Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 14:08, дипломная работа
В условиях динамично развивающейся рыночной экономики совер-шенствование платежной системы России как формы организации безналичного денежного оборота стало объективной необходимостью. За годы рыночных преобразований в сфере денежного обращения произошли коренные изменения в отношениях между предприятиями, изменился характер их взаимоотношений с банками, появились новые для российской практики расчетные финансовые инструменты и механизмы.
В современных условиях, при товарно-денежных отношениях, в про-цессе купли-продажи и оказания услуг, удовлетворения различного рода претензий и обязательств, а также распределения и перераспределения денежных средств возникают денежные расчеты. Эти расчеты могут принимать как форму наличных расчетов, так и безналичных. Значительную долю составляют безналичные расчеты.
Введение…………………………………………………………………...………6
1 Теоретические основы совершенствования безналичных операций
в российских коммерческих банках……………………....……...........…….9
1.1 Теоретические основы формирования безналичных расчетов………..9
1.2 Формы безналичных расчетов, преимущества и недостатки
использования……………………………….…………….……….……16
1.3 Проблемы системы безналичных расчетов в современных
условиях и основные способы их решения…………………………....29
2 Анализ работы ЦО № 4205 Сбербанка России…………………….………36
2.1 Общая характеристика ЦО № 4205 Сбербанка России…………...….36
2.2 Анализ безналичных операций ЦО № 4205 Сбербанка России
за 2005-2010 г..…………………………………………………………..46
2.3 Оценка качества безналичных расчетов в ЦО № 4205
Сбербанка России………………………………………...……………..59
3 Пути совершенствования безналичных операций в ЦО № 4205
Сбербанка России………………………………...……………….…………73
3.1 Направления совершенствования системы безналичных расчетов
в ЦО № 4205 Сбербанка России…………………………….……...….73
3.2 Экономическое обоснование предполагаемых мероприятий…….….79
Заключение……………………………………………………………….………94
Список использованных источников…………………………………….……..97
ПРИЛОЖЕНИЕ А Информация по безналичным поступлениям денежных
средств на счета физических лиц…..……....…….…..….105
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сведения об объемах операций и суммах
непроцентных доходов, полученных от оказания услуг
по вкладам, денежным переводам и расчетно-
кассовому обслуживанию неселения на 01.01.2011год..106
ПРИЛОЖЕНИЕ В Бухгалтерский Баланс ЦО № 4205 Сбербанка России
за 2010 год………………………………………………..111
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Формы платежных документов…………...……….…….113
Сравним виртуальные карты 5 различных наиболее конкурирующих со Сбербанком банков по всей стране. Из таблицы 2.13 видно, что у Сбербанка существуют конкуренты в обслуживании клиентов через альтернативные каналы обслуживания в частности с помощью виртуальных карт. И для того, чтобы стать лидером и в этой области нужно сделать виртуальные карты Сбербанка доступными для всех и создать наиболее выгодные условия по использованию данного продукта. У Банка уже существует данный продукт, поэтому нужно лишь внедрить его на Дальнем Востоке и выявить причины, почему он не использовался Банком до сих пор.
Таблица 2.13 – Виртуальные карты различных банков
Банк | Альфа-Банк | ВТБ24 | Русский стандарт | ТрансКредитБанк | Банк Платина |
Тип карточного продукта | MasterCard Virtual | Visa eC@rd, MasretCard Virtual | Visa Virtual | Visa Virtual | Visa Virtuon |
Тип счета | Дебетовая | Дебетовая | Дебетовая | Дебетовая | Предоплаченная |
Наличие обычной ("основной") банковской карты | Требуется | Не требуется | Нужен банковский счет | Требуется | Не требуется |
Способы приобретения | 1) В отделениях банка (пластик) | 1) В отделениях банка | Через Интернет-банкинг | 1) В отделениях банка | 1) Платежные терминалы CyberPlat |
2) Через Интернет-банкинг (без физ.носителя) | 2) Через Интернет-банкинг | 2) Через Интернет-банкинг | 2) Платежные терминалы Элекснет | ||
3) Через банкоматы | 3) Сайт Платежной книжки CaberPlat | ||||
Стоимость выпуска и обслуживания | 1) 99-79 р./год (пластик) | 60 рублей | 30 рублей/карта | 25 рублей/карта | 1) 3,5 % начального баланса в сети терминалов CaberPlat |
| 2) 49 р./карта (через Интернет-банкинг) | 2) 2 % в сети терминалов Элекснет | |||
Срок действия | 1) 2 года (пластик) | 6 месяцев | 3-4 месяца | 3 месяца | 1 год |
| 2) 1 месяц (через Интернет-банкинг) | 3 месяца | |||
Ограничение баланса, лимит платежей | 60 тыс.р. в месяц | 100-30 000 р./карта | 150 тыс.р. в месяц | 15 000 р. | 15 000 р. |
Возможность повторных пополнений баланса | да | нет | да | да - с 14.06.2010 г. | нет |
Для анализа качества организации безналичных расчетов в ЦО №4205 Сбербанка России проведем методом статистической оценки - основанных на систематизации и обработке данных, позволяющих судить о таких величинах, как «частота появления события», «вероятность появления события», «число наработок на отказ» и т.п. показателях, на основании которых можно дать заключение о качестве выполнения работы или услуги, качестве изделия как показателе соответствия требуемым параметрам [82, с. 256].
Рассмотрим такой критерий оценки платежных операций как эффективность.
В экономической практике широко распространен подход в оценке эффективности по принципу рентабельности – как отношение дохода к затратам. С этой точки зрения, общая эффективность платежной системы может быть определена по формуле (1):
где ПОЭФ - общий показатель эффективности платежных операций, %;
ΣД - совокупные доходы банка, полученные за оказание услуг по платежным операциям, р.;
И – издержки банка, связанные с выполнением данных платежных операций, определенные как совокупность расходов связанных с содержанием расчетных подразделений, техническим обеспечением его функционирования, контрагентскими и другими расходами, р.
Таблица 2.14 – Расчет общей эффективности платежных операций
Показатель | Объем, млн. р. | ||||
2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | |
Доходы банка, полученные за оказание услуг по платежным операциям, млн. р. | 24,1 | 25,45 | 29,4 | 33,6 | 36,8 |
Расходы банка, затраченные на оказание услуг по платежным операциям, млн. р. | 10,6 | 11,2 | 13,92 | 14,2 | 15,2 |
Валовая прибыль банка, полученная за оказание услуг по платежным операциям, млн. р. | 13,5 | 14,25 | 15,48 | 19,4 | 21,6 |
Общая эффективность, % | 81,9 | 81,5 | 78.8 | 78.5 | 77.9 |
Таким образом, по итогам периода наблюдается некоторое снижение общей эффективности платежных операций, что обусловлено опережающим ростом расходов банка.
Рассчитаем эффективность отдельных видов платежных операций по объему.
где ЭФО – показатель эффективности платежных операций по обороту, %;
Дi - доходы банка, полученные за оказание услуг по какому-либо платежному инструменту, р.;
Оi – объемы операций банка, полученные посредством какого-либо платежного инструмента, р.
Расчет эффективности отдельных платежных операций отражен в таблице 2.14. Таким образом, из таблицы 2.14 видно, что лучшими показателями эффективности по обороту обладают такие платежные инструменты, используемые Сбербанком России как пластиковые карты, обеспечивающие эффективность 0,71; 0,76; 0,78; 0,85; 0,91 % по итогу 2006-2010г. В целом заключим, что платежные операции, осуществляемые Банком обеспечивают доход 40,3 млн. руб. по итогам 2010 г., а наиболее эффективными платежными операциями являются пластиковые карты.
Статистическое измерение качества банковской услуги предполагает определение ее полезного эффекта, то есть меры удовлетворения потребности в данной услуги путем сравнения ее качества с качеством образца-эталона, принятого за базу для сравнения [39, с. 285].
Количественная оценка производственного качества банковской услуги определяется посредством формулы.
где ОБУ – качество оказанных услуг данного типа;
ОД – количество добросовестно оказанных услуг данного типа, ед.; при этом, добросовестно оказанные услуги – это услуги выполненные в соответствии с заявленными или требуемыми нормативами техническо-стоимостными параметрами;
∑О – общее количество оказанных услуг данного типа, ед.
Таблица 2.15 – Расчет эффективности отдельных платежных операций ЦО №4205 Сбербанка России.
Показатель | Объем, млн. р. | ||||
2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | |
Доходы банка, полученные за оказание услуг по платежным операциям, тыс.р. | 28,92 | 30,54 | 35,28 | 39,20 | 40,30 |
- в т.ч. с использованием платежных поручений | 9,45 | 9,85 | 10,30 | 11,50 | 12,30 |
- в т.ч. с использованием аккредитивов | 3,00 | 3,25 | 3,95 | 4,25 | 4,65 |
- в т.ч. с использованием платежных требований и инкассо | 3,10 | 3,00 | 3,15 | 3,45 | 3,95 |
- в т.ч. с использованием чеков | 5,87 | 5,09 | 5,88 | 6,55 | 5,15 |
- в т.ч. с использованием пластиковых карт | 7,50 | 9,35 | 12,00 | 13,45 | 14,25 |
Объем платежных операций, всего тыс. р. | 68 148,65 | 71 711,1 | 75 710,2 | 78 865 | 81 212,2 |
- в т.ч. с использованием платежных поручений | 54 080 | 52 080 | 58 080 | 59 560 | 60 840 |
- в т.ч. с использованием аккредитивов | 427,25 | 499,50 | 506,65 | 604,45 | 801,50 |
- в т.ч. с использованием платежных требований и инкассо | 452,50 | 459,40 | 556,80 | 612,20 | 659,50 |
- в т.ч. с использованием чеков | 12 136,1 | 17 453,1 | 15 027,9 | 16 237,95 | 16 865,7 |
- в т.ч. с использованием пластиковых карт | 1 052,80 | 1 219,10 | 1 538,85 | 1 850,4 | 2 045,5 |
Эффективность платежных операций по объему, % | 0,89 | 2,00 | 2,11 | 2,40 | 2,69 |
- в т.ч. с использованием платежных поручений | 0,01 | 0,01 | 0,02 | 0,04 | 0,05 |
- в т.ч. с использованием аккредитивов | 0,07 | 0,60 | 0,70 | 0,80 | 0,90 |
- в т.ч. с использованием платежных требований и инкассо | 0,07 | 0,60 | 0,57 | 0,65 | 0,75 |
- в т.ч. с использованием чеков | 0,03 | 0,03 | 0,04 | 0,06 | 0,08 |
- в т.ч. с использованием пластиковых карт | 0,71 | 0,76 | 0,78 | 0,85 | 0,91 |
Значения величин, используемых для определения производственного качества банковской услуги, определяются:
1 Общее количество оказанных услуг данного типа – посредством количественного определения таковых по отчетной банковской документации,
2 Количество добросовестно оказанных услуг – посредством.
а) анализа отчетной банковской документации на предмет выявления несоответствия, отмеченного банковскими контрольно-ревизионными органами;
б) опытно-статистическими методами, например – фотографированием рабочего цикла услуги, совокупностью действий, осуществляемых экспертом-исследователем и направленных на выявления соответствия оказания какой-либо услуги, заявленным технико-стоимостным параметрам.
Преимуществом статистического метода оценки качества банковской услуги, заключается в возможности определения динамики качества банковской услуги в достаточно большом отрезке времени – за квартал, полугодие, годы [89, с. 265].
Таким образом, анализ отчетной документации по безналичным расчетам, проведенный статистическими методами, показал, что, несмотря на рост общего количества услуг, оказанных клиентам услуг с 2006 по 2010 года, качество услуг остается стабильным – (98,23-98,77 %), изменившись с 2006 по 2010 на 0,53 процента.
Таблица 2.16 – Качество безналичных расчетов ЦО №4205 Сбербанка
Показатель | Объем, млн. р. | ||||
2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | |
О∑ - общее количество оказанных услуг, тыс.ед. | 155,5 | 188,75 | 222,8 | 256,3 | 324,1 |
ОД – количество добросовестно оказанных услуг, тыс. ед. | 152,75 | 187,3 | 222,2 | 251,2 | 320,1 |
ОБУ – качество оказанных услуг, % | 98,87 | 99,23 | 99,73 | 98,01 | 98,77 |
В структуре платежных операций: наибольшие значение, как по объему, так и по удельному весу приходится на платежные поручения, удельный вес которых составил 65,91 % в 2010 году. Это обусловлено как относительной простой и небольшой стоимостью данных операций, так и их повседневной востребованностью со стороны клиентов. Наибольшей же эффективностью по объему обладают пластиковые карты, обеспечивающие данную эффективность в размере 0,91 % по итогу 2010 г.
Анализ качества организации безналичных расчетов ЦО №4205 Сбербанка России позволил выявить, что уровень качества данных услуг составляет по итогу 2010 г. 98,77%, что является «стандартной величиной» в банковском бизнесе. Состояние качества организации безналичных расчетов Банка имеет позитивные тенденции роста – 0,53 % по итогу рассмотренного периода [72, с. 156]. Количество оказанных услуг также значительно возросло и на 2010 год составило 324,1 тыс. ед., больше чем в 2006 году на 168,6 тыс.ед., что является довольно таки значительным, т.к. в 2006 году общее количество оказанных услуг составляло всего 155,5 тыс.ед. (меньше в 2 раза).
Подводя итого можно сказать, что особое место в банковской системе России занимает Сберегательный банк РФ. Широкая сеть филиалов (более 30 тыс.), огромная финансовая мощь даёт Сбербанку возможность предоставлять населению большое разнообразие услуг. В настоящее время он имеет уникальное положение, делающее его несопоставимым ни с каким другим банком. Это преимущество также дает Банку предоставлять новые услуги, не заостряя внимание на расходах по их внедрению. Большое количество клиентов также позволяет Банку с помощью новых услуг привлечь большое количество пользователей. Качество проводимых операций очень высоко, что говорит об ответственности Банка пред своими клиентами [28, с. 196].
Проведенный анализ позволяет увидеть, что Сбербанк России, а именно ЦО № 4205, достаточно быстрыми темпами развивается, его показатели находятся в постоянном поступательном движении. Эффективность платежных операций в частности от использования пластиковых карт (таблица 2.15) занимает в общей сумме 0,91 %, что составляет доминирующую долю из всех проводимых операций. Это доказывает, что клиенты в основном пользуются альтернативными каналами обслуживания, они будут отдавать предпочтение нововведениям банка в этой области. Также Банк переводит большинство своих клиентов на эти услуги, чтобы разгрузить очереди и сократить время ожидания клиентов к операционно-кассовому работнику. Следовательно, банку нужно акцентировать внимание на эту составляющую, действовать в этом направлении. Это является приоритетным направлением в современном мире. Дано нововведение позволит Дальневосточному Сбербанку быть современным банком, занять лидирующие позиции в области обслуживания клиентов через сеть Интернет, что привлечет молодежь на обслуживание.
Информация о работе Совершенствование безналичных операций по расчетному счету