Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2011 в 14:00, реферат
Политические и социально-экономические реформы в России в XIX—XX вв. (до октября 1917 г.) и финансы.
Причины обострения финансовых проблем России во второй половине XIX в.
2.3. Становление финансовой системы социалистического государства.
2.4. Финансовая политика переходного от капитализма к социализму.
2.5. Особенности развития финансовой системы в СССР на этапе «развитого социализма».
2.6. Особенности финансов страны при переходе к рыночной экономике.
По существу за пять лет (с 1992 по 1997 гг.) финансовая система страны прошла в обратном направлении путь советского государства, пройденный им за 80 лет, и по уровню расстройства финансовой системы ситуация сегодня напоминает 1917 г.
Для того чтобы понять неудачи России в формировании финансового механизма рыночной экономики, необходимо знать особенности финансовой системы, созданной советским государством.
1. В
основе организации финансовых
отношений лежала очень
2. Особенности ценообразования обусловливали выделение трех форм денежных накоплений социалистического хозяйства:
1) налог с оборота — был главной формой межотраслевого, внутриотраслевого и межрегионального перераспределения национального дохода;
2) прибыль распределялась между потребностями государства и предприятий (пропорции этого распределения периодически менялись);
3)
начисления на заработную
3. Очень
важная особенность
4. В
расходах на народное
5. Через
финансирование из
В результате такой схемы перераспределения национального дохода через государственный бюджет населению как бы возвращалась (возмещалась) неоплаченная часть труда. И в статистических показателях выделялись два показателя: средняя заработная плата и реальный доход, т. е. доходы населения с учетом доходов, приходящихся на душу населения из общественных фондов потребления.
Реорганизуя финансовую систему страны в период перехода к рынку, правительство пошло по пути сокращения функций государства, а соответственно и роли государства в распределении и перераспределении национального дохода. Как отрасли экономики, так и бюджетная сфера лишились прежней финансовой поддержки государства. Цены постепенно повысились до уровня мировых, общественные фонды сократились до уровня ниже, необходимого для социальной поддержки даже остро нуждающихся, а уровень оплаты труда для большинства населения остался прежним (да еще при несоблюдении сроков оплаты труда). Отсюда значительное снижение уровня жизни большей части населения и социальная напряженность в обществе.
Произошли изменения и в финансовой системе страны: три самостоятельных уровня бюджетной системы (можно сказать и три уровня налоговых доходов); два достаточно самостоятельных уровня банковской системы; многочисленная система государственных и негосударственных внебюджетных фондов вместо единой централизованной финансовой системы, в которой главенствующая роль принадлежала единому государственному бюджету, а государственный банк был единым расчетным и кассовым центром. Все это привело к распылению финансовых ресурсов, сокращению и распылению ссудного фонда государства, потере управления денежным обращением и обострению финансовой ситуации.
Переход от экономики, представляющей собой единый народнохозяйственный комплекс, к предприятиям различных форм собственности и форм организаций, при коренном изменении их взаимоотношений с бюджетной и банковской системами, при достаточно тяжелой налоговой системе и высоком уровне банковского (ссудного) процента, при ослаблении и потере государственного финансового контроля за деятельностью как предприятий, так и финансовых учреждений, сопровождался возникновением и чрезмерным развитием теневой экономики.
Формирование финансового рынка (не существовавшего в советской финансовой системе) и массы всевозможных небанковских кредитных учреждений (чековых, приватизационных, инвестиционных, паевых и им подобных фондов) сопровождалось созданием различных финансовых пирамид, крушение которых обездолило значительную часть населения.
Возрастание бюджетного дефицита (и государственного долга как основного источника его покрытия) при сокращении собираемости налогов (как с юридических, так и с физических лиц) привело к чрезмерному обороту государственных ценных бумаг, захлестнувших финансовый рынок и отвлекших финансовые ресурсы от реального сектора экономики.
Принципы устройства новой, бюджетной системы утверждают самостоятельность, единство каждого звена бюджетной системы, но принципы распределения доходов и расходов между различными уровнями бюджетной системы не обеспечивают реализацию принципов, декларируемых законом о бюджетном устройстве. В результате обостряются проблемы бюджетного федерализма. Путь к их решению: законодательное перераспределение функций каждого уровня государственной власти, изменение структуры распределения налогов между тремя уровнями бюджетной системы и совершенствование механизма бюджетного регулирования.
Слабость бюджетной системы современной России в том, что функции государства, а следовательно, и расходы переданы в значительной мере региональным и местным бюджетам, но структура распределения доходов осталась доперестроечной.
Таким
образом, к концу 1998 г. в России сформирована,
можно сказать, только инфраструктура
финансовой системы государства с рыночной
экономикой. Ее нужно наполнять соответствующим
содержанием, но чрезвычайно обострившийся
финансовый кризис может изменить и финансовую
политику, и сам ход исторического развития
финансов.
Информация о работе Возникновение, становление и развитие финансовой системы Российской Федерации