Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 09:03, дипломная работа
Объектом исследования является Барановичский филиал "Военсервис" РУП "Торгово-производственное управление при Министерстве обороны"
Основными задачами данной дипломной работы являются:
изучение понятия и особенностей прибыли в сфере торговли;
определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на объем реализации продукции и финансовые результаты предприятия;
выявление резервов увеличения объема реализации продукции и суммы прибыли торгового предприятия;
оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения объема реализации продукции, прибыли и рентабельности;
разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.
Основными источниками информации при анализе прибыли являются:
данные аналитического бухгалтерского учета по счету 46, 47, 48 и 80;
данные финансовой отчетности ф.№2 "Отчет о прибылях и убытках";
форма №5-ф "Краткий отчет о финансовых результатах";
соответствующие таблицы плана экономического и социального развития предприятия.
Введение
1. ПРИБЫЛЬ, ЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ.
1.1. Прибыль и особенности ее формирования в торговле.
1.2. Показатели рентабельности торгового предприятия.
2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ БАРАНОВИЧСКОГО ФИЛИАЛА "ВОЕНСЕРВИС" РУП "ТОРГОВО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ОБОРОНЫ")
2.1. Анализ формирования прибыли Барановичского филиала "Военсервис" РУП "Торгово-производственное управление при Министерстве обороны"
2.2. Анализ факторов определяющих прибыль торгового предприятия.
3. ПУТИ И УСЛОВИЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ В ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
3.1. Резервы увеличения прибыли в торговых организациях.
3.2. Условия увеличения прибыли в торговых организациях
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица 2.4.
Состав, динамика и выполнение плана балансовой прибыли за 9 мес. 2005 г.
|
На изменение балансовой прибыли и, соответственно, рентабельности оказывают влияние многие факторы. Количественно измерить можно факторы первого, второго и третьего порядков. К факторам первого порядка относятся изменения:
1)
прибыли от реализации
2) прибыли от прочей реализации;
3)
внереализационных результатов.
Факторами второго порядка являются изменения:
1.4) цен на реализованную продукцию;
2.1) доходов по ценным бумагам и от долевого участия;
2.2) штрафов, пени, неустоек, полученных за вычетом уплаченных;
2.3) прибыли и убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году;
2.4)
поступлений долгов и
2.5) финансовой помощи от других предприятий и организаций, пополнения фондов специального назначения и др. [5].
Проведем анализ влияния себестоимости и цены реализации на сумму фактической прибыли отчетного года, по сравнению с плановой, используя данные, приведенные в таблице 10.
План по сумме прибыли от реализации продукции в отчетном году предприятие выполнило только на 94%, отклонение составило 17 млн. руб. В таблице полная себестоимость складывается из себестоимости реализованной продукции (3565 млн. руб.) и затрат на реализацию (97 млн.руб.).
Таблица 2.5.
Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции (за 9 месяцев 2005 года), млн. руб.
Показатель | План | Факт | Отклоне-ние (+,-) | Выполнение плана |
Валовый товарооборот (ВТ) | 3199,9 | 3165,4 | -34,5 | 98,9 |
Полная
себестоимость реализованной |
2758,5 |
2714,8 | -43,8 | 98,4 |
Издержки обращения (ИО) | 393,1 | 429,7 | 36,6 | 109,3 |
Прочие издержки (ПИ) | 47,4 | 49,7 | 2,4 | 105,0 |
Прибыль от торговли (П) | 0,9 | -28.8 | -29,7 | -3200,0 |
Средняя торговая наценка (СН) | 16 | 16,6 | 0,6 | 103,8 |
Проведем факторный анализ, методом цепных подстановок, последовательно заменяя плановую величину каждого фактора фактической.
Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по реализации продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент.
Выполнение плана по реализации исчисляют сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородна), условно-натуральном и в стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка.
Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат:
Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при плановой себестоимости продукции. Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:
По данным табл. 10 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора.
Основная формула для расчетов в нашем случае будет иметь вид:
П=ПС*СН-ИО-ПИ
Следует отметить, что на изменение уровня фактической прибыли по сравнению с ее плановым уровнем влияло лишь два фактора: объем реализованной продукции и себестоимость единицы продукции (Таблица 2.8.).
1. Изменение прибыли за счет изменения объема реализации продукции:
-6,1-0,9= -7 млн. руб.
2. Изменение прибыли за счет изменения средней наценки:
10,2-(-6,1)=+16,3 млн. руб.
3. Изменение прибыли за счет изменения издержек обращения:
-26,4 – 10,2 = - 36,6 млн. руб.
4. Изменение прибыли за счет изменения прочих издержек:
-28,8 – (-26,4) = - 2,4 млн. руб.
Таблица 2.6.
Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции за 9 месяцев 2005 года.
Показатель | Себестоимость реализов. продукции | Средняя наценка | Издержки обращения | Прочие издержки | Сумма прибыли, млн. руб |
План | 2758,5 | 16 | 393,1 | 47,4 | 0,9 |
Усл1 | 2714,8 | 16 | 393,1 | 47,4 | -6,1 |
Усл 2 | 2714,8 | 16,6 | 393,1 | 47,4 | 10,2 |
Усл 3 | 2714,8 | 16,6 | 429,7 | 47,4 | -26,4 |
Факт | 2714,8 | 16,6 | 429,7 | 49,7 | -28,8 |
Суммарное изменение прибыли получаем как сумму отклонений за счет влияния отдельных факторов:
DП = -7+16,3-36,6-2,4 = -29,7млн. руб.
Проверка: -28.8-0,9= -29,7 млн. руб.
Факторный анализ показывает, что план прибыли за 9 месяцев 2005 года был недовыполнен (на 29,7 млн. руб.) главным образом за счет увеличения издержек обращения (-36,6 млн. руб.). Ощутимый вклад внес и второй фактор – снижения объема реализованной продукции. За счет влияния этого фактора прибыль уменьшилась на 7 млн. руб. Единственным фактором положительно сказавшемся на величине прибыли стало изменение средней наценки, за счет этого прибыль повысилась на 16,3 млн. руб.
Сумма прибыли не показывает уровень эффективности работы предприятия, поэтому используем ее относительный показатель, который выражается в процентах и называется рентабельностью.
Рентабельность может исчисляться по-разному. На протяжении последних лет широко применялся показатель рентабельности, исчисляемый как отношение прибыли к сумме производственных фондов (основных производственных фондов и материальных оборотных средств).
Данный показатель рентабельности исчисляется по формуле:
Р = ---------------------------- * 100 % (7)
где Р - уровень рентабельности производства, %;
П - сумма валовой прибыли, руб.;
ОФ
- среднегодовая стоимость
НОС
- среднегодовая стоимость
Кроме рентабельности производства в процессе анализа предпринимательской деятельности предприятий широко используется показатель рентабельности продукции, исчисляемый как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости этой продукции.
Рентабельность продукции в двух ее разновидностях исчисляется по формулам:
П
Р = ----------- * 100 % и Р = ------------ * 100 % (8)
Сп
где Р - рентабельность продукции, %;
П - валовая прибыль предприятия, руб.;
Сп - полная себестоимость реализованной продукции, руб.;
Цп - объем реализованной продукции в соответствующих ценах (за минусом НДС и акцизов), руб.
Вполне очевидно, что при данной методике уровень рентабельности продукции, реализованной по соответствующим ценам, будет всегда ниже уровня рентабельности продукции, исчисленной по полной себестоимости (кроме убыточных предприятий). Динамика изменения рентабельности продукции показана на рисунке 2.1.