Возникновение, становление и развитие финансовой системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2011 в 14:00, реферат

Описание

Политические и социально-экономические реформы в России в XIX—XX вв. (до октября 1917 г.) и финансы.
Причины обострения финансовых проблем России во второй половине XIX в.
2.3. Становление финансовой системы социалистического государства.

2.4. Финансовая политика переходного от капитализма к социализму.

2.5. Особенности развития финансовой системы в СССР на этапе «развитого социализма».

2.6. Особенности финансов страны при переходе к рыночной экономике.

Работа состоит из  1 файл

развитие финансовой системы.doc

— 286.50 Кб (Скачать документ)

  В финансовом планировании и экономическом  стимулировании усиливалось нормативное начало. В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. в пятилетних планах министерствам, объединениям и предприятиям утверждались задания по общей сумме прибыли (а в отдельных отраслях — снижение себестоимости продукции) и нормативы ее распределения, нормативы заработной платы на рубль продукции, лимиты государственных капитальных вложений, платежи в государственный бюджет и ассигнования из бюджета, а также нормативы образования фондов экономического стимулирования, единого фонда развития науки и техники (для министерств).

   Среди мер по совершенствованию системы  финансирования работ по науке и  технике и стимулированию научно-технического прогресса важнейшими стали создание в министерствах и ведомствах единого фонда развития науки и техники; расширение кредитования затрат на подготовку и освоение производства новых видов продукции и новых технологических процессов; перевод научных и проектно-конструкторских организаций на новую прогрессивную форму расчетов по законченным и принятым заказчиком работам; создание в научных организациях фондов экономического стимулирования; изменение механизма распределения дополнительной прибыли, получаемой за счет надбавок к оптовым ценам на новую высокоэффективную продукцию, расширение практики взимания фиксированных платежей. 

    2.6. Особенности финансов  страны при переходе  к рыночной экономике.

  Решения апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС открывают новый исторический этап общественного развития в истории современного государства. Выдвинув концепцию ускорения социально-экономического развития СССР, Пленум отметил, что несмотря на принятый партией начиная с 1983г. ряд мер, не удалось преодолеть неблагоприятные тенденции, возникшие в экономическом развитии страны, и подчеркнул, что какой бы вопрос не рассматривали, с какой бы стороны не подходили к экономике, в конечном счете все упирается в необходимость серьезного улучшения управления, хозяйственного механизма в целом. В связи с этим обоснована необходимость перехода от экономического эксперимента к созданию целостной системы хозяйствования и управления и выдвинута концепция перестройки хозяйственного механизма.

  На XXVII съезде КПСС еще более остро была поставлена задача создания отлаженного хозяйственного механизма, причем отмечалось, что хозяйственное управление нуждается в постоянном совершенствовании. Но особенность этого этапа развития страны состоит в том, что нельзя ограничиться частичными улучшениями — нужна радикальная реформа.

  Центральный Комитет КПСС и  его Политбюро  определили основные направления перестройки  хозяйственного механизма. Одно из главных —  переход к экономическим  методам руководства на всех уровнях народного хозяйства, для чего следует усовершенствовать систему ценообразования, финансирования и кредитования, выработать действенные противозатратные стимулы, перестроить материально-техническое снабжение. Не менее важно раздвинуть границы самостоятельности объединений и предприятий, поднять их ответственность за достижение наивысших конечных результатов путем перевода их на полный хозрасчет, самоокупаемость и самофинансирование, поставив уровень доходов коллективов в прямую зависимость от эффективности их работы.

  Основу модели организации хозяйствования при переводе предприятий на полный хозрасчет, самоокупаемость и самофинансирование заложила отработка хозяйственного механизма, в том числе финансово-кредитного, в рамках экономического эксперимента в условиях двух частных экспериментов, проводимых с 1985 г. в Сумском машиностроительном производственном объединении им. М. В. Фрунзе Минхиммаша и производственном объединении «АвтоВАЗ» Минавтопрома.

   Новые условия хозяйствования для предприятий должны регламентироваться стабильными нормативами по трем направлениям финансовых отношений: с государственным бюджетом, с вышестоящими органами отраслевого управления и по формированию фондов экономического стимулирования.

   Одновременно  была поставлена задача — в кратчайшие сроки завершить разработку Закона СССР о государственном предприятии (объединении), фундаментального правового акта, призванного коренным образом изменить условия и методы хозяйствования в основном звене экономики и, опираясь на концепцию новых условий хозяйствования и обобщение накопленного за последнее время опыта, закрепить все лучшее, направленное на расширение хозяйственной самостоятельности, повышение роли и ответственности предприятий и производственных объединений, и тем самым положить начало оптимальному распределению прав и обязанностей между министерствами и предприятиями.

   Перед Госпланом СССР, Минфином СССР и  другими центральными экономическими ведомствами была поставлена задача сосредоточить внимание на обеспечении пропорционального развития народного хозяйства, проведении единой научно-технической, социальной, структурной, инвестиционной и финансовой политики. Через центральные экономические ведомства в первую очередь должны создаваться условия для эффективной деятельности предприятий и объединений.

   На  совещании в ЦК КПСС, предшествовавшем июньскому (1987 г.) Пленуму ЦК, М. С. Горбачев назвал главным недостатком, из-за которого экономическая реформа и усилия по совершенствованию управления в 60—70-х годах не давали полного эффекта и не доводились до логического конца, то, что совершенствование хозяйственных отношений начиналось сверху, на уровне центральных органов управления.

  В финансовом отношении недостатки в  деятельности отраслевых министерств отражались в неэффективном использовании средств государственного бюджета и централизованных фондов, в порочной практике перераспределения средств между подведомственными предприятиями и значительном количестве убыточных и малорентабельных предприятий.

  Перестройка в управлении экономикой должна была создать предприятиям заинтересованность в росте денежных накоплений, расширении финансовой самостоятельности в формировании и использовании финансовых ресурсов, оставляемых предприятию на основе долговременных стабильных экономических нормативов и норм.

  Банки должны были стать заинтересованными  партнерами предприятий, активными  участниками их хозяйственной деятельности, не допускать вовлечение кредитов в покрытие финансовых прорывов или упущений в работе. Обязанность предприятий —- эффективно использовать и своевременно возвращать кредиты, но и механизм кредитования должен был поставить заслон нарушению этих обязанностей.

  При распределении прибыли предполагалось полнее использовать принцип продналога, т. е. строить платежи в бюджет не на основе прибыли, а из прибыли платить за ресурсы.

  Финансовый  аспект совершенствования планирования проявился в предложении обеспечивать выполнение плана экономическими методами, а именно используя цены, тарифы, нормативы, налоги, платежи в бюджет и госзаказ. Подчеркнуто важное значение жесткого норматива формирования заработной платы в зависимости от произведенного национального дохода (чистой продукции).

  Перестройка в деятельности министерств и  экономических ведомств: Госплана СССР, Госснаба СССР, Минфина СССР, банков, а также Советов Министров союзных республик, местных органов была направлена на переход к экономическим методам руководства, увязку хозрасчетных интересов предприятий с общегосударственными интересами, на разработку прогрессивных, научно обоснованных экономических норм и нормативов, совершенствование ценообразования, кредитного и всего банковского дела, перестройку плановой работы,. повышение роли экономического анализа в принятии хозяйственных решений, строжайший режим экономии и предотвращение всевозможных бесхозяйственных затрат и потерь.

   Попытка сдержать падение темпов экономического роста форсированным использованием экстенсивных факторов роста национального  дохода привела к снижению фондоотдачи, замедлению оборачиваемости оборотных средств, острой нехваткой рабочей силы. На фоне экономических трудностей и снижения темпов прироста национального дохода в народном хозяйстве нарастало финансовое напряжение.

   Государственный бюджет ежегодно утверждался и исполнялся с превышением доходов над расходами, но это достигалось не за счет повышения эффективности общественного производства, а такими неоправданными ни экономически, ни социальными путями, как широкая продажа на мировом рынке нефти и других топливно-энергетических ресурсов, необоснованное изъятие в бюджет собственных оборотных средств предприятий, организаций, подрывающие условия их нормальной хозяйственной деятельности, наращивание производства и реализации винно-водочной продукции. Поступление в бюджет налога с оборота от продажи алкогольных напитков увеличилось в одиннадцатой пятилетке по сравнению с восьмой пятилеткой на 102 млрд. руб.

   При невыполнении плановых заданий трех последних пятилеток по росту производства и его эффективности расходы на заработную плату систематически превышали плановые. Это содействовало разрыву между денежными доходами и платежеспособным спросом населения и их материальным покрытием. Количество денег в обращении за 1971—1985 гг. возросло в 3,1 раза при увеличении производства товаров народного потребления в два раза.

   В сфере финансов, кредита и денежного  обращения предстояло решить крупные задачи. Устаревшая финансовая система не стимулировала повышения эффективности хозяйствования и зачастую преследовала сиюминутные, фискальные цели. И кредит в значительной мере утратил свою роль: не обеспечивалась его возвратность, размыты границы, отделяющие его от безвозмездного финансирования. Главными недостатками в сфере товарно-денежных отношений стали отрыв оборота финансовых и кредитных ресурсов, денежных средств от движения материальных ценностей, перенасыщение народного хозяйства платежными средствами. В результате рубль не в полной мере выполнял роль активного средства финансового контроля.

  Финансовые  трудности взаимосвязаны с перекосами в ценообразовании. По многим видам продукции сложился необоснованно высокий уровень рентабельности, не отражающий действительной эффективности производства. Одновременно затраты на производство и реализацию самых различных видов продуктов и услуг покрывались быстро растущей бюджетной дотацией. Суммарный объем дотаций из госбюджета превысил в 1987г. 73 млрд. руб. Необоснованно заниженные цены на продукцию не стимулировали наращивание ее производства, дотации из бюджета приводили к иждивенческим привычкам. Завышенные цены, обеспечивающие получение избыточной прибыли, не побуждали к снижению затрат и повышению эффективности.

  Без радикальной финансово-кредитной  реформы, как и без реформы  ценообразования, направленных на всестороннее финансовое оздоровление народного хозяйства, нельзя было создать новый хозяйственный механизм управления экономикой.

  В материалах июльского 1987 г. Пленума  ЦК КПСС четко были определены конкретные задания по практической перестройке финансово-кредитного механизма в отдельных сферах.

  Перед Министерством финансов СССР была поставлена задача перейти к осуществлению принципиально новой финансовой политики, основанной на сочетании интересов государства и предприятий, привести стиль, методы и формы работы в соответствие с новыми методами хозяйствования и обеспечить подлинный контроль за эффективностью хозяйствования. Определены и кардинальные изменения управления кредитом.

  В двенадцатой пятилетке предполагалось завершить реформу планирования, ценообразования финансово-кредитного механизма, перейти в основном к оптовой торговле средствами производства и создать тем самым целостную систему управления.

  Однако  реальная действительность внесла серьезные  коррективы как в процессе изменения механизма управления экономикой, так и в оценку исторического опыта формирования и функционирования советской финансовой системы.

   Перед страной была поставлена задача перехода от административно-командной системы управления экономикой к рыночной экономике.

Политические  события августа 1991 г. и октября 1993 г. привели к изменению государственного устройства, ориентации

общественного развития и новой социально-экономической  финансовой политике.

   Изменения в организации финансовых отношений  происходили быстрыми темпами, и  если в годы перестройки (1985 — 1991) в  основном была сделана попытка усилить воздействие финансов на повышение эффективности общественного производства за счет некоторого ослабления финансовой централизации, через расширение финансовых прав предприятий и отдельных звеньев финансовой системы, то с 1992 г. начался новый

период  как в истории страны, так и  в истории развития финансовых отношений.

  Это был период слома советской финансовой системы и попытки формирования финансовой системы, свойственной государствам с развитой рыночной экономикой.

Информация о работе Возникновение, становление и развитие финансовой системы Российской Федерации