Возникновение, становление и развитие финансовой системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2011 в 14:00, реферат

Описание

Политические и социально-экономические реформы в России в XIX—XX вв. (до октября 1917 г.) и финансы.
Причины обострения финансовых проблем России во второй половине XIX в.
2.3. Становление финансовой системы социалистического государства.

2.4. Финансовая политика переходного от капитализма к социализму.

2.5. Особенности развития финансовой системы в СССР на этапе «развитого социализма».

2.6. Особенности финансов страны при переходе к рыночной экономике.

Работа состоит из  1 файл

развитие финансовой системы.doc

— 286.50 Кб (Скачать документ)

  Одновременно  с расходной сметой предприятия  или учреждения Народному банку сообщался и краткий производственный) план с указанием общего количества предполагаемого в течение) сметного периода выпуска изделий и их стоимости. Все без исключения денежные поступления за сдаваемые предприятиями! продукты своего производства и по всем другим доходным статьям, чеки, переводные билеты, наличные деньги сдавались самим предприятием или регулирующим данную отрасль производства учреждением в доход казны по данному предприятию или отрасли производства.

  Огромное  значение имела национализация банков. «Банки — это крупные центры современного капиталистического хозяйства. Тут собираются неслыханные богатства и распределяются по всей громадной стране, здесь — нерв всей капиталистической жизни». Поэтому дальнейшие меры Советского государства были направлены на превращение банка из центра экономического господства эксплуататоров в орудие рабочей власти и рычаг экономического переворота.

  Началось  решение этой задачи с первых дней социалистической революции, когда Советская власть, избегнув ошибки Парижской Коммуны, захватила Государственный банк. Затем, перейдя к национализации частных коммерческих банков, приступила к объединению национализированных банков, сберегательных касс и казначейств с Государственным банком, создавая таким образом основу единого Народного банка.

  На  первый план выдвигалась организация учета и контроля в тех хозяйствах, где уже экспроприированы капиталы, а также во всех остальных хозяйствах. Партия подошла вплотную к задачам управления, задаче практической организации по-новому самых глубоких, экономических основ жизни миллионов людей. В соответствии с этим определялись очередные задачи экономической и финансовой политики в области национализации банков, монополизации внешней торговли, государственного контроля за денежным обращением, введения удовлетворительного, с пролетарской точки зрения, поимущественного и подоходного налогов, введения трудовой повинности. Главными задачами в области финансов стали:

  1) Обеспечение финансовой централизации.  Проведение единой строго определенной  финансовой политики с обязательностью исполнения предписаний сверху донизу.

  2) Правильная постановка прогрессивно-подоходного  и поимущественного налогов. Контрибуция как форма обложения имущих классов должна была уступить место единому центральному государственному налогу.

  3) Введение всеобщей трудовой повинности и регистрация имущих классов. Поголовный учет имущего населения, закон, обязывающий иметь рабочие, налоговые и бюджетные книжки, давал возможность переложить тяжесть налогов на богатых.

  4) Замена старых денежных знаков  новыми, поскольку буржуазия, храня запасы денег, сохраняла за собой и экономическую власть, используя остающиеся в частной собственности денежные знаки в целях спекуляции, наживы и ограбления трудящихся. Поэтому предполагался ряд организационных мер и в том числе разработка типа декларации, обязательной к представлению каждым о количестве имеющихся у него денег, определение срока обмена старых денежных знаков на новые, и его условия. 

2.4. Финансовая политика  переходного от  капитализма к  социализму.

Финансовая политика данного периода была отражена и в программе Российской коммунистической партии (большевиков), принятой на VIII съезде партии в 1919 г. В ней отмечались изменения в социально-экономическом содержании государственного бюджета в связи с изменениями сущности государства в социалистическом обществе. Поскольку государственная власть при обобществлении средств производства, экспроприированных у капиталистов, перестает быть паразитическим аппаратом, стоящим над производственным процессом, и начинает превращаться в организацию, непосредственно выполняющую функции управления экономикой страны, постольку государственный бюджет становится бюджетом всего народного хозяйства в целом.

  Это определяло и изменения источников доходов государственного бюджета, основой которых становилось непосредственное обращение в доход от различных государственных монополий. При таких условиях сбалансирование доходов и расходов было возможно лишь при правильной постановке планомерного государственного производства и распределения продуктов.

  Коренными задачами в области экономики  были названы максимальное объединение  всей хозяйственной деятельности страны по одному общегосударственному плану, наивысшая централизация производства, наибольшая слаженность всего производственного аппарата.

  Декретом  СНК от 22 февраля 1921 г. при Совете Труда и Обороны была создана  Государственная общеплановая комиссия для разработки единого общегосударственного хозяйственного плана на основе одобренного VIII съездом Советов плана электрификации (ГОЭЛРО) и для общего наблюдения за его осуществлением.

  Политика  «военного коммунизма», вызванная крайней нуждой, разорением и войной, состояла в применении разверстки, при которой у крестьянина брали все излишки, а иногда и часть необходимого для него продовольствия, для покрытия расходов на армию и на содержание рабочих. Отдавая государству хлеб по твердым ценам за бумажные деньги, без эквивалента, крестьянин фактически давал хлеб в ссуду. Это был единственный способ спасти голодного рабочего и восстановить промышленность в условиях крайнего расстройства денежной и финансовой систем, доставшихся Советской власти.

  Чрезмерное  использование царским правительством в годы империалистической воины  эмиссии денег (масса бумажных денег в обращении к началу Февральской буржуазной революций выросла почти в шесть раз, а покупательная способность рубля упала до довоенных 27 коп.) и рост государственного долга (за два года войны царизм удвоил внешний долг страны, который уже к началу 1914 г. был втрое больше ее золотого запаса, и еще на 8 млрд. руб. выпустил внутренних займов) привели к развалу и без того далеко не здоровые финансы страны. Временное буржуазное правительство, продолжавшее финансовую политику царизма, еще больше расстроило финансовую систему.

  В годы Гражданской воины и иностранной военной интервенции. к «керенкам» Временного правительства прибавились денежные знаки, выпускаемые 60 белогвардейскими и буржуазно-националистическими правительствами. Расстроенное товарно-денежное хозяйство сопровождалось исчезновением из оборота не только золотых и серебряных, но даже и медных монет.

  Советская власть с первых своих шагов столкнулась  с проблемой, оказавшейся не менее трудной, чем захват политической власти. Государственный банк и Министерство финансов были взяты большевиками без единого выстрела, но чтобы фактически овладеть этими двумя главными крепостями финансового капитала, жизненно важным финансовым центром экономики и сложнейшим денежно-кредитным механизмом с филиалами и отделениями по всей стране, пришлось сломить первый, хорошо организованный и заранее оплаченный капиталом саботаж против Советской власти. В течение 23 дней с начала революции правительство в Смольном не получало ни одного рубля. Каналы денежного обращения переполнялись денежными знаками разных мастей, а у правительства (Совнаркома и Советов на местах) не хватало не только финансовых ресурсов, но даже расчетных знаков.

  Банки, прекращая финансирование производства в первую очередь на предприятиях, где вводился рабочий контроль, создавали трудности в приобретении сырья и материалов. Вместе с тем они беспрепятственно выдавали деньги со счетов бывшим хозяевам, спешившим спасти свое богатство или помочь контрреволюции. Организация финансовых отношений на новых социалистических началах шла путем преодоления саботажа чиновников Государственного банка и Казначейства, отмены коммерческой тайны, расширения рабочего контроля за деятельностью администрации и регламентации деятельности частных банков, а затем их национализации и слияния с Государственным банком и учреждения Народного банка РСФСР.

  Финансовое  положение Советского правительства  было крайне тяжелым. Первые полугодовые  бюджеты за 1918—1919 гг. отличались большим  дефицитом. Дефицит бюджета на январь-июнь 1918 г. равнялся 83,3% всех его расходов, а бюджетный дефицит первого годового бюджета на 1920 г. был еще выше и составил 86,9% его расходов. Бюджетный дефицит покрывался главным образом эмиссией бумажных денег.

  В то же время первые бюджеты отражали не только тяжелое экономическое положение Советского государства и бремя расходов на оборону, и новую структуру его доходов и расходов. В формировании доходов бюджете наряду с поступлением контрибуции с буржуазии, чрезвычайного революционного единовременного налога и других налогов с населения предусматривались поступления доходов от государственного хозяйства. Однако натурализация хозяйственных связей резко снизила значение денежных налоговых поступлений. В расходах бюджетов почти в двое возрос удельный вес расходов на финансирование промышленности и более чем вдвое – на финансирование социально-культурных мероприятий.

  Получая продукты по разверстке, государство  перераспределяло их централизованно, без денег. Оплата труда производилась  через паек, выдаваемый по карточкам. В натуральной форме выдавалось до 80-90% зарплаты. Национализированные предприятия были переведены на бюджетно-сметное финансирование и централизованное снабжение сырьем, топливом и материалами. Все расчеты между государственными предприятиями производились безналичным путем, и деньги использовались лишь как средство учета и контроля.

  В период «военного коммунизма» товарно-денежные отношения были свернуты до минимума и «экономические ресурсы Советского государства были в тоже время  непосредственно и его финансовыми  ресурсами». Вместе с тем Наркомпрод оплачивал по установленным государственным ценам поступившую в его распоряжение от ВСНХ продукцию национализированной промышленности, а также продовольствие, заготовляемое у крестьян. В связи с натурализацией экономических отношений в течение 19919 г. проводилось слияние Государственного казначейства с учреждениями Народного банка, а затем в январе 1920 г. Национальный банк как самостоятельное кредитное учреждение было упразднено и его функции переданы финансовым отделам Наркомата финансов. Но значение распределения денежных знаков предопределялось крайне узкими пределами рыночного оборота.    

      Ослабленная войной и контрреволюцией экономика  и расшатанный налоговый аппарат  затрудняли мобилизацию финансовых ресурсов. В связи с этим Советам было предоставлено право взимания местных налогов. Они носили характер произвольно налагаемой экспроприации, характерной для периода «красногвардейской» атаки на капитал, и стабильным источником доходов бюджета долго быть не могли.

      X съезд партии, приняв решение о переходе к новой экономической политике, о замене разверстки натуральным налогом, поручил ЦК пересмотреть в основе всю финансовую политику. Основой финансовой политики и перестройки финансовых отношений стало обеспечение перехода от чрезвычайно и довольно хаотичных форм привлечения средств в бюджет к регулярным налогам. Финансовая программа, разработанная В.И. Лениным еще в 1918 г., была направлена на решение одновременно двуединой задачи: сокращения эмиссии денег и «втягивание» денег в бюджет, т.е. обеспечения возврата в государственную казну выпущенных в обращение денег.

      Декретом  ВЦИК от 10 октября 1921 г. «О мерах по упорядочению финансового хозяйства» критиковался сложившийся за революционное трехлетие 1918-1920 гг. взгляд на финансы как на отмирающий пережиток, а на деятельность Наркомфина – как на деятельность учреждения, в значительной степени отжившего и подлежащего ликвидации.

      Новая экономическая политика (НЭП) была направлена на развитие и расширение товарооборота. Задача эта решалась допущением частного, негосударственного обмена. Разверстка как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража заменялась натуральным налогом в таком размере, чтобы покрыть минимально необходимые потребности армии, городских рабочих и неземледельческого населения.

  Налог взимался в виде процентного или  долевого отчисления от произведенных  в хозяйстве продуктов, с учетом урожая, числа едоков и фактического наличия в хозяйстве скота. Общая сумма налога должна была быть меньше налагавшегося до сих пор налога путем разверстки обложения. Все запасы продовольствия, сырья и фуража после внесения налога оставлялись в полном распоряжении земледельцев и могли обмениваться ими в пределах местного хозяйственного оборота на продукты фабрично-заводской и кустарной промышленности как через кооперативные организации, так и на рынке.

  Одновременно  ставилась задача расширения оборота  промышленности. Но ограниченность ресурсов не позволяла восстановить сразу крупное государственное, социалистическое производство, поэтому на бюджетном финансировании были оставлены лишь жизненно важные отрасли народного хозяйства и предприятия: транспорт, металлургическая и топливная промышленность, объекты электрификации. Большое внимание было уделено восстановлению мелкой промышленности, которая могла немедленно оказать помощь крестьянскому хозяйству и поднять его производительные силы. На расширение оборота была направлена и политика партии по развитию кооперации и концессий, применению и максимальному использованию буржуазных специалистов. В соответствии с этим определялась и финансовая политика.

Информация о работе Возникновение, становление и развитие финансовой системы Российской Федерации