Совершенствование безналичных операций по расчетному счету

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 14:08, дипломная работа

Описание

В условиях динамично развивающейся рыночной экономики совер-шенствование платежной системы России как формы организации безналичного денежного оборота стало объективной необходимостью. За годы рыночных преобразований в сфере денежного обращения произошли коренные изменения в отношениях между предприятиями, изменился характер их взаимоотношений с банками, появились новые для российской практики расчетные финансовые инструменты и механизмы.
В современных условиях, при товарно-денежных отношениях, в про-цессе купли-продажи и оказания услуг, удовлетворения различного рода претензий и обязательств, а также распределения и перераспределения денежных средств возникают денежные расчеты. Эти расчеты могут принимать как форму наличных расчетов, так и безналичных. Значительную долю составляют безналичные расчеты.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...………6
1 Теоретические основы совершенствования безналичных операций
в российских коммерческих банках……………………....……...........…….9
1.1 Теоретические основы формирования безналичных расчетов………..9
1.2 Формы безналичных расчетов, преимущества и недостатки
использования……………………………….…………….……….……16
1.3 Проблемы системы безналичных расчетов в современных
условиях и основные способы их решения…………………………....29
2 Анализ работы ЦО № 4205 Сбербанка России…………………….………36
2.1 Общая характеристика ЦО № 4205 Сбербанка России…………...….36
2.2 Анализ безналичных операций ЦО № 4205 Сбербанка России
за 2005-2010 г..…………………………………………………………..46
2.3 Оценка качества безналичных расчетов в ЦО № 4205
Сбербанка России………………………………………...……………..59
3 Пути совершенствования безналичных операций в ЦО № 4205
Сбербанка России………………………………...……………….…………73
3.1 Направления совершенствования системы безналичных расчетов
в ЦО № 4205 Сбербанка России…………………………….……...….73
3.2 Экономическое обоснование предполагаемых мероприятий…….….79
Заключение……………………………………………………………….………94
Список использованных источников…………………………………….……..97
ПРИЛОЖЕНИЕ А Информация по безналичным поступлениям денежных
средств на счета физических лиц…..……....…….…..….105
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сведения об объемах операций и суммах
непроцентных доходов, полученных от оказания услуг
по вкладам, денежным переводам и расчетно-
кассовому обслуживанию неселения на 01.01.2011год..106
ПРИЛОЖЕНИЕ В Бухгалтерский Баланс ЦО № 4205 Сбербанка России
за 2010 год………………………………………………..111
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Формы платежных документов…………...……….…….113

Работа состоит из  1 файл

Диплом Бакутина Е..doc

— 1.16 Мб (Скачать документ)

Модернизация телекоммуникационных систем, используемых для осуществления дистанционного обслуживания банковских клиентов, обусловила появление новой концепции организации банковской деятельности Dialog banking, согласно которой моно- и многофункциональные информационные автоматы освобождают сотрудников от рутинной работы, а сами сотрудники ориентируются на контактное интеллектуальное обслуживание клиентов.

Создание зон самообслуживания позволяет резко снизить нагрузку на специалистов операционного зала банка и соответственно сократить количество исполнителей. Создаются и полностью автоматизированные филиалы, представляющие собой помещение, оснащенное специальным банковским оборудованием. Они могут располагаться в жилых зданиях, на территории магазинов, промышленных объектов, вокзалов и т.д. и оказывают услуги в автоматическом режиме 24 часа в сутки [66, с. 79].

Основной проблемой безналичных расчетов является большой объем документооборота. Это побудило банки применять новейшие методы обработки и передачи информации с помощью электронного оборудования и телекоммуникационных сетей. Значительно упрощает управление безналичными расчетами применение электронных средств. С этой целью на сегодняшний день клиентам предлагаются банковские автоматы, магнитные карточки и карточки с микропроцессорами, терминалы электронных платежей.

С учетом всего сказанного можно сказать, что пластиковые карточки на сегодняшний день являются перспективной формой безналичных расчетов, но также можно сказать, что они и другие виды безналичных расчетов имеют большой ряд проблем связанных с их внедрением. Чаще всего эти проблемы обусловлены недоверием со стороны клиентов к электронным расчетам и их сложностью [31, с. 50].

Несмотря на проблемы, системы электронных расчетов развиваются очень большими темпами это связанно с быстрым развитием Интернета и мобильных телефонов. Внедрение в Интернет дает банку возможность усовершенствовать работу электронных систем обслуживания клиентов, предоставляя клиенту дополнительные удобства в управлении своим счетом при которых для получения необходимой информации или проведения той или иной операции, клиенту достаточно нажать на соответствующую клавишу.

Особое место в совершенствовании безналичных расчетов занимает повсеместное внедрение новаций в проведение безналичных расчетов. Суть инновационных изменений в этой сфере можно свести к следующему:

      «Многоканальная деятельность» при сочетании новых и традиционных технологий и инструментов;

      Самообслуживание;

      Дистанционное обслуживание;

      Использование Интернета (виртуальные банковские и финансовые технологии управления банковским счетом);

      Создание телефонных центров;

      Предоставление новых банковских продуктов (услуг) на базе новых технологий [30, с. 19].

Для создания высокоэффективной платежной системы следует решить следующие основные задачи:

1              Проведение мероприятий по расширению безналичных расчетов, внедрение современных технологий и методов передачи информации, повышение защищенности информационных систем, обеспечение эффективного и надежного обслуживания всех участников расчетов;

2        Разработка Банком России системы валовых расчетов, осуществляемых в режиме реального времени. Такая система предназначена для проведения крупных, срочных, приоритетных платежей, генерируемых межбанковскими рынками, рынками ценных бумаг и другими пользователями, и позволит существенно повысить роль платежной системы России в обеспечении эффективной работы финансовых рынков и осуществить в дальнейшем ее интеграцию с международными платежными системами;

3        Совершенствование тарифной политики в сфере предоставления платежной системой России услуг пользователям, включая органы федерального казначейства;

4        Осуществление разработки и внедрение унифицированных форматов электронных документов, используемых при проведении расчетов;

5        Совершенствование регулирования действующих в стране частных платежных систем, обеспечивающих внутрибанковские расчеты, расчеты на основе межбанковских корреспондентских отношений и клиринговые (неттинговые) расчеты;

6        Для сокращения наличного денежного оборота развитие правовой и методологической базы, способствующей внедрению безналичных инструментов платежа с использованием специальных средств, базирующихся на современных информационных технологиях, включая платежные карты;

7        Создание клиринговых систем, которые смогут предоставлять дополнительные платежные услуги с использованием платежных карт и тем самым способствовать распространению их в Российской Федерации;

8        Развитие и расширение применения документарных форм расчетов, включая аккредитивы;

9        Унификация законодательства Российской Федерации и норм банковского регулирования в соответствии с международными правилами и практикой в области документарных операций [26, с. 65].

Можно назвать еще ряд проблем в области расчетов: создание специальной банковской почты, защита межбанковских переводов от несанкционированного доступа и т.д.

Подводя итог, следует отметить, что пока еще не налажена целостная система контроля за сферой расчетов со стороны коммерческих и центрального банков, Министерства финансов РФ, Государственной налоговой службы РФ, Прокуратуры РФ и др. органов. Во многом это связано со становлением новых условий деятельности самих этих органов применительно к рыночной экономике, а также недостатками в создании соответствующей законодательной базы.

Все выше сказанное подтверждает, что в системе безналичных расчетов по расчетному счету существуют решаемые проблемы, в частности с помощью создания и усовершенствования альтернативных каналов обслуживания. Внедрение данных инноваций позволит облегчить работу сотрудникам Банка и качественнее удовлетворить потребности клиентов. Для выявления проблем, существующих в безналичных расчетах и потребностей клиентов в конкретном Банке необходимо провести анализ данного Банка,  с целью их решения [26, с. 89].

2 Анализ работы ЦО № 4205 Сбербанка России

 

2.1 Общая характеристика ЦО № 4205 Сбербанка России

 

Дальневосточный банк, созданный 1 января 2001 года на базе Приморского, Хабаровского и Амурского территориальных банков Сбербанка России, стал не просто продолжателем сложившихся добрых традиций банковской работы, но и демонстрирует высокие темпы развития. В его состав вошли территориальные банки Сбербанка, работающие в пяти субъектах федерации — Приморском и Хабаровском краях, Амурской, Еврейской автономной и Сахалинской областях. Центральный офис банка находится в г.Хабаровске — столице Дальневосточного федерального округа.

Сегодня Дальневосточный банк Сбербанка России — крупнейший банк Дальнего Востока по объему собственного капитала, величине активов, кредитного портфеля, другим показателям. Это дает возможность маневра значительными денежными ресурсами, позволяет оказывать существенную финансовую поддержку реальному сектору экономики региона.

Дальневосточный банк Сбербанка России стремится обеспечить потребность каждого клиента, в том числе частного, корпоративного и государственного, в банковских услугах высокого качества и надежности, эффективно размещать привлеченные у населения и юридических лиц средства в инвестирование реального сектора, содействуя развитию экономики Дальнего Востока.

Офисы Дальневосточного банка Сбербанка России, объединенные в единую сеть, предоставляют полный комплекс банковских услуг на современном уровне не только в крупнейших городах региона, но и в отдаленных районах Востока России [41, с. 59].

Банк объединяет 7 отделений, 447 дополнительных офисов, расположены от Северо-Курильска до Благовещенска и от Находки до Охотска.

Управление Сбербанком России основывается на принципе корпоративности в соответствии с Кодексом корпоративного управления, утвержденным годовым Общим собранием акционеров Банка в июне 2002 года.

Органами управления Банка являются: общее собрание акционеров — высший руководящий орган Сбербанка России. На Общем собрании акционеров принимаются решения по основным вопросам деятельности Банка. Собрание акционеров избирает наблюдательный совет и правление банка. С 2007 года Президентом, Председателем Сбербанка России является Греф Герман Оскарович. Для общего руководства работой банка, наблюдения за деятельностью правления и ревизионной комиссией избирается Совет банка, который избирает председателя.

При совете создаются два комитета: кредитный и ревизионный. Организационная структура Сбербанка представлена следующим образом: Сберегательный банк РФ; территориальные банки; отделения; филиалы; агентства. Сбербанк России является юридическим лицом и со своими филиалами (территориальные банки и отделения) и их внутренними структурными подразделениями составляет единую систему Сбербанка России [64, с. 89].

Филиалы Сбербанка России не наделены правами юридических лиц и действуют на основании Положений, утверждаемых Правлением Сбербанка России, имеют баланс, который входит в баланс Сбербанка России, имеют символику Сбербанка России.

      Наблюдательный совет Банка - состоит из 17 директоров, среди которых 12 представителей Банка России, 2 представителя Сбербанка России и 3 независимых директора.

      Правление Банка. Состоит из 14 членов. Возглавляет Правление Банка Президент, Председатель Правления Банка.

Центральное отделение № 4205 является юридическим лицом и входит в организационную структуру Сбербанка России.

В последнее время возможности Дальневосточного банка  в финансировании региона значительно возросли. За 10  последних лет  активы – нетто банка выросли в 2,5 раза, рублевые вклады населения – в 2,3 раза, валютные - в 3,0 раза, задолженность по кредитам увеличилась в 14 раз.

В числе крупнейших заемщиков региона – предприятия нефтеперерабатывающего комплекса ОАО «КНПЗ - Роснефть»,  ОАО  ПКФ «Спектр», ООО «Альянс-Хабаровск», ООО «Хабаровская топливная компания», электроэнергетики – Зейская ГЭС и Бурейская ГЭС,  ОАО «Амурметалл» [78, с. 89].

Дальневосточный банк кредитует горнорудные компании, финансирует предприятия пищевой промышленности и сельхозпереработки. В течение нескольких лет банк кредитует одно из градообразующих предприятий нашего города  Комсомольска-на-Амуре – авиационное ОАО «КнААПО», продукция которого не раз с успехом демонстрировалась на международных авиасалонах.

Сбербанк активно участвует в реализации социальных программ, оказывает поддержку развитию национальной науке и культуры.

Успехи, которых удалось добиться банку за многие годы работы на финансовом рынке – это хороший задел на будущее, залог уверенного и поступательного движения вперед.

Центральное отделение № 4205 Сберегательного банка Российской Федерации является филиалом Сберегательного банка Российской Федерации и осуществляют банковскую деятельность на территории Хабаровского края.

Отделение банка входит в единую организационную структуру Сбербанка России и непосредственно подведомственно территориальному Дальневосточному банку Сбербанка России [36, с. 52].

Отделение наделено имуществом, которым оно владеет, пользуется и распоряжается от имени Сбербанка РФ, имеет отдельный баланс, который входит в баланс Сбербанка России, и собственный рублевый счет. Отделение совершает сделки и иные юридические действия от имени Сбербанка России и в его интересах.

Многообразие и большой поток операций, высокая конкуренция на рынке банковских услуг предъявляют к работникам особые требования.

Работники банка должны знать не только технику банковского дела, но и психологию общения с людьми. Для этого перед Центральным ОСБ № 4205 поставлены задачи по совершенствованию кадровой политики: постоянно повышать профессиональный уровень работников, принимать на высвобожденные рабочие места специалистов с высшим специальным банковским образованием.

С целью повышения культуры обслуживания клиентов в Сберегательном банке разработаны «Стандарты качества», которые изучаются специалистами и обязательно применяются в работе.

Основной целью работы Сберегательного банка России в условиях рыночной экономики является повышение эффективности деятельности учреждений банка, и получение прибыли, обеспечивающей стабильную работу.

В настоящее время на территории города расположено 13 филиалов Центрального отделения Сберегательного банка РФ № 4205 и 12 филиалов за его пределами. В городе Комсомольск-на-Амуре первое подразделение сберегательной кассы № 4205 открылось в 1934 году [88, с. 52].

Все органы управления Банком формируются на основании Устава Сбербанка России и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Высококвалифицированный персонал Банка является одним из его основных ресурсов и конкурентных преимуществ.

Кадровая политика Банка направлена на формирование и совершенствование человеческого капитала в соответствии с реализуемой бизнес-моделью, создание высокоэффективной, профессиональной и мотивированной команды сотрудников в каждом подразделении и филиале Банка.

Информация о работе Совершенствование безналичных операций по расчетному счету