Возникновение, становление и развитие финансовой системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2011 в 14:00, реферат

Описание

Политические и социально-экономические реформы в России в XIX—XX вв. (до октября 1917 г.) и финансы.
Причины обострения финансовых проблем России во второй половине XIX в.
2.3. Становление финансовой системы социалистического государства.

2.4. Финансовая политика переходного от капитализма к социализму.

2.5. Особенности развития финансовой системы в СССР на этапе «развитого социализма».

2.6. Особенности финансов страны при переходе к рыночной экономике.

Работа состоит из  1 файл

развитие финансовой системы.doc

— 286.50 Кб (Скачать документ)

   По  существу за пять лет (с 1992 по 1997 гг.) финансовая система страны прошла в обратном направлении путь советского государства, пройденный им за 80 лет, и по уровню расстройства финансовой системы ситуация сегодня напоминает 1917 г.

   Для того чтобы понять неудачи России в формировании финансового механизма рыночной экономики, необходимо знать особенности финансовой системы, созданной советским государством.

1. В  основе организации финансовых  отношений лежала очень специфическая  схема распределения внутреннего валового продукта и национального дохода. Особенность ее была в том, что государство играло монопольную роль не столько в распределении и перераспределении ВВП и национального дохода, сколько в формировании их физического и стоимостного объема. При помощи централизованного государственного планирования экономического и социального развития и централизованной плановой системы ценообразования объединялся воедино процесс производства и распределения.

    2. Особенности  ценообразования обусловливали  выделение трех форм денежных накоплений социалистического хозяйства:

       1) налог с оборота — был главной  формой межотраслевого, внутриотраслевого и межрегионального перераспределения национального дохода;

       2) прибыль распределялась между  потребностями государства и предприятий (пропорции этого распределения периодически менялись);

       3) начисления на заработную плату  по социальному страхованию формировали  централизованный фонд. Бюджет государственного  социального страхования, включающийся в состав государственного бюджета страны и отражающийся в его доходах и расходах. Все три формы денежных накоплений формировали подавляющую часть доходов государственного бюджета.

3. Очень  важная особенность организации  финансовых отношений определялась системой оплаты труда при социализме. Монополия государства в определении системы и норм оплаты труда позволяла в схему распределения совокупного общественного продукта, предлагаемую К. Марксом, внести поправку, состоящую в том, что часть стоимости созданного трудом необходимого продукта трансформировалась (переводилась) в стоимость прибавочного продукта и, следовательно, оплата труда при социализме была значительно ниже стоимости необходимого продукта. Волюнтаризм руководителей КПСС и монополия государства позволяли менять структуру распределения национального дохода в пользу прибавочного продукта, сокращая тем самым долю оплаты труда. Этим объясняется низкий уровень оплаты труда при социализме. Но, концентрируя денежные накопления социалистического хозяйства в бюджете страны, государство обеспечивало перераспределение национального дохода так, что основная часть его направлялась на финансирование народного хозяйства и социально-культурной сферы.

4. В  расходах на народное хозяйство  значительную долю составляли дотации сельскому хозяйству, транспорту и планово-убыточным предприятиям. Такая система финансирования из бюджета обеспечивала населению, низкие цены на продукты питания, предметы первой необходимости и товаров детского ассортимента, низкие цены на транспортные перевозки, низкие цены за коммунально-бытовые услуги.

    5. Через  финансирование из государственного  бюджета системы просвещения, здравоохранения, культуры, санатор-но-курортного комплекса обеспечивались для населения бесплатные или лишь частично оплачиваемые услуги учреждений этой сферы.

   В результате такой схемы перераспределения  национального дохода через государственный  бюджет населению как бы возвращалась (возмещалась) неоплаченная часть труда. И в статистических показателях выделялись два показателя: средняя заработная плата и реальный доход, т. е. доходы населения с учетом доходов, приходящихся на душу населения из общественных фондов потребления.

  Реорганизуя финансовую систему страны в период перехода к рынку, правительство  пошло по пути сокращения функций государства, а соответственно и роли государства в распределении и перераспределении национального дохода. Как отрасли экономики, так и бюджетная сфера лишились прежней финансовой поддержки государства. Цены постепенно повысились до уровня мировых, общественные фонды сократились до уровня ниже, необходимого для социальной поддержки даже остро нуждающихся, а уровень оплаты труда для большинства населения остался прежним (да еще при несоблюдении сроков оплаты труда). Отсюда значительное снижение уровня жизни большей части населения и социальная напряженность в обществе.

   Произошли изменения и в финансовой системе  страны: три самостоятельных уровня бюджетной системы (можно сказать и три уровня налоговых доходов); два достаточно самостоятельных уровня банковской системы; многочисленная система государственных и негосударственных внебюджетных фондов вместо единой централизованной финансовой системы, в которой главенствующая роль принадлежала единому государственному бюджету, а государственный банк был единым расчетным и кассовым центром. Все это привело к распылению финансовых ресурсов, сокращению и распылению ссудного фонда государства, потере управления денежным обращением и обострению финансовой ситуации.

   Переход от экономики, представляющей собой  единый народнохозяйственный комплекс, к предприятиям различных форм собственности и форм организаций, при коренном изменении их взаимоотношений с бюджетной и банковской системами, при достаточно тяжелой налоговой системе и высоком уровне банковского (ссудного) процента, при ослаблении и потере государственного финансового контроля за деятельностью как предприятий, так и финансовых учреждений, сопровождался возникновением и чрезмерным развитием теневой экономики.

  Формирование  финансового рынка (не существовавшего в советской финансовой системе) и массы всевозможных небанковских кредитных учреждений (чековых, приватизационных, инвестиционных, паевых и им подобных фондов) сопровождалось созданием различных финансовых пирамид, крушение которых обездолило значительную часть населения.

  Возрастание бюджетного дефицита (и государственного долга как основного источника  его покрытия) при сокращении собираемости налогов (как с юридических, так и с физических лиц) привело к чрезмерному обороту государственных ценных бумаг, захлестнувших финансовый рынок и отвлекших финансовые ресурсы от реального сектора экономики.

  Принципы  устройства новой, бюджетной системы  утверждают самостоятельность, единство каждого звена бюджетной системы, но принципы распределения доходов и расходов между различными уровнями бюджетной системы не обеспечивают реализацию принципов, декларируемых законом о бюджетном устройстве. В результате обостряются проблемы бюджетного федерализма. Путь к их решению: законодательное перераспределение функций каждого уровня государственной власти, изменение структуры распределения налогов между тремя уровнями бюджетной системы и совершенствование механизма бюджетного регулирования.

  Слабость  бюджетной системы современной  России в том, что функции государства, а следовательно, и расходы переданы в значительной мере региональным и местным бюджетам, но структура распределения доходов осталась доперестроечной.

  Таким образом, к концу 1998 г. в России сформирована, можно сказать, только инфраструктура финансовой системы государства с рыночной экономикой. Ее нужно наполнять соответствующим содержанием, но чрезвычайно обострившийся финансовый кризис может изменить и финансовую политику, и сам ход исторического развития финансов. 

Информация о работе Возникновение, становление и развитие финансовой системы Российской Федерации