Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2011 в 14:00, реферат
Политические и социально-экономические реформы в России в XIX—XX вв. (до октября 1917 г.) и финансы.
Причины обострения финансовых проблем России во второй половине XIX в.
2.3. Становление финансовой системы социалистического государства.
2.4. Финансовая политика переходного от капитализма к социализму.
2.5. Особенности развития финансовой системы в СССР на этапе «развитого социализма».
2.6. Особенности финансов страны при переходе к рыночной экономике.
Возникновение, становление и развитие финансовой системы
Российской
Федерации.
2.3. Становление финансовой системы социалистического государства.
2.4. Финансовая политика переходного от капитализма к социализму.
2.5. Особенности развития финансовой системы в СССР на этапе «развитого социализма».
2.6.
Особенности финансов
страны при переходе
к рыночной экономике.
2.1. Политические и социально-экономические реформы в России в XIX—XX вв. (до октября 1917 г.) и финансы.
Состояние государственных финансов определяется, прежде всего, степенью сбалансированности государственного бюджета.
Бюджету России на протяжении XIX в. был свойственен хронический дефицит. С таким бюджетом Россия вошла и в XX век.
Достаточно талантливые руководители финансовых ведомств и члены правительства, курирующие эти ведомства в XIX в, (Н.С. Мордвинов, М.М. Сперанский, Е.Ф. Канкрин, С.Ю. Витте), Снимали, что сбалансированность доходов и расходов бюджета зависела прежде всего от уровня развития и состояния отечественной экономики и государственной политики в области социально-экономических преобразований.
Довольно бурное развитие России в XIX в. — переход от мануфактуры к машинной индустрии и довольно крупному промышленному производству в начале XX века; развитие внутренней и внешней торговли; переход от крепостничества к вольнонаемному труду сопровождалось реформированием всех сторон жизни общества вплоть до государственного устройства.
Политические
и социально-экономические
Доходы и расходы государственного бюджета взаимосвязаны. Действующая налоговая система, как правило, определяет основную часть доходов государственного бюджета. Увеличение расходов обычно диктуется экстраординарными событиями: войнами, природными катаклизмами — засуха, наводнение, град и другое или социальными «взрывами».
Эти события негативно влияют на динамику доходов от народного хозяйства, сокращают товарооборот, а значит, и сокращаются поступления налогов в бюджет. Возможности усиления налогового бремени ограничены уровнем платежеспособности населения, а переход этих границ чреват появлением и обострением социальной напряженности.
Более легким путем сбалансирования бюджета является покрытие бюджетного дефицита либо дополнительной эмиссией, либо ростом государственного долга. Таким путем шла и Россия в XIX-XX веках.
Последствия чрезмерной эмиссии — расстройство денежного обращения и как следствие: нарушение денежных отношений во всех сферах и, особенно, в бюджетных отношениях.
Свертывание денежных отношений — переход все большей части товарооборота к натурообмену — ведет к подрыву покупательной способности и авторитета национальной денежной единицы.
Расстройство денежной системы становится основной из причин расстройства финансов, и непременным условием оздоровления финансов является оздоровление денежного обращения.
История развития России в XIX—XX вв. — яркая, иллюстрация чередования войн, обострения противоречий между нарождающимся российским предпринимательством и помещиками-землевладельцами, преобразований в государственном управлении и периодического расстройства денежного обращения, роста бюджетного дефицита и реформ в области государственных финансов, денежного обращения и банковского дела.
Деятельность М.М. Сперанского. Выдающийся государственный деятель и первый исполнитель управленческих и финансовых преобразований в России начала XIX в. — М.М. Сперанский (1772—1839) был одним из первых историков финансов и денежного обращения.
Критический анализ развития денежного обращения в XVIII — начале XIX вв. России позволил ему определить основные направления реформ, проведение которых в XIX в. фактически сформировало денежную систему, с которой Россия вошла в XX в.
Знание основных направлений деятельности Сперанского и его предложений по реформированию государственного управления, финансовых и кредитно-денежных отношений необходимо не только потому, что почти все его предложения реализованы в реформах, проведенных в середине XIX — начале XX вв., но и потому, что его анализ причин слабости финансового положения и состояния денежного обращения в начале XIX в. и предложения по сбалансированию государственного бюджета и укреплению денежного обращения актуальны и сегодня.
Будучи секретарем Государственного совета, Сперанский особое внимание уделял Министерству финансов, принимал активное участие в его деятельности и практически управлял финансами страны в начале XIX в.
Деятельность М.М. Сперанского и разработка им теоретических основ реформ в области финансов и денежного обращения были направлены на укрепление российского предпринимательства. Он стремился приспособить к новым требованиям состояние финансов, главную причину расстройства которых видел в несоразмерности расходов государства с доходами. Понимая, что соразмерность восстанавливается либо сокращением издержек, либо приумножением доходов, он, намечая пути финансовых преобразований, предполагал сокращать издержки, оставляя лишь необходимые, откладывая полезные и исключая вовсе излишние издержки.
Называя предложенный казначейством способ погашения бюджетного дефицита за счет увеличения налогов и выпуска ассигнаций вредным, Сперанский предлагал прекратить новый выпуск ассигнаций. Его предложения по оздоровлению денежного обращения основывались на убеждении, что бумажных денег в обращении должно быть ровно столько, сколько есть капиталов и кредитных бумаг.
Под капиталом он понимал все, что может быть обращено в мену и куплю, а кредитные деньги делил на четыре группы в зависимости от их обеспечения, подчеркивая, что достоверность кредитных бумаг зависит от верности залога.
Особенностью эмиссии в России начала XIX в. было то, что рост цен шел медленнее, чем падение курса ассигнаций (за счет опережения темпов роста производительных сил, темпов роста потребностей) и потому ежегодное падение курса ассигнаций соответственно увеличивало убыток казны. Ущерб в доходах от падения курса ассигнаций царское правительство пыталось возместить за счет введения новых налогов, надбавок к податям и пошлинам.
Сперанскому принадлежит идея своеобразной индексации в системе налогов. Он считал необходимым все подати и налоги «приблизить к тому исчислению, в котором им по первому их началу быть надлежало».
Главным условием оздоровления финансов Сперанский считал оздоровление денежной системы путем введения кредитных денег взамен ассигнаций, которые не имели внутреннего достоинства монеты, а после отмены обмена их на золото воплощали лишь право уплачивать ими правительству подати.
Понимая пагубное воздействие падения курса бумажных денег, М.М.Сперанский видел возможность оздоровления денежной системы за счет постоянного извлечения из обращения части ассигнаций либо посредством займов на основе серебра, либо путем замещения их кредитными деньгами в виде векселей, выдаваемых частными лицами, либо в виде банковских билетов и казначейских билетов, выдаваемых правительством. Конечной целью этих мероприятий было выравнивание курсов серебра и ассигнаций.
Теоретической концепцией, которой придерживался М.М. Сперанский в своих взглядах на сущность денег, была теория трудовой стоимости классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикардо, и подобно им он был убежден в том, что «богатство государства образуется и возрастает трудом». Но работы М.М. Сперанского (так же, как и работы министров финансов царской России Е.Ф. Канкрина, И.А. Вышнеградского и С.Ю. Витте) были не теоретическими исследованиями, а официальными документами, подготовленными в форме планов, записок, проектов, отчетов, адресованных высшему органу государственного управления, а чаще лично государю-императору.
В этих документах формировались основы экономической и финансовой политики —• программа деятельности российского правительства, формальной задачей которой было развитие производительных сил, но главной целью на протяжении XIX— XX вв. оставалось удовлетворение фискальных потребностей государства, т. е. его финансовые интересы.
С
этих позиций и следует
Исторический опыт России XIX — начала XX вв. в организации финансовой и денежно-кредитной системы был учтен классиками марксизма-ленинизма при формировании советской финансовой и денежно-кредитной систем, но в условиях административно-командной систем управления были совершенно иная система государственного устройства, экономическая и политическая системы и соответственно совершенно иная финансовая политика, которые исключали необходимость использования этого опыта царской России.
Сейчас, в период перехода России к рыночной экономике, исторический опыт проведения реформ, направленных на оздоровление денежно-кредитной и финансовой систем, трудно переоценить и его знание необходимо.
Финансовая политика Е.Ф. Канкрина. Состояние финансов России к середине XIX в. было приведено к достаточно устойчивому положению одним из талантливейших министров финансов Е.Ф. Канкриным (1774— 1845), занимавшим этот пост более 20 лет.
Понимание того, что условие устранения бюджетного дефицита — это упрочение денежной системы, предопределило успех его финансовой политики.
Проведенная им денежная реформа заменила наличные деньги билетами государственного казначейства, представлявшими по существу обязательства правительства с определенным сроком платежа и с установленными процентами, сочетающими особенности кредитного срочного обязательства и государственного денежного знака. Выпуск казначейских билетов был для государства выгоден, так как проценты на них обычно не востребовались.
Денежная реформа, проведенная Е.Ф. Канкриным в 1839— 1843 гг. впервые установила в России серебряный монометаллизм. Главной платежной монетой устанавливалась серебряная (российской чеканки), а монетной единицей — серебряный рубль. Государственные ассигнации становились вспомогательным знаком ценности.
Заслуживает внимания последовательность проводимых мер по укреплению денежного обращения. Вначале была учреждена депозитная касса, в которой выпускались депозитные билеты, обеспеченные серебром рубль за рубль. В обмен на депозитные билеты от населения неограниченно принимались золото и серебро. Депозитные билеты свободно по предъявлении обменивались на металл, в результате за один год без затрат на это государства разменный фонд составил 38 млн. руб. Затем ассигнации, бывшие в обращении в качестве второстепенного денежного знака, стали обмениваться по курсу 3 руб. 50 коп. за один серебряный рубль. Завершилась денежная реформа выпуском в обращение государственных кредитных билетов и полной заменой ассигнаций, в результате было обеспечено объединение бумажно-денежных знаков с государственными билетами, получившими повсеместное хождение наравне с серебряными монетами и обеспеченными всем достоянием государства и разменными на двойную монету.
Таким образом, оздоровление денежного обращения было достигнуто путем восстановления металлического обращения.
Е.
Ф. Канкрин добился бездефицитного
бюджета, проявляя большую осторожность
в использовании
Информация о работе Возникновение, становление и развитие финансовой системы Российской Федерации