, преимущества и недостатки
использования……………………………….…………….……….……16
1.3 Проблемы системы безналичных расчетов в современных
условиях и основные способы их решения…………………………....29
2 Анализ работы ЦО № 4205 Сбербанка России…………………….………36
2.1 Общая характеристика ЦО № 4205 Сбербанка России…………...….36
2.2 Анализ безналичных операций ЦО № 4205 Сбербанка России
за 2005-2010 г..…………………………………………………………..46
2.3 Оценка качества безналичных расчетов в ЦО № 4205
Сбербанка России………………………………………...……………..59
3 Пути совершенствования безналичных операций в ЦО № 4205
Сбербанка России………………………………...……………….…………73
3.1 Направления совершенствования системы безналичных расчетов
в ЦО № 4205 Сбербанка России…………………………….……...….73
3.2 Экономическое обоснование предполагаемых мероприятий…….….79
Заключение……………………………………………………………….………94
Список использованных источников…………………………………….……..97
ПРИЛОЖЕНИЕ А Информация по безналичным поступлениям денежных
средств на счета физических лиц…..……....…….…..….105
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сведения об объемах операций и суммах
непроцентных доходов, полученных от оказания услуг
по вкладам, денежным переводам и расчетно-
кассовому обслуживанию неселения на 01.01.2011год..106
ПРИЛОЖЕНИЕ В Бухгалтерский Баланс ЦО № 4205 Сбербанка России
за 2010 год………………………………………………..111
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Формы платежных документов…………...……….…….113

Работа состоит из  1 файл

Диплом Бакутина Е..doc

— 1.16 Мб (Скачать документ)

Преимуществами данной формы расчетов являются ее универсальность, возможность сблизить дату отгрузки с датой оплаты, а также простота оформления и прохождения через банк. Этой форме расчетов присущи свои недостатки, такие как отсутствие должной гарантии платежа и возникновение взаимной дебиторской и кредиторской задолженности [52, с. 87].

Платежное требование – это расчетный документ, содержащий требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк. Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором.

Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика. Срок для акцепта платежных требований определяется сторонами по основному договору. Этот срок должен составлять не менее пяти рабочих дней.

Данная форма расчетов осуществляется через систему инкассо. Инкассо – банковская операция, при которой банк по поручению своего клиента – получателя средств и на основании составленного им (получателем) расчетного документа получает причитающуюся получателю сумму денежных средств от плательщика и зачисляет ее в установленном порядке на счет получателя. Расчеты по инкассо выглядят следующим образом: поставщик, выполнив свои обязательства, например, отгрузив товар, поручает банку получить деньги от организации-покупателя и передать ей товаросопроводительные документы. То есть банк становится посредником между ними, что позволяет снизить риск невыполнения партнерами своих обязательств. Поэтому расчеты по инкассо используют в тех случаях, когда контрагенты не совсем уверены друг в друге. Например, покупатели выбирают расчеты по инкассо, если сомневаются, что продавец доставит товар в нужное время, если заключается сделка на большую сумму или с малознакомым продавцом. То есть в тех случаях, когда предоплата для покупателя - слишком большой риск [12, с. 58].

Продавцы, напротив, соглашаются на инкассо лишь в том случае, если у них нет больших сомнений на счет покупателей. Если же такие сомнения есть, они предпочитают предоплату. Но бывает, что покупатель настаивает на инкассо. В таком случае продавцу необходимо выяснить, насколько тот платежеспособен. А главное, не стоит передавать товары покупатель или банку без согласия этого банка. Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другие банки (исполняющий банк). Расчеты в порядке инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке) и инкассовых поручений, оплата которых производится в бесспорном порядке. Указанные расчетные документы предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя).

Преимущества: система инкассо обеспечивает четкий порядок адресации доставки требований и контроль за расчетами со стороны покупателя и поставщика; может осуществляться отгрузка без предварительной оплаты.

Недостатки: возникновение взаимной дебиторской и кредиторской задолженности [41, с. 62].

Аккредитив представляет собой обязательство банка банка-эмитента по поручению клиента-плательщика произвести платеж в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предъявить полномочия другому банку, исполняющему банку произвести такие платежи. В отличие от других форм безналичных расчетов аккредитивная форма гарантирует платеж поставщику либо за счет собственных средств покупателя, либо за счет средств его банка.

Аккредитивы могут открываться двух видов: покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные). Покрытым считается аккредитив, при котором плательщик предварительно депонирует средства для расчетов с поставщиком. Также аккредитивы подразделяются на отзывные и безотзывные. Каждый аккредитив должен ясно указывать, является ли он отзывным или безотзывным. При отсутствии такого указания считается, что данный аккредитив является отзывным. Безотзывной аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он открыт. На подтвержденные и неподтвержденные. Подтвержденный аккредитив - это аккредитив, получивший дополнительную гарантию платежа со стороны другого банка. Банк, подтверждающий аккредитив, принимает на себя обязательство оплачивать документы, соответствующие условиям аккредитива, если банк-эмитент откажется совершить платежи. Неподтвержденный аккредитив - аккредитив, не имеющий указанной гарантии.

Преимущества данной формы безналичных расчетов: гарантия платежа поставщику; контроль за выполнением условий поставки и условия аккредитива банками. Недостатки: сложный документооборот; отвлекаются средства от хозяйственного оборота [90, с. 78].

Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной суммы чекодержателю. Плательщиком по чеку выступает банк, в котором находятся денежные средства чекодателя. Порядок и условия использования чеков в платежном обороте регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, а в части, им не урегулированной, - другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правилами. В структуре платежного оборота Российской Федерации чеки занимают незначительный удельный вес  - не более  0,1 % от общего объема всех безналичных платежей.

Прежде, чем получить чековую книжку, предприятие вместе с заявлением о выдаче чековой книжки представляет платежное поручение на сумму лимита, и в нижней части поручения делается надпись: «За чековую книжку для расчетов с предприятиями».

Для получения чеков клиент представляет в банк заявление за подписями лиц, которым предоставлено право подписывать документы для совершения операций по счету. В заявлении и талоне к нему клиент указывает номер счета, с которого будут оплачиваться чеки. Для обеспечения платежей по чекам с депонированием средств вместе с заявлением на выдачу чеков представляется платежное поручение для депонирования необходимой суммы на отдельном лицевом счете чекодателя.

Вместе с чеками банк обязан выдать клиенту идентификационную карточку (чековую карточку).

Чек может быть выписан на сумму не более той, которая указана на его оборотной стороне и в чековой карточке. Чек должен быть предъявлен в оплате в учреждение банка в течение 10 дней, не считая дня его выдачи. Принятые от предприятий чеки банки сдают в расчетно-кассовый центр.

Главным преимуществом расчетов чеками является гарантия платежа, основной недостаток – усложнение документооборота, так как зачисление средств поставщику (чекодержателю) производится не в момент предъявления чеков в свой банк, а лишь после их списания со счета плательщика (чекодателя) [15, с. 19].

Перечисленные формы являются не современными, они требуют от клиентов банка непосредственное их присутствие в момент оформления того или иного документа. В настоящее время – время бурного развития Интернета, существуют и современные способы расчетов, которые имеют достаточно много преимуществ над «устаревшими». Основной проблемой безналичных расчетов является большой объем документооборота. В России в последнее время наблюдается рост хозяйственной активности, в связи с чем значительная часть населения России вовлечена в сферу банковского обслуживания. Это побудило банки применять новейшие методы обработки и передачи информации с помощью электронного оборудования и телекоммуникационных сетей. Банки стремятся снизить операционные издержки, уменьшить бумажный документооборот, привлечь новую клиентуру.

Все формы безналичных расчетов, в частности их преимущества и недостатки для наглядности представим в виде таблицы.

Таблица 1.1 – Преимущества и недостатки форм безналичных расчетов

Форма безналичного расчета

Преимущества

Недостатки

Платежное            поручение

Универсальность, возможность сблизить дату отгрузки с датой оплаты. Простота оформления и прохождения через банк

Отсутствие должной гарантии платежа и возникновение   взаимной дебиторской и кредиторской задолженности

Платежное            требование

Обеспечивает четкий порядок адресации доставки требований и контроль за расчетами со стороны покупателя и поставщика. Отгрузка может осуществляться без предварительной оплаты.

Возникновение взаимной    дебиторской и кредиторской задолженности

Аккредитив

Гарантия платежа поставщику. Контроль за выполнением условий поставки и условия аккредитива банка

Сложный документооборот, отвлекаются средства от      хозяйственного оборота

Чек

Гарантия платежа

Усложнение                          документооборота

Инкассовое           поручение

Обеспечивает четкий порядок адресации доставки требований и контроль за расчетами со стороны покупателя и поставщика; может осуществляться отгрузка без предварительной оплаты

Разрыв во времени между   отгрузкой товара, передачей документов в банк и             получением платежа.           Отсутствие надежности в оплате     документов

 

К современным способам безналичных расчетов относятся: интернет-банкинг, пластиковые карточки, системы «клиент-банкинг», телефонный банкинг, банковское обслуживание электронной коммерции [65, с. 87].

Вся система новых форм безналичных расчетов имеет общее название – электронная коммерция или система е-Commerce.

Электронная коммерция – это форма ускорения большинства финансовых бизнес-процессов за счет их проведения электронным образом, т.е. поставки продукции (работ, услуг), при которой выбор и заказ последних осуществляется через телекоммуникационную сеть посредством электронного устройства, а расчеты между покупателями и поставщиками осуществляются с использованием электронных документов и электронных средств платежа при помощи финансово-кредитных организаций (банков). Для возможности пользования электронным устройством покупатель и продавец должны иметь пластиковую карту, чтобы иметь доступ к различным операциям через Интернет.

Внедрение банковских карт значительно повысило доступность банковских услуг для потребителей, избавив их от необходимости каждый раз добираться до офиса банка, чтобы оплатить чек, получить наличные и узнать остаток на своем счете. Банки же получили возможность расширить свою сбытовую сеть, устанавливая банкоматы и терминалы по обслуживанию своих карт, вместо того чтобы строить новые отделения. Однако еще большую доступность банковских услуг для клиентов и более значительную экономию для банков в сфере доведения своих услуг до потребителей дало внедрение различных систем дистанционного банковского обслуживания (ДБО).

Дистанционное банковское обслуживание – это предоставление возможности клиентам совершать банковские операции, не приходя в банк, с использованием различных каналов телекоммуникации.

Клиентам предоставляется возможность получать информацию о состоянии своих счетов и управлять ими, не прибегая к специальным банковским терминалам, а используя имеющиеся у них под рукой средства телекоммуникации: телефон, компьютер с модемом, телефакс т.д. Предоставление банком своими клиентам таких услуг становится непременным условием сохранения конкурентоспособности банка [45, с. 56].

В настоящее время можно выделить три наиболее распространенных вида систем дистанционного банковского обслуживания:

1        Традиционные системы «клиент-банк», использующие прямую связь с банком по модему и предусматривающие установку специального программного обеспечения на компьютере клиента. Основные услуги, предоставляемые посредством системы «клиент-банк»:

      Получение выписок по счетам клиентов;

      Отправка в банк платежных поручений с цифровой подписью;

      Обмен с банком различными сообщениями информационного характера;

      Отправка в банк заявки на получение наличных;

      Отправка в банк поручения на покупку или продажу иностранной валюты или ценных бумаг;

      Обмен информационными сообщениями с другими клиентами, подключенными к системе.

Преимущества для клиентов от использования системы «клиент-банк» заключается в том, что они экономят время и средства на посещение банка, а также получают удобный интерфейс (правда не во всех системах) для работы со своими платежными документами.

Недостатки традиционных систем «клиент-банк», работающих через Интернет, являются:

      Сложности с установлением и поддержанием телефонной связи с банком;

      Необходимость устанавливать программное обеспечение и хранить базы данных на компьютере у клиента (в некоторых системах они занимают достаточно много места на жестком диске);

      Возможность пользоваться системой только с определенного компьютера и модема;

      Офф-лайновый режим работы клиенткой части системы (изменения, происходящие на счетах клиентов, отражаются в его базе данных не в режиме реального времени, а только во время сеанса связи с банком) [18, с. 35].

Для банков существенным недостатком является то, что необходимо либо затрачивать значительные средства на создание и обслуживание каналов связи с большой пропускной способностью, либо мириться с низким качеством связи и, как следствие, неудовлетворительностью клиентов качеством обслуживания.

2        Системы «телебанк» (телефонного банкинга), предоставляющие платежные и информационные банковские услуги по телефону/телефаксу с использованием компьютерной технологии. Преимущество данного вида связи является высокая мобильность этой услуги: клиент абсолютно не привязан к конкретной географической точке. Удобство общения, возможность в кротчайшие сроки получить из банка необходимую информацию и широкий спектр предоставляемых услуг сделали этот вид услуг привлекательным для частного пользователя. Развитие систем телефонного банкинга в России сдерживает ряд факторов:

      Высокая затратность внедрения таких систем для банков при длительном сроке окупаемости из-за невысокого спроса населения на банковские услуги;

      Плохое качество телефонных линий и относительно низкая степень телефонизации, особенно в регионах;

      Проблемы обеспечения безопасности при высоком уровне мошенничества и криминализации общества;

Информация о работе Совершенствование безналичных операций по расчетному счету